Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Карьера


/

Представление о том, как устроена работа радиостанции изнутри, сформировалось у широкого зрителя после выхода в прокат комедии "День радио". Развеселые шутки, марафон в поддержку несуществующих животных и группа "Чайф", поющая в застрявшем лифте, – кажется, что такой работе можно исключительно позавидовать. Каково работать на радио на самом деле, что делать с 75% белорусской музыки в эфире и как жить, если твой рабочий день начинается ни свет ни заря – читайте в нашем сегодняшнем репортаже.

Утро

Чтобы застать в работе шоу "Новое утро на Новом радио" – 3 первых эфирных часа, когда ведущие будят страну и настраивают слушателей на волну хорошего настроения, я встаю на час раньше обычного – меня забирают из дому с утра пораньше. Но это вариант для слабаков, потому что ведущим приходится вставать в районе 5 утра, чтобы уже в 6 быть на рабочем месте – обсудить темы и подготовиться к эфиру.


Захожу в студию, ребята бодро шутят про британских ученых и параллельные миры и объявляют о старте игры со слушателями. В те несколько минут, пока идет рекламный блок и играет песня, нужно успеть переговорить с первыми дозвонившимися участниками, напомнить им правила игры и попросить оставаться на линии.

Во время старта игры на студийные телефоны звонит до нескольких сотен человек, несмотря на ранний час.

В промежутках между выходами в эфир мы говорим с ведущими "Нового утра" – Машей Непорядкиной, Дмитрием Борисовым и Владимиром Владимировичем – о том, как устроена их работа.

Маша: В утреннем эфире я работаю уже четвертый год, но такое чувство, что уже лет десять. Каждое утро я просыпаюсь и борюсь со стрессом. Программный директор обещал мне, что через три месяца я привыкну – прошло несколько лет, а я не привыкла (смеется). Но на самом деле это очень дисциплинирует: если бы не было ранних подъемов, я бы просыпалась к обеду, а так я заканчиваю работу к 12 дня, и мой день значительно увеличивается.

Дмитрий: Я, например, очень доволен своей работой, потому что это одно из немногих занятий, которое позволяет мне не взрослеть. Многим офисным работникам, к примеру, запрещают пользоваться социальными сетями, а для нас это обязательно – нужно прочесть свежие новости, найти кучу шуток и анекдотов.

Утреннее шоу заканчивается в 10 утра, но ведущие остаются в офисе – готовиться к эфиру следующего дня. Полностью подготовить сценарий для трехчасового эфира заранее сложно, поэтому набрасывается основа, а перед выходом ребята добавляют свежие новости и актуальные темы для обсуждения.

Маша: В течение дня мы перекидываем друг другу какие-то новости или шутки для завтрашнего эфира. Что-то интересное можно услышать на улице или в разговоре с друзьями и использовать это. Вообще, мы втроем уже пришли к тому, что можем просто сидеть и разговаривать, потом продолжить наш разговор в эфире – и это будет интересно и нам, и нашим слушателям.

Дмитрий: Но важно, конечно, все время держать в уме, насколько интересным этот разговор будет со стороны и какие эмоции получат люди, его слушающие.

– Какими качествами должен обладать хороший ведущий утреннего шоу?

Дмитрий: Прежде всего, у человека должна быть бодрая понятная речь, острый ум, быстрая реакция на ежесекундно меняющиеся условия эфира. Ну и нужно быть молодым душой, интересоваться всем на свете, а не замыкаться только на уровне личных предпочтений. Даже если вам не интересен 6-й айфон, нужно знать, какая у него толщина и почему он гнется. Нужно быть в курсе всех событий – при таких условиях ведущий сможет быть интересным долгое время.

Маша: Кроме того, нужно любить людей и тонко чувствовать ту грань в юморе, за которую нельзя переходить. Даже самые невинные анекдоты и шутки подавать очень аккуратно, с самоиронией и даже где-то примерять их на себя, чтобы слушатель понимал: они такие же, как и мы, они могут постебаться над собой.

– У вас есть обратная связь со слушателями?

Маша: Общение со слушателями в основном происходит в социальных сетях, нам часто пишут, и приятно, что пишут много хорошего. Мы очень внимательно относимся к критике и благодарны за какие-то дельные замечания. Мне в личные сообщения в соцсетях приходит очень много сообщений от абсолютно незнакомых людей, которые пишут: если бы не вы, я бы сегодня не проснулся, спасибо за настроение. В такие моменты понимаешь, что делаешь все правильно, и это очень вдохновляет на дальнейшую работу.

Дмитрий: Очень эффективны еще и живые встречи – у нас ведь общение происходит не только в эфирах или в соцсетях. Достаточно часто мы встречаемся со слушателями вживую и очень им благодарны за то, что они не ленятся приехать, лично встретиться, сфотографироваться или взять автограф. Из таких встреч тоже получаешь очень много поддержки и вдохновения для дальнейшей работы.

– Можете назвать три причины, почему стоит работать ведущим утреннего эфира на радио, а почему нет?

Дмитрий: Во-первых, тебя не сильно знают в лицо. Уж не знаю, плюс это или минус, кому как (смеется). Во-вторых, это очень большая положительная эмоция от работы. Да, как и от любой работы, ты устаешь, но усталость эта, скорее, приятная. И большим плюсом является постоянное общение: даже если это просто какой-то монолог в эфир, ты прекрасно понимаешь, что по ту сторону эфира тебя слушает огромное количество людей, которым интересно твое мнение, которым ты можешь улучшить настроение в конкретный момент.

Если говорить о недостатках, то, прежде всего, это довольно стрессовая работа, такой постоянный конвейер, в котором у тебя есть очень короткий промежуток времени в одну песню, за который ты должен успеть сформулировать, о чем будешь говорить в следующие несколько минут.

Владимир: Никто не должен знать о твоем плохом настроении или о твоих личных проблемах – это никому не интересно, и это попросту нельзя выносить в эфир. Если ты у микрофона – ты весел и бодр, это такой элемент актерства, когда личное нужно оставлять за эфиром. Ну и когда в незнакомых компаниях узнают, где ты работаешь, часто бывает такое: мол, давай, пошути нам, ты же ведущий, расскажи анекдот.

Маша: Для меня и плюс, и минус сосредоточились в одном – это ранний подъем. С одной стороны, он меня дисциплинирует, с другой, он же меня и убивает (смеется).

После окончания утреннего шоу эстафету у ребят перенимают ведущая дневного эфира – Юлия Славинская, после – ведущий вечернего эфира Глеб Глебов.

Юлия Славинская

Новости

После утреннего шоу мы перемещаемся в сектор службы новостей и продолжаем наш разговор с руководителем службы Денисом Вавиловым и ведущим утренних новостей Александром Лисовским.

– Расскажите, как происходит формирование новостного блока?

Денис: Если выпуск состоит из 4-5 новостей, то первые две – это новости нашей страны или самые актуальные на данный момент новости, дальше идут по убывающей в степени важности – новости ближнего зарубежья, к примеру. А последняя – это какая-то забавная новость, допустим, про очередное открытие британских ученых.

– Есть какие-то темы, о которых вы никогда не будете говорить в своих выпусках?

Денис: Несмотря на общие правила, у каждого ведущего есть свой стиль подачи материала. Одна наша коллега, к примеру, никогда не упускает возможности включить в свой блок новость про секс. Я же никогда не дам новость о том, что машина сбила ребенка или новость об убийстве.

Александр: Я-то могу дать новость о каком-то криминальном происшествии, если это действительно важно и актуально. Но я никогда не сделаю этого в утреннем выпуске, потому что с утра рассказывать слушателю о трагедии, фактически означает испортить ему настроение на весь день.

– Что происходит, если ведущий опаздывает к своему выходу новостей?

Александр: Фатальным является опоздание на утренний блок, потому что все последующие можно перекрыть. Я как ведущий именно утренних новостей не могу позволить себе опоздать никогда (смеется). На самом деле, я завел себе очень много будильников и делаю все, чтобы не опаздывать к своему первому выходу в 7 утра.

- Какие вы видите плюсы в своей работе на радио и какие минусы.

Денис: Я работаю на радио последние 16 лет. Раньше всех очень манила профессия радиоведущего, потому что в ней можно было проявить свою индивидуальность, регулярно делиться своими переживаниям, любимой музыкой. Я помню, как сам приходил на эфиры за два часа до выхода, приносил с собой стопку дисков и выбирал, что будет играть во время моего 3-4-часового эфира.

Сейчас радио функционирует немного иначе, и мне кажется, работать с новостями значительно интереснее, чем ведущим эфира – это ежедневная новая информация. Кроме того, в редактуре и в стилистике подачи новостей ты можешь проявить свою индивидуальность, и хотя это не по журналистским канонам, но можешь высказать свое отношение к той информации, которую ты даешь. И вот это мне в нашей работе нравится.

Что касается недостатков. То количество информации, которое проходит через новостника за его смену, огромно. И каждую из этих новостей ты так или иначе пропускаешь через себя. Когда в минском метро произошел теракт – тут просто не было психически здоровых людей.

И еще один минус, наверное, в том, что остался у людей такой стереотип: если ты работаешь на радио, но не диджеем, а ведущим новостного эфира, то это "не то". Хотя если в течение суток просидеть с секундомером и посчитать время, то станет понятно, что ведущие новостей в эфире работают больше, чем диджеи. Да и само слово "новостник" мне тоже не очень нравится. Вообще наша профессия называется "редактор службы новостей".

Александр: А еще когда говоришь "как я устал за эту неделю", никто не понимает, где и почему ты так устал. У людей вообще странное представление о том, чем мы занимаемся.

Кто "ставит музыку"

Кто и как отбирает музыку для эфира, мы обсудили с программным директором станции Александром Ожинским.

– Расскажите, кто и каким образом отбирает музыку, которая у вас играет.

– Выбор музыки основывается на вкусе нашей аудитории. Мы регулярно проводим музыкальные тестирования: каждая песня, которая играет в эфире, оценивается нашими слушателями по определенной системе. Исходя из полученных данных мы формируем большую таблицу, в которой каждой песне присваивается свой коэффициент. После чего мы принимаем решение, будет та или иная песня играть в нашем эфире или нет.

Безусловно, перед тем как отправлять что-то на тестирование, мы определяем, форматна ли эта песня вообще. Тяжелый рок или народную музыку мы на тестирование отправлять не будем, хотя они вполне могут его и пройти.

Сегодня мы ориентируемся на современную популярную, где-то даже электронную музыку. В нашем эфире звучат только актуальные хиты и музыка примерно последнего десятилетия. То есть мы не играем ретро, русскую музыку в большом количестве, хиты 80-х и так далее.

Музыкальный редактор Михаил Красинский. Вне радиостанции известен еще и как dj MIKIS

На основании отобранного материала музыкальный редактор при помощи специальной программы составляет сетку плейлиста. Программа определяет, сколько раз в день играет определенная песня и в какие временные промежутки. То есть вы не услышите два дня подряд одну и ту же песню в утреннем, к примеру эфире, если речь идет о горячей ротации. Таким образом, при ограниченной музыкальной базе мы добиваемся эффекта большого музыкального разнообразия.

Работа радиостанции, как и любой другой компании, невозможна без бухгалтерии, рекламного отдела и секретаря

Музыкальный редактор не только по времени программирует музыкальные блоки, но еще и стилистически внутри часа распределяет музыку так, чтобы две похожие композиции не стояли одна за другой. Важно также отслеживать, какая песня выйдет после рекламного блока – это всегда должен быть стопроцентный хит.

Елена Баушина и Александр Идельчик – продакшн-студия, в которой создается контент для радиоэфира: отбивки, программы, рекламные ролики

– Какие проекты вы делаете за рамками эфира?

– Мы стараемся делать наши спецпроекты не просто интересными, но и полезными для людей, яркими и запоминающимися.

Например, в октябре этого года подорожал бензин, и мы тут же организовали специальную акцию – каждый будний день дарили победителю игры 40 литров любого автомобильного топлива, остальным участникам доставались наши фирменные диски. Никогда не забываем и об областных центрах: ведущие утреннего шоу приезжают в Могилев, Гомель, Витебск, Гродно и Брест и разыгрывают кучу хороших подарков.

Елена Баушина – главный режиссер радио

Еще мы любим развлекать себя и окружающих оригинальными способами. Этой весной загорелись идеей поучаствовать во флешмобе Фарелла Уильямса и снять свой клип о Минске на песню Happy. Людей мы искали через соцсети, кого-то просто останавливали прямо на улице – и предлагали потанцевать под музыку. Три дня так и ходили по городу с магнитофоном, оператором и множеством людей вокруг – было очень весело.



Если вы хотите рассказать в нашей рубрике о своей профессии, пишите нам на адрес apr@tutby.com

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-15%
-35%
-67%
-20%
-50%
-40%