Анастасия Тетерук / Фото: pixabay.com /

Офис формата open space — это офис без стен и перегородок, где трудятся порой до нескольких десятков человек. Выбор такой планировки не значит, что босс хочет сэкономить, разместив всех сотрудников на одной площади, выделяя им лишь маленький островок личного пространства в виде рабочего кресла и стола. Хотя и экономия ресурсов также одна из причин создания открытых офисов.

Для чего руководство использует open space?

Контроль работы сотрудников. Босс может открыто наблюдать, без навязчивого вмешательства, насколько усердно вы трудитесь над отчетом, как ведете переговоры и как часто отвлекаетесь на кофе и перекуры. Наблюдение в полевых условиях — хороший инструмент контроля сотрудников. По результатам понятно, когда и за что персонал стоит премировать или лишить бонусов, оправдан ли запрос на повышение зарплаты. И оправдаться «я делал звонки», если на самом деле не делал, а болтал с коллегой, не получится. Ведь работа же на виду.

Удовлетворение потребности в живом общении. Это удобно, если коллектив совместно работает над общим проектом и задачей. Не надо бегать с бумагами и стучаться в кабинеты к коллегам, чтобы обсудить идеи. А для творческой работы — open space отличное решение. Получается мозговой штурм в естественной среде, без организации совещаний. Кроме того, в таком пространстве удовлетворяется естественная потребность в общении. А значит, не нужно регулярно выходить на перекуры или кофе-паузы, отнимающие минут 10 на одну организацию, чтобы обменяться новостями. Достаточно сделать пару шагов к столу коллеги и пообщаться. И экономия времени, и потребность удовлетворена.

Отсутствие «внутренних сплетен». Обсуждать коллег, которые сидят через два-три стола от вас, не каждый готов. Чтобы посплетничать, можно выйти на кухню или улицу. Но рискнуть в открытую бегать каждый раз не получится. Никто же не хочет получить выговор или неодобрительный взгляд коллег.

Минусы офиса open space

Научное издание The Asia Pacific Journal of Health Management опубликовало в 2008 работу исследователей из австралийского университета Queensland University of Technology. Результаты исследования показали, что офисы формата open space повышают давление, вызывают конфликты и являются одной из причин увольнения сотрудников.

Открытые офисы создают сложные условия труда: постоянный шум (разговоры коллег, нескончаемые телефонные звонки, работающие принтеры). Выполняя задачи, многие сотрудники не могут в таком режиме сконцентрироваться и работать продуктивно.

Постоянный шум, отсутствие личного пространства, теснота повышают уровень конфликтности в коллективе. Каждый сотрудник «обнажен» перед всеми: поведение, разговоры и даже звуки чавканья на слуху.

Интровертам хуже всего

В открытых офисах больше всех страдают интроверты. Интроверты — тип личностей, ориентированных на себя, собственный внутренний мир. Им нелегко работать в большом коллективе, так как они любят уединение и предпочитают трудиться в одиночестве. Жизненные силы и энергию они черпают не в окружающем мире, а из собственных ресурсов.

Уже само нахождение в коллективе перевозбуждает интровертов. Работа — то место, где уединиться не получится. Переговоры с клиентами, общение с коллегами, отчеты перед руководством, совещания отнимают у них энергию. Даже если и коллектив устраивает интровертов, то поговорив с одним сотрудником, они обычно испытывают острое желание уйти, сделать перерыв, «глотнуть воздуха». А дальше — готовы снова к общению. Примечательно, что многочасовая работа за компьютером, заполнение бумаг, расчеты и сверка цифр и прочая работа, не предполагающая общение, не так утомляет интровертов.

Оpen space для интровертов — это настоящий стресс. Личной зоны нет, не считая стола, а поведение на виду. Если работой интроверт дорожит, то вряд ли он поменяет ее только из-за офиса open space. Но есть чересчур чувствительные особы, которые подолгу сидят без работы, только бы найти место, где будет и физически, и психологически комфортно.

Как выжить интровертам в офисах открытого типа

Устранить минусы open space полностью или сменить офис вряд ли удастся, но сделать обстановку вокруг себя более комфортной реально. Создать удобное пространство может сам интроверт, либо же в этом деле могут помочь специалисты по персоналу компании. Вот несколько рекомендаций.

Диагностика типа личности

Я бы порекомендовала сотрудникам отдела персонала проводить хотя бы первичное экспресс-тестирование на предмет, экстраверт или интроверт кандидат. Интроверту можно даже в офисе open space подобрать укромной уголок, находящийся вдали от рабочего эпицентра. Хорошо бы приберечь такой уголок для потенциальных сотрудников. Самых же активных экстравертов посадить в центре, так как люди их не смущают и не мешают работе.

Персонализация рабочей зоны

Персонализация рабочего места — хороший способ искусственно создать уголок личного пространства. Многие компании достаточно терпимо относятся к желанию сотрудников оформить на свой вкус рабочее место. Собственный стул, небольшое комнатное растение, пару рамок с фото родных на столе, создадут интровертам чувство уюта, комфорта.

Режим «гибкий офис»

У офисов обычно следующая планировка: основное рабочее место, кухня, переговорная и, если повезет сотрудникам, комната отдыха. Руководитель, зная особенности сотрудников-интровертов, вполне может расширить их рабочую зону. Часть работы при возможности перевести на фриланс. Встречи с клиентами и партнёрами разрешить организовывать вне офиса:

  • на территории клиентов / партнеров
  • в кафе
  • коворкинги (свободное пространство, открытое для всех желающих, которое позволяет пользоваться всеми ресурсами офиса)
  • переговоры по скайпу.

Переговорку можно использовать как место для решения задач. Если сотрудник-интроверт работает с ответственными и сложными задачами, то ему можно разрешить ее эксплуатировать чаще, чем другим сотрудникам. Интроверту сложно работать в общем офисе, находясь среди такой концентрации людей. Если сотрудник-интроверт действительно ключевое звено в рабочих процессах и его рабочая зона может быть организована гибко, то это хорошая рекомендация руководителям.

Установить правила совместного существования

Обычно обитатели офиса open space, понимая особенности их рабочего пространства, совместно устанавливают правила, чтобы работать можно было комфортно.

Чтобы задействовать все каналы восприятия информации (и аудиальный, и визуальный), оговорите правила как устно, так и прикрепите распечатанный список правил, оставив его на рабочем столе, чтобы маячил перед глазами.

Обычно это бытовые правила: как разговаривать, чтобы не мешать другим, принимать или не принимать пищу за рабочим столом, режимы проветривания, уборка рабочих мест. Согласовать их совместно не составит труда, так как каждый желает работать в комфортных условиях.

Кроме правил совместного общежития интроверты нуждаются и в установлении личных правил, чтобы работать и чувствовать себя комфортно. Не нужно бояться рассказать коллегам об особенностях своей личности: вы любите работать в тишине, когда не отвлекают без необходимости, о личных темах предпочитаете поговорить после работы. Только не говорите это с надменным или чересчур раздражительным тоном, а то иначе можно прослыть «мизантропом». Спокойным тоном расскажите о своих предпочтениях, ссылаясь, что правила не из-за предвзятого отношения к коллективу, а относятся ко всему коллективу. Дело лишь в особенностях характера и предпочтениях работать без разговоров. Замалчивание усугубит положение: коллеги всячески будут тормошить интроверта, вызывая на контакт или подозревать в недобрых намерениях.

Статья подготовлена психологом, специалистом по подбору и развитию персонала Анастасией Тетерук:

«Если вы не можете справиться с проблемными ситуациями на работе, не знаете, как вести себя с начальством или коллективом, не умеете эффективно организовать свой рабочий день, пишите по адресу lina@tutby.com. Я обязательно поделюсь своими рекомендациями и как психолог, и как специалист по персоналу».
 

-15%
-30%
-18%
-20%
-10%
-14%
-10%
-30%
-10%
-25%