• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Звезды
  • Вдохновение
  • Еда
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


/

Маша Черякова живет в Нидерландах. Туда ее из Беларуси еще в детстве увезли родители. Повзрослев, поняла: хочет вернуться. И не просто вернуться, а делать что-то важное для родной страны. Прямо сейчас она учит белорусок социальному предпринимательству и мечтает в ближайшее время отправить в печать первый англоязычный путеводитель по Беларуси.

О Маше многие слышали — она одна из создательниц популярной книги «Гэта Беларусь, дзетка!», в которой собраны не самые обычные факты о жизни в Беларуси. Многим читателям они показались обидными или даже колючими. Однако Маша призналась: она готова не только шутить над национальными особенностями и проблемами, но и предлагать решения.

— Я знаю, что в Беларуси есть проблемы. В то же время вижу: есть люди, готовые эти проблемы решать. И я предлагаю помощь, — рассказывает она. — Лично свою миссию я вижу в том, чтобы развивать не очень популярный в стране белорусский язык и въездной туризм. Именно поэтому все книги, которые я пишу, выходят на белорусском и английском. С белорусским мне помогают, я, к сожалению, этого языка не знаю…

Какое-то время назад Маша разработала для Беларуси образовательную программу «Bizz4all», а сейчас тренирует женщин в проекте «Женское предпринимательство с социальным акцентом».

«Женщины, будьте добры друг к другу»

Не так давно Маша выпустила еще одну книгу — она называется «Смелая дзяўчынка». Это — история девочки, которая отважилась на приключения, чтобы доказать: в жизни многое решает не сила, а смелость. Так же и в женском предпринимательстве.

— Нужно перестать сравнивать себя с другими, особенно с мужчинами. Нам, как показывает практика, приходится преодолевать разные трудности. Не стоит себя жалеть, надо брать и делать, — говорит Маша Черякова. — Колоссальная разница между мужчинами и женщинами в том, что женщины менее уверены в себе. Сомневаются ли мужчины? Конечно. Но они не позволяют сомнениям останавливать их так часто, как это бывает у женщин. Поэтому мой первый совет женщинам: будьте увереннее.

Маша Черякова вспоминает результаты социального эксперимента. «Градус» уверенности экспериментаторы решили выяснить интересным способом: показывали одно и то же объявление о вакансии мужчинам и женщинам. Оказалось, что большинство женщин готовы откликнуться на вакансию, если только на 100 процентов соответствуют перечисленным требованиям. Мужчины менее скромны: если кандидат хотя бы на 60 процентов соответствовал запросу работодателя, он смело соглашался.

— Лучше всегда думать о развитии, а не опускать руки и сидеть на одном месте. Всегда можно доучиваться и приобретать важные навыки по ходу, — советует Маша.

Она приводит еще один интересный факт: согласно исследованиям, в глазах окружения компетентность женщины снижается примерно на треть, если она уверенно и бойко доносит свою мысль. И это «падение» компетентности гораздо выше, чем у мужчин, которые ведут себя таким же образом.

— И знаете что? В большинстве случаев именно женщины осуждают друг друга. Я рекомендую не давать друг другу субъективные оценки, а обращать внимание на конкретные результаты и профессионализм каждой из нас. Именно когда женщины поддерживают друг друга, начинают происходить невероятные вещи. Поэтому будьте добры друг к другу — это еще один мой совет, — говорит Маша. — Тренируйтесь. Попробуйте для начала хотя бы на неделю поменять свое отношение к коллегам-женщинам и ловить себя на каждой негативной мысли, которую допускаете в их адрес.

Ведь и без этой неприязни (к слову, есть для этого даже специальный термин — мизогиния) сегодня женщины сталкиваются с трудностями в бизнесе, которые редко знакомы мужчинам. Например, инвесторы куда менее охотно готовы вкладывать деньги в женское предпринимательство. Еще момент: у женщин, по статистике, больше рисков, связанных с распадом бизнеса, из-за готовности выносить на обсуждение неприятные вопросы и больше делать «для людей, а не для денег».

— В то же время такая ориентация «на людей», а не на непосредственно продукт, товар и сервис, может стать уникальным предложением на рынке. И такие варианты тоже могут быть выигрышными, — комментирует Маша. — И это как раз и есть поле социально ориентированного бизнеса.

«Умные» контейнеры и Библиотека моды. Есть что подсмотреть

Социальный бизнес — это бизнес, прибыль которого идет на решение определенной социальной, культурной, экологической проблемы либо на поддержание и развитие самого предприятия, его сотрудников.

— Обычно такой бизнес представлен на открытом рынке. То есть вы и добро делаете миру, и соревнуетесь с конкурентами. Это не так просто, но реально, — уточняет Маша. — Вряд ли вы, занимаясь социальным предпринимательством, станете безумно богатой, но хорошо себя чувствовать в материальном плане точно сможете.

И основывается собеседница на своем опыте: шесть лет назад они вместе с сестрой запустили в Нидерландах свой социальный стартап «BinBang». Это предприятие по производству модульных контейнеров для дома, которые предназначены для раздельного сбора отходов.

Маша вспоминает: идея лежала на поверхности, и они просто ее подхватили и «раскрутили». Дело в том, что в Нидерландах сортировать мусор должны все, но долгое время это было очень неудобно делать в квартире, да и сам процесс накопления отходов выглядел неопрятно.

Тогда девушки и разработали компактные, но вместительные ящики для разных типов мусора. Потом постепенно их совершенствовали: например, встроили в ящик для пластика пресс, который помогает сжимать пустые бутылки. Чуть позже появилась в мусорках smart-система: ноу-хау взвешивает отходы, образующиеся в домохозяйстве, и переправляет информацию коммунальным службам. Чем меньше мусора образовалось, тем меньше приходится семье платить за его вывоз. И теперь семьи мотивированы снижать потребление.

— Модуль из двух контейнеров стоит 70 евро. Вырученные деньги мы тратим в основном на информационную работу с населением по экологическим темам, много внимания уделяем той же сортировке отходов, — рассказывает социальная предпринимательница о том, как перераспределяет выручку. — Людям, которые по разным причинам не могут купить контейнеры, но хотят сортировать отходы, мы даем урны бесплатно.

И других вдохновляющих примеров социального бизнеса вокруг Маши очень много. Например, она с удовольствием рассказывает про свой опыт использования сервиса «Библиотека моды» — вдруг такая появится в Беларуси.

— В Амстердаме такая библиотека очень популярна. Это — место, где можно взять на время не книги, а одежду. Я люблю наряды, но не хочу бесконечно их покупать. Шестимесячный абонемент за 70 евро позволяет мне менять наряды так часто, как мне хочется, — делится необычным опытом она. — И это тоже пример социального бизнеса. И, кстати, очень «зеленого». Ведь перед нами креативный способ снижения потребления. Кроме того, для производства новых вещей не тратятся ресурсы, а новые отходы не образуются быстро.

Удачным стартапом с социальным оттенком в Беларуси Маша считает идею производителей мыла «Каралі». Они в каждую коробочку с мылом вкладывают «кусочек» истории.

«На хорошую идею люди скидываются»

Маша Черякова как предпринимательница со стажем рекомендует по возможности на первом этапе вкладывать в бизнес только свои сбережения. Если их не хватает, можно пробовать «собирать деньги с народа». Алгоритм простой: размещаешь на какой-нибудь краудфандинговой платформе свою идею, если она нравится — люди перечисляют на ее воплощение определенную сумму.

— Это отличный способ проверить, нужен ли твой проект обществу. Если он нравится, приносит пользу, скорее всего, соберет нужную сумму. Считайте, это проверка проекта на полезность, — говорит Маша. — Я так уже собрала нужные суммы на издание своих книг. Получилось также собрать необходимые 40 тысяч евро на первую партию контейнеров. Сейчас мне нужно 15 тысяч евро на издание первого путеводителя по Беларуси на английском языке. Я отношусь к этому процессу философски: если не соберу, значит, не соберу…

Маша советует женщинам проще относиться к ошибкам и неудачам, рассматривать их как ценный опыт, а не причину остановиться.

— Всегда будут люди, которые критикуют, ведь намного сложнее в делах видеть позитив. И это не должно сломить, — резюмирует Маша. — Предпринимательство — это одинокое путешествие, иногда рядом никого не бывает, и нужно одной идти к цели дальше. Я это чувствую, когда из Беларуси возвращаюсь в Нидерланды. Там я часто спрашиваю «зачем я это делаю?». А когда попадаю в Минск снова — все сомнения растворяются. Ничего не бойтесь!

-40%
-30%
-10%
-20%
-20%
-70%
-10%
-15%
0065419