Делай тело
Вкус жизни
Отношения
Стиль
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Карьера


«Маленькая выставка маленьких кукол» в галерее «Славутыя майстры» (наб. Троицкая, 6) впечатляет своей масштабностью. Каждый персонаж на ней имеет свою богатую историю создания. О том, что скрывается в деталях, мы поговорили с художницей по куклам Анастасией Адамович.

- Анастасия, я всегда думала, что художник рисует картины, а кукольник создает куклы. Словосочетание «художник по куклам» я слышу впервые. Это какой-то новый вид искусства?

- Да, авторская художественная кукла пришла к нам из США и Западной Европы относительно недавно – в 1990-е годы. Художественная кукла подразумевает наличие идеи, смысла, художественного вкуса, опыта. Это не народное творчество, не игрушка, не кукла-оберег. Это - произведение искусства. Проще говоря, кукла – это картина, написанная в трехмерном пространстве. Это серьезная, выверенная работа, состоящая из множества этапов, и включает в себя как исследовательскую часть, так и материальное воплощение.

- Что включает в себя исследовательская часть?

- При создании своих персонажей приходится тщательно подбирать подходящую для них одежду, аксессуары, даже цвет волос. И опираться в первую очередь не на свои сиюминутные желания, а на сюжетную композицию, отражающую историческую эпоху, к которой относится кукла; страну, в которой она живет; ее характер, жизненную историю. Чтобы это был единый гармоничный комплекс с четким, правильным сюжетом. Тут, помимо художественного вкуса и определенных навыков, требуются глубокие знания истории моды, мифологии, сказок.

- Получается, во всех деталях есть какой-то смысл? Например, свечка, ножницы и монетки появились рядом с Домовым на выставке не случайно?

- Конечно! Мой Домовой – это компиляция из разных представлений о нем, сложившихся в славянской мифологии. Монетки означают, что он - хранитель хозяйского благополучия; ножницы необходимы, чтобы помогать хозяйке дома; а свечка освещает путь, когда по ночам он веником гоняет мышей. Есть у Домового еще ложечка, которой он пьет молоко, оставленное благодарным хозяином. Даже размер этого персонажа выбран не случайно: он больше, чем мышь (а как же на них охотиться!); но в то же время достаточно мал, чтобы спрятаться под лавку.

- А теперь давайте перейдем к материальной сути работы. Какие этапы она включает? Ваши куклы прекрасно одеты и очень красивы. Вы все это создаете сами?

- Да, и в этом смысл. В процессе работы я реализую себя как скульптор, живописец, дизайнер одежды и обуви, визажист, парикмахер. В этом разнообразии – невероятное удовольствие. Сначала я разрабатываю эскиз, потом вылепляю голову, руки, другие необходимые жёсткие части. Затем на каркасе формирую объёмы тела, создаю голову и руки; перехожу к росписи лица, работаю с прической; и уже после приступаю к одежде, обуви. В большинстве случаев аксессуары и фурнитуру к своим куклам я изготавливаю сама - миниатюрные пуговички, пряжечки, сумочки, очки, часы и т.д. Но иногда в магазинах попадаются просто идеально подходящие предметы! Хотя даже в этом случае они подвергаются глубокой переработке. Например, мотоцикл, на котором сидит ведьма (представлен на «Маленькой выставке». - Прим. автора), изначально был кустарной моделью полицейского мотоцикла. Он был полностью переделан для "колдовских нужд". Признаюсь, это был тот редкий случай, когда мне потребовалась помощь мужа.

- Где вы этому всему научились?

- Это происходило постепенно. Я окончила художественный лицей, затем - академию искусств на отделении искусствоведения, позже устроилась на работу художником по сценическим костюмам. В то же время стала создавать свои первые куклы. И через какое-то время поняла, что нужно выбирать: или - или. И я выбрала кукол. Через новый опыт училась постоянно, и учусь этому до сих пор, хоть уже 8 лет это моя профессия.

- Сколько длится процесс создания одной куклы?

- Трудный вопрос. Во-первых, где его начало? Ведь вынашивание идеи – важный, долгий и трудоемкий процесс, который трудно измерить в минутах. Особенно если эта кукла тебе снится (смеется). Поиск информации тоже требует много сил. Масса времени уходит на то, чтобы найти нужные материалы и аксессуары. Порой уже физически ощущаешь, что ткань на этом платье должна быть такой, и никакой другой. И весь город исколесишь, чтобы найти тот самый лоскуток.

Не бывает так: получил заказ – сел работать – встал через несколько дней. В среднем заказчики получают куклы через месяц. Ведь обычно работа идет сразу над несколькими проектами. И у каждого из них – свой темп. Например, Собиратель сказок, фото которого мы разместили на афишу, создавался больше 8 месяцев. На начальном этапе казалось, что все хорошо, мужу нравилось, а я чего-то не видела, не могла поймать. Откладывала, занималась другими куклами, и в какой-то момент решение приходило. Долгими этапами, через размышления, споры с мужем, этот образ появлялся и рос. И в итоге получился именно таким, каким должен был получиться. Собиратель сказок - мечтатель и фантазер, который путешествует по разным странам, возможно, по другим мирам, в поисках новых волшебных историй. В свой чайник он поймал месяц, а его потрепанный дорожный сундук-чемодан пережил много увлекательных приключений.

- Вы создаете только сказочных героев?

- Нет. Я достаточно универсальна в своей работе. С удовольствием леплю и младенца, и бабушку, и маленькую девочку, и взрослую даму, и дедушку, и мальчика. Делаю и портретные куклы, и героев сказок, и – как в случае с Собирателем сказок – героев своих фантазий. Очень люблю создавать ангелов – они у меня тоже очень разные. На кукольной выставке в Праге даже случился забавный эпизод. Известная российская представительница "кукольного мира" никак не могла поверить, что все мои работы созданы одним человеком. Ей казалось, что я представляю двух или даже трех авторов. И мне было очень приятно, что профессионал, повидавший на своем веку тысячи кукол, обратил на это внимание. Ведь в этой сфере универсальность встречается не так часто. А я стремлюсь развиваться постоянно. И очень радуюсь, когда люди находят среди моих кукол свою и уже не могут с ней расстаться. Одна из моих Бабок-Ёжек оберегает от трудностей целую семью: по созданной ими легенде, стоит потрогать за башмачок эту куклу, и все разрешается. Это же чудесно!

- Что значит – находят свою куклу? Что привлекает человека в какой-то конкретной кукле?

- Все очень индивидуально. Например, в моих ангелочках люди часто узнают своих детей. Я же художник, всегда обращаю внимание на лица, неосознанно запоминаю их, и потом они находят выражение в моих героях. И когда родители видят копию своего ребеночка, только с крылышками и в таком красивом платьице, то уже не могут удержаться от такой покупки.

Молодые девушки и женщины часто, рассматривая моих бабушек, утверждают, что будут именно такими в старости. И говорят об этом с радостью и восторгом! Но больше всего мне нравится, когда серьезные, брутальные мужчины умиляются маленькими куколками. Например, наше знакомство с мужем началось именно с этого: на выставке в Москве, куда мы оба приехали из Минска, его привлекла моя кукла в виде девочки в костюме зайчика на детском утреннике. Позже я подарила ему ее в качестве свадебного подарка. Теперь она живет с нами.

- Писатели часто говорят, что в процессе написания романа их герои начинают жить собственной жизнью. Как обстоит дело в вашем случае?

- Точно так же. Каждая кукла – это индивидуальность. Нет одинаковых, даже если они создавались по одному эскизу. Вы сами можете убедиться: у одной Бабки-Ёжки больше лукавства, у второй – озорства, у третьей – хитрости, у четвертой - задумчивости. Любая из них начинает диктовать свои условия с самого начала – с момента росписи глаз. Смотришь в них – и что-то видишь. Позже она требует себе наряд, прическу, обувь... Куклы не могут поменяться одеждой, каждая из них должна быть в том, в чем она родилась. И да, я с ними и разговариваю, и хвалю, и ругаю. А как же иначе. Более того, они взаимодействуют между собой. Например, на выставке представлены "западно-европейская" Ведьма и "славянская" Баба-яга. Одна с жабой, другая – с ящерицей. Одна из них живет в деревне, вторая переехала в город. Это двоюродные сестры, которых я создала одновременно.

- А есть у вас среди них любимчики?

- Да, есть те, которые нравятся больше остальных – вокруг них я готова прыгать от радости! Но с каждой куклой у меня связана своя история, проведен свой диалог. Все они – часть меня. Я бы не выставила куклу, если бы она мне не нравилась. Среди экспонатов, представленных на выставке, для меня фаворитов нет.

- У всех творческих людей бывают периоды спада и подъема. Что вы делаете в той ситуации, когда заказчик ждет или выставка вот-вот начнется, работать надо, а вдохновения нет?

- Вдохновение – слово для поэтов-прокрастинаторов (смеётся). Это моя работа. Любимая, потрясающая, дарящая удовольствие и счастье. Но это работа. Я фрилансер, не привязана к работодателю и сама себе устанавливаю сроки, но тем эти сроки жестче. Я сама себя подстегиваю, и работать приходится постоянно. И нет ничего лучше для перезагрузки, чем переключиться на другой этап или другую куклу. В этом и вся прелесть, что работа настолько разнообразна, многоступенчата, она постоянно подстегивает, стимулирует.

Бывают периоды усталости после выставок: активная подготовка, ранние подъемы, общение с людьми, волнение забирают много сил и могут привести к моральному и физическому опустошению. Тут помогает недельный отдых. Но это обычная перезагрузка, а не кризис жанра.

- Начиная с мая это уже третья ваша персональная выставка. Как вы этого добились?

- Все получается само собой. Люди видят работы, они им нравятся, и мне делают дальнейшие предложения. Например, персональную выставку в галерее Савицкого в июле мне предложили организовать после того, как мы поучаствовали в Ночи музеев. А в галерее «Славутыя майстры» мои куклы «живут» постоянно. Эта галерея периодически устраивает расширенные экспозиции своих лучших мастеров. Вот пришла и моя очередь. (Улыбается.) К Рождеству планирую подготовить персональную выставку, посвященную сказке и Рождеству в Доме-музее Ваньковичей. Там – совершенно потрясающая атмосфера, и куклы прекрасно впишутся в интерьер, станут не просто экспонатами, а его украшением.

- Часто вам поступают заказы на портретные куклы?

- Желающие видеть в кукле свой портрет есть всегда. И я берусь за эти работы, чтобы получить дополнительный опыт, развиваться. Но для меня это самый сложный вид кукол. И дело не столько в технической части процесса, сколько в моральной. Например, одна женщина хотела подарить своему внуку куклу, похожую на себя, но… в образе клоуна. Пришлось постараться, чтобы внук с первого взгляда в этом клоуне – с красным носом и парике - признал свою бабушку. Я очень волновалась. Но все получилось – бабушку разоблачили сразу.

- Вы участвовали в большом количестве выставок, не один раз выставлялись персонально. Ваша популярность растет. Растет, наверное, и количество заказов. А работаете в одиночку. В сутках хватает часов?

- Заказы были всегда, но с уровнем мастерства вырастает оплата за него, которая является своеобразным фильтром. Поэтому количество заказов не растет как снежный ком. Для меня самое главное – качество. В процессе создания кукол нельзя спешить. Я физически не могу участвовать больше, чем в двух-трех выставках в году. Потому что куклы продаются, и их ассортимент надо пополнять. В этом году мы с мужем не поехали на выставку за границу, и только поэтому смогли организовать ряд персональных выставок в Минске. Всегда приходится выбирать. И я всегда помню о сроках, и выстраиваю свои рабочие часы так, чтобы никогда не опоздать, ничего не задолжать.

- В каком направлении будете двигаться дальше? В каких сказках будете искать новых героев?

 

- Чтобы создавать куклы, нужны не столько новые знания, сколько правильное внутренне состояние. Я стараюсь жить в свое удовольствие: окружаю себя приятными людьми, уютными вещами, гуляю по красивым местам. Из этого складывается ритм жизни, который отражается в работе. И конечно, в будущем мне хочется создавать еще лучшие произведения, чем я это делаю сейчас. За свою работу мне никогда не было стыдно, но стремиться есть к чему. Для меня самое страшное – это застрять на каком-то одном уровне, пусть даже на хорошем. В этом случае просто теряется смысл и цель процесса.