101 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  2. «Думал, что это простуда. Оказалось, нужна пересадка сердца». История Вячеслава, пережившего трансплантацию
  3. В Беларуси создали собственную ракету для «Полонеза» (ее очень ждал Александр Лукашенко)
  4. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  5. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  6. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  7. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  8. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  9. С 1 марта женщин, воспитывающих детей, не могут держать в милиции свыше 3 часов по «административке»
  10. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  11. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  12. Один из главных претендентов на «Оскар» и еще пять премьер марта. Что идет в кино в этом месяце?
  13. Весна наступила, но зима не сдается. К выходным вновь похолодает
  14. Названы победители «Золотого глобуса» (почти без сюрпризов)
  15. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  16. Приход весны, борьба с частниками и акции солидарности. Что происходит в Беларуси 1 марта
  17. Минчанка из списка Forbes отсидела 20 суток и рассказала о «консервативном патриархате» в Жодино
  18. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  19. «Жесточайшим образом останавливать». Чиновники взялись за аптеки, которые подняли цены из-за НДС
  20. «Тут мы ощущаем жизнь». Как семья горожан обрела счастье в глухой деревне и открыла там бизнес
  21. С 1 марта заработал обновленный КоАП. Новшества затронут почти всех белорусов
  22. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  23. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  24. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  25. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  26. «В киевской миграционке мне сказали, что я в первой десятке». Айтишник — о переезде в Украину
  27. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  28. Тихановский о приговорах журналистам и активистам: Ложь и несправедливость порождают озлобленность
  29. Лукашенко — главе КГК: Необходимо ввести ответственность и для тех, кто берет в конвертах деньги
  30. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши


Известная шведская детская писательница Юя Висландер (Jujja Wieslander), автор сказок о Маме Му и Вороне рассказала LADY о своей литературной карьере.

Фото: Т. Посевина

— Расскажите, как вы начали писать для детей?

— Я начала писать тексты песен, потому что я очень много пела… Ведь всем известно — маме легко петь для своего ребенка. Слова тут не должны быть какими-то сложными.

Потом мы с мужем Томасом придумали следующее: брали чистый лист бумаги, складывали его, затем разрезали — в итоге получалась маленькая книга. Мы брали эту «книгу», шли в детскую и спрашивали у детей: «Ну что, какая у нас сегодня будет история?».

Когда наши дети придумывали истории, чтобы заполнить страницы этой «книги» — мы многому у них учились. Они давали им очень смешные названия … Мы узнавали от детей, что же должно быть в детских книгах. В основном это были истории о том, что происходило в течение дня. Они рассказывали о том, чего боялись, во что играли. Мы поняли: важно уметь слушать детей.

— Расскажите подробнее об этих детских историях.

— Эти истории часто были нелогичными, непоследовательными, немного странными. Порой дети засыпали на второй странице, едва начав нам рассказывать историю… Но мы понимали, видели — это рассказы об очень личных, глубоких переживаниях детей. Это то, что не дает им покоя.

Например, они придумали историю о девочке и мальчике, Кале и Карин, которым было 4 и 5 лет, но они очень хотели пойти в школу, потому что их старшие братья и сестры уже туда ходили. Представьте книгу. На первой странице нарисованы герои и написано: «Кале и Карин хотят пойти в школу». Но на второй странице — нарисован волк и написано: «а по дороге они встретили большого и злого волка». На следующей странице они решили — волка сбивает машина. Дети попросили нас нарисовать все в деталях, подробно, с лужами крови… Волка сбивает машина, и дети везут его в больницу, где зверя вылечили. Конец счастливый — дети сидят у волка на коленях, и все хорошо. Благодаря такой вот истории мы узнали, что наши дети боялись машин, им тяжело было принять этот страх, и они придумали другого персонажа, которого боялись еще больше, чем машин, то есть волка. Страх машин убивает другой большой страх — волка, в результате дети справились и с боязнью машин, и с чем-то еще более пугающим.

У нас накопилось достаточно много таких вот книжек, созданных вместе. Мы с мужем называем эту коллекцию «нашим университетом». И когда у меня спрашивают о том, как же писать детские книги, я говорю: «слушайте детей, потом пишите, то есть используйте свои уши, а потом уже — язык».

Юя Висландер и Надежда Кондрусевич-Шидловская, переводчица книг о Маме Му на белорусский язык
Юя Висландер и Надежда Кондрусевич-Шидловская, переводчица книг о Маме Му на белорусский язык

— То есть дети — полноправные соавторы?

— Да, в большой степени так и есть.

— Вы из Швеции, где потрясающая история детской литературы. На итальянских художников давит груз прежних традиций, а как вам работается на родине легендарных детских писателей? Вы чувствуете какую-либо особую ответственность?

— Скорее, чувствую помощь предыдущих поколений. Астрид Линдгрен нас всех очень вдохновляет, она была очень добрым и щедрым человеком. Именно она внесла в литературу осознание того, насколько важна для ребенка игра, что дети имеют право на игру. А вот о воспитании в детских книгах надо позабыть. Ведь если мы говорим о взрослой литературе — никто нас открыто не учит, как надо жить. И в детской литературе надо отказываться от такого желания. Я бы сказала, что Астрид Линдгрен меня вдохновляет.

Фрагмент из сказки про Маму Му и бассейн
Фрагмент из сказки про Маму Му и бассейн

Я являюсь членом Шведской Академии детской книги, куда входят писатели и иллюстраторы детских книг. Мы очень поддерживаем друг друга, и соревнования у нас нет. Мы стараемся распространять детские книги по библиотекам и среди школ. Я бы сказала, что в последние 10 лет в Швеции зарождается традиция детской книги-картинки. Много детских иллюстраторов, которые работают в паре с писателем, и в их книгах текст и картинка равноценны: история рассказывается и художником, и писателем одновременно. Так что первая встреча ребенка с книгой становится его первой встречей с искусством. Многие художники, которые работают для детских книг, — они очень современны.

—  Ребенок, играя, познает жизнь. Сейчас появляются книги, которые прорабатывают какие-то сложные психологические ситуации, такие, как смерть близких или развод родителей… Каково ваше отношение к философским и психологическим книгам для малышей?

— Я считаю, в детских книгах должно быть все: и смерть, и детские страхи, и вещи, для них непонятные. Например, когда я была ребенком, было невозможно представить себе, чтобы детей брали на похороны. Сейчас дети везде вместе со взрослыми. Им интересно, что происходит, когда умирает бабушка, и что случается потом. Такие вопросы, как смерть, страх, вопросы мигрантов, которые сейчас очень актуальны для Швеции, вопросы насилия — все, что ребенок видит на экране телевизора, — это надо обсуждать в детских книгах.

Важно слушать ребенка, какие вопросы он задает. Так, в Швеции сейчас много людей, которые просят милостыню, и дети спрашивают «почему она тут сидит? Откуда она приехала?», или «что случилось с моей бабушкой, когда она умерла?». На такие вопросы надо обязательно отвечать.

За помощь в проведении интервью выражаем благодарность Надежде Кондрусевич-Шидловской и Алесе Литвиновской

-5%
-10%
-14%
-20%
-40%
-10%
-50%
-7%
-15%
-10%