• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Карьера


«Маленькая выставка маленьких кукол» в галерее «Славутыя майстры» (наб. Троицкая, 6) впечатляет своей масштабностью. Каждый персонаж на ней имеет свою богатую историю создания. О том, что скрывается в деталях, мы поговорили с художницей по куклам Анастасией Адамович.

- Анастасия, я всегда думала, что художник рисует картины, а кукольник создает куклы. Словосочетание «художник по куклам» я слышу впервые. Это какой-то новый вид искусства?

- Да, авторская художественная кукла пришла к нам из США и Западной Европы относительно недавно – в 1990-е годы. Художественная кукла подразумевает наличие идеи, смысла, художественного вкуса, опыта. Это не народное творчество, не игрушка, не кукла-оберег. Это - произведение искусства. Проще говоря, кукла – это картина, написанная в трехмерном пространстве. Это серьезная, выверенная работа, состоящая из множества этапов, и включает в себя как исследовательскую часть, так и материальное воплощение.

- Что включает в себя исследовательская часть?

- При создании своих персонажей приходится тщательно подбирать подходящую для них одежду, аксессуары, даже цвет волос. И опираться в первую очередь не на свои сиюминутные желания, а на сюжетную композицию, отражающую историческую эпоху, к которой относится кукла; страну, в которой она живет; ее характер, жизненную историю. Чтобы это был единый гармоничный комплекс с четким, правильным сюжетом. Тут, помимо художественного вкуса и определенных навыков, требуются глубокие знания истории моды, мифологии, сказок.

- Получается, во всех деталях есть какой-то смысл? Например, свечка, ножницы и монетки появились рядом с Домовым на выставке не случайно?

- Конечно! Мой Домовой – это компиляция из разных представлений о нем, сложившихся в славянской мифологии. Монетки означают, что он - хранитель хозяйского благополучия; ножницы необходимы, чтобы помогать хозяйке дома; а свечка освещает путь, когда по ночам он веником гоняет мышей. Есть у Домового еще ложечка, которой он пьет молоко, оставленное благодарным хозяином. Даже размер этого персонажа выбран не случайно: он больше, чем мышь (а как же на них охотиться!); но в то же время достаточно мал, чтобы спрятаться под лавку.

- А теперь давайте перейдем к материальной сути работы. Какие этапы она включает? Ваши куклы прекрасно одеты и очень красивы. Вы все это создаете сами?

- Да, и в этом смысл. В процессе работы я реализую себя как скульптор, живописец, дизайнер одежды и обуви, визажист, парикмахер. В этом разнообразии – невероятное удовольствие. Сначала я разрабатываю эскиз, потом вылепляю голову, руки, другие необходимые жёсткие части. Затем на каркасе формирую объёмы тела, создаю голову и руки; перехожу к росписи лица, работаю с прической; и уже после приступаю к одежде, обуви. В большинстве случаев аксессуары и фурнитуру к своим куклам я изготавливаю сама - миниатюрные пуговички, пряжечки, сумочки, очки, часы и т.д. Но иногда в магазинах попадаются просто идеально подходящие предметы! Хотя даже в этом случае они подвергаются глубокой переработке. Например, мотоцикл, на котором сидит ведьма (представлен на «Маленькой выставке». - Прим. автора), изначально был кустарной моделью полицейского мотоцикла. Он был полностью переделан для "колдовских нужд". Признаюсь, это был тот редкий случай, когда мне потребовалась помощь мужа.

- Где вы этому всему научились?

- Это происходило постепенно. Я окончила художественный лицей, затем - академию искусств на отделении искусствоведения, позже устроилась на работу художником по сценическим костюмам. В то же время стала создавать свои первые куклы. И через какое-то время поняла, что нужно выбирать: или - или. И я выбрала кукол. Через новый опыт училась постоянно, и учусь этому до сих пор, хоть уже 8 лет это моя профессия.

- Сколько длится процесс создания одной куклы?

- Трудный вопрос. Во-первых, где его начало? Ведь вынашивание идеи – важный, долгий и трудоемкий процесс, который трудно измерить в минутах. Особенно если эта кукла тебе снится (смеется). Поиск информации тоже требует много сил. Масса времени уходит на то, чтобы найти нужные материалы и аксессуары. Порой уже физически ощущаешь, что ткань на этом платье должна быть такой, и никакой другой. И весь город исколесишь, чтобы найти тот самый лоскуток.

Не бывает так: получил заказ – сел работать – встал через несколько дней. В среднем заказчики получают куклы через месяц. Ведь обычно работа идет сразу над несколькими проектами. И у каждого из них – свой темп. Например, Собиратель сказок, фото которого мы разместили на афишу, создавался больше 8 месяцев. На начальном этапе казалось, что все хорошо, мужу нравилось, а я чего-то не видела, не могла поймать. Откладывала, занималась другими куклами, и в какой-то момент решение приходило. Долгими этапами, через размышления, споры с мужем, этот образ появлялся и рос. И в итоге получился именно таким, каким должен был получиться. Собиратель сказок - мечтатель и фантазер, который путешествует по разным странам, возможно, по другим мирам, в поисках новых волшебных историй. В свой чайник он поймал месяц, а его потрепанный дорожный сундук-чемодан пережил много увлекательных приключений.

- Вы создаете только сказочных героев?

- Нет. Я достаточно универсальна в своей работе. С удовольствием леплю и младенца, и бабушку, и маленькую девочку, и взрослую даму, и дедушку, и мальчика. Делаю и портретные куклы, и героев сказок, и – как в случае с Собирателем сказок – героев своих фантазий. Очень люблю создавать ангелов – они у меня тоже очень разные. На кукольной выставке в Праге даже случился забавный эпизод. Известная российская представительница "кукольного мира" никак не могла поверить, что все мои работы созданы одним человеком. Ей казалось, что я представляю двух или даже трех авторов. И мне было очень приятно, что профессионал, повидавший на своем веку тысячи кукол, обратил на это внимание. Ведь в этой сфере универсальность встречается не так часто. А я стремлюсь развиваться постоянно. И очень радуюсь, когда люди находят среди моих кукол свою и уже не могут с ней расстаться. Одна из моих Бабок-Ёжек оберегает от трудностей целую семью: по созданной ими легенде, стоит потрогать за башмачок эту куклу, и все разрешается. Это же чудесно!

- Что значит – находят свою куклу? Что привлекает человека в какой-то конкретной кукле?

- Все очень индивидуально. Например, в моих ангелочках люди часто узнают своих детей. Я же художник, всегда обращаю внимание на лица, неосознанно запоминаю их, и потом они находят выражение в моих героях. И когда родители видят копию своего ребеночка, только с крылышками и в таком красивом платьице, то уже не могут удержаться от такой покупки.

Молодые девушки и женщины часто, рассматривая моих бабушек, утверждают, что будут именно такими в старости. И говорят об этом с радостью и восторгом! Но больше всего мне нравится, когда серьезные, брутальные мужчины умиляются маленькими куколками. Например, наше знакомство с мужем началось именно с этого: на выставке в Москве, куда мы оба приехали из Минска, его привлекла моя кукла в виде девочки в костюме зайчика на детском утреннике. Позже я подарила ему ее в качестве свадебного подарка. Теперь она живет с нами.

- Писатели часто говорят, что в процессе написания романа их герои начинают жить собственной жизнью. Как обстоит дело в вашем случае?

- Точно так же. Каждая кукла – это индивидуальность. Нет одинаковых, даже если они создавались по одному эскизу. Вы сами можете убедиться: у одной Бабки-Ёжки больше лукавства, у второй – озорства, у третьей – хитрости, у четвертой - задумчивости. Любая из них начинает диктовать свои условия с самого начала – с момента росписи глаз. Смотришь в них – и что-то видишь. Позже она требует себе наряд, прическу, обувь... Куклы не могут поменяться одеждой, каждая из них должна быть в том, в чем она родилась. И да, я с ними и разговариваю, и хвалю, и ругаю. А как же иначе. Более того, они взаимодействуют между собой. Например, на выставке представлены "западно-европейская" Ведьма и "славянская" Баба-яга. Одна с жабой, другая – с ящерицей. Одна из них живет в деревне, вторая переехала в город. Это двоюродные сестры, которых я создала одновременно.

- А есть у вас среди них любимчики?

- Да, есть те, которые нравятся больше остальных – вокруг них я готова прыгать от радости! Но с каждой куклой у меня связана своя история, проведен свой диалог. Все они – часть меня. Я бы не выставила куклу, если бы она мне не нравилась. Среди экспонатов, представленных на выставке, для меня фаворитов нет.

- У всех творческих людей бывают периоды спада и подъема. Что вы делаете в той ситуации, когда заказчик ждет или выставка вот-вот начнется, работать надо, а вдохновения нет?

- Вдохновение – слово для поэтов-прокрастинаторов (смеётся). Это моя работа. Любимая, потрясающая, дарящая удовольствие и счастье. Но это работа. Я фрилансер, не привязана к работодателю и сама себе устанавливаю сроки, но тем эти сроки жестче. Я сама себя подстегиваю, и работать приходится постоянно. И нет ничего лучше для перезагрузки, чем переключиться на другой этап или другую куклу. В этом и вся прелесть, что работа настолько разнообразна, многоступенчата, она постоянно подстегивает, стимулирует.

Бывают периоды усталости после выставок: активная подготовка, ранние подъемы, общение с людьми, волнение забирают много сил и могут привести к моральному и физическому опустошению. Тут помогает недельный отдых. Но это обычная перезагрузка, а не кризис жанра.

- Начиная с мая это уже третья ваша персональная выставка. Как вы этого добились?

- Все получается само собой. Люди видят работы, они им нравятся, и мне делают дальнейшие предложения. Например, персональную выставку в галерее Савицкого в июле мне предложили организовать после того, как мы поучаствовали в Ночи музеев. А в галерее «Славутыя майстры» мои куклы «живут» постоянно. Эта галерея периодически устраивает расширенные экспозиции своих лучших мастеров. Вот пришла и моя очередь. (Улыбается.) К Рождеству планирую подготовить персональную выставку, посвященную сказке и Рождеству в Доме-музее Ваньковичей. Там – совершенно потрясающая атмосфера, и куклы прекрасно впишутся в интерьер, станут не просто экспонатами, а его украшением.

- Часто вам поступают заказы на портретные куклы?

- Желающие видеть в кукле свой портрет есть всегда. И я берусь за эти работы, чтобы получить дополнительный опыт, развиваться. Но для меня это самый сложный вид кукол. И дело не столько в технической части процесса, сколько в моральной. Например, одна женщина хотела подарить своему внуку куклу, похожую на себя, но… в образе клоуна. Пришлось постараться, чтобы внук с первого взгляда в этом клоуне – с красным носом и парике - признал свою бабушку. Я очень волновалась. Но все получилось – бабушку разоблачили сразу.

- Вы участвовали в большом количестве выставок, не один раз выставлялись персонально. Ваша популярность растет. Растет, наверное, и количество заказов. А работаете в одиночку. В сутках хватает часов?

- Заказы были всегда, но с уровнем мастерства вырастает оплата за него, которая является своеобразным фильтром. Поэтому количество заказов не растет как снежный ком. Для меня самое главное – качество. В процессе создания кукол нельзя спешить. Я физически не могу участвовать больше, чем в двух-трех выставках в году. Потому что куклы продаются, и их ассортимент надо пополнять. В этом году мы с мужем не поехали на выставку за границу, и только поэтому смогли организовать ряд персональных выставок в Минске. Всегда приходится выбирать. И я всегда помню о сроках, и выстраиваю свои рабочие часы так, чтобы никогда не опоздать, ничего не задолжать.

- В каком направлении будете двигаться дальше? В каких сказках будете искать новых героев?

 

- Чтобы создавать куклы, нужны не столько новые знания, сколько правильное внутренне состояние. Я стараюсь жить в свое удовольствие: окружаю себя приятными людьми, уютными вещами, гуляю по красивым местам. Из этого складывается ритм жизни, который отражается в работе. И конечно, в будущем мне хочется создавать еще лучшие произведения, чем я это делаю сейчас. За свою работу мне никогда не было стыдно, но стремиться есть к чему. Для меня самое страшное – это застрять на каком-то одном уровне, пусть даже на хорошем. В этом случае просто теряется смысл и цель процесса.

Нужные услуги в нужный момент
-30%
-49%
-18%
-10%
-20%
-45%
-20%
-10%
-60%
-20%
20170619