Делай тело
Вкус жизни
Стиль
Отношения
Вдохновение
Звезды
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
СуперМама
Мех дня
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Карьера


Кто-то мечтает о принце на белом коне и об отпуске на Бали, а флорист Вероника Комок всю жизнь мечтает о цветах. В 21 год Вероника начала работать в магазине цветов в Минске, а в 23 года, накопив опыта и денег, основала свой собственный проект – интернет-магазин доставки цветов под названием "FlowerBar.by". Проект, которому всего чуть больше года и который не связан с ИТ или другим высокодоходными сферами, уже не только окупил первоначальные вложения, но и приносит прибыль своей владелице. А в октябре Веронику Комок пригласили поделиться опытом со студентами 4 курса Белорусского государственного технического университета и рассказать про все нюансы профессии флориста.

– Вероника, правда, что в нашей стране флористы зарабатывают только 8-го Марта и немного в сезон свадеб?

– Отчасти правда. Еще на 14 февраля (смеется). У флористов есть понятие сезонности продаж. Низкий сезон для флористов – декабрь-январь. Можно сказать, выручают новогодние праздники, так как все чаще заказывают рождественские композиции, мини-елки из пихты, живых цветов и декора. Июнь-октябрь – свадебный сезон, в это время помимо доставки цветов занимаемся выполнением свадебных букетов, оформлением свадеб, выездных регистраций брака, и фотосессий.

Активно заказывают букеты на День учителя, День матери. Чаще всего заказывают в День матери доставку цветов люди, находящиеся за границей (заказы приходят из разных уголков России), много заказчиков из Минска просят осуществить доставку в регионы Беларуси. В этом году на День матери был заказчик, который ни разу до своих 40 лет не дарил маме цветы. Заказал большую корзину с орхидеями. Этот поступок ему самому доставил массу положительных эмоций.

Часто заказывают букеты в качестве сюрприза, к примеру, в день рождения, в день свадьбы, в день годовщины знакомства. К нашей радости, все-таки становится популярным в последнее время заказывать доставку цветов совершенно без повода, просто ради того, чтобы подарить искреннюю улыбку.

– Принято считать, что флорист – это исключительно женская профессия...

– Не согласна. Профессия флориста – творческая, но требующая физического труда. Во-первых, складывать по спирали в большом количестве цветы для букета бывает сложновато. Часто заказывают букеты из 100 роз, вес которых сам по себе немалый. К тому же в большинстве салонов в обязанности флориста входит смена воды в цветочных вазах. В Европе, да и соседней Москве, много мужчин в этой профессии.

– Какими качествами характера в первую очередь должен обладать успешный флорист?

– Флорист – это человек, который при помощи цветов дарит людям незабываемые впечатления и положительные эмоции. В первую очередь он должен обладать сильной энергетикой, чтобы иметь возможность дарить ее через свои работы. Это чувствуется, когда букет сделан с душой.

Люди заблуждаются, полагая, что флористы проводят все свое время, собирая букетики и нюхая ароматные цветы. Это довольно тяжелая работа как физически, так и морально. Он – плотник, маляр, грузчик, дизайнер, художник, бизнесмен – целый день находится на ногах и в движении. К тому же цветы требуют очень большого внимания, без него они быстро погибают. Готовый букет или композиция – это продукт, за которым стоит огромный труд.



– Расскажи, как ты пришла к собственному проекту, связанному с цветами.

– Я всегда мечтала заниматься цветами. Идея своего дела возникла давно, и первое, что я сделала для ее реализации, это поступила в БГТУ на специальность "специалист садово-паркового строительства и ландшафтного проектирования". Очень этому рада, университет дал мне хорошие знания в систематике растений, цветоводстве, дендрологии, композиции и т.д. Успешно получила диплом, устроилась на работу в один из столичных цветочных магазинов. Необходимо было изучить все тонкости и специфику организации магазина цветов, административные нюансы, ну а заодно и накопить денег на открытие своего дела.

– Какой стартовый капитал нужен, чтобы открыть свой интернет–магазин доставки цветов? Как давно ты начала именно зарабатывать, а не только инвестировать?

– На открытие потребовался бюджет около 70 миллионов белорусских рублей – на разработку фирменного стиля, создание и продвижение сайта, фототехнику, создание портфолио, холодильное оборудование для хранения цветов, закупку цветов и аксессуаров, на самом деле есть еще много неочевидных на первый взгляд расходов. Расходы окупились примерно через год, и сейчас я получаю более-менее стабильную прибыль.

– Работаешь ли ты с предприятиями? Или только с физическим лицами? Чем твой магазин отличается от остальных?

– Мы работаем и с физическими, и с юридическими лицами. Для предприятий удобно, что не нужно всякий раз выяснять, где и как купить цветы, чтобы поздравить сотрудника с днем рождения или кто отвезет букет директору компании партнеров. Для организаций мы предлагаем специальные условия корпоративного флористического обслуживания, в т.ч. разработку календаря событий фирмы – мы не забудем ни про один повод и праздник коллектива, предварительно позвонив, напомним о предстоящем событии, согласуем доставку букета или корзины с цветами в удобное время. Для физических лиц на сайте действует накопительная система скидок. Ежедневно мы предлагаем букеты дня, которые можно заказать с хорошей скидкой (от 5 до 30%). В основном для каждого букета специально закупаются цветы, причем ассортимент цветов не ограничивается розами, хризантемами, тюльпанами и гвоздиками.

В работе использую чудесные сезонные цветы. Весна – символ начала новой жизни, это ранункулюсы, анемоны, гиацинты, ирисы, ландыши, лето – это яркие полевые букеты из пионовидных ароматных роз, гортензий, маттиол, осень – пора плодов и ягод, сортовых георгин, целозий, зимой – амариллисы, дополнительно добавляю коробочки хлопка, хвою пихты, ягоды илекса, искусственный снег.

– Следишь ли ты за тенденциями, новыми технологиями в сфере флористики?

– Минск не может похвастаться популярностью мастер-классов известных зарубежных флористов. Для это стоит ехать в Киев, Москву. Несколько лет назад посчастливилось съездить вместе с группой ландшафтных дизайнеров в тур по Голландии и Германии с посещением дворцово-парковых комплектов, частных садов.



Было безумно интересно увидеть голландский цветочный аукцион Flora Holland в Аальсмеере и воочию увидеть механизм сборки заказов в разные страны мира, в т.ч. и к нам, в Беларусь. Величина ангаров просто поражает. Пол на нижнем уровне пронизан сетью рельсов, по которым снуют электромобили. Через каждые 100 метров – двери гигантских холодильников. После окончания торгов водитель собирает заказ клиента, подобно тому как мы собираем корзину в супермаркете, только тут "корзинка" может представлять состав из 40-50 вагончиков. Поезд доставит готовый заказ к воротам, где цветы упакуют в грузовые машины и отправят в дальнейшее путешествие.



Именно здесь на аукционах устанавливают погоду цветов за считанные доли секунд. Крупные компании, которые ежедневно развозят миллионы цветов по всему миру, совершают сделки на торгах в этих аукционных комнатах.

Что интересно, некоторые цветы поставляются в Голландию из Африки, Азии, Латинской Америки, куда перенесли производство все крупнейшие фирмы в цветочном бизнесе.

Запомнилась поездка в парк Кекенхоф. Это самый красивый ежегодный парад весенних первоцветов в Европе. Для того чтобы два месяца в году в парке Кекенхоф цвели сотни сортов тюльпанов, гиацинты, нарциссы, рябчики, мускари и т.д. (вход для посетителей открыт только в это время), трудятся сотни рабочих весь год. Поразили необычные сорта тюльпанов. На пике популярности – попугайные сорта – лепестки волнистой формы, необычные и экстравагантные. Также удивил сорт тюльпана Ice Cream, по форме бокала напоминающий мороженое. Компании бесплатно предоставляет свои лучшие цветы для живой выставки в Кекенхофе, рассматривая это как лучшую рекламу своего товара.

- Как ты видишь свой проект через 5-10 лет?

– Цели – открытие цветочного салона, развитие в сфере корпоративной флористики и оформлении мероприятий.

– То есть ты не поддерживаешь мнение, что у нас создать успешный бизнес невозможно?

– В цветочном деле сверхприбыли, как в нефтяной отрасли, невозможны по определению. Но работать на себя, занимаясь любимым делом, которое приносит не только удовольствие, но и деньги, возможно. Для этого нужно много работать, не бояться экспериментов, быть по-хорошему любопытным и любознательным. Я не говорю, что у нас везде зеленый свет и никаких трудностей, но терпение и труд все перетрут.

- Как ты в целом оцениваешь цветочный бизнес в Беларуси?

– В Минске за последние несколько лет открылось большое количество интернет-магазинов доставки цветов. Большинство из них можно назвать "однодневными". Многие думают, что это легкий бизнес, мол, загрузил портфолио фотографиями из интернета, расценил, и все – продавай и доставляй. Цены могут быть невысокими, но и ассортимент небольшой и выполнять заказы не обязательно будет квалифицированный в этой сфере человек. Слукавлю, если не скажу, что, в противовес вышесказанному, есть сайты частных профессиональных флористов-декораторов, сделанные качественно и красиво. Но и, соответственно, они предоставляют услуги значительно дороже.



- Используешь ли ты в своей работе отечественное сырье?

– Все цветы заказываю из Голландии. Поставки цветов – 2 раза в неделю. Цветы высокого качества и, в зависимости от биологических особенностей, хорошо стоят в вазе. Часто приходится разъяснять людям, что весенние цветы – тюльпаны, ирисы, анемоны, нарциссы по своей природе цветут недолго, срок жизни цветка 3-5 дней, а вот к самым долгостоящим относятся орхидеи, альстремерии, хризантемы, лилии. Был неудачный опыт работы с отечественным производителем. Оказалось, им невыгодно реализовывать продукцию ИП к 8 Марта, хотя заявка была оформлена заблаговременно. К тому же ассортимент цветов там невелик.

- Если бы была возможность начать все сначала, что бы ты изменила и стала ли бы ты вообще что-то менять?

– Нет, не стала. Я благодарна каждому человеку, который встретился на моем профессиональном пути, они всегда помогали выбирать правильный вектор развития.