• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Карьера


На протяжении месяца мы собирали письма об актуальных для вас проблемах на работе. Что делать, если начальница затерроризировала, как отстоять свое право на отдых и лечение, почему коллектив вас не принимает — на ваши вопросы отвечает психолог и специалист по персоналу Анастасия Тетерук.

«Если вы не можете справиться с проблемными ситуациями на работе, не знаете, как вести себя с начальством или коллективом, не умеете эффективно организовать свой рабочий день, пишите по адресу lina@tutby.com. Я обязательно поделюсь своими рекомендациями и как психолог, и как специалист по персоналу».

 

Читатель:

«Здравствуйте. На lady.tut.by прочитал вашу статью. Я инженер-технолог локомотивного депо. Нас несколько человек, каждый отвечает за технологию ремонта тепловозов в каком-то определенном цехе. На меня же повесили 2 цеха и еще 2 вида деятельности при такой же заработной плате, как и у остальных. И у меня полный завал, я физически не успеваю. Слова начальника: «Должен успевать». Что делать? Как восстановить справедливость? И остаться на работе, чтоб не стать тунеядцем.

Психолог:

Здравствуйте. Я в вашей ситуации вижу два решения.

Первое — сделайте хорошее резюме и отправьте на все открытые вакансии по вашему профилю или смежные. Посмотрите, насколько вы востребованы на рынке, готовы ли вас пригласить на новую, более достойную работу. Если вы найдете лучшую работу, то конечно, лучше уволиться и перейти на новое место. Сами понимаете, труд человека должен достойно оплачиваться и уважаться.

Второе — метод «тонкая угроза». Скажите руководителю, что невозможно выносить такую нагрузку при такой з/п, поэтому вы скорее всего уволитесь, так как есть более достойные условия труда и ваша кандидатура интересна другим организациям. При этом упомяните, что на ваше место вряд ли найдется быстро хороший кандидат. Кто же пойдет выполнять такую напряженную работу за такие деньги? Если руководитель ценит вас как работника и поймет, что реально на ваше место никого не найдет, то, скорее всего, пойдет на ваши условия. Или снимет нагрузку, или повысит з/п.

В любом случае, вы лучше знаете ситуацию. Если считаете, что какой-либо из вариантов сработает — действуйте. Лучше действовать, чем сидеть на месте.

Надеюсь, что у вас все сложится. Желаю вам удачи.

Читатель:

— Добрый день, у меня такая ситуация. Ошпарила ноги кипятком, вынуждена была пойти на больничный. Начальница в ярости: говорит, что я оставила ей много работы. Но я не планировала уходить на больничный, поэтому некоторые недоделки остались. Как быть?

i2.wp.com

Психолог:

Здравствуйте. В вашем случае, руководству нужно твердо заявить, что вы не сможете выполнять работу по состоянию здоровья. Если есть справка, покажите ее. Здоровье — вещь нешуточная. Объясните руководству, что вы бы выполняли работу с большей радостью, чем сидеть на больничном. Вы же не целенаправленно покалечили себя.

Неплохим вариантом будет использовать «эффект сравнения». Предложите руководству вообразить следующую ситуацию: «Вот выйду я на работу с травмой. Как вы думаете, повлияет ли мое физическое состояние на скорость и качество работы? Я думаю, что да, причем не в самую лучшую сторону. И представьте ситуацию, когда я выздоровлю и приступлю к выполнению работы. Как сейчас мое состояние повлияет на скорость и качество работы? Я думаю, что эффективность будет другой». Пусть руководитель почувствует разницу и оценит итоги возможных последствий.

Или задайте руководителю вопрос в лоб: «А как бы вы поступили в моей ситуации? Наверняка ушли бы на больничный». Пусть руководитель на себе прочувствует возможную ситуацию.

В конце концов, скажите, что вы делаете все возможное, чтобы побыстрее вылечиться и выйти на работу. И тот объем работы, который вам нужно сделать, обязательно будет выполнен.

Читатель:

Доброго дня, Анастасия! Хочу выразить Вам благодарность за статью «Молодой-неопытный: как вести себя, если босс моложе вас». Спасибо за четкие рекомендации, уверен, многим они необходимы и статья поможет разобраться с некоторыми трудностями в работе! Скажите, а что делать начальнику, у которого в подчинении сотрудники, превосходящие его по возрасту и/или опыту?

Психолог:

Добрый день. Благодарю вас за обратную связь!

Считаю, что диалог и совместная командная работа — лучшие варианты. Согласитесь, люди в возрасте и с огромным стажем смотрят намного шире на работу и прислушиваться к их мнению стоит обязательно. Вот что не следует точно делать, так это всячески подчеркивать, что «я босс, а вы лишь подчиненные». Это раздражает. Людям в старшем возрасте часто сложно принять, что начальники могут быть намного моложе и стоять у руля огромного предприятия. Наоборот, нужно показывать ваши умения, знания, чтобы они допускали, что перед ними такой же профессионал, как и они. Подчеркивайте свои качества профессионала (рассказывайте, что уже сделали для предприятия, чему научились, что разрабатываете), т.е. покажите результаты, чтобы было понятно. Всякий может управлять, а вот делать свою работу профессионально — не каждый. Не важно, есть ли у вас в подчинении сотрудники старшего возраста. Важно — чтобы видели в вас профессионала. Тогда они и сами к вам потянутся.

Estiva.ru

Читатель:

Добрый день, Анастасия, прочитала вашу статью про начальника-деспота, спасибо, понравилось. Эта тема меня сейчас тревожит. Хочу поделиться с вами своей историей. Моя начальница очень умная женщина, она знает, как преподнести ту или иную информацию, на самом деле «прошаренная» во многих вопросах, психологически подкована. Но иногда у нее бывают моменты: она настаивает на своем, хотя неправа. Я не понимаю, с чем это может быть связано. Вообще мы часто обсуждаем какие-то вопросы, вырабатываем решения совместно. Но иногда она упрется в какое-то свое мнение и идет на принцип. Не далее как сегодня мы обсуждали отправку сотрудников в отпуска (я работаю специалистом по кадрам), и вдруг я вспомнила, что одна сотрудница работает по трудовому договору, а не по контракту, следовательно ей нужно выплатить отпускные за 2 дня. Предложила сдвинуть отпуск на 1 день вперед, чтобы не нарушать законодательство. Сотрудник согласен, в этом случае никакого нарушения не будет. И тут вдруг моя начальница говорит: не сдвигать, а оставить как есть (при этом не объясняя, почему она так решила). Я начинаю ссылаться на законодательство, говорить о том, что это будет нарушением, в ответ слышу «вы меня не убедили» и «делайте, как я сказала». Я говорю, что я сделаю, но всё равно считаю это нарушением — со всеми ссылками на законодательство. По итогу я делаю, как приказала начальница, и она мне дает задание написать письмо с запросом на разъяснение законодательства в Министерство. Я, конечно, написала этот запрос. Но вот сижу и думаю — что это было? Неужели моя начальница из разряда тех руководителей, которым нельзя «показывать, что ты умнее начальника»? Я вообще и не показывала, но считаю, что за свой кусок работы должна отвечать. Вот сижу и думаю — умный же человек моя начальница, 2 высших образования. Но что не так?..

Может, у вас будут какие-то идеи? Получается, что лучше промолчать, не спорить и смотреть, как на ровном месте происходит нарушение (вполне, кстати, серьезное) по моей части. Ждать, пока придет проверка и влепит штраф? Не нахожу для себя пока ответа.

Психолог:

Здравствуйте. Действительно, можно делать то, что хочет руководитель. Но предупредите ее, какие последствия от неправильной работы будут. Расскажите очень подробно о возможных санкциях после проверки. Если ее устраивает нестабильная ситуация, штрафы, эмоциональное напряжение коллектива, это ее выбор. Только твердо заявите, что вы поддерживаете ее решения и знаете о неприятных последствиях.

Да, и лучше скажите это при других сотрудниках, чтобы они понимали четко вашу позицию. И акцентируйте внимание на том, что от неверного шага плохо будет вашей организации, могут пострадать невинные люди. Она должна увидеть масштабы возможной проблемы. Второе — заявите, что вы профессионал и привыкли выполнять свою работу качественно, правильно. Скажите, что вы работаете на благо организации и не хотите серьезных проблем. Упомяните, что это ваш твердый принцип и работать неправильно вы не можете. Поэтому, к большому сожалению, вы серьезно задумываетесь о смене организации. Только не говорите резко: «Я увольняюсь». Скажите тактично, что вам очень нравится работать, но идти на риски в ущерб себе и компании вы не можете. Поэтому, чтобы наступило обоюдное согласие, лучше уйти. Поверьте, если вас ценят как специалиста, прислушиваются к вам, да и если начальник адекватно понимает ситуацию, то не исключено, что ее точка зрения поменяется.

estiva.ru

Читатель:

Добрый день. Я долго не решалась вам написать, несмотря на то, что проблема в коллективе и с управляющей для меня существует очень давно. Я потеряла себя, у меня снижена самооценка (так как у нас кто громче, тот и прав), коллеги всегда что-то делают со своей выгодой, тебе помочь не хотят (это ко всем новеньким такое отношение), хотят, чтобы тебе было трудно. А потом будут все обсуждать за твоей спиной. Моя жизнь разделена на две части, когда выходной (я им просто наслаждаюсь) и рабочие (считаю минуты до конца рабочего дня). Ночами мне стали сниться кошмары, и я просыпаюсь от чувства, что я плачу, сердце колотится, я вся потная. Мне стыдно, но я ненавижу свою работу, коллектив. Но не хватает смелости изменить эту ситуацию.

Психолог:

— Ваша ситуация мне напоминает классический вариант «выученной беспомощности». Феномен выученной беспомощности связан с пассивным, неадаптивным поведением человека.

Выученная беспомощность характеризуется проявлением дефицита в трех областях — мотивационной, когнитивной и эмоциональной.

Мотивационный дефицит проявляется в неспособности действовать, активно вмешиваясь в ситуацию.

Когнитивный — в неспособности впоследствии обучаться тому, что в аналогичных ситуациях действие может оказаться вполне эффективным.

Эмоциональный — в подавленном или даже депрессивном состоянии, возникающем из-за бесплодности собственных действий.

А еще различают беспомощность ситуативную и личностную.

Ситуативная беспомощность — это временная реакция на те или иные не подконтрольные человеку события. Это кризисные и чрезвычайные ситуации, например, пожар, потоп, ликвидация компании.

Личностная беспомощность — это устойчивая характеристика человека. Личностная беспомощность проявляется в замкнутости, эмоциональной неустойчивости, возбудимости, робости, пессимистичности мировосприятия, склонности к чувству вины, более низкой самооценке и низком уровне притязаний, равнодушии, пассивности.

Ваша ситуация мне напоминает больше личную беспомощность. Вы воспринимаете ситуацию как бесконтрольную и, соответственно, смиряетесь с ней. Оправдываете себя тем, что не хватает смелости или еще чего-то, чтобы исправить ситуацию. А реально вы делали попытки к изменениям? Говорили ли вы с коллегами? С руководством, о переводе, например, в другой отдел? Или вы просто воспринимаете ситуацию так? Ситуация вполне контролируема. Достаточно проявить больше активности и усилий — и разрешение однозначно будет.

Вы можете выбрать адаптивные и неадаптивные стратегии совладения со сложной ситуацией.

Адаптивные стратегии. Это стратегии, которые помогут вам не только разрешить проблему, но и сохранить свое психическое здоровье.

Среди них:

  • «Установка собственной ценности и чувства контроля ситуации». Форма поведения направлена на более глубокий анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них. Можно поговорить с коллективом «по-человечески» и выяснить, почему коллеги себя так ведут, возможно ли решение ситуации, которое удовлетворит обе стороны. Кроме того, стратегия предполагает повышение путем собственных усилий самооценку (думайте о своих положительных качествах) и веру в собственные ресурсы (жизненный опыт и знания, социальные связи в преодолении трудных ситуаций.
  • «Протест». Форма поведения, предполагающая открытое сообщение другим о своем недовольстве. Это и эмоциональная разрядка, и сигнал другим, что есть мнение другое, противоположное, с которым тоже надо считаться. Если замалчивать проблему, то все так и останется: окружающие видят, раз молчите — значит нормально. А многие еще и умудряются в манипулятивных целях воспользоваться пассивностью, чрезмерной чувствительностью человека.
  • «Поиск поддержки и установление связей». Есть ли в вашей компании человек, с которым можно душевно поговорить, рассказать о трудностях, попросить совета? Думаю, что в любом коллективе найдется хоть один близкий по характеру человек. Ну и, конечно, не забывайте о домашних и близких друзьях.

Неадаптивные стратегии. Это стратегии, которые не разрешают проблему, создают иллюзию разрешения или в худшем случае усугубляют текущее положение. Эти стратегии саморазрушительны и для личности.

Среди них:

«Смирение», «растерянность», «диссимуляция», «игнорирование» — все это пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.

«Подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность» — варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.

«Активное избегание», «отступление» — это стратегии предполагающие избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных межличностных контактов, отказ от решения проблем.

Выбор стратегии остается за вами. Но только адекватно оцените ситуацию: действительно она неконтролируема и неразрешима, стоит ли жертвовать своим психическим благополучием ради подобной работы?

Еще я увидела вашу несовместимость с коллегами. Получается, что психологически вы не приспособлены к работе в таком агрессивном коллективе. Возможно, у них главные убеждения: «Нужно делать деньги на работе, а коллектив — ничто», «Работа — борьба за выживание» и пр. У вас же: «Все мы люди, нужно по-человечески жить и работать». Убеждения в данном случае несовместимы, но каждая из сторон их придерживается и считает верными. Понятно, что люди все разные «и мил всем не будешь». Но если несовместимость влияет на ваше психическое здоровье, самочувствие и работоспособность, в таком случае рекомендуется сменить коллектив — перевесить работать в другой отдел или устроиться в другую компанию.

Нужные услуги в нужный момент
-50%
-20%
-50%
-35%
-10%
-10%
-30%
-70%
-20%
-12%
-20%
0058953