Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Карьера


Мы уверены, что успех приходит только к по-настоящему смелым людям. И именно о смелых женщинах, которые не побоялись поменять комфортную и привычную работу по найму на дело всей жизни и добились успеха, — наш новый проект.

LADY.TUT.BY совместно с МТБанком запускают проект «Это ее дело». Мы расскажем истории успеха 10 белорусок, сменивших работу по найму на собственный бизнес, и искренне надеемся, что для кого-то из наших читателей это будет не просто интересный проект, а необходимый толчок.

В этот раз своей историей делится Виктория Наумова — руководитель Большого модного маркета и проекта BFM BOX.

Мама двух дочерей, Виктория успевает организовывать выставки-продажи дизайнерских вещей и составлять для девушек «коробочки красоты» с последними новинками косметики. Наша героиня уверена: запустить собственный проект можно и без кредитов в банке, и если идея стоящая, она будет работать.

— Когда моей младшей дочери было всего пару месяцев, я вышла работать на первый сезон Белорусской недели моды в 2010 году. Это, наверное, авантюризм, но я люблю ввязываться во все новое, мне скучно в том, что уже хорошо налажено. Я по профессии журналист, поэтому работала фрилансером в разных проектах, в том числе и в сфере моды. Видела, что пошив авторской одежды остается всего лишь увлечением, не перерастает не то что в бизнес, а даже в более-менее серьезное занятие. Коллекции молодых дизайнеров пылились в шкафу после конкурсов-просмотров, вообще не шло речи о том, что это когда-то будет продаваться. Так появилась идея организовать новый формат — выставку-продажу авторских вещей. Первый модный маркет мы с партнером провели в июле 2011 года, а в декабре того же года занялись этим вместе с моим мужем Андреем — так дело стало семейным.

— Сыграло на руку то, что я вела блог о моде, писала о дизайнерах и знала участников «Мельницы моды». На первый маркет набралось буквально 25 участников (сегодня на каждом мероприятии выставляются 90−100 дизайнеров и мастеров). Тогда только началось время слогана «купляйце беларускае», и наша затея выглядела смешно. Люди крутили пальцем у виска и говорили: «Да кому это вообще нужно?!». Помню, как на первый маркет талантливый и успешный сегодня дизайнер Ольга Кардаш (она, кстати, в этот раз закрывала 10-й, юбилейный сезон Belarus Fashion Week) приехала со своим небольшим чемоданчиком с коллекцией и за день все распродала. И тогда это шокировало: вдруг оказалось, что вещи, сделанные нашими мастерами, кому-то нужны.

— Маркеты привнесли в сферу моды то, чего не хватало: дали возможность дизайнерам общаться с клиентами, нащупывать свою нишу, искать золотую середину между творчеством и коммерцией, формировать цены и заниматься продажами. За четыре года со старта многое изменилось. Во-первых, одеваться у белорусских дизайнеров стало модно. Во-вторых, авторы стали пробовать развивать свое дело — открыли мастерские, студии, пытаются реализовывать свои работы через магазины, участвуют в маркетах в Москве и Киеве.

Непосредственно на модные маркеты (и не только наши) приходится не самая большая часть продаж. Но на таких мероприятиях у дизайнеров заказывают изделия, которые забирают после, в мастерские возвращаются те, кто взял визитки. Работает «сарафанное» радио. То есть эффект от участия получается долгоиграющим.

Изначально мы брали все в аренду, не покупали никакого оборудования, поэтому смогли организовать мероприятие со своим минимальным капиталом. Мы не вкладывались много, хотели попробовать. Потом уже стали покупать стеллажи, трубки для кронштейнов, лавочки. Сегодня мы работаем с подрядчиком, который сам привозит и монтирует оборудование, — так выгоднее и удобнее.

— Конечно, вначале мы делали много ошибок. Например, на маркете в декабре 2011 года плохо рассчитали выставочные места, не очень удачно выбрали помещение. Поэтому было много нареканий и со стороны посетителей, и со стороны участников. Удобство, пожалуй, самый важный фактор, который нужно учитывать организатору любого мероприятия. Андрей, мой муж и партнер по проекту, много сделал, чтобы участникам было комфортно. Например, ввел электронную регистрацию. Появилась также возможность самостоятельно бронировать места на интерактивном плане.

Мне кажется, лучше сделать не идеальную афишу и рекламную продукцию, но качественнее само мероприятие. Правило любого хорошего фрилансера/организатора/подрядчика — обещай меньше, делай больше. Потому что, когда человек видит классную картинку, а на месте понимает, что его обманули, он в следующий раз не придёт. Надо делать так, чтобы люди получали то, что ожидали и, в идеале, даже больше.

Заработок проекта — это плата участников, входные билеты, сотрудничество с партнёрами, которые рекламируют свои товары и услуги на маркетах. Расходы — аренда площадок, реклама, застройка.

Часто слышим нарекания на цены наших дизайнеров. Почему кожаный рюкзак у одного бренда ты можешь купить за миллион рублей, а у другого за три? Потому что это авторский труд. Дизайнер делает всего несколько экземпляров одной модели. И каждый по-разному оценивает объём своего вложения. Кто-то из покупателей выбирает массовое, кто-то авторское. Во втором случае в вещь просто вложено гораздо больше усилий — как труда, так и энергии автора. Принцип «лучше меньше, да лучше» начинает наконец-таки работать в этой сфере. Люди устали от быстрой смены трендов и лучше купят одну, но оригинальную вещь, чем пять безликих.

— В 2013 году я стала шеф-редактором журнала о моде Fashion Collection. Это был мой первый серьезный опыт работы по найму. Благодаря ему я стала лучше понимать, как устроена индустрия моды. В журнале очень избирательный подход к информации. Помню, многие молодые дизайнеры обижались, что мы о них не пишем, после того как они представили первую коллекцию. Но у нас была цель давать шанс людям, которые действительно хотят работать, а не просто похвастаться тем, что в первый раз сшили. Этот принцип я переняла и для фэшн-маркетов. Мы поддерживаем тех, кто работает стабильно. Некоторым отказываем в участии. Например, если человек прислал плохие снимки или повторяет работы тех, кто у нас уже давно выставляется.

В журнале я проработала два с половиной года, совмещала редакторские обязанности с организацией маркетов. И в начале этого года окончательно поняла, что хочу работать на себя. Наверное, эта фраза будет звучать по-максималистски, но, мне кажется, любая работа по найму — это тупик, затея, конечная во времени и пространстве. Я всегда хотела быть редактором глянцевого журнала и мечту осуществила. А дальше что?

Когда-то я читала книгу «Мечтать не вредно» Барбары Шер, и в ней было такое упражнение: напишите список из 25 любых дел, которые вам нравятся больше всего. Их масштаб не имеет значения. Этот список я составила в телефоне и благополучно о нем забыла. А вспомнила в момент, когда уже уволилась из журнала и совершенно не понимала, чем, помимо маркетов, хочу дальше заниматься. Увидела, что на первом месте в списке стоит «Тестировать косметику». Действительно, я это очень люблю, да и косметика у меня всегда была одной из основных статей личных расходов.

Бьюти-тема вообще очень перспективна: она инновационная и динамичная. На рынке сегодня огромное количество косметических новинок. Но прежде чем покупать очередной продукт, который обещает вам преображение, хорошо бы его испытать в мини-версии. Не потратив на это много денег и не захламив свой шкаф средствами, которыми потом не воспользуешься. Потому что продуктов много, а работающих средств конкретно для вас — мало.

— Проект BFM BOX запустился сам собой (идея, кстати, появилась в Америке еще шесть лет назад). «Коробочка красоты» содержит 6−7 миниатюр новинок косметики и парфюмерии. Все, что идет в боксы, я пробую сама. Вместе с моей помощницей мы пишем бьюти-тесты на те или иные продукты, стараясь честно рассказывать об их сильных и слабых сторонах. Да, многие средства не стоят своих денег. А другие — наоборот: несмотря на мизерную цену, отлично выполняют свои задачи. Все индивидуально. В любом случае косметика должна занимать меньше места и лучше работать.

— Идея моментально нашла отклик. Тестирование новинок косметики для девушки — это мини-таинство. Некоторые, когда покупают коробочки, даже не интересуются их составом, чтобы интереснее было открывать.

Мы работаем с теми марками, которые представлены на нашем рынке, чтобы клиентки, протестировав, могли потом купить этот продукт в магазине. Как правило, мы делаем каждый месяц основной выпуск и тематический спецвыпуск.

Во время работы с бьюти-боксами увидела, насколько красота наших девушек многогранна и уникальна. С помощью операций или макияжа можно стать похожей на любую знаменитость, но настоящую ценность имеет только ваша комбинация черт.

Когда ты только запускаешь свой проект, всегда хочется сразу сделать «вау». В этом и ошибка. Невозможно сходу реализовать все идеи и сделать идеальный продукт без грамма опыта. Начинать нужно с малого, очень малого. Потом постепенно добавлять функции вашему продукту или проекту. Надо искать сферы, где ещё нет конкурентной среды. Пускай узкие, но новые направления. Конечно, и рынок под них не сформирован, и тот, кто делает первым, получает всю критику, но и все «пряники» в итоге. Любой успех — это командная работа. У нас с мужем, например, такая модель партнерства, когда каждый на своем месте. Он — отличный организатор и технический руководитель (я — никогда в жизни!). Но я в свою очередь занимаюсь тем, что получается лучше у меня, — поиском новых участников, рекламой, соцсетями, проведением лекций и мастер-классов.

Я считаю, что если у вас есть идея, то для начала нужно попытаться реализовать ее на те средства, которые есть. Обкатать проект, увидеть реакцию, набить шишек. Если затея получила хорошую обратную связь, продолжать развивать ее дальше. Взять кредит сегодня не проблема. Но, не имея опыта, прогореть можно моментально. На начальном этапе, как мне кажется, успех проекта не всегда зависит от количества вложений.

— У меня две дочки. Старшей 7 лет, младшей — 5. Я все время пытаюсь найти баланс между работой и семьей. Дети очень быстро вырастают, и то, что ты упустил в какой-то момент их раннего возраста, потом не вернешь. Все-таки главное — семья. Но я стараюсь организовывать расписание так, чтобы это было не в ущерб проектам. Конкретные советы? Если не будет порядка, то быт и мелочи тебя поглотят. У каждого моего ребёнка свое расписание — занятия, кружки. Когда это чётко спланировано, можно более-менее держать все под контролем. Да, постоянно приходится отсекать менее важные дела. Рабочая сфера вообще жестока к матерям. Дети, разумеется, не могут служить отговоркой и скидкой на невыполненные задания. Потому мы, работающие мамы, служим в несколько смен.

Чтобы понять, будет ли ваша бизнес-идея успешной, надо пробовать и совершать ошибки. Терять деньги, силы, но ни в коем случае не опускать руки. Опыт не берется из воздуха. Женщинам сложнее начать своё дело. У нас больше обязанностей, к нам больше претензий. Девушку в деловой сфере часто не воспринимают всерьез. Но чем больше будет примеров успешных женщин, тем быстрее ситуация изменится. Что нам делать? Быть такими, какие мы есть. Заниматься тем, что делает счастливыми нас, а не только окружающих. Быть посмелее, жестче и не бояться начинать и делать то, что нам нравится.

Если вы хотите поделиться своей историей успеха в рамках проекта «Это ее дело» — пишите нам на lina@tutby.com. И не забудьте связаться с нами и в том случае, если вы не являетесь героиней этого проекта, но точно знаете, кто мог бы с достоинством в нем появиться.

Комментарий МТБанка:

— В первой истории мы говорили о том, что быстрый старт проекта может разворачиваться по двум сценариям: привлечение инвестора или обращение за стартовым капиталом в банк. Героиня сегодняшней истории решила идти по первому пути и в этом мы ее полностью поддерживаем. В свою очередь, тем, кто собирается идти с революционной идеей к инвестору, посоветуем зайти в банк за консультацией, поскольку она дается бесплатно и помогает сэкономить много времени на других этапах запуска и развития проекта.

Специалисты МТБанка готовы оказывать поддержку и консультировать клиентов по вопросам кредитования, лизинга, размещения депозитов и совместным программам финансирования, а также подбирать оптимальные условия и продукты для успешного развития бизнеса. Так, например, благодаря регулярному общению с клиентами МТБанк обновил линейку тарифных планов РКО и смог максимально адаптировать их под запросы всех видов бизнеса.

Также отметим, что МТБанк регулярно оказывает поддержку женщинам, занимающимся предпринимательством и владеющим собственным бизнесом. Например, в марте 2015 года корпоративным бизнесом МТБанка была организована весенняя акция для Бизнес-леди, в рамках которой для женщин-индивидуальных предпринимателей и женщин-руководителей компаний было разработано специальное предложение по расчетно-кассовому обслуживанию. Участницы акции смогли получить полный спектр услуг в рамках предложенных тарифных планов по льготной цене.

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-15%
-25%
-20%
-30%
-15%
-20%