• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Карьера


Кто-то мечтает о принце на белом коне и об отпуске на Бали, а флорист Вероника Комок всю жизнь мечтает о цветах. В 21 год Вероника начала работать в магазине цветов в Минске, а в 23 года, накопив опыта и денег, основала свой собственный проект – интернет-магазин доставки цветов под названием "FlowerBar.by". Проект, которому всего чуть больше года и который не связан с ИТ или другим высокодоходными сферами, уже не только окупил первоначальные вложения, но и приносит прибыль своей владелице. А в октябре Веронику Комок пригласили поделиться опытом со студентами 4 курса Белорусского государственного технического университета и рассказать про все нюансы профессии флориста.

– Вероника, правда, что в нашей стране флористы зарабатывают только 8-го Марта и немного в сезон свадеб?

– Отчасти правда. Еще на 14 февраля (смеется). У флористов есть понятие сезонности продаж. Низкий сезон для флористов – декабрь-январь. Можно сказать, выручают новогодние праздники, так как все чаще заказывают рождественские композиции, мини-елки из пихты, живых цветов и декора. Июнь-октябрь – свадебный сезон, в это время помимо доставки цветов занимаемся выполнением свадебных букетов, оформлением свадеб, выездных регистраций брака, и фотосессий.

Активно заказывают букеты на День учителя, День матери. Чаще всего заказывают в День матери доставку цветов люди, находящиеся за границей (заказы приходят из разных уголков России), много заказчиков из Минска просят осуществить доставку в регионы Беларуси. В этом году на День матери был заказчик, который ни разу до своих 40 лет не дарил маме цветы. Заказал большую корзину с орхидеями. Этот поступок ему самому доставил массу положительных эмоций.

Часто заказывают букеты в качестве сюрприза, к примеру, в день рождения, в день свадьбы, в день годовщины знакомства. К нашей радости, все-таки становится популярным в последнее время заказывать доставку цветов совершенно без повода, просто ради того, чтобы подарить искреннюю улыбку.

– Принято считать, что флорист – это исключительно женская профессия...

– Не согласна. Профессия флориста – творческая, но требующая физического труда. Во-первых, складывать по спирали в большом количестве цветы для букета бывает сложновато. Часто заказывают букеты из 100 роз, вес которых сам по себе немалый. К тому же в большинстве салонов в обязанности флориста входит смена воды в цветочных вазах. В Европе, да и соседней Москве, много мужчин в этой профессии.

– Какими качествами характера в первую очередь должен обладать успешный флорист?

– Флорист – это человек, который при помощи цветов дарит людям незабываемые впечатления и положительные эмоции. В первую очередь он должен обладать сильной энергетикой, чтобы иметь возможность дарить ее через свои работы. Это чувствуется, когда букет сделан с душой.

Люди заблуждаются, полагая, что флористы проводят все свое время, собирая букетики и нюхая ароматные цветы. Это довольно тяжелая работа как физически, так и морально. Он – плотник, маляр, грузчик, дизайнер, художник, бизнесмен – целый день находится на ногах и в движении. К тому же цветы требуют очень большого внимания, без него они быстро погибают. Готовый букет или композиция – это продукт, за которым стоит огромный труд.



– Расскажи, как ты пришла к собственному проекту, связанному с цветами.

– Я всегда мечтала заниматься цветами. Идея своего дела возникла давно, и первое, что я сделала для ее реализации, это поступила в БГТУ на специальность "специалист садово-паркового строительства и ландшафтного проектирования". Очень этому рада, университет дал мне хорошие знания в систематике растений, цветоводстве, дендрологии, композиции и т.д. Успешно получила диплом, устроилась на работу в один из столичных цветочных магазинов. Необходимо было изучить все тонкости и специфику организации магазина цветов, административные нюансы, ну а заодно и накопить денег на открытие своего дела.

– Какой стартовый капитал нужен, чтобы открыть свой интернет–магазин доставки цветов? Как давно ты начала именно зарабатывать, а не только инвестировать?

– На открытие потребовался бюджет около 70 миллионов белорусских рублей – на разработку фирменного стиля, создание и продвижение сайта, фототехнику, создание портфолио, холодильное оборудование для хранения цветов, закупку цветов и аксессуаров, на самом деле есть еще много неочевидных на первый взгляд расходов. Расходы окупились примерно через год, и сейчас я получаю более-менее стабильную прибыль.

– Работаешь ли ты с предприятиями? Или только с физическим лицами? Чем твой магазин отличается от остальных?

– Мы работаем и с физическими, и с юридическими лицами. Для предприятий удобно, что не нужно всякий раз выяснять, где и как купить цветы, чтобы поздравить сотрудника с днем рождения или кто отвезет букет директору компании партнеров. Для организаций мы предлагаем специальные условия корпоративного флористического обслуживания, в т.ч. разработку календаря событий фирмы – мы не забудем ни про один повод и праздник коллектива, предварительно позвонив, напомним о предстоящем событии, согласуем доставку букета или корзины с цветами в удобное время. Для физических лиц на сайте действует накопительная система скидок. Ежедневно мы предлагаем букеты дня, которые можно заказать с хорошей скидкой (от 5 до 30%). В основном для каждого букета специально закупаются цветы, причем ассортимент цветов не ограничивается розами, хризантемами, тюльпанами и гвоздиками.

В работе использую чудесные сезонные цветы. Весна – символ начала новой жизни, это ранункулюсы, анемоны, гиацинты, ирисы, ландыши, лето – это яркие полевые букеты из пионовидных ароматных роз, гортензий, маттиол, осень – пора плодов и ягод, сортовых георгин, целозий, зимой – амариллисы, дополнительно добавляю коробочки хлопка, хвою пихты, ягоды илекса, искусственный снег.

– Следишь ли ты за тенденциями, новыми технологиями в сфере флористики?

– Минск не может похвастаться популярностью мастер-классов известных зарубежных флористов. Для это стоит ехать в Киев, Москву. Несколько лет назад посчастливилось съездить вместе с группой ландшафтных дизайнеров в тур по Голландии и Германии с посещением дворцово-парковых комплектов, частных садов.



Было безумно интересно увидеть голландский цветочный аукцион Flora Holland в Аальсмеере и воочию увидеть механизм сборки заказов в разные страны мира, в т.ч. и к нам, в Беларусь. Величина ангаров просто поражает. Пол на нижнем уровне пронизан сетью рельсов, по которым снуют электромобили. Через каждые 100 метров – двери гигантских холодильников. После окончания торгов водитель собирает заказ клиента, подобно тому как мы собираем корзину в супермаркете, только тут "корзинка" может представлять состав из 40-50 вагончиков. Поезд доставит готовый заказ к воротам, где цветы упакуют в грузовые машины и отправят в дальнейшее путешествие.



Именно здесь на аукционах устанавливают погоду цветов за считанные доли секунд. Крупные компании, которые ежедневно развозят миллионы цветов по всему миру, совершают сделки на торгах в этих аукционных комнатах.

Что интересно, некоторые цветы поставляются в Голландию из Африки, Азии, Латинской Америки, куда перенесли производство все крупнейшие фирмы в цветочном бизнесе.

Запомнилась поездка в парк Кекенхоф. Это самый красивый ежегодный парад весенних первоцветов в Европе. Для того чтобы два месяца в году в парке Кекенхоф цвели сотни сортов тюльпанов, гиацинты, нарциссы, рябчики, мускари и т.д. (вход для посетителей открыт только в это время), трудятся сотни рабочих весь год. Поразили необычные сорта тюльпанов. На пике популярности – попугайные сорта – лепестки волнистой формы, необычные и экстравагантные. Также удивил сорт тюльпана Ice Cream, по форме бокала напоминающий мороженое. Компании бесплатно предоставляет свои лучшие цветы для живой выставки в Кекенхофе, рассматривая это как лучшую рекламу своего товара.

- Как ты видишь свой проект через 5-10 лет?

– Цели – открытие цветочного салона, развитие в сфере корпоративной флористики и оформлении мероприятий.

– То есть ты не поддерживаешь мнение, что у нас создать успешный бизнес невозможно?

– В цветочном деле сверхприбыли, как в нефтяной отрасли, невозможны по определению. Но работать на себя, занимаясь любимым делом, которое приносит не только удовольствие, но и деньги, возможно. Для этого нужно много работать, не бояться экспериментов, быть по-хорошему любопытным и любознательным. Я не говорю, что у нас везде зеленый свет и никаких трудностей, но терпение и труд все перетрут.

- Как ты в целом оцениваешь цветочный бизнес в Беларуси?

– В Минске за последние несколько лет открылось большое количество интернет-магазинов доставки цветов. Большинство из них можно назвать "однодневными". Многие думают, что это легкий бизнес, мол, загрузил портфолио фотографиями из интернета, расценил, и все – продавай и доставляй. Цены могут быть невысокими, но и ассортимент небольшой и выполнять заказы не обязательно будет квалифицированный в этой сфере человек. Слукавлю, если не скажу, что, в противовес вышесказанному, есть сайты частных профессиональных флористов-декораторов, сделанные качественно и красиво. Но и, соответственно, они предоставляют услуги значительно дороже.



- Используешь ли ты в своей работе отечественное сырье?

– Все цветы заказываю из Голландии. Поставки цветов – 2 раза в неделю. Цветы высокого качества и, в зависимости от биологических особенностей, хорошо стоят в вазе. Часто приходится разъяснять людям, что весенние цветы – тюльпаны, ирисы, анемоны, нарциссы по своей природе цветут недолго, срок жизни цветка 3-5 дней, а вот к самым долгостоящим относятся орхидеи, альстремерии, хризантемы, лилии. Был неудачный опыт работы с отечественным производителем. Оказалось, им невыгодно реализовывать продукцию ИП к 8 Марта, хотя заявка была оформлена заблаговременно. К тому же ассортимент цветов там невелик.

- Если бы была возможность начать все сначала, что бы ты изменила и стала ли бы ты вообще что-то менять?

– Нет, не стала. Я благодарна каждому человеку, который встретился на моем профессиональном пути, они всегда помогали выбирать правильный вектор развития.

Нужные услуги в нужный момент
20170626