• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Стиль
  • Отношения
  • Карьера
  • Звезды
  • Еда
  • Вдохновение
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Анастасия Тетерук /

«Я эмоционально выгорела на работе» — такой приговор все чаще себе выносят люди. Это становится даже хорошим оправданием частого ухода на больничные или причиной увольнения. Большинство по большому счету не понимает, что такое «эмоциональное выгорание». Раздражение, боль в теле, плохое настроение на работе многие отождествляют с ним.

А на самом деле это тяжелое функциональное состояние, у которого множество побочных эффектов, и чтобы избавиться от них, нужен длительный период восстановления.

Что такое «синдром эмоционального выгорания»?

Синдром эмоционального выгорания — это регресс профессионального развития. Человек испытывает отрицательные эмоции, напряжение, внутренние психологические конфликты, психосоматические реакции от длительного напряжения в работе. Этот синдром испытывают здоровые люди, чья работа связана с интенсивным и постоянным профессиональным общением. Это профессии типа «человек — человек»: работники системы образования, медицинские работники, социальной сферы, сферы обслуживания.

«Эмоциональное выгорание» включает в себя три обязательных симптома:

  • эмоциональное истощение;
  • равнодушное отношение к работе;
  • обесценивание профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение характеризуется чувством усталости от работы. Человек безразличен к обязанностям. Глядя на таких людей, создается впечатление, что у них не осталось сил, чтобы испытывать «настоящие» эмоции.

Равнодушное отношение к работе. Человек общается формально, даже пренебрежительно — и с клиентами, и с партнерами, и с коллективом. В медицинской сфере, сфере образования и услуг, человек лишь поверхностно интересуется запросами и проблемами тех, с кем он работает.

В продажах, например, «выяснение потребностей клиентов» и «послепродажное обслуживание» игнорируются. Это слишком энергозатратно. Все сводится к формальной процедуре: «Хочешь — покупай и плати. Не хочешь — тогда до свидания». Раздражение склонно накапливаться, поэтому неудивительно, что конфликты с клиентами становятся частым явлением.

Обесценивание профессиональных достижений. У человека возникает чувство профессиональной некомпетентности и профнепригодности. Все достижения и успехи в работе обесцениваются. А личные умения и навыки кажутся настолько примитивными, что овладеть ими может и школьник.

Ошибочно принимать раздражение и отсутствие желания ходить на работу за эмоциональное выгорание.

Если работник ощущает отсутствие сил, снижение настроения, нежелание выполнять обязанности, но ему достаточно выходных или отпуска, чтобы прийти в форму, то это обычная усталость. При эмоциональном выгорании человеку требуется длительный период, чтобы восстановиться. Однако после возвращения к работе состояние выгорания обязательно возвращается. Смена рода профессиональной деятельности — часто единственный выход из этого состояния.

Помните, что чувство усталости не сопровождается обесцениваем себя как профессионала, циничным отношением к работе и клиентам, в отличие от эмоционального выгорания. Работник любит свою профессию, ценит себя как специалиста, уважает клиентов, но в конкретный период ему нужен отдых.

Причины синдрома эмоционального выгорания

Индивидуальные особенности личности

Перфекционисты и люди с высоким уровнем притязаний в большей степени подвержены эмоциональному выгоранию. Эта категория людей, которые стремятся выполнять обязанности идеально и точно в срок, не допуская ошибок. Цели всегда ставят сложные, не ищут легких путей. Если отмечается несоответствие между требованиями к себе и реальным результатом, то самооценка падает, наступает разочарование в себе как в профессионале.

В зоне риска находятся высокотревожные люди и люди, ориентированные на внешнюю оценку.

Люди с высоким уровнем тревожности беспокоятся буквально за каждую мелочь, чрезмерно обеспокоены будущим результатом, строят негативные прогнозы. Жизнь превращается в сплошные волнения.

Люди, ориентированные на внешнюю оценку, считают, что выполняют полезную работу для общества и оценить результаты могут только окружающие. У них нет личных стандартов, по которым можно определить, насколько хорошо или плохо выполнены обязанности. Недобрые отзывы, оценка или взгляд клиентов заставляют их всякий раз сомневаться в своей профессиональной пригодности.

Профессии категории «человек — человек»

Это специалисты, чья работа связана с ежедневным и интенсивным общением с людьми. Многие компании ставят клиентоориентированность на первое место, требуя от сотрудников индивидуального подхода к каждому, гипервежливости, гиперкоммуникабельности, гиперуслужливости. Все это отнимает много энергии и сил. Более того, клиенты все разные, и угодить каждому не всегда получается.

Рабочие факторы

Отсутствие самостоятельности, морального и материального поощрения, гиперконтроль со стороны руководства, подавление инициативности, вызывают отрицательные эмоциональные реакции у сотрудников. Ведь таким образом руководители тормозят их профессиональное и карьерное развитие.

Такие факторы, как отсутствие хорошо оборудованного рабочего места, комфортных перерывов на обед и отпуска, возможности общения с коллегами, формируют дискомфорт, что в итоге приводит к выгоранию.

Как справиться с «эмоциональным выгоранием»

Шаг 1. Профессиональная саморефлексия

Любое решение проблемы начинается с ее осознания. Человеку важно принять, что работа вызывает отвращение. А далее выяснить причины: что же привело к подобному состоянию? Само содержание работы, компания, руководитель, условия? Когда причина будет понятна, у человека будет четкое представление: решаема ли проблема, как много времени это займет и насколько радикальные меры надо предпринимать.

Шаг 2. Уйти в отпуск/ перейти в другой отдел/ уйти из компании

На мой взгляд, что-то из этого обязательно должно случиться. Важно дистанцироваться от проблемы или на некоторое время, или вовсе. Отпуск, например, это хороший диагностический инструмент, чтобы понять, действительно ли у вас выгорание или просто усталость.

Некоторые компании предлагают возможность перевода сотрудников в аналогичный/ смежный отдел. Обязанности остаются теми же, меняется только окружение. Работа закипела по-новому, есть удовлетворенность и сдвиги к лучшему — значит, проблема была во внешних условиях. Если и на новом месте работа истощает, не приносит удовлетворения и наблюдается вышеописанная триада симптомов — значит выгорание.

Допустим, сходили вы и в отпуск, поработали в другом отделе, а работа по-прежнему истощает и раздражает — меняйте сферу профессиональной деятельности. Возможно, вы состоялись как специалист и нужен карьерный рост.

Или, наоборот, нужен рост профессиональный. Когда набор обязанностей постоянен и предсказуем, вы начинаете их выполнять на автомате. Их периодически нужно расширять и усложнять, чтобы не наступил профессиональный регресс.

Вполне возможно, что вы и не соответствуете по психологическим качествам своей профессии (например, интроверты работают менеджерами по активным продажам, а экстраверты специалисты по выписке первичных документов), то есть профнепригодны. И в этом нет ничего страшного, просто пора заняться действительно своим делом.

Можно предлагать стандартные советы типа: делегируйте обязанности, разделяйте личную и профессиональную жизнь, больше отдыхайте. Но я убеждена, что все это не избавит вас от проблемы выгорания, а лишь создаст временную и иллюзорную попытку ее решения.

Статья подготовлена психологом, специалистом по подбору и развитию персонала Анастасией Тетерук:

«Если вы не можете справиться с проблемными ситуациями на работе, не знаете, как вести себя с начальством или коллективом, не умеете эффективно организовать свой рабочий день, пишите по адресу lina@tutby.com. Я обязательно поделюсь своими рекомендациями и как психолог, и как специалист по персоналу».

-31%
-50%
-20%
-50%
-45%
-28%
-50%
-25%
-70%
0062969