Стиль
Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Карьера


Меня зовут Наталья Бертош, я маркетолог, журналист и певица. Именно по поводу последнего пункта многие больше знают меня как Берту. Я занимаюсь рекламой, пою, пишу, придумываю и воплощаю в жизнь разные проекты. Журналистский проект "Бранч с Бертой" – один из них.

Каждое воскресенье в ресторане отеля Renaissance Minsk с полудня и до четырех дня проходят бранчи, пришедшие к нам из Америки и представляющие собой нечто среднее между поздним завтраком и ранним ланчем. Бранч принято проводить с близкими людьми, наслаждаясь их обществом под девизом "Отдохни, ты не на работе!". Мой проект "Бранч с Бертой" призван познакомить вас с интересными персонами, открывая их с новых, неожиданных и ярких сторон. Каждое воскресенье – новый гость. Присоединяйтесь!  

С Надей мы познакомились на девичнике у общей знакомой, которую дружной толпой провожали замуж. Надя вошла в зал, неся в руках нечто волшебное – шикарную куклу, изящно сидящую с фонарем в руке на не менее шикарной скамейке с фонарем в руке. Это уже потом, я узнала, что Надя – известный мастер-кукольник, автор и организатор международной выставки "Панна Doll’я", которая в этом году пройдет в Минске с 10 по 12 апреля. А тогда я даже не подозревала что чудо-кукла – это ее рук дело.

О людях и куклах, мастерах и учениках, выставках и прочих кукольных делах мы поговорили с Надей за воскресным бранчем в отеле Renaissanse.

Искусство куклы

- Как пришла в голову идея вдруг заняться поделками кукол?

- Не поделками, а искусством куклы. Это увлечение пришло с рождением дочери. Я, как любая мама, очень хотела, чтобы ребенок был разносторонне развит. Мы жили на севере – в городе Салехарде, это Арктика. Больших развлечений там не было, и поэтому приходилось что-то делать самостоятельно. Мы привозили разные выставки, приглашали музыкантов и певцов, устраивали концерты и так далее. А как-то однажды удалось организовать выставку очень хороших мастеров из Екатеринбурга, которые привезли большой кукольный проект. Вот оттуда моя "кукольная болезнь" и началась. Я начала учиться, учиться и еще раз учиться… Сразу, конечно, не получалось. Просто так сесть и сделать куклу – это очень сложно. Нужно знать технологию и техники. Про кукол вообще можно рассказывать бесконечно, потому что в этом виде искусства существует бесконечное множество направлений, начиная с текстиля и заканчивая фарфором. Текстиль, например, – это самый простой вид кукольного искусства, в котором также существует множество направлений. От совсем не дорогих до очень дорогих. В этом направлении есть мастера, цена на куклы которых начинается от 12 000 евро, и для которых специально изготавливают ткань и другие материалы. Это больше интерьерная кукла. А есть и примитивные куклы – так называемые "чердачные", к примеру – это первый шаг в кукольный мир.

- И сколько уже длится твое увлечение?

- Уже 9 лет. Сначала просто училась, потом начала ездить на выставки и выставлять свои работы, продавать…

- Ты помнишь первую куклу, которую у тебя купили?

- Конечно! Это была самая первая кукла, которую я сделала. Я не хотела ее продавать, и выставила на нее какую-то безумно высокую цену. И ее купили! Оказывается, чем больше большую цену ты выставляешь цену, тем быстрее покупают куклу. Я, конечно, очень жалею, что продала эту первую работу . Это была клоунесса – любимая тема всех кукольников, так в этих работах можно использовать огромное количество деталей в костюмах и других элементов. Я до сих пор ее помню и люблю.

- А какой покупатель тебе больше всего запомнился?

- Михаил Ходорковский, который купил у меня белого медведя за 2000 долларов. У него, оказывается, большая коллекция белых медведей. Я как раз тогда увлекалась этим направлением. Так что мой медведь находится в коллекции одного из самых видных мужчин России.

- Все элементы в куклах делаются вручную?

- В основном да, смотря какие работы. Есть, например, куклы, у которых фарфоровое лицо, а глаза вставляются стеклянные, специально сделанные изготовленные на заказ у стеклодувов. А так все делаем, расписываем все сами.

- Ты же с Севера, насколько я поняла. Как пришла идея переехать в Беларусь?

- Мы с мужем объездили много стран, но в конечном итоге решили остановиться на Беларуси, потому что здесь нас устраивает качество жизни: климат, экологически чистые продукты и так т.далее. Мы очень любим свое здоровье и бережем его.

- Давно переехали?

- Полтора года назад!

- Ну и как? Полет нормальный?

- Замечательный! Этот полет меня еще устраивает еще тем, что в нем рядом со мной уже есть люди, на которых я могу опереться и которым я могу довериться. В нашей жизни это не так часто бывает. Как правило, очень много знакомых, очень много товарищей, а вот друзей - раз-два-три, и обчелся. Мне повезло, что те люди, которые меня окружают в Беларуси, – это достойные, грамотные, открытые и честные люди. Это не так часто бывает.

Панна Doll’я

- Расскажи про выставку Панна Doll’я.

- Это международная выставка-ярмарка кукол, которую мы проводим в Беларуси второй раз. Такого формата выставок еще не было еще, такое количество мастеров и работ! Мы впервые совмещаем разные арт-площадки, и в этом году рамках выставки пройдут и не кукольные проекты: выставка фотохудожника Юлии Мацкевич "Любимые солнцем" и выставка художников Анны Силивончик и Василия Пешкуна, а так же проект "Панна Doll'я стиль" - — новый вариант для современных дизайнеров стиля и украшений.

- Так много всего! Огромная работа, наверное, проделана.

- Я горжусь своим проектом, потому что это мое детище, которое я вырастила и вывела на хороший международный уровень. И я очень благодарна тем людям, которые мне помогают. Особенно мастерам, которые в первый год поверили в меня. Они приехали не в Минск, они приехали поддержать меня, потому что все знают, что сделать первую выставку – это очень сложно. Это 8-9 месяцев беспрерывной работы.

- И сколько авторов кукол будет в этом году?

- В этом году у нас больше 170 авторов из 20 стран мира: Мексика, Япония, Франция, Голландия, Германия, Италия и многие другие. В этом году будут звезды кукольного мира из Франции. Они очень редко выезжают на выставки и никогда не были на выставках даже в России. Для меня, как для организатора, очень ценно, что люди приезжают первый раз в на постсоветское пространство, и выбрали не Москву, а Минск – мою выставку. Это говорит о том, что они ценят то, что я делаю, и то, что я вкладываю в этот проект. Помимо средств, это еще огромное количество личного времени, так как у меня совсем небольшая команда: девочка-помощница, муж и я.

- А муж тоже кукольник?

- Нет, он кукловод. Он терпит жену-кукольницу. Много анекдотов на тему творческой жены есть, но мы их опустим. Он меня любит и во всем поддерживает.

Фарфор, текстиль и прочие радости

- Сколько же всего направлений существует в этом виде искусства?

- Ой, я даже не берусь перечислить все. Главные: текстильные работы, работы холодной и горячей самозастывающей массами для структурной лепки, фарфор – это высшая ступень, и шарнирные куклы.

- Авторы могут создавать новые направления?

- Могут, но, как в любом искусстве, не все сразу играет своими красками. Ты можешь создать направление, но до людей оно дойдет лет через пять, когда тебя начнут копировать, начнут тебе подражать.

- А тебя копируют?

- Меня копируют, и я не считаю, что это хорошо или плохо, ведь тем, кто учится, нужно что-то брать за основу. Вообще я ратую за то, чтобы в Беларуси искусство кукол поднялось на должный международный уровень, поэтому я и привожу тебя всех этих мастеров. Многие наши мастера, даже белорусские, чаще выставляют свои работы в Европе, чем дома.

- Любой человек может взять и сделать куклу? Вот я, например, могу?

- Ты можешь, ты — творческий человек. Могу научить. У меня много учеников. На мастер-классах, которые я провожу, я часто слышу фразу: не могу. Нет для меня такой фразы: не могу, есть фраза: не хочу.

- А как оценивается уровень работ?

- По-разному. Есть, например, у нас, у кукольников, такое поверье: если у тебя покупает работу кто-то из известных кукольников, ты стал звездой. Это говорит о неком признании и оценке со стороны профессионалов высочайшего уровня.

- Что самое сложно в кукле?

- Самое сложное — это руки и, как ни странно, уши. Не имея художественного образования, сложно с первого раза это их сделать хорошо. Но этому можно научиться. Многие мастера с художественным образованием иногда скептически относятся к тем, кто занимается этим как хобби. Я хочу сказать, что половина великих мастеров в кукольном мире – домохозяйки. Они долго работают на имя, а потом имя работает на них. Как и везде.

Кукла выбирает тебя

- А правда, что куклы на самом деле живые?

- Живые! Но тех, кто говорит мне, что боится кукол, я прямиком отправляю к психотерапевту. Потому что бояться кукол – это странно.

- Говорят, они еще по ночам ходят…

- Мало того, они стаптывают себе каблуки и туфельки!

Юля: - А уборку делают?

- Если бы были такие куклы, я бы делала только таких!

- Что означает выражение: "Не ты выбираешь куклу, а кукла выбирает тебя"?

- Это, на самом деле, правда. На каждую куклу есть свой зритель. И кукла выберет тебя, даже если ты этого не хочешь. Я часто встречала людей, которые не знали, что такое искусство куклы и говорили: "Да это ж для детей! Я никогда не куплю такое да еще за такие деньги!". Но настает момент, когда этот человек найдет ту куклу, которая вцепится в него и не отпустит. И придется ее купить. На каждой выставке такое происходит! Куклы часто похожи на своих авторов, и, тем не менее, приходят посетители и говорят: "О, это же моя тетя Валя или тетя Люба"! Каждый ищет в кукле схожесть с кем-то. И находит.

- А ты когда начинаешь делать куклу, ты знаешь, какая какой она будет в финале?

- Не всегда. Если ты начинаешь делать эскизы, как многие мастера, то ты знаешь, к чему стремиться. Но если это происходит на начальном этапе: например, вы приходите ко мне на мастер-класс с эскизом, но поверьте, у вас получится совсем другая кукла. Кукла будет диктовать свои условия всегда. Когда я делаю куклу, я постоянно с ней разговариваю и общаюсь. Поэтому потом очень тяжело расставаться.

- У куклы есть душа, по-твоему?

- Безграничное количество души, эмоций, настроения и положительной энергетики.

- Ты скучаешь по своим куклам?

- Есть работы, по которым я скучаю. Но в конечном итоге, я же делаю кукол для того, чтобы радовать людей, а не себя. Поэтому мне нравится, когда мои куклы радуют других людей, приносят радость.

Фото: Юлия Мацкевич

Проект: Бранч с Бертой

Благодарим Renaissance Minsk Hotel за помощь в проведении интервью