Стиль
Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Карьера


Бизнес в нашей стране стал появляться не в лучшие с экономической точки зрения времена. Рушилось советское государство, в небытие уходил коллективизм и административно-командная система управления. Беларусь, которая считалась «сборочным цехом» Советского Союза, лишилась экономических связей, наработанных годами. Огромная инфляция, падение курса рубля, отсутствие сырья и остановка производства привели к тому, что люди теряли работу — как мужчины, так и женщины.

В условиях, когда инфляция достигала 1700%, зарождался белорусский бизнес. Мужчины массово уезжали на заработки, женщины хотели стать опорой семьи на месте. Чтобы прокормить детей, они уходили с неоплачиваемой работы, брали на себя роль лидера и кардинально меняли жизнь.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео низкого качества (10.31 МБ)
Скачать видео высокого качества (31.58 МБ)

Из образованных и интеллигентных сотрудниц научно-исследовательских центров, преподавательниц, бухгалтеров превращались в «торгашек и челночниц». Другой путь, также характерный для предпринимательниц «первого призыва», — приход в бизнес с хорошей чиновничьей должности, из горкома или обкома партии или комсомола, из структур, которые были ликвидированы в годы перестройки. В обоих вариантах бизнес стартовал через шок и стресс: он был рискованным прыжком в неизвестность. Кто-то в этот момент навсегда распрощался с любимой профессией или престижной должностью, а кто-то открыл в себе новые таланты и нашел работу по душе.

Психологи утверждают: все дело в том, что женщины легче адаптируются к кризисным ситуациям, реже опускают руки, потому что больше думают о детях. Они могут отказаться от престижного места и «легкой» работы, чтобы прокормить семью. Мужчины, ориентированные на лидерство, власть и материальное благополучие, в случае серьёзных проблем чаще опускаются «на дно».

favim.com

Сегодня, спустя двадцать с лишним лет со времен появления женского бизнеса в Беларуси, мы все еще не располагаем более или менее полными данными о его состоянии. Кандидат философских наук, доцент кафедры социальной коммуникации факультета философии и социальных наук БГУ Надежда Ефимова рассказала, что по оценкам экспертов доля женщин в разных секторах бизнеса распределилась неодинаково. В крупном бизнесе женщины составляют не более 10−15%, в среднем — около 50%, в малом — порядка 80%. Всего же доля женщин в отечественном бизнесе — примерно 30%. Однако точной статистики пока нет.

Женщины на рынке труда — это более качественная группа. Трудоспособных леди с высшим и средним образованием больше на 18%, чем мужчин. Однако в Беларуси женский труд оплачивается почти на четверть меньше, чем мужской. Также женщины лидируют среди безработных — их всегда увольняют в первую очередь. Бизнес становится именно той сферой, где женщины могут зарабатывать столько денег, сколько могут и хотят зарабатывать, развиваться так, как хотят. Однако и трудностей в самом бизнесе тоже более чем предостаточно.

— В рамках проведения социологического исследования, — рассказывает Надежда Ефимова, ─ мы попросили женщин-предпринимательниц сформулировать хотя бы основные проблемы, которые их волнуют, проблемы, с которыми они постоянно сталкиваются в своей жизни и деятельности. Среди них есть и недостаточное внимание со стороны государства к развитию бизнеса, и слабая компетентность специалистов в госорганах, и несовершенная законодательная база, и отрицательное отношение к женщине-предпринимательнице со стороны общества, государства, собственного мужа. Конечно, мешают и внутренние страхи: комплексы, чувство вины перед семьей…

Что мотивирует заниматься своим делом и с какими трудностями можно столкнуться при этом, LADY рассказали предпринимательницы Елена и Наталья, которые развивают бизнес в городе Осиповичи Могилевской области. Суммарно их опыт в предпринимательстве — более 30 лет.

Елена, владелица книжного магазина в Осиповичах, ушла в бизнес из медицины в конце 90-х.

По её словам, все потому, что в те годы появилась новая возможность — быть свободным в финансовом плане. Хотелось стать независимой, не получать мизерную зарплату. Тогда очень многие люди оставляли свои профессии и уходили кто в производство, кто в торговлю. Елена выбрала второе. Но торговать решила не товарами ежедневного спроса — продуктами или одеждой, а книгами.

─ Я искала нишу в Осиповичах, которая была бы не занята. У нас тогда, в 30-тысячном городе, не было ни одного книжного магазина. Мне стало интересно, поначалу восторг, эйфория. Теперь я все время занята в бизнесе. Семь дней в неделю в сезон, летом или перед праздниками, шесть — в остальные дни.

В конце 90-х женщины действительно устремились в бизнес. У нас многие мужчины, к сожалению, не приспособлены к жизни. Пришли, пива выпили, телевизор посмотрели и легли спать. Только 10−20% ─ сознательные, те, которые понимают, что нужно содержать семью, нести ответственность за своих детей. В основном это все ложится на женские плечи. Женщины знают: надо поднимать детей, дать им образование, помочь с жильем. У нас у всех такой стальной характер, потому что другого выхода нет. Либо расслабиться, и неизвестно что тогда с тобой будет, либо выживать, переступать через себя и идти дальше.

Елена признается: ей часто приходилось отстаивать себя и свое дело:

— Страшно было всегда, потому что никогда не знаешь, что будет завтра. Постоянно меняется законодательство, появляется масса причин, чтобы закрыть бизнес. Идей тоже много, но всегда есть страх: что-то поменяется в законодательстве и твоя идея не впишется в установленные рамки.

Чтобы бизнес процветал, считает предпринимательница, нужно не наплевательски относиться к делу. У тебя должен быть широкий ассортимент, потому что никогда не знаешь, что захотят спросить. Если нет — то пообещай человеку, что будет, и он вернется. Все просто:

— Нужно с душой к каждому покупателю подходить, советовать, рассказывать. Если этого нет, то все: к тебе просто не пойдут. Они найдут массу причин, ассортимент не тот, времени нет — но не придут.

Помимо бизнеса, Елена занимается домом и огородом.

— Я трудоголик, у меня и мама такая, и брат такой. Моей маме 81 год, она до сих пор огородом занимается — жить без него не может. Мне кажется, это от человека зависит. Можно прийти домой и сказать: «Как я устал после работы». А можно ведь и по-другому.

Признается, что по своей профессии скучает («она даже иногда мне снится»). Но понимает, что в медицине нет никакой перспективы.

— Я такой человек, что мне постоянно нужна какая-то учеба, какое-то саморазвитие. Вот освоила специальность, больше двух лет проработала — и все, мне это неинтересно. Должен быть следующий виток. А тогда это все остановилось.

В одном здании с книжным магазином находится фотостудия. Его хозяйка — очаровательная Наталья, мать троих сыновей, которая занимается бизнесом с 2003 года. Путь к фотографии был непрост:

─ Я много лет работала бухгалтером в различных организациях. В то время сидела в декретном отпуске, а предприятие обанкротилось. Мне некуда было выходить из декрета! Я решила чем-то заниматься, потому что моя зарплата на тот момент была $ 60, идти снова на государственное предприятие — значит получать те же деньги. А у меня родился второй ребенок… Хотя вопрос даже стоял не в деньгах. За определенный период я поняла, что не хочу работать на кого-то, быть маленьким винтиком в огромной машине, исполнять чью-то волю, когда мне что-то абсолютно чуждо. Мириться с этим очень тяжело.

Сначала Наталья думала торговать продуктами в киоске, но нашелся человек, который предложил купить ей свадебный салон.

«Тут даже вопроса не стояло: свадебный салон или продукты. Конечно, свадебный салон!»

Салон предоставлял услуги проката платьев, а это — закупка, реставрация, чистка. Наталья была не только хозяйкой, но и мастером на все руки. Вела бухгалтерию, общалась с клиентами, восстанавливала платья после свадеб. А в фотографию привела «довольно грустная история».

─ У меня была хорошая знакомая, которая давно мечтала о фотостудии. В то время мой салон находился в другом месте. Здание пришло в негодность, нам отключили свет и газ. Зимой отапливались с ведрами. Все выдержали, но в конце концов нас оттуда выгнали. Найти помещение в маленьком городе сложно. Там откажут, тут дорого. Понимаю: мне одной аренду не потянуть. Подруга предложила делить помещение пополам, совместив свадебный салон и фотостудию. Мы начали работать, люди к нам пошли…

А с 1 января 2007 года предпринимателям запретили иметь наемных сотрудников. В фотостудии работали наемные люди, потому что хозяйка жила за границей, предпринимательство было оформлено на Наталью. Переходить на фирму не было смысла — не тот бизнес. Оставалось два варианта: то ли закрываться, то ли продолжать самому. Наталья выбрала второй:

─ Место наработанное, люди его знают и идут сюда. Мне ничего не оставалось, как купить компьютер, фотоаппарат и освоить азы. Я села, начала работать, мне понравилось, потом надо было пройти аттестацию, а для этого — иметь соответствующее образование. Окончила курсы в Минске, получила корочку «Фотограф 4-го разряда».

С 2007 года Наталья разрывалась между свадебным салоном и фотостудией. Сначала справлялась со всем, но потом поняла: что-то одно все равно страдает. В мае 2015 г. решила расстаться с салоном, спрос на прокат платьев в Осиповичах упал, и полностью посвятила себя фотографии.

− Знаете, самое интересное, что и салон, и фотография — это все мои подростковые мечты. В начале 90-х мне в руки попала книга по целеполаганию и мотивации. Было несколько тестов, в том числе связанных с выбором профессий. Я выбрала тогда почему-то именно фотографа, хотя эта профессия в 90-х считалась вымершей и непрестижной. Новая волна популярности пришла с появлением цифровых камер. Поступать я думала на специальность «модельер-закройщик». Но в итоге отучилась в финансово-экономическом колледже. Если посмотреть, то фабрика по пошиву одежды реализовалась в свадебном салоне. Фотография — мои детские мечты…

Сегодня в Беларуси появляется «младшее» поколение предпринимательниц. В отличие от старших коллег, которые пришли в бизнес в тяжелые времена и собственное дело рассматривали как «палочку-выручалочку», молодые белоруски идут в бизнес с меньшим страхом и более осознанно.

— Для них предпринимательство, ─ отмечает Надежда Ефимова, ─ является уже естественной и нормальной сферой деятельности, о которой они могли думать и к которой могли готовить себя еще во время учебы. Некоторые из них росли в семьях, где бизнесом занимаются родители. Таким образом, они не понаслышке узнали, что такое бизнес, с юности ощущали себя продолжателями семейного дела. Но время бросает девушкам вызов. И государство, и гражданское общество должны не оставлять наших бизнес-леди без внимания.