Делай тело
Вкус жизни
Стиль
Отношения
Вдохновение
Звезды
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
СуперМама
Мех дня
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Карьера


Излюбленный порыв молодых жен – после собственной свадьбы начать карьеру в свадебном бизнесе. Большинство свадебных специалистов пришли в бизнес таким образом: многие остались, но и ушло не меньше. Гораздо хуже, что в нем остаются те, кто не готов разделить исключительность каждого случая и для кого свадьбы стали рутиной. Мы встретились со свадебным распорядителем Алиной Балаш и поговорили о том, много ли на рынке недобросовестных подрядчиков и как с ними бороться.

- Алина, мы видим свадьбы как малиновый рай – там трудятся феечки и происходит красота. Ты же смотришь на свадьбу с другого ракурса. Остается ли там все так красиво и мирно?

- Совсем нет, на каждом этапе подготовки можно столкнуться с недобросовестностью или обманом. Мы готовим торжество, которое каждый жених и каждая невеста надеются провести раз в жизни. Представляете, какая это ответственность? Поэтому любая мелочь может обернуться катастрофой.

- Где возникает больше всего проблем?

- У нас не так много красивых мест с хорошим сервисом, достойных ресторанов. Если место успешное, то его бронируют уже за год, за несколько месяцев все залы забронированы. При этом они абсолютно не заботятся, помешают эти свадьбы друг другу или нет. Даже в Robinson Club некоторые молодожены ждут свой очереди, чтобы провести выездную регистрацию. Что же говорить про небольшие ресторанчики, где абсолютно не согласована работа: они не имеют понятия о должном уровне обслуживания, не понимают, кто такой организатор.

- Какие претензии к ним возникают?

- У нас сложно добиться четкости и понимания того, что будет на свадьбе. Рестораны, как правило, не заключают договоры, максимум, чего можно добиться – чек за предоплату. Доказать те или иные условия нереально. Например, сначала они говорят: "Да, вы можете взять стулья на выездную регистрацию", а потом – "Нет, вы не можете их выносить". Или сначала разрешают проводить выездную регистрацию на их территории, а потом ссылаются на свежий газон.

Особенно сложно, если ресторан находится в бизнес-центре или другом административном здании. Совсем недавно я работала в таком заведении, не буду указывать его название. Весь вечер я находилась в состоянии конфликта с администрацией. Владельцы поначалу разрешили провести выездную церемонию перед рестораном, но охранники бизнес-центра постоянно выгоняли декораторов, пиротехников и так далее. Они говорили: "Это наша территория, с нами никто не согласовал". Без нашего ведома ресторан взял в небольшое помещение маленькую свадьбу, которая должна была быть без микрофона и ведущего. Но в последний момент туда решили позвать баяниста, который, естественно, громко пел. Когда я пришла к администрации с квадратными глазами и сказала: "Как? Вы же без музыки обещали!", мне ответили – "Ну, у них же тоже свадьба, мы не можем им запретить". Я в свою очередь не оставила им чаевые.

Не раз случается, что официанты не обслуживают молодоженов. Они могут принести и унести тарелки, но открыть бутылку не додумаются. Зачастую жених сам открывает бутылку, чтобы налить себе и невесте шампанское.

Обслуживание – это вообще отдельный разговор. Не говорю уже о том, что официанты не то чтобы не вышколены, а вообще слабо представляют себе, как нужно работать. У меня были случаи, когда на свадьбе они появлялись под вечер уже пьяными. Я говорила администратору: "Посмотрите, он ведь уже не стоит на ногах!". И она отвечала, что этот человек вообще не пьет. Это – правда, и это то, с чем нам приходится работать.

Если мы работаем в усадьбе, то нужно 10 раз переспросить, кто будет поваром и официантом и сколько их будет. Иногда обслуживают сами хозяева. Это нормальная практика, но при этом они одеты если не торжественно, то хотя бы прилично. Случалось пару раз, когда хозяева выбегали из дома босыми и в шортах. Официанты были в джинсах и потертых майках и абсолютно не выглядели как официанты. Мне было стыдно за этих людей и за то, что я заранее не поинтересовалась об их внешнем виде.

- Как можно разрешить такие конфликты?

- Есть много вещей, которые уже не исправишь. Например, несколько выездных регистраций рядом. В таком случае остается не портить настроение молодым и гостям и промолчать. В день свадьбы я ругаюсь и штрафую, не оставляю чаевые и так далее. Чаевые – это 10% за обслуживание, которые зачастую "по желанию" предлагают оставляют рестораны. Даже 10% – это большая сумма, учитывая среднюю стоимость банкета: она занимает примерно 50% всего бюджета свадьбы.

Бывало, мне намекали, что я должна оставить чаевые. Но если мне не понравилось обслуживание, то я этого делать не буду. Я могу отдать эти деньги молодоженам и оставить право решения. Нужно быть жестким в такие моменты.

- Вижу, что отношения с ресторанами для тебя – наболевшее. А что с другими подрядчиками?

- У меня есть подрядчики, которые навсегда в черном списке, и я с ними работать не буду. Это люди, которые просрочили заказ, например, изготовление фото или видео. Люди, которые появились на свадьбе в нетрезвом виде либо сильно опоздали. Были визажисты, которые просто не приходили. Естественно, у организатора есть своя база подрядчиков – мы можем позвонить и срочно найти замену. Как это решают сами невесты – для меня остается загадкой. Даже я на свадьбе трачу много эмоциональных и физических сил, и я не понимаю, как и без того взволнованным родителям либо невесте можно сохранить трезвую голову и найти решение.

- Да уж, с ответственностью явно есть проблемы. Но хоть не обманывают?

- Я не знаю, обман это или нет, но с декораторами случаются такие моменты: невеста рассчитывает на определенную сумму, а декоратор до последнего момента не высылает смету. И в итоге оказывается на 300, а то и на 1000 долларов больше запланированной. За неделю до свадьбы, когда все носятся в делах и экономят, найти лишние 300 долларов очень нелегко. Невесте либо приходится срочно их искать, либо отказываться от элементов декора. Иногда декоратор через некоторое время может сказать: "Ой, это все за декор, а за мою работу оплатите отдельно". Я этого не приемлю и считаю, что сумма должна быть в самом начале и полностью.

Еще очень частая ситуация, когда молодожены отдают на фото все деньги в предоплате или в день свадьбы. Получается, у человека нет никакой материальной мотивации делать ваши фотографии быстрее и вообще отдавать. Я всегда за то, чтобы часть суммы осталась до получения фотографий.

- Как наказать недобросовестного исполнителя?

- Лучше всего оштрафовать. Как распорядитель, я имею право это сделать – в таком случае я отдаю деньги молодоженам, и за ними остается итоговое решение. Но если молодые неосмотрительно отдали всю сумму до получения заказа, то свои претензии можно разрешить только через суд.

- Все это очень плохо и грустно. Давай лучше о том, как избежать всех этих кошмаров.

- Я очень люблю, когда заключен договор и есть описание, что нужно сделать и как. Если его нет и описание на словах, то доказать свою правоту нелегко. У нас были неприятные ситуации в прошлом году, когда невеста сама договорились с декоратором, но в итоге работа была ужасно дешевой и некрасивой. Нам было очень стыдно за декор, но все равно пришлось заплатить внушительную сумму. Договоренности не были нигде прописаны, и мы не понимали, что хочет невеста.

- А что может быть в договоре, что распорядитель может недоплатить?

- Придраться, например, к фотографу, довольно сложно. Кто-то прописывает, какая должна быть ретушь, сколько фотографий должно быть по итогу, сколько с обработкой и сколько без, минимальное количество рабочих часов и на каком цифровом носителе они отдают. Тогда легче указать на несоблюдение договоренностей. Если ничего не прописано, то очень сложно доказать, что фотограф сделал свою работу плохо.

Но что касается декора, то в договоре лучше указать каждую деталь. Если невеста наглядно покажет, какой букет либо арку хочет – хотя бы рисунком – то можно оценить соответствие. Составляйте таблички и схемы - у меня, например, это документ Excel. Там написано, каким должен быть букет и приложено фото, какими цветами будет украшен зал, сколько должно быть подставок, подсвечников, какие должны быть скатерти, какой должна быть арка, что должно на ней висеть, каким должен быть столик... Если я понимаю, что у меня на свадьбе, например, вместо шести подсвечников – четыре, то я смело могу недодать 20-40 долларов декоратору.

- Понятно, лучше решать все "на берегу" и брать проверенного человека. Но как его найти?

- Что касается фотографов, видеографов, декораторов, то я бы смотрела по работам, причем надо видеть полную серию – от самой первой фотографии до последней и лучше даже несколько таких серий. Тогда это более оправданно. Если вы видите пару снимков на сайте фотографа и ВКонтакте – самых лучших, конечно, то вас легко могут обмануть. К тому же фотографы и видеографы могут взять большую сумму только за то, что они уже раскрученные и известные. Это обычный подход, но при этом человек должен стараться, как и раньше, как и всегда. Но достигнув высокого уровня, некоторые уже не торопятся отдать материалы, сделать ретушь и так далее.

- В каком направлении хороших специалистов уже достаточно и кого не хватает? Где рынок уже не резиновый?

- Хороших людей везде недостаточно, и добросовестный подрядчик с качественными работами легко найдет себе клиента. Но особенно мне не хватает ресторанов. Лофтов, беседок, усадеб с хорошей мебелью, интерьером, территорией.

- Но когда на рынке появляются новички, их опасаются брать из-за недостатка опыта. Получается парадокс: может, человек и хороший, но у него еще недостаточно отзывов и работ, чтобы невеста была в нем уверена. Что делать с новичками?

- Новые лица приходят каждый год, и они сходу могут работать качественно. Но я за то, чтобы новичков тестировать. Я как организатор все-таки отвечаю за их качество. Чтобы это проверить, обычно я беру новичков на проекты, которых у меня очень много. Общаюсь с ними и проверяю, насколько качественно они выполняют свои обязательства. Опоздали ли, подвели – не подвели, сделали то, что обещали, или совсем по-другому. Но в свадебном бизнесе остается очень много однодневок. Хлебнув тяжелой работы – сложных отношений, многочасового труда, очень многие возвращаются к другим работам.

- Какие качества особенно важны для свадебного специалиста?

- Мне очень важно, чтобы люди были ответственными и брали на себя эту ответственность. Чтобы они были активными и любознательными, а не просто стояли в сторонке. Такими могут быть молодые координаторы – они просто стоят на свадьбе и могут не замечать проблем. Иногда я вижу – вроде девочка и хорошая, и ответственная. Но мне приходится ее подталкивать, чтобы она начала действовать.

На примере своей Школы свадебного координатора я вижу, как самые упорные вырабатывают в себе внимательность и подвижность, начинают мыслить более креативно. И я пришла к тому, что для свадебного специалиста важно не только учиться у людей своей профессии, но и обмениваться опытом с мастерами другой отрасли. В скором времени я планирую приглашать в школу ведущих и декораторов, фотографов. Может быть, таким образом мы вместе придем к общим выводам и будем работать лучше.