102 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Прививать всех желающих от COVID-19 начнут в апреле. Вакцина будет от белорусского предприятия
  2. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  3. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  4. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  5. Суд по делу «ноль промилле», новые задержания, планы по экстрадиции Тихановской. Что происходит 2 марта
  6. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  7. «Тут мы ощущаем жизнь». Как семья горожан обрела счастье в глухой деревне и открыла там бизнес
  8. Минчанка из списка Forbes отсидела 20 суток и рассказала о «консервативном патриархате» в Жодино
  9. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  10. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  11. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  12. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  13. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  14. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  15. Получающих зарплату «в конвертах» планируют привлекать по «административке»
  16. Водители жаловались, что после поездки по М10 не могут отмыть машины. Вот что рассказали дорожники
  17. Ватные палочки, серные пробки. Врач — о том, из-за чего еще слух может стать хуже
  18. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  19. Минское «Динамо» начинает первый за четыре года плей-офф. Чего ждать от «зубров»
  20. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц
  21. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  22. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  23. Экс-президента Франции Саркози признали виновным в коррупции и приговорили к тюремному заключению
  24. Что известно о «собственной ракете для „Полонеза“», которую создали в Беларуси
  25. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  26. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
  27. В Минске продолжают судить врача БСМП и журналистку TUT.BY. Приговор огласят сегодня — в 16.00
  28. С 2 марта снова дорожает автомобильное топливо
  29. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  30. Одних только опций — на 65 тысяч евро. В Минск привезли первый экземпляр Mercedes S-класс нового поколения


Анастасия Тетерук /

О них говорят с гордостью и поднятой головой, о них не стыдно рассказывать на работе и дома, а руководителям всегда интересно, есть ли они у сотрудников и какого масштаба. Речь идет о достижениях. Вообще достижения — вещь очень субъективная. Если для одного работника повышение по карьере или увеличение продаж в своем отделе — это достижение, то для другого это естественная закономерность в профессиональной жизни.

Фото: forbes.pl

Прежде всего достижение — это успешно достигнутый результат в работе.

В зависимости от того, кому именно результат работы принес больше пользы — себе или компании, достижения можно отнести к двум категориям:

  • личное достижение

  • профессиональное достижение.

Личное достижение приносит пользу исключительно самому работнику, это:

  • приобретенные новые черты характера в процессе выполнения работы. Например, если человек раньше был импульсивный, неусидчивый, невнимательный, а в работе присутствуют операции с деньгами, оформлением деловых документов, в т.ч. и на иностранном языке, то у него сформировались усидчивость, сосредоточенность и концентрацию;

  • новые знания и умения, которые способствуют профессиональному развитию и карьерному росту;

  • сформированный положительный образ «Я-профессионал» благодаря получению благодарностей и поощрений со стороны руководства.

Профессиональное достижение работника приносит пользу не только ему самому, но и его компании, коллективу, руководству. Это о том, что человек не просто что-то там ДЕЛАЛ, но и реально СДЕЛАЛ. Достижения в работе показывают, что у специалиста есть профессиональные цели в жизни и что он добивается реальных результатов, а не создает видимость, просто присутствуя на рабочем месте и проводя время от зарплаты до зарплаты. Достижения отражают цифры и факты, которые были получены специалистом в определенный период своей работы.

Откуда растет проблема?

Я замечаю, что часто встречается проблема следующего характера: многие руководители не хотят признавать или признают частично (очень условно) достижения своих сотрудников. Почему так? Может, достижения ваши и не такие уж показательные или все дело в руководителе? Завидует? Хочет позлорадствовать? Тиран? Или глупец, не понимающий реально, с каким выдающимся подчиненным работает?

Проблему «непризнанных сотрудников» я решила рассмотреть на примере в подходе «трансактный анализ» известного психоаналитика Э.Берна. В каждом из нас есть три основных эго-состояния: Ребенок, Взрослый, Родитель. Э. Берн прекрасно описал сущность своего подхода в книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Временами мы проявляем себя как Ребёнок, на какое-то время становимся Взрослыми, а периодами ведём себя как Родители. Для каждой из этих позиций характерны свои как положительные, так и отрицательные черты и особенности проявления в поведении.

Ежедневно в общении с другими все бессознательно демонстрируют эти роли. Исключением являются манипуляции, когда некоторые намеренно надевают маску беззащитного ребеночка или заботливого родителя-покровителя, чтобы получить от собеседника желаемое или заставить его сделать так, как хочется манипулятору. И не надо думать, что строгих и деловых директоров минуют все эти игровые роли. Именно из-за этих ролей, вернее из-за проявления их негативных сторон, происходит недооценка и непринятие ваших достижений в работе.

Как относятся к достижениям руководители, принимая те или иные роли, я покажу на примерах.

Руководитель-ребенок. Непосредственный и эмоциональный. Все что думает, то и говорит, не беспокоясь о последствиях. К достижениям относится двояко: или радуется как дитя, хлопая в ладоши и требуя «хочу еще и еще», или надувает губы и морщится, потому что сотрудники у конкурентов все равно лучше работают.

Даже если у подчиненных есть действительно значимые достижения, не исключено, что руководитель-ребенок их обесценит. Он не умеет объективно и реально оценивать вклад и усилия сотрудников.

В роли ребенка руководитель может демонстрировать различные его подвиды.

Спонтанный ребенок. Ведет себя естественно, импульсивно, эмоционально и эгоцентрично: «Ну и что, что вы увеличили продажи в 5 раз. Повод для гордости нашли. И я так могу» или «Ух ты! Здорово! Как продажи у вас пошли! А сможете еще раз так, а?!»

Приспосабливающийся ребенок. Это боязливый, беспомощный человек, который ищет опоры в другом и идет на уступки всем: «Какие у вас цифры в продажах. Ой, а если не поверят и обвинят нас в махинациях?!» или «Ой, я не помощник вам. Я не знаю, что сделать, чтобы цифры увеличились еще. Спросите того, кто знает лучше».

Бунтующий ребенок. Протестует, угрожает: «Если у вас не будет достижений, я уволю! Вы назло мне всегда всю работу делали плохо!» или «Я не намерен никого обучать! Я что, учитель что ли или директор?!»

Руководитель-родитель. Требовательный и ценящий нормы, долг и правила. Авторитарен. Такой руководитель может признавать достижения сотрудников, с определенным «но» и «если». Если все соблюдено по правилам, согласно уставу и, конечно же, советам директора, то сотрудников ожидает похвала и признание. В случае если выполнено что-то не по наказу руководителя, даже если и результат положительный, то непременно ждет подчиненных критика, выговор.

В роли родителя руководитель может демонстрировать различные его подвиды.

Заботливый родитель. Утешает, исправляет ошибки: «Мы обязательно достигнем еще большего успеха. Вы, конечно, молодец, поработали неплохо, но на будущее лучше сделать так…».

Критический родитель. Грозит, критикует и приказывает: «Почему вы не достигли продаж в 5 раз, а только в 3 раза? Ведь мною были предоставлены все условия для этого. Так нельзя. Вас нужно контролировать постоянно! Вы так ничему и не научились, а я вас учил целый год!»

Руководитель-взрослый. Он способен реально, объективно оценить и приять достижения сотрудников. Критикует конструктивно. Действует исходя из объективных фактов, а не из личных предпочтений. «Я рад, что у вас увеличение числа сделок! Поздравляю! Сравнивая показатели с прошлым месяцем, вижу прогресс. Вы заслужили вознаграждение».

Фото: zengerfolkman.com

Чем рискует босс

Каждый может подумать, что со стороны все это выглядит несерьезно. На самом деле, упершись рогами в какую-то роль и тем самым не признавая достижения своих сотрудников, руководители серьезно рискуют. Любой человек нуждается в признании результатов, похвале и поощрении (моральном и материальном). Когда он вкладывает в дело не только свои знания и умения, но душу, становится по-настоящему обидно. Если сценарий повторяется всякий раз, то наступает уход «непризнанных сотрудников» из компании, тем самым вызывая негативные процессы:

  • ухудшение качества работы.

  • снижение удовлетворенности трудом;

  • низкая лояльность;

  • демотивация;

  • саботаж;

  • текучесть персонала.

Распознать манипуляции и быть взрослым

Важно отличать: принятая боссом роль — манипуляция или просто бессознательно проигрываемая роль. В манипуляциях чаще всего осознанно принимают определенный облик, чтобы извлечь выгоду для себя любимого, в основе лежат скрытые эго-мотивы.

Для начала следует понять, в какой роли (эго-состоянии) находится босс. Эго-состояния распознаются через невербальное поведение (выражение лица, жесты и положение тела), а также через речевые клише, присущие конкретному типу ролей. Советую прочитать заинтересованным книгу Э.Берна. Там подробно описаны особенности поведения и речи каждой из ролей, а также приведены наглядные примеры.

Если роли — это всего лишь манипуляции, то важно не попадаться на крючок. Именно роли ребенка и взрослого являются манипулятивными.

Самый опасный дуэт — это когда встречаются перекрестные роли. Они уже обладают способностью производить на свет конфликты. В этих случаях на вопрос дается неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Например, когда на реплику подчиненных «я увеличил продажи в 3 раза по сравнению с прошлым месяцем, посмотрите аналитику» боссом дается ответ: «Ну и что? Подумаешь, достижение. Все так могут!». На исходящий от взрослого стимул дается реакция спонтанного ребенка. Когда встречаются такие перекрестные роли (ребенок — взрослый, родитель — взрослый и пр.), то начинаются взаимные упреки, служебные конфликты, угрозы увольнения и жалоб в вышестоящие органы, а закончиться все может заявлением об увольнении.

Не включайте роли Ребенка и Родителя с боссом. Это порождает еще большее напряжение, так как роли априори проигрышны. Работа — деловая сфера вашей жизни, где нужно быть рациональным и объективным.

Помните, что роль Взрослого рациональна, последовательна, точна. Покажите, что ваши достижения — это реально успешные результаты, а не всего лишь какие-то результаты. Вы можете еще раз проговорить весь процесс достижения результата: представить цифры, аналитику, отзывы клиентов. Если необходимы отзывы экспертов-коллег, то можете и их представить. Хочет руководитель видеть это в форме отчета — предоставьте отчет. Самое главное не играть по сценариям Ребенка и Родителя, поддаваясь на уловки босса и обрекая себя на проигрыш. Будьте выше, будьте взрослыми в своей жизни.

Статья подготовлена психологом, специалистом по подбору и развитию персонала Анастасией Тетерук:

«Если вы не можете справиться с проблемными ситуациями на работе, не знаете, как вести себя с начальством или коллективом, не умеете эффективно организовать свой рабочий день, пишите по адресу lina@tutby.com. Я обязательно поделюсь своими рекомендациями и как психолог, и как специалист по персоналу».
 

-15%
-35%
-10%
-10%
-10%
-10%
-25%
-20%
-10%
-50%
-30%