Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Карьера


Ходить на работу с удовольствием, не чувствуя раздражения и эмоциональной усталости, для многих мечта. А ведь мы так ответственно подходим к ее поиску: скрупулезно исследуем сайты компаний, читаем отзывы в интернете, тщательно изучаем вакансии.

И вот наступает момент долгожданного собеседования: все этапы пройдены успешно, обязанности понятны, условия работы замечательные. Идут месяцы, и вдруг наступает внезапное недовольство и работой, и самим собой. А казалось бы, все так хорошо начиналось. А тут клиенты не идут, сделки не закрываются, постоянные ошибки в документах, планы не выполняются. Кроме профессиональных проколов снижается работоспособность, появляется частое утомление, постоянное плохое настроение. А многим кажется, что начинается профессиональная и личностная деградация.

favim.com

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал недовольство своей работой. В такие минуты хотелось бросить все и уйти. Так в чем же дело? Почему возникает чувство «Ну не мое это место»?

Недовольство своим рабочим положением мы чаще испытываем в результате следующих событий:

  • Плановые или внеплановые внутриорганизационные изменения, требующие адаптации и перестройки рабочего режима: смена руководства, коллектива, направления бизнеса;
  • Отрицательные внутриорганизационные события, возникающие по вине других: задержка зарплаты, невыполнение плана, срыв заказов или поставок.

Нужно адекватно воспринимать подобные сложности на работе, они естественны для персонала любого уровня и сферы. Более того, они относительно кратковременны и не являются тотальными для сотрудника. Обычно рабочие трудности затрагивают сферу деловых отношений, кардинально не меняя личность сотрудника, его эмоциональный фон, отношение к работе, людям и миру в целом.

Но иногда чувство недовольства своим рабочим положением становится хроническим и несет неблагоприятные последствия. Всерьез подумать о смене работы стоит, если есть такие признаки:

  • Долговременность. Если более 3 месяцев вы испытываете апатию, отрицательные эмоции, часто болеете, замечаете, что меняетесь не только как личность (снижение самооценки, отрицательные изменения в характере), но и как профессионал (ухудшение профессиональной эффективности, качественных и количественных показателей в работе), то это серьезный сигнал спросить себя: «Ваше ли это место? Подходит ли вам такая работа?».
  • Тотальность. Чувство «не мое» затрагивает не только сферу деловых отношений, но и личных. Человек и дома мучается вопросом «а нужно ли мне это?». Более того, в процесс мучительных переживаний вовлекаются и домашние, друзья. Также и вне работы, например, в компании, человек не может отвлечься и расслабиться. Более того, на почве нелюбви к работе могут возникать иррациональные мысли: «я ни на что не годен», «у меня провалы и на работе и дома».

Если вы понимаете, что ваша работа вам не нравится, обязанности становится выполнять все труднее, но вы ищете для этого объяснения типа «это пройдет само собой», «это лишь банальное утомление» — знайте, что это психологические защиты, которые лишь блокируют осознание проблем.

favim.com

Можно выделить ряд признаков, которые сигнализируют: ваша работа не только не подходит вам, но и мешает вашему развитию:

  • Замедление или отставание профессионального развития.

Профессиональное развитие личности — это совершенствование способностей, знаний, умений, навыков сотрудника. В процессе работы человек приобретает как новые профессиональные качества, так и улучшает имеющиеся (например, многие навыки развиваются до уровня автоматизма). Если подобное не происходит либо идет с нетипичным отставанием — сравните себя с коллегами вашего профиля или себя в первый месяц работы и сейчас — это ведет к постепенной утрате и распаду имеющихся профессиональных качеств.

  • Неспособность приспособиться к изменениям и новым условиям труда в компании, результатом чего является полная или частичная дезадаптация.

Если сменилось руководство, месторасположение офиса или график работы, а вы чересчур болезненно реагируете в форме резких эмоциональных перепадов (страх, сильная тревога, депрессия или гнев), соматических изменений (повышается давление, появляется сыпь, головные боли) и когнитивных искажений («все будет плохо!», «я так не смогу работать!», «мне будет тяжело привыкнуть»), это серьезный повод задуматься, нужна ли вам эта компания в нынешней ситуации. Изменения случаются во всех организациях, и приспосабливаться к ним необходимо. Но если для вас это пытка, то стоит оставить место и искать более стабильную работу.

  • Проявление «профессиональной деформации личности».

Профессиональная деформация — это отрицательное влияние профессии на личность. Как правило, у представителей определенных профессий формируется определенное восприятие реальности, привычки и стиль мышления, которые негативно влияют на продуктивность, искажают личностные качества. Чаще профессиональная деформация характерна для представителей профессий «человек — человек» (врачи, педагоги, журналисты, социальные работники, психологи, руководители разного уровня и др.).

  • Эмоциональное выгорание.

Один из самых частых и первых симптомов профессиональной неудовлетворенности. Характеризуется классической триадой признаков.

Признак № 1. Эмоциональное истощение. Оно проявляется в сниженном эмоциональном фоне, в равнодушии или в перенасыщении, раздражении. Возникает чувство опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек осознает, что не может больше отдаваться работе с таким же желанием, как раньше.

Признак № 2. Деперсонализация. Проще говоря, это обезличивание, которое проявляется в равнодушном и даже негативном отношении к людям, обслуживаемым по роду работы (пациенты, клиенты, ученики и пр.). Контакты с ними становятся формальными. Возникают негативные установки, которые поначалу имеют скрытый характер и проявляются в сдерживаемом раздражении, а со временем становятся открытыми и приводят к конфликтам.

Признак № 3. Редуцирование (сокращение) личных достижений. Это проявляется либо в негативном оценивании себя как профессионала и личности, либо в снятии с себя ответственности и перекладывании ее на других.

  • Профессиональные заболевания.

Работа может отплатить нам за наш добросовестный или не очень труд не только материальными и эмоциональными издержками, но и профессиональными заболеваниями. Чаще с подобным сталкиваются производственные работники, но тем не менее от профессиональных «болячек» не застрахован никто.

Полагаю, что к числу профессиональных заболеваний можно отнести не только соматические болезни, но и появление симптомов психосоматических и психических заболеваний, если тому способствовали рабочие факторы. Многие исследователи давно показали, что мигрень, псориаз, экзема, невроз, депрессия и пр. возникают по ряду психологических причин. Если вы замечаете, что только во время работы у вас возникают симптомы болезни и продолжаются больше месяца, стоит задуматься, является ли здоровой ваша рабочая среда.

hr-media.ru

Просмотрите список еще раз. Замечаете эти признаки у себя? Как часто они проявляются? Если из списка вы отмечаете у себя до 3 симптомов, стоит заняться профилактикой, чтобы не усугубить положение. Если же больше 3, то профилактики очевидно недостаточно. Тут уместна реакция типа «борьба — бегство»: или же вы активно разрешаете рабочие трудности (предлагаете или вводите сами нововведения, берете ситуацию под контроль), или же покидаете текущее место работы.

Для поддержания физического и психологического благополучия необходимо уходить в отпуск, отдыхать в выходные, не тянуть работу домой, чаще проводить время с близкими людьми, проходить профилактическое обследование у врачей. В рабочее время посещайте профессиональные образовательные программы: курсы, семинары, тренинги. Устанавливайте деловые связи с коллегами из других компаний.

Если вы понимаете, что обычной физической и психологической гигиены явно не достаточно, а неудовлетворенность работой с каждым днем возрастает, то стоит серьезно задуматься о смене работы.

Cтатья подготовлена психологом, специалистом по подбору и развитию персонала Анастасией Тетерук:

«Если вы не можете справиться с проблемными ситуациями на работе, не знаете, как вести себя с начальством или коллективом, не умеете эффективно организовать свой рабочий день, пишите по адресу lina@tutby.com. Я обязательно поделюсь своими рекомендациями и как психолог, и как специалист по персоналу».

 

 

Нужные услуги в нужный момент
-30%
-20%
-67%
-50%
-35%
-50%
-50%
-99%
-10%
-20%