Стиль
Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Карьера


/

Мы уверены, что успех приходит только к по-настоящему смелым людям. И именно о смелых женщинах, которые не побоялись поменять комфортную и привычную работу по найму на дело всей жизни и добились успеха — наш новый проект.

LADY.TUT.BY совместно с МТБанком запускают проект «Это её дело». Мы расскажем истории успеха 10 белорусок, сменивших работу по найму на собственный бизнес, и искренне надеемся, что для кого-то из наших читателей это будет не просто интересный проект, а необходимый толчок.

Первыми свою историю расскажут две смелые девушки — Даша и Катерина, основательницы бренда женской одежды MUA и владелицы одноименного магазина. Они опровергают стереотипы о «женской дружбе» и о том, что декретный отпуск для женщины — это забвение длиной в три года.

Идея

— Мы с Катериной сидели за одной партой в нархозе и вынашивали коварные планы покорения мира. Но из-за понятных причин — лени и приятной безмятежности иждивения — процесс откладывался. В итоге мы ушли в наемные сотрудники, так как особенно ничего не умели, и пять лет помогали заработать другим людям. Катя трудилась экономистом на одном белорусском предприятии, я, Даша, — работала журналистом, а потом пиарщиком. Мы много говорили об общем деле, но все упиралось в какие-то космические идеи с миллионным капиталом.

И тут медийное пространство переполнилось информацией о мессии русского дизайна Ульяне Сергеенко, жене российского бизнесмена, которая, кстати, ввела моду на профессию и на всё длинное и в цветочек. Мы тогда были очень увлечены ее творчеством и хотели себе все ее платья и юбки. К ней присоединились известные московские голддиггерши, а социальные сети стали какими-то ритейлинговыми площадками для огромного количества дизайнерских магазинов. Шили все, кто мог и не мог. Раздражала тотальная однотипность одежды, отсутствие идеи — все стало однородным: в пол, в цветочек, рукав фонарик, юбка на сборке. А это самый примитивный крой! Сергеенко масштабировалась по всему СНГ, а подружки невесты в одинаковых платьях на всех свадьбах страны ненавидели друг друга.

Как раз в это время Катя работала в какой-то убыточной фирме, которая совсем ее измотала. А я готовилась к декретному отпуску и пребывала в диком ужасе от того, что мне придется два года иметь дело только с грудным вскармливанием, домашним очагом, доктором Комаровским и женщинами с колясками во дворе моего дома, что совсем не вписывалось в пул моих интересов. На этом фоне решение пришло само собой: все бросить и начать шить интересную женскую одежду по честным ценам.

Конечно, было страшно. Вдруг ничего не получится, нас не поймут, мы прогорим и снова уйдем в наем? Стыдно. Эта мысль точила нас до того момента, пока мы не распродали первую коллекцию всего за 2 недели, а запись на примерку растянулась на месяц.

Даша и Катерина

Концепция

Мы искренне уверены, что повседневная одежда не должна быть скучной спецодеждой. Поэтому у нас много женственных линий и так мало темных тканей. И девушка в нашей одежде должна выделяться на фоне остальных, а не мимикрировать под офисные стены.

Мы придерживаемся концепции фаст-фэшн — когда вещь от эскиза до полки проходит три-четыре недели, это очень быстро. Поэтому мы планируем выпускать 6−8 капсульных коллекций в год. Такая модель нам подходит, так как мы пока небольшая марка и чёткой сезонности не придерживаемся.

Что касается выбора направления, ощутимая плотность есть только в секторе бабочек и обручей, которых за последние несколько лет появилось неприлично много. Конечно, платьев и юбок тоже достаточно, скажете вы, особенно если прогуляться по какому-нибудь минскому торговому центру. Но кто-то ведь должен предложить альтернативу всему этому — когда на одной вечеринке 8 из 10 девушек в платьях в цветочек?

Главное, в чем тогда сошлись, — мы не называем себя дизайнерами. Мы — предприниматели, которые занимаются любимым делом и очень крутым проектом, мы — производители, которые делают нескучную одежду, в которой девушка не будет чувствовать себя угрюмым клерком или, что еще хуже, похожей на ту, что сидит в соседнем кабинете. Поэтому все коллекции у нас лимитированные и очень выразительные.

Также мы решили не делать ничего вычурного, работать только с базовыми формами и цветами, максимально оптимизировав затраты. Рискованно делать экстравагантную и дорогую одежду. Ведь никому, кроме вашего «дизайнерского эго», не нужен этот бант с кармашком сбоку. Признаюсь, однажды мы поддались искушению и сделали парочку странных юбок и платьев, но вовремя остановились и отложили лекала до времен, пока они не понадобятся Джорджу Лукасу.

Отношение к дизайнерской одежде у нас очень трепетное и благоговейное. И нам до конца не понятно стремление многих белорусских предпринимателей повесить на себя и на свою одежду этот ярлык. Может, это какая-то многоходовая маркетинговая стратегия по привлечению клиентов? Или их так и манит богемная жизнь дизайнера? Или под дизайном мы с Катей изначально подразумеваем что-то сложно употребимое? Но нам все равно неясно, как платье А-силуэта с двумя вытачками и рукавом ¾ может называться дизайнерской одеждой? Это же уровень урока труда в школе. И когда приходишь на популярные сейчас фэшн-маркеты, некоторые корнеры напоминают, скорее, вешалки ЦУМа с базовыми офисными платьями от белорусских фабрик, хотя цены на эти вещи — вполне «дизайнерские».

Стартовый капитал

Инвестиций у нас, мягко говоря, было немного, но что-то все же удалось скопить за пару лет необузданной расточительности и безделья, а часть взяли взаймы у родителей. В итоге мы вошли в бизнес с 17 000 $ оборотных средств. Деньги расходились очень стремительно — никаких тебе представительских расходов и бизнес-ланчей в Grand cafe с салатом из морских гребешков. Приходилось на многом экономить, например, на вешалках — вместо добротных деревянных пришлось купить пластмассовые.

Первичная смета выглядела примерно так: сразу, как это принято, мы открыли предпринимательство, купили кассовое оборудование (300 $), зарегистрировали торговую марку (700 $), получили несколько юридических консультаций (150 $), наняли бухгалтера на аутсорсе (200 $) и прочие мелкие расходы. Дальше мы занялись конкретно производством коллекции.

Создание коллекции

В данный момент мы находимся в поиске штатного дизайнера. Ну, а пока его нет, вся наша одежда — результат совместного творчества. На создание коллекции у нас уходит порядка двух месяцев. Этот процесс сопровождается изучением всевозможных модных журналов, сайтов, фэшн-пабликов в социальных сетях. Признаемся, мы смиренно заимствуем идеи у гениев, адаптируем их под нашего потребителя, как это делают Zara или Mango после каждой Недели моды. После того как mood board собран, мы много спорим, анализируем, пересматриваем образцы тканей и эскизы, отбираем подходящие.

Следующий важный этап — калькуляция себестоимости и отпускной цены. Если становится ясно, что за такую цену изделие никто не купит (для нас средний предел розничной цены — 90 $), то мы от него отказываемся. У нас есть непреклонный принцип: мы никогда не будем зарабатывать на критическом повышении надбавочной стоимости. Клиент не должен страдать после совершения покупки. И если говорить об окупаемости при такой невысокой рентабельности, каждая наша коллекция, начиная с самой первой, была распродана под ноль, а значит, окупила затраты и принесла прибыль. Конечно, для этого потребовалось реализовать не один десяток изделий.

Однако всегда есть соблазн сработать, как большинство белорусских предпринимателей: накрутить в разы и с продажи одного платья отбить аренду, но мы держим себя в руках.

Лекала

Дальше — изматывающий долгострой. Ведь поиск хорошего конструктора — самый тяжелый этап. Хороших швей найти трудно, а хорошего конструктора — в разы сложнее. Теперь у нас их три, но чтобы их найти, потребовался год разочарований и бесконечных доработок. Был случай, когда конструктор просто не отдал нам наши лекала — в день сдачи заказа перестал выходить на связь, отбросив нас в разработке коллекции на 20 дней назад.

Конструктору сложнее всего — это человек, который должен суметь понять твои психоделические рисунки и сумбурный рассказ о том, где должна быть эта складочка и что это за извилистая линия от бедра до талии. Стоит это удовольствие в среднем 60 $-70 $ за модель плюс 20 $-30 $ за каждый размер. Мы работали с несколькими конструкторами, но только у одного вытачки и грудь нашли друг друга практически у 90% наших клиенток.

После того как готовы рабочие лекала, шьется пробная модель из той ткани, которая будет использована в коллекции. Пошив одного пробного экземпляра стоит 30−40 $. Если все устраивает — можно загружать производство.

Размеры

Кто-то недавно назвал нас шовинистами за то, что в коллекции присутствует только 3 размера — SX, S и М, хотя в каждой коллекции в качестве компромисса мы обязательно делаем вещи универсального размера, который подойдет девушкам и размера XS, и размера XL.

Объясняется эта вселенская несправедливость просто. Во-первых, не вся наша одежда хорошо сидит на размере L и XL, поэтому можно забыть про эти размеры для экстра-мини, комбинезонов и укороченных топов, при условии, конечно, что вы не Ким Кардашьян. Во-вторых, эксперимент показал (мы пару раз выпускали вещи размера L), что спрос на них у нас низкий. Даже одежда небольшого размера М всегда остается на распродаже. Поэтому мы переключились на малые и средние размеры. А в будущем собираемся разрабатывать отдельную линейку plus size, и это будет другая история.

Сырье

Отсутствие хороших тканей, различных материалов, фурнитуры — наша вечная головная боль, а их постоянный поиск — то, чем мы занимаемся все свободное время. Конечно, можно было прогуляться по местным магазинам вроде «Мир тканей» или «Планета сукна», но тогда мы бы быстро разбогатели, реализуя свои платья по 600 евро. Еще можно пройтись по всевозможным выставкам, куда съезжаются представители китайских фабрик со своим дешевым полиэстером, и представители турецких — с невероятно сюрреалистичным трикотажем, на одном погонном метре которого могут быть одновременно цветы, детеныши леопарда и геометрические фигуры. На таких выставках можно не отходя заключить договор о поставке интересующих вас тканей. Но нам такая модель работы пока не подходит: минимальный заказ одного вида ткани — минимум 500 метров (примерно 10 рулонов). Во-вторых, это затяжные сроки доставки и демоны таможенного документооборота. Поэтому мы нашли несколько компаний-посредников. Цены за метр текстиля у них выше всего на 0,5 $-1 $, зато все очень удобно. В среднем метр ткани у нас выходит около 5−9 $, и в основном мы покупаем хотя бы наполовину натуральные ткани, так как крайне внимательно относимся к составу. Что интересно, полиэстер продают по смешным 2 $-3 $ за метр, а если у вас большой тираж — по 50 центов (!). А теперь представьте реальную цену платьев из масс-маркета в вашем гардеробе и годовую прибыль компаний-производителей.

Однажды мы сделали отчаянную попытку «купить белорусское» — с трепетной надеждой в сердце отправились на фабрику «Камволь». Там нам долго выписывали пропуск в маркетинговый отдел, почему-то просили паспорта. Путь к кабинету пролегал через длинный (честное слово, метров 800) коридор, мы насчитали тогда около 30 указателей. В отделе встретили нас очень приветливо. Мы попросили образцы желтых, красных и голубых тканей, но, конечно же, таких не было, а были немаркие черные, черно-синие, черно-зеленые и «клеточка» (естественно, черная с черно-коричневым). На самом деле черная ткань нам бы пригодилась, но весь ужас в том, что это сукно очень жесткое, «сухое» и не тянется, вообще не тянется. Одежду из такой ткани совершенно невозможно носить. На наш вопрос, почему такой скудный ассортимент на такой большой фабрике, сотрудницы ответили, что неоднократно просили директора закупить на фабрику хоть немного эластана и жизнеутверждающих красок, но по всей видимости, он решил, что все это излишества. Так закончилась наше сотрудничество с белорусским производителем.

Производство

У нас пока нет своего швейного производства, поэтому мы изготавливаем продукцию на фабрике из давальческого сырья. Производства мы перебрали практически все, которые есть в Минске, изучили предложение в областях и регионах. Первое, на что мы обращали внимание — качество пошива изделий. Оценить это просто: цех редко простаивает, и вы всегда можете увидеть какую-либо одежду в разработке. Главный в цеху — технолог. Если он действительно толковый, то сможет сшить, например, корсетное изделие, не имея специального оборудования, и качество от этого не пострадает.

Второе — это цены, которые выставляет цех после изучения пробных образцов. Самую высокую стоимость запрашивают столичные фабрики, ниже всего — регионы. Цена в основном зависит от объема. Например, если у вас всего 100 единиц одежды — цена будет высокой. Хорошо стартовать с 500 единиц. По соотношению «цена-качество» нам понравились Брест и Гродно. Третий критерий — сроки. Большой цех может отшить 200 единиц одежды за 3 дня.

В целом, если располагать хорошим объемом работы, то с вами будет хотеть работать абсолютное большинство фабрик, поэтому на этапе поиска производства особых трудностей мы не испытали, хотя и поменяли несколько швейных цехов, пока не нашли для себя наиболее подходящий по всем параметрам.

Реализация и продвижение

Продавать мы начали в интернете, так как не рискнули вступать в арендное бремя без достаточной клиентской базы. Основными площадками стали социальные сети и сайт. Так мы работали около года, осуществляя курьерскую доставку. К ней добавились и оптовые заказы от белорусских предпринимателей. Когда мы поняли, что не справляемся со спросом и не можем обработать такое количество заявок, всерьез задумались о создании магазина. Важно было определиться с концепцией, ведь мы не хотели традиционный магазин, мы хотели создать пространство со своей особенной инфраструктурой, которое объединит наших покупателей в большое дружеское сообщество в офлайне и превратит утомительный шопинг в увлекательный досуг.

Так у нас появились ежемесячные лекции о стиле, просмотры фильмов о моде, благотворительный проект muahelp, детский уголок, а в ближайшем будущем появится экспресс-бьюти-студия, где быстро и за небольшие деньги можно будет сделать прическу и макияж.

Поиск помещения занял несколько месяцев. И здесь мы столкнулись с феноменом белорусского рынка недвижимости — космические цены на фоне всеобщего обвала и кризиса. И главное: арендодатель готов терять деньги за простой помещения, но ни за что не сдаст его по цене ниже докризисной. В итоге мы нашли подходящий по всем параметрам магазин по ставке 20 $ за метр — 42 квадрата, два огромных окна, парковка, охрана и отличное месторасположение.

Новые коллекции мы презентовали в интернете, сейчас планируем это делать на базе магазина. Что касается недель моды, в частности BFW, — это мероприятия сугубо для дизайнеров и всего лишь элемент маркетинговой стратегии. У нас в стране какой-либо коммерческой связи, когда приезжают байеры и что-то заказывают прямо с показа, нет. Поэтому мы не видим смысла в презентации нашей коллекции на коллективных показах.

Параллельно с развитием розничной сети мы продолжаем развиваться в направлении интернет-торговли и поэтому активно создаем сайт с возможностями заказа, оплаты и доставки в любую точку мира.

Итог

Все, что с нами случилось, — это победа над страхом и ленью. Но одни мы бы к ней не пришли, это путь большой команды и невероятной поддержки наших клиентов. Сейчас мы чувствуем большое удовлетворение от всего происходящего, и пусть это не заканчивается! Ведь главное для нас в нашем бизнесе — это все же процесс, а не финансовый результат.

Если вы хотите поделиться своей историей успеха в рамках проекта «Это её дело» — пишите нам на lina@tutby.com. И не забудьте связаться с нами и в том случае, если вы не являетесь героиней этого проекта, но точно знаете, кто мог бы с достоинством в нем появиться.

Комментарий МТБанка:

— Наши героини, как и другие начинающие бизнесмены, столкнулись с проблемой стартового капитала. Решение об экономии средств было здравым, но, наверняка, повлекло за собой значительную потерю времени.

В данной истории могло быть как минимум два более быстрых варианта старта: привлечь инвестора или обратиться за стартовым капиталом в банк. На первый взгляд, бизнес-проект похож на многие существующие бизнесы, но при хорошей «упаковке», мы уверены, вы могли бы привлечь хорошего инвестора. Для тех, кто собирается идти с революционной идеей к инвестору, всё же посоветуем зайти в банк за консультацией, поскольку она дается бесплатно и помогает сэкономить много времени на других этапах запуска и развития проекта.

Если бы героини решили обратиться в банк за инвестиционным кредитом, то дело развивалось бы следующим образом:

1) Составление бизнес-плана (в МТБанке есть примерная форма для заполнения бизнес-плана, которую мы выдаем в ходе первой беседы с клиентом и оказываем помощь при заполнении).

2) Поиск «золотой середины». Специалисты управления кредитования малого бизнеса рекомендуют делать сделать 2 варианта бизнес-плана — оптимистичный и пессимистичный. Тогда итоговый результат был бы максимально приближен к реальности.

3) В течение 7−10 дней получить решение от банка по выдаче кредита.

Таким образом, обратившись в банк, наши героини могли рассчитывать на сумму, примерно равную 70% стоимости всего проекта.

Мы надеемся, что вскоре создатели проекта придут к желанию расширить свой бизнес. Впору будет вспомнить об инвестиционном финансировании. Такие кредиты выдаются на реализацию конкретного проекта, например, на строительство, реконструкцию объекта недвижимости, а в качестве залога может использоваться сам объект инвестиций. Также в случае покупки транспорта, оборудования и др. будет уместен лизинг.

Кроме кредитов популярностью у белорусского бизнеса пользуются совместные программы финансирования, ставки по которым ниже, чем по обычным кредитам и лизингам — от 0,0001% годовых.

Расширение бизнеса определенно приведет к увеличению клиентской базы. Тогда к вам придет понимание, чем же побаловать постоянных клиентов и привлечь новых. Здесь мы можем порекомендовать подключиться к одной из уникальных программ МТБанка для стимулирования продаж в рознице — к программе рассрочки «Халва» или бонусной программе лояльности «Халва Плюс». В первом случае вы предоставите вашим клиентам возможность сделать покупки или получить услугу в рассрочку на период от одного до шести месяцев. При желании вы даже сможете установить два срока рассрочки на различные категории товаров и услуг. В случае бонусной программы лояльности вы порадуете клиентов скидками, предоставляемыми в виде бонусных баллов, которыми можно оплатить новые покупки. Обе системы очень гибкие и позволяют настроить программы под нужды и возможности вашего бизнеса. Для расчета по картам подойдет терминал любого банка.