Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Карьера


Брэд Питт и Анджелина Джоли, Эштон Катчер и Мила Кунис, Джонни Депп и Эмбер Херст — эти звездные пары объединяет не только профессия, но и совместный быт. Существует мнение, что творческие люди очень эмоциональны и склонны к необдуманным поступкам, а потому им непросто уживаться под одной крышей. Каково это — вместе работать на театральной сцене и воспитывать ребенка, рассказали артисты Республиканского театра белорусской драматургии (РТБД) Артем Курень и Анна Семеняко.

Анна и Артем окончили Белорусскую государственную академию искусств по специальности «актер драматического театра и кино» в 2013 году. В сентябре 2015 г. они вошли в топ-20 самых красивых театральных актеров Беларуси по версии TUT.by. Артем, помимо прочего, исполнил главную роль в нашумевшем фильме Андрея Курейчика «ГараШ» ─ самой прибыльной белорусской картине за всю историю национального кинопроката.

— Начнем с банального вопроса: почему вы решили стать актерами?

Артем: Я минчанин, учился в школе с архитектурно-художественным уклоном. В 11 классе нужно было выбирать профессию, и я хотел стать дизайнером. Но учился плохо, очень плохо (смеется) и понял, что это не совсем по силам. Еще мне нравился театр и литература. К ним привила любовь классная руководительница, учительница русского языка и литературы. Решил попробовать.

Анна: Я родилась в городе Столбцы Минской области и, как бы пафосно это ни звучало, всегда мечтала стать актрисой. Постоянно устраивала для соседей какие-то концерты, выступления, а к 11 классу точно определилась, что хочу поступать в Академию. Мама поддержала: она с детства возила меня в Минск на спектакли.

Театром Аня заинтересовалась благодаря маме.
Театром Аня заинтересовалась благодаря маме.

— Очень много девочек мечтает об актерской карьере, поэтому и конкурс среди них при поступлении выше. Существуют ли послабления для парней?

Артем: Сложный вопрос, потому что последнее слово все равно остается за мастером, который набирает себе студентов. От его мнения зависит, каким будет курс. Наш мастер (народный артист Беларуси Николай Кириченко 16 марта отметил свой 70-летний юбилей. — Прим. автора) — человек очень умный, тонко чувствующий, душевный, поэтому ему был неважен внешний вид, а важно то, что внутри.

Анна: Но какие-то же есть критерии? Мне, когда ходила на курсы перед поступлением, сразу сказали, что нужны длинноволосые, высокие, красивые. А если не соответствуешь, то приди и докажи, что ты имеешь право претендовать на это место. Я, например, не подхожу под стандарты. И все время приходится доказывать, на пробах, в театре, что я могу работать.

— Как вы попали в Республиканский театр белорусской драматургии?

Анна (обращается к Артему): Мне кажется, мы с тобой очень быстро определились с театром, и даже больше — с режиссером, к которому хотим попасть (Анна и Артем работают под руководством Александра Гарцуева).

На первом курсе у нас преподавала жена Александра Федоровича (Гарцуева), Зоя Валентиновна Белохвостик. Она порекомендовала Артема на роль младшего брата в спектакле «Раскіданае гняздо». Артем уже играл в театре, когда я пришла на пробы. На меня посмотрели и тоже взяли.

Артем в роли Данилки (спектакль РТБД «Раскіданае гняздо»).
Артем в роли Данилки (спектакль РТБД «Раскіданае гняздо»).

— Может, вы могли бы рассказать про какие-то важные для вас лично достижения в карьере?

Артем (улыбается): Я не думаю, что у нас уже есть какие-то достижения. Когда я только пришел в театр, исполнял роль Данилки из «Раскіданага гнязда». Мне все так же нравится этот спектакль и роль эта нравится. Но сейчас, когда появляется все больше и больше спектаклей, понимаю, что еще многое можно сделать, многое в себе открыть, в театре, в своих ролях.

Анна: А давай я отмечу твои достижения, а ты мои? Вот я бы как раз роль Данилки отметила. Я очень люблю, как Артем работает, и когда впервые пришла на «Раскіданае гняздо», естественно, плакала во время всех его сцен, потому что он делал все сверхискренне и по-настоящему. Мне кажется, это подкупает зрителя, герою хочется сопереживать.

Артем: А у Ани, мне кажется, самая яркая роль в последнем спектакле — «Любовь людей» Димы Богославского. Она там играет Люсю, главную героиню, точнее, «существует», если профессиональными терминами выражаться. Она как актриса мне нравится, потому что в ней есть правда. Аня может делать что-то не так, как должна была, но она не врет.

— А вместе в спектаклях вы играете?

Артем: Да, это «Любовь людей», «Мабыць?», «Сказка» Кати Аверковой, классика нашего театра «Адвечная песня». В РТБД идут репетиции нового спектакля, мы в нем тоже вдвоем играем.

Совместная работа – спектакль «Мабыць» – основан на реальных историях.
Совместная работа — спектакль «Мабыць» — основан на реальных историях.

Анна: А в апреле будет премьера спектакля по пьесе «Опиум», куда нас пригласил Саша Марченко (Александр Марченко, актер и режиссер РТБД, руководитель Центра белорусской драматургии при РТБД). История такова: девочка из маленького города, которая поступила в Минск, захотела новой, легкой и красивой жизни. Но у нее есть друг. Она нравится парню, но сама для себя уже четко поняла, что он ей не нужен. И она от него отказывается, потому что, распрощавшись с ним, она как бы прощается со старой жизнью, с тем «болотом».

Артем: С Сашей Марченко мы знакомы еще со студенчества. Мы доверяем ему, с ним интересно работать (Александр Марченко — режиссер спектакля «Мабыць?», в котором участвуют Анна и Артем). И нам показалось необычным то, что спектакль решили ставить своими силами и обратиться к зрителю за поддержкой, чтобы собрать средства на краудфандинговой платформе «Улей». Это довольно актуальная пьеса. И такие пьесы нужны. Нужны, чтобы мы могли открыто выражать свое отношение к тому или иному событию, которое каким-то образом влияет на нас, на нашу страну, на нашу экономику. Поэтому и мы проявили к ней интерес, она нашла какой-то отклик внутри.

«Сбор средств на постановку спектакля «Опиум» – это хороший способ понять, вызывает ли проект интерес у публики», ─ считает Артем.
«Сбор средств на постановку спектакля „Опиум“ — это хороший способ понять, вызывает ли проект интерес у публики», ─ считает Артем.

— Вы собирали на «ГараШ» средства, но так и не собрали. Как думаете, получится ли у «Опиума»? Краудфандинг — эффективный инструмент?

Артем: Если говорить про «ГараШ», то это было хорошим рекламным подспорьем. Даже если не набирается необходимая сумма, можно понять, вызывает ли проект интерес.

— Как-то съемки в «ГараШе» повлияли на карьеру?

Артем (смеется): Нет, на улицах не узнают, предложений о звездных ролях пока не поступало. Да и проект у нас известен тем, кто хотел о нем узнать. Получается, что кто интересовался хотя бы как-то белорусским кинематографом, тот сходил, посмотрел и для себя понял, в какой ситуации находится киноискусство в нашей стране. В театре же никто не обращает внимания на твои роли в кино. У тебя есть спектакль, и если кто-то хочет тебя пригласить на работу, то придет именно в театр.

Кадры из фильма «ГараШ», реж. А. Курейчик.
Кадры из фильма «ГараШ», реж. А. Курейчик.

— Вы уже женаты около трех лет, верно? Молодые люди сейчас пытаются отсрочить этот серьезный шаг, чтобы сначала построить карьеру, а потом уже…

Анна: … а потом уже поздно (улыбается). Наш роман, как говорится, начался «со студенческой скамьи», шесть лет назад. Мы поступили на один курс, нас было 12 человек. В сентябре пришли учиться и возненавидели друг друга (смеется). Наверное, это была защитная реакция, но мы постоянно дрались, я была как жираф в пятнах от синяков. Наверное, просто не знали, как признаться друг другу в чувствах. Одногруппники запирали нас в аудитории, чтобы мы нашли общий язык. Ну и ко второму курсу нашли. Но у нас не было букетно-конфетного периода. Поняли, что надо make love, not war.

Артем: У Ани отец армянин. И у них по традиции нельзя, чтобы девушка жила с парнем не расписавшись. Раз надо — значит надо. Я приехал летом в Столбцы, сделал предложение, мы пошли в загс и просто расписались. Вдвоем, никого не звали.

Аня и Артем учились в одной группе
Аня и Артем учились в одной группе

— Никто не говорил вам, что рано расписались, рано ребенка завели?

Анна: Нет, все были рады, поддерживали нас. Многие актрисы откладывают «на потом», а потом уже 40 лет и поздно. Я была уверена, что меня мама поддержит, и она поддержала.

— Как появление ребенка сказалось на вашей жизни, вашей работе?

Артем: У нас небольшой коллектив в театре, и нет непонимания. Если вдруг кто-то из нас, я или Аня, должен посидеть дома с ребенком, звоним, предупреждаем, что не сможем приехать на репетицию. Но у нас и каких-то сильно сложных моментов не возникало, нам очень помогает Анина мама.

Анна: Да, мама часто приезжает к нам, бывает, что и мы отвозим сына к ней. Я не сидела в декретном отпуске. В апреле родила, а в конце сезона, в июле, вышла на работу.

Мама Ани присматривает за внуком, когда молодая семья занята в одном проекте
Мама Ани присматривает за внуком, когда молодая семья занята в одном проекте

— Тяжело было так, совсем без декретного?

Анна: Было жалко оставлять Богдана (сына. — Прим. автора) так быстро. Но хотелось работать. Мне казалось, если я останусь в декретном отпуске, то что-то забуду, у меня перестанет получаться. Не хотела выпадать из ритма.

Артем: Мне кажется, это было и желание, и необходимость. Если на какое-то время отдалиться от профессии, то можно не квалификацию, можно интерес потерять. Актерская игра завязана именно на тебе, на твоем внутреннем мире. Не занимаешься поиском, начинаешь пользоваться приемами, которые выработал в себе, создаешь комфортные условия ─ и перестаешь развиваться.

— Богдан уже был в театре?

Анна: На самом деле да, пару раз брали на спектакль, и он оставался в гримерке. У нас как раз спектакль есть, где мы не пересекаемся с Артемом на сцене, так и сидели с Богданом по очереди. Артем на сцену — я с Богданом, я на сцену — Артем с ним.

— Людей всегда интересуют конкретные цифры. Если не секрет, сколько зарабатывают актеры театра сейчас?

Артем: Три миллиона. Актерская профессия, к сожалению, не востребована. Поэтому многие живут за счет съемок в российских сериалах и рекламе.

Анна: Многие уезжают на заработки. Сейчас среди актерской среды модно ехать в Польшу, а раньше — в Москву. Но там тоже очень сложно, конкуренция безумная.

— Вам приходится нелегко. Как вы думаете, какие качества должны быть у человека, который решил посвятить себя актерской профессии и какие качества она вырабатывает?

Артем: В актерскую профессию приходят абсолютно разные люди, из разных семей, с разным воспитанием, мировоззрением, уровнем знаний. Самое первое, чему она учит всех, ─ это дисциплине и организованности. Такой шаг во взрослую жизнь: ты только оторвался от родителей, хочешь кутить и веселиться, но уже осознаешь свою самостоятельность.

Анна: Кто-то трудится руками, кто-то ногами, а хороший актер, мне кажется, должен трудиться душой. И вот ее нужно все время разминать. Нужно все впитывать, как-то по-особенному все чувствовать. Многие говорят: «Ну что тут такого, вышел на сцену, покривлялся». Конечно, есть и такое, но есть и ответственные люди, актеры, которые каждое слово, каждое действие переживают в душе.

Нужные услуги в нужный момент
-30%
-20%
-10%
-45%
-30%
-25%
-10%
-10%
-10%
-20%
-20%
-30%