Делай тело
Вкус жизни
Отношения
Стиль
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСР ЧТПТСБ ВС
    272829303112
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
реклама
реклама
реклама

Карьера


Бизнес в нашей стране стал появляться не в лучшие с экономической точки зрения времена. Рушилось советское государство, в небытие уходил коллективизм и административно-командная система управления. Беларусь, которая считалась «сборочным цехом» Советского Союза, лишилась экономических связей, наработанных годами. Огромная инфляция, падение курса рубля, отсутствие сырья и остановка производства привели к тому, что люди теряли работу — как мужчины, так и женщины.

В условиях, когда инфляция достигала 1700%, зарождался белорусский бизнес. Мужчины массово уезжали на заработки, женщины хотели стать опорой семьи на месте. Чтобы прокормить детей, они уходили с неоплачиваемой работы, брали на себя роль лидера и кардинально меняли жизнь.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео низкого качества (10.31 МБ)
Скачать видео высокого качества (31.58 МБ)

Из образованных и интеллигентных сотрудниц научно-исследовательских центров, преподавательниц, бухгалтеров превращались в «торгашек и челночниц». Другой путь, также характерный для предпринимательниц «первого призыва», — приход в бизнес с хорошей чиновничьей должности, из горкома или обкома партии или комсомола, из структур, которые были ликвидированы в годы перестройки. В обоих вариантах бизнес стартовал через шок и стресс: он был рискованным прыжком в неизвестность. Кто-то в этот момент навсегда распрощался с любимой профессией или престижной должностью, а кто-то открыл в себе новые таланты и нашел работу по душе.

Психологи утверждают: все дело в том, что женщины легче адаптируются к кризисным ситуациям, реже опускают руки, потому что больше думают о детях. Они могут отказаться от престижного места и «легкой» работы, чтобы прокормить семью. Мужчины, ориентированные на лидерство, власть и материальное благополучие, в случае серьёзных проблем чаще опускаются «на дно».

favim.com

Сегодня, спустя двадцать с лишним лет со времен появления женского бизнеса в Беларуси, мы все еще не располагаем более или менее полными данными о его состоянии. Кандидат философских наук, доцент кафедры социальной коммуникации факультета философии и социальных наук БГУ Надежда Ефимова рассказала, что по оценкам экспертов доля женщин в разных секторах бизнеса распределилась неодинаково. В крупном бизнесе женщины составляют не более 10−15%, в среднем — около 50%, в малом — порядка 80%. Всего же доля женщин в отечественном бизнесе — примерно 30%. Однако точной статистики пока нет.

Женщины на рынке труда — это более качественная группа. Трудоспособных леди с высшим и средним образованием больше на 18%, чем мужчин. Однако в Беларуси женский труд оплачивается почти на четверть меньше, чем мужской. Также женщины лидируют среди безработных — их всегда увольняют в первую очередь. Бизнес становится именно той сферой, где женщины могут зарабатывать столько денег, сколько могут и хотят зарабатывать, развиваться так, как хотят. Однако и трудностей в самом бизнесе тоже более чем предостаточно.

— В рамках проведения социологического исследования, — рассказывает Надежда Ефимова, ─ мы попросили женщин-предпринимательниц сформулировать хотя бы основные проблемы, которые их волнуют, проблемы, с которыми они постоянно сталкиваются в своей жизни и деятельности. Среди них есть и недостаточное внимание со стороны государства к развитию бизнеса, и слабая компетентность специалистов в госорганах, и несовершенная законодательная база, и отрицательное отношение к женщине-предпринимательнице со стороны общества, государства, собственного мужа. Конечно, мешают и внутренние страхи: комплексы, чувство вины перед семьей…

Что мотивирует заниматься своим делом и с какими трудностями можно столкнуться при этом, LADY рассказали предпринимательницы Елена и Наталья, которые развивают бизнес в городе Осиповичи Могилевской области. Суммарно их опыт в предпринимательстве — более 30 лет.

Елена, владелица книжного магазина в Осиповичах, ушла в бизнес из медицины в конце 90-х.

По её словам, все потому, что в те годы появилась новая возможность — быть свободным в финансовом плане. Хотелось стать независимой, не получать мизерную зарплату. Тогда очень многие люди оставляли свои профессии и уходили кто в производство, кто в торговлю. Елена выбрала второе. Но торговать решила не товарами ежедневного спроса — продуктами или одеждой, а книгами.

─ Я искала нишу в Осиповичах, которая была бы не занята. У нас тогда, в 30-тысячном городе, не было ни одного книжного магазина. Мне стало интересно, поначалу восторг, эйфория. Теперь я все время занята в бизнесе. Семь дней в неделю в сезон, летом или перед праздниками, шесть — в остальные дни.

В конце 90-х женщины действительно устремились в бизнес. У нас многие мужчины, к сожалению, не приспособлены к жизни. Пришли, пива выпили, телевизор посмотрели и легли спать. Только 10−20% ─ сознательные, те, которые понимают, что нужно содержать семью, нести ответственность за своих детей. В основном это все ложится на женские плечи. Женщины знают: надо поднимать детей, дать им образование, помочь с жильем. У нас у всех такой стальной характер, потому что другого выхода нет. Либо расслабиться, и неизвестно что тогда с тобой будет, либо выживать, переступать через себя и идти дальше.

Елена признается: ей часто приходилось отстаивать себя и свое дело:

— Страшно было всегда, потому что никогда не знаешь, что будет завтра. Постоянно меняется законодательство, появляется масса причин, чтобы закрыть бизнес. Идей тоже много, но всегда есть страх: что-то поменяется в законодательстве и твоя идея не впишется в установленные рамки.

Чтобы бизнес процветал, считает предпринимательница, нужно не наплевательски относиться к делу. У тебя должен быть широкий ассортимент, потому что никогда не знаешь, что захотят спросить. Если нет — то пообещай человеку, что будет, и он вернется. Все просто:

— Нужно с душой к каждому покупателю подходить, советовать, рассказывать. Если этого нет, то все: к тебе просто не пойдут. Они найдут массу причин, ассортимент не тот, времени нет — но не придут.

Помимо бизнеса, Елена занимается домом и огородом.

— Я трудоголик, у меня и мама такая, и брат такой. Моей маме 81 год, она до сих пор огородом занимается — жить без него не может. Мне кажется, это от человека зависит. Можно прийти домой и сказать: «Как я устал после работы». А можно ведь и по-другому.

Признается, что по своей профессии скучает («она даже иногда мне снится»). Но понимает, что в медицине нет никакой перспективы.

— Я такой человек, что мне постоянно нужна какая-то учеба, какое-то саморазвитие. Вот освоила специальность, больше двух лет проработала — и все, мне это неинтересно. Должен быть следующий виток. А тогда это все остановилось.

В одном здании с книжным магазином находится фотостудия. Его хозяйка — очаровательная Наталья, мать троих сыновей, которая занимается бизнесом с 2003 года. Путь к фотографии был непрост:

─ Я много лет работала бухгалтером в различных организациях. В то время сидела в декретном отпуске, а предприятие обанкротилось. Мне некуда было выходить из декрета! Я решила чем-то заниматься, потому что моя зарплата на тот момент была $ 60, идти снова на государственное предприятие — значит получать те же деньги. А у меня родился второй ребенок… Хотя вопрос даже стоял не в деньгах. За определенный период я поняла, что не хочу работать на кого-то, быть маленьким винтиком в огромной машине, исполнять чью-то волю, когда мне что-то абсолютно чуждо. Мириться с этим очень тяжело.

Сначала Наталья думала торговать продуктами в киоске, но нашелся человек, который предложил купить ей свадебный салон.

«Тут даже вопроса не стояло: свадебный салон или продукты. Конечно, свадебный салон!»

Салон предоставлял услуги проката платьев, а это — закупка, реставрация, чистка. Наталья была не только хозяйкой, но и мастером на все руки. Вела бухгалтерию, общалась с клиентами, восстанавливала платья после свадеб. А в фотографию привела «довольно грустная история».

─ У меня была хорошая знакомая, которая давно мечтала о фотостудии. В то время мой салон находился в другом месте. Здание пришло в негодность, нам отключили свет и газ. Зимой отапливались с ведрами. Все выдержали, но в конце концов нас оттуда выгнали. Найти помещение в маленьком городе сложно. Там откажут, тут дорого. Понимаю: мне одной аренду не потянуть. Подруга предложила делить помещение пополам, совместив свадебный салон и фотостудию. Мы начали работать, люди к нам пошли…

А с 1 января 2007 года предпринимателям запретили иметь наемных сотрудников. В фотостудии работали наемные люди, потому что хозяйка жила за границей, предпринимательство было оформлено на Наталью. Переходить на фирму не было смысла — не тот бизнес. Оставалось два варианта: то ли закрываться, то ли продолжать самому. Наталья выбрала второй:

─ Место наработанное, люди его знают и идут сюда. Мне ничего не оставалось, как купить компьютер, фотоаппарат и освоить азы. Я села, начала работать, мне понравилось, потом надо было пройти аттестацию, а для этого — иметь соответствующее образование. Окончила курсы в Минске, получила корочку «Фотограф 4-го разряда».

С 2007 года Наталья разрывалась между свадебным салоном и фотостудией. Сначала справлялась со всем, но потом поняла: что-то одно все равно страдает. В мае 2015 г. решила расстаться с салоном, спрос на прокат платьев в Осиповичах упал, и полностью посвятила себя фотографии.

− Знаете, самое интересное, что и салон, и фотография — это все мои подростковые мечты. В начале 90-х мне в руки попала книга по целеполаганию и мотивации. Было несколько тестов, в том числе связанных с выбором профессий. Я выбрала тогда почему-то именно фотографа, хотя эта профессия в 90-х считалась вымершей и непрестижной. Новая волна популярности пришла с появлением цифровых камер. Поступать я думала на специальность «модельер-закройщик». Но в итоге отучилась в финансово-экономическом колледже. Если посмотреть, то фабрика по пошиву одежды реализовалась в свадебном салоне. Фотография — мои детские мечты…

Сегодня в Беларуси появляется «младшее» поколение предпринимательниц. В отличие от старших коллег, которые пришли в бизнес в тяжелые времена и собственное дело рассматривали как «палочку-выручалочку», молодые белоруски идут в бизнес с меньшим страхом и более осознанно.

— Для них предпринимательство, ─ отмечает Надежда Ефимова, ─ является уже естественной и нормальной сферой деятельности, о которой они могли думать и к которой могли готовить себя еще во время учебы. Некоторые из них росли в семьях, где бизнесом занимаются родители. Таким образом, они не понаслышке узнали, что такое бизнес, с юности ощущали себя продолжателями семейного дела. Но время бросает девушкам вызов. И государство, и гражданское общество должны не оставлять наших бизнес-леди без внимания.