Стиль
Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Карьера


Если вы когда-нибудь задумывались об индивидуальном пошиве обуви и хотя бы один раз попытались найти в нашем городе мастеров, которые исполнят любую вашу прихоть, то обязательно сталкивались с названием студия "Сутория". Сегодня в окружении небольшой коллекции раритетных предметов интерьера и обуви я общаюсь с основателем и хозяйкой студии Мариной Шалимо.

Я люблю увлеченных людей – таких, которых слушаешь часами и благодаря которым открываешь новый мир, о существовании которого не подозревала… Но никогда бы не подумала, что в этом мире есть столько интересного, забавного, достойного восхищения! И самое интересное и увлекательное – услышать историю о том, как такой мир можно создать собственными руками, умом и трудолюбием.

Начало

Мой отец был военным, поэтому все мое детство прошло, как и у большинства детей военных, в постоянных разъездах. В тот момент, когда пришло время поступать в высшее учебное заведение, мы оказались в Хмельницком. Хмельницкий технологический институт бытового обслуживания тогда был одним из двух подобных институтов на всем пространстве СССР: прекрасное материальное и техническое обеспечение, замечательные преподаватели, исключительно итальянские методики моделирования обуви. Но стоит отметить, что на тот момент, это был единственный институт в городе, поэтому выбора у меня не было. Кроме этого, я очень устала от переездов, очень хотелось стабильности и хотя бы несколько лет провести на одном месте. В итоге я определилась со своей специальностью в течение всего лишь трех минут, пока читала перечень предложений. В результате, казалось бы, такого мимолетного решения, я сделала выбор, о котором никогда не пожалею.

И в Минске я оказалась по довольно банальной причине – я вышла замуж на четвертом курсе за минчанина. Это был курортный роман, который длится уже двадцать пять лет. Начинала свою карьеру в НПО "Труд", который впоследствии переименовался в "Ялину". В то время обувь была предметом дефицита, и попасть на работу на такое предприятие было непросто.

Меня – молодую девушку, которая только недавно закончила вуз – назначили заведующей мастерскими по ремонту обуви. Очень сложный участок, где приходилось выкладываться на тысячу процентов, доказывать свою состоятельность как профессионала и перед мастерами, и перед вышестоящим начальством. Именно здесь в полной мере проявились мои задатки талантливого организатора и руководителя, который умеет брать на себя ответственность и вселяет уверенность в людей, которые от него зависят. Я не умею быть безразличной к своей работе, в чем бы она ни заключалась – думаю, это сыграло определенную роль в становлении моего авторитета. Я выбивала шторы для мастерских, потому что яркое солнце мешало работать, я вытягивала полупьяных мастеров из баров, беседовала с их женами, доказывала, убеждала, просила.

И в итоге я получила очень дружную команду, отношения с которой у меня сохранились и после моего увольнения, когда мне предложили должность заведующей в новом обувном ателье. Вот такой взлет карьеры всего лишь в 23 года. Конечно, это только со стороны кажется, что мне все преподнесли на блюдечке. Я ведь получила совершенно пустое помещение – все надо было начинать с нуля: закупать оборудование, формировать команду, организовать технологический процесс. Но мне даже в голову не приходила мысль о том, что у меня что-то не получится.

Семья

Мне очень странно слышать, что женщина может быть успешна только в одной области. На самом деле женщине сложно добиваться успеха в бизнесе, если она несчастлива в личной жизни. Женщина изначально создана для семьи. То, что многие из нас занялись созданием своего бизнеса, – это обычные жизненные обстоятельства. Да, сейчас женщины становятся более энергичными, более предприимчивыми, они намного сильнее ощущают ответственность за свою семью и детей. Женщины перестают быть просто хранительницами домашнего очага, они активно принимают участие в его создании. Это не хорошо и не плохо. Это просто жизненный факт. Но каждая успешная женщина обычно имеет хороший тыл – мужа и детей, которые ее поддерживают. Очень сложно обходиться без поддержки любимых людей, приходить в пустую квартиру и понимать, что ты и твой труд на самом деле никому не нужны. Жизнь должна быть гармоничной, и в ней должно хватать места всему – семье, бизнесу, увлечениям, отдыху.

Возможно, мой бойцовский характер не совсем гармонирует с образом хранительницы домашнего очага. Но именно он помогает мне справляться с трудностями в бизнесе. И именно мой подход к работе подкупил мою дочь, и в итоге она приняла решение прийти в "Суторию". На прошлом месте работы она не получала возможности для дальнейшего развития, для каких-то интересных экспериментов в области маркетинга. А я предоставила ей возможность реализовать себя. Между нами получилось вот такое плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество, а свой бизнес я теперь могу называть семейным. Да, работать вместе с родными людьми очень не просто, но важно научиться давать друг другу свободу, реальные возможности показать свои способности и никогда не забывать о любви, которая нас объединяет.

"Сутория"

О появлении "Сутории" нет никакой интересной или пафосной истории. Это стечение обстоятельств, когда оказалось, что на прежней работе меня не ждут, а одной зарплаты мужа не будет хватать на всю нашу семью, в которой уже подрастала маленькая дочь. Имея за плечами прекрасное образование и хороший опыт, обладая организаторскими способностями, я пришла к мысли: почему у меня не получится организовать свой собственный успешный бизнес?

Это были 90-е годы, когда бизнес организовывали те, кто даже понятия не имел о системе производства, не говоря уже о каком-то приличном высшем образовании. Поэтому – да, я рискнула. И уже 20 лет в нашей стране существует студия "Сутория" – настоящая творческая команда профессионалов, работой которой я очень горжусь. Теперь к нам приезжают клиенты из-за рубежа, мы сотрудничаем с известными дизайнерами, мы отшиваем прекрасную обувь для исторических фильмов, наши представительства есть в Москве и Стокгольме.

Но чтобы выйти на такой уровень, потребовались многие годы труда, вложений не только финансовых, но в большей степени душевных сил и личного времени. Ни один успешный бизнес не создается на пустом месте, и невозможно "держать марку", если ты не будешь постоянно работать. Чтобы сотрудничать с известными итальянскими марками, у которых мы закупаем материалы, сначала потребовалось доказать нашу состоятельность и деловую порядочность. Чтобы сотрудничать с известными киностудиями и режиссерами, потребовалось продемонстрировать весь спектр наших творческих возможностей. Да, вы можете увидеть нашу обувь в "Стилягах", "Брестской крепости", "Легенде №17", на модных подиумах в коллекциях дизайнеров, которые стремятся создавать максимально полный образ для каждой модели, да, нас знают и сотрудничеством с нами гордятся.

Но никогда не забывайте о том, что за всем этим стоит тяжелый труд каждого участника студии "Сутория", что удача никогда не поворачивается к тем людям, которые ничего не делают, а просто ждут. И что завоевать авторитет можно достаточно быстро, но потом необходимо прилагать во сто крат больше усилий, чтобы этот авторитет поддерживать.

Я вряд ли смогу конкретно описать категорию людей, которая обращается за индивидуальным пошивом обуви в "Суторию". Во времена Советского Союза в ателье по индивидуальному пошиву обуви обращались люди, у которых были определенные проблемы с ногами, с отклонениями от стандарта. Сложился определенный стереотип, согласно которому индивидуальный пошив обуви существует лишь для того, чтобы эти проблемы решать. Помимо этого, индивидуальный пошив обуви воспринимался – да и сейчас очень часто воспринимается – как совершенно недорогая услуга, поскольку он дотировался государством. Сложно ломать подобные стереотипы, сложно формировать у потребителя новую культуру отношения к индивидуальному пошиву обуви. Если обратить внимание на Европу, то там обувь ручной работы могут себе позволить только очень богатые люди. У нас до сих пор приходят люди с ортопедическими проблемами и очень удивляются, что наша студия не занимается пошивом именно ортопедической обуви. Потому что это совершенно другое направление – как минимум в штате студии должен быть врач-ортопед, не говоря уже об использовании совершенно других технологий изготовления. Надеюсь, что со временем к нам придет понимание, что обувь ручной работы – это престижно. А в наших реалиях все-таки не стоит умопомрачительных денег, но зато у вас будет ваша уникальная пара, которая будет радовать вас и удивлять окружающих.

С парой обуви по жизни

Я люблю историческую обувь. Наверное, кому-то покажется, что это издержки профессии, но на самом деле – это очень захватывающее увлечение. Первый раз я взяла в руки настоящую историческую пару почти 20 лет назад. Мне принесли пару маленького размера, на основе которой надо было создать прототип 41 размера для итальянской актрисы.

Именно с этого момента я поняла, что историческая обувь порой может рассказать об эпохе намного больше, чем мы можем себе представить.

Я получаю удовольствие от сотрудничества с дизайнерами. Обувь придает образу законченность. Возможно, на начальном этапе становления, когда финансовые средства ограничены, можно экономить на индивидуальном пошиве обуви под конкретную коллекцию. Но когда дизайнер уже готов заявить о себе как о состоявшемся таланте, когда он получил определенную известность и популярность, то его поклонники, люди, которые активно интересуются модой и стилем, ждут от него намного большего.

В Москве к этому вопросу подходят намного серьезнее, чем в Минске. Наша студия участвовала в показе Доры Бланк – ее коллекция представляла собой реплику 19-го века. Соответственно, под нее отшивалась и обувь. И в этом проекте мне удалось соединить желание работать с дизайнерами и любовь к исторической обуви.

Я выбираю уникальность. Поэтому не задумываюсь пока о расширении производства. Во-первых, моя студия потеряет эту уникальность, к которой шла годами. А во-вторых, массовое производство, скорее, оттолкнет от нас наших клиентов. Которых мы тоже "собирали" годами. Конечно, если рассматривать производство с точки зрения бизнеса, то массовое производство – это более выгодное вложение капитала. Но все же я хочу заниматься своим любимым делом, которое приносит мне доход (пусть не такой большой, как многие себе представляют). Доход, который я могла бы получать, отойдя от концепции индивидуального подхода. Кроме прочего, сейчас очень тяжело найти хороших профессионалов в области индивидуального пошива обуви – уже 12 лет у нас не выпускают специалистов.

Поэтому наши работники, как и наша обувь, – уникальны. Мы воспитываем, обучаем и бережем их. Возможно, для кого-то мы кажемся простыми сапожниками… Но это не так! Наша работа – это сочетание производства и большой доли творчества. А я – профессионал, искренне влюбленный в свою работу. Рядом со мной такие же увлеченные люди, мне помогает моя дочь, мою студию знают и любят за пределами нашей страны. Не думаю, что это заставит меня когда-нибудь остановиться, но, безусловно, делает меня счастливым человеком!