Поддержать TUT.BY
67 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Лукашенко чиновникам про биометрические паспорта: Даже двойки нельзя вам поставить по защите персональных данных
  2. Погода на неделю: циклон «Ларс» принесет в Беларусь снег, мокрый снег и дождь
  3. Тайна, которую хранили 30 лет. Минчанка узнала, что мать всю жизнь скрывала: она ей не родная
  4. «Скучно, девочки». Путин прокомментировал расследование ФБК о дворце в Геленджике
  5. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  6. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  7. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  8. На вторник и среду синоптики объявили оранжевый уровень опасности
  9. Предложения по Конституции: Утверждать результаты президентских выборов будет Всебелорусское собрание
  10. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  11. Минское «Динамо» обыграло дома «Северсталь». Это третья подряд победа «зубров»
  12. Максим Знак остается в СИЗО, Игорь Лосик прекратил голодовку. Что происходило в Беларуси 25 января
  13. Холдинги создали. На очереди — госкорпорации. В чем суть смены вывесок?
  14. Провели неделю с Samsung Galaxy S21 Ultra за 3849 рублей и вот какие плюсы и минусы мы заметили
  15. Провалы в памяти и догадки свидетелей. В Могилеве продолжают судить главу отделения Белгазпромбанка
  16. А протесты — врозь. Почему Путин не будет гулять с автоматом и в России не запретят синие трусы
  17. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  18. Судят соратников Тихановского, но его самого в суд не вызывают. Чем это грозит политзаключенному?
  19. Чиновники придумали, как законодательно «закрепить статус» Всебелорусского народного собрания
  20. Британские СМИ о подробностях крупной аферы: подозреваемый бежал через Минск, за бизнес-джет платил наличными
  21. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  22. В 2020 году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  23. Поддержать TUT.BY может каждый. Вот простой и полезный способ
  24. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  25. История врача, который два раза переболел ковидом и четыре раза был задержан — но не теряет оптимизма
  26. Игорь Лосик остановил голодовку после более чем 40 дней
  27. ВНС как «торжество демократии», Путин — о дворце и протестах, чудо пенсионера и минус 55 кг — все за вчера
  28. Студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, отчислили из университета
  29. Помните, как ЦИК забросали жалобами на нерегистрацию Бабарико? Теперь хотят ввести изменения по обращениям
  30. «Силовики противостоят спонсируемой из-за рубежа революции». Эксперты о протестах у нас и в РФ


/

Можно сколько угодно отшучиваться в ответ про "селедку", но однажды жизнь заставит произнести "бронетранспортер", а то и, не дай Бог, "рефрижератор". Люди, которые в детстве так и не научились "рычать", "шипеть" или говорить без заикания, знают этот неловкий момент. О том, как при желании раз и навсегда выйти из сообщества вынужденных молчунов, рассказал Арам Кочарян, человек, который учит говорить правильно всех – от детей с особенностями развития до звезд теле- и радиоэфиров.

фото

- Арам Арменакович, с какими дефектами речи сталкиваетесь наиболее часто?

– Специалисты сегодня стараются избегать слова "дефект" – оно вызывает чувство тревоги, в нем много негатива. Лучше говорить "нарушения" звуков. Наиболее часто с такой проблемой, конечно, приходят дети. Причина этого явления у них зачастую чисто механическая – неправильный прикус или укороченная подъязычная связка (уздечка). То есть, само строение ротовой полости не дает произносить звук верно. Так ребенок привыкает к своим ощущениям от неправильного произношения, и эти ощущения со временем даже начинают ему нравиться. Многие дети, например, любят свое грассирующее "р". (Улыбается.)

Эти нарушения устраняются достаточно легко и быстро, главное, чтобы родители вовремя пришли к специалисту. Однако существуют и более серьезные проблемы, которые приводят к разрушению всей языковой системы ребенка. Такие, как заикание и нарушение голоса. Это отражается на способности к правильному письму и чтению, общей успеваемости и просто нормальной коммуникации, по сути. И тут, конечно, нужна помощь психолога-логопеда.

Частые гости у нас и взрослые люди, которые приходят не только с нарушениями звуков, но и, допустим, с синдромом, при котором артикуляция не успевает за мыслью, и речь становится бессвязной. Приходят и те, чья работа  подразумевает постоянное взаимодействие с аудиторией – не только артисты, но и преподаватели, бизнес-тренеры… Большая нагрузка на связки сочетается в этом случае с эмоциональным напряжением, и все это в совокупности приводит к нарушению голоса. Ну и, конечно, за помощью обращаются пожилые люди, потому что, к сожалению, такое явление, как утрата речи, является среди них достаточно распространенным.

фото
beon.ru

- С детьми, у которых есть определенные особенности развития, тоже работаете?

– Конечно. Занимаемся со слепыми и слабослышащими детками. С теми, у кого синдром олигофрена, дефицита внимания, расстройства аутистического спектра… И все они замечательные дети! Наша задача дать им самим это понять. Создать для них безбарьерную среду. И, конечно, принять участие в воспитании. Прежде всего, для их будущей успешной социализации.

- Наверное, у особенных детей еще больше комплексов из–за речевых нарушений…

– Так и есть. У них появляется такой синдром, как болезненная фиксация на своем нарушении. Особенно часто он проявляется у тех, кто заикается… Здесь максимально важно верное поведение тех, кто таких детей окружает, – нас с вами, по сути. С одной стороны, Беларусь, с ее лояльностью и толерантностью, создает неплохой психологический климат. С другой, наблюдается уже перебор внимания и сострадания, а это тоже не есть хорошо. Так у детей может начать проявляться иждивенческая позиция: я не такой, как все, вы мне должны…

Нельзя этого допускать. Надо давать в руки детям не рыбу, а удочку, которой они эту рыбу смогут словить. Объяснять им, что для достижения цели нужно приложить усилия. Мы, коррекционные педагоги, не хирурги ведь, чтобы самостоятельно справиться с существующей проблемой. Ребенок должен идти навстречу и выполнять наши домашние задания. В них обычно входят комплексные упражнения, нормализующие речевое дыхание и владение голосом. Помимо этого учим значению позы, умению правильно здороваться, задавать вопросы, расположить человека к себе. Одним словом, получать удовольствие от общения!

- Но если с трудностями в речи сталкиваются дети с нормальным развитием, когда их родителям нужно обеспокоиться и обратиться к логопеду?

–  В общем-то, чем раньше, тем лучше. Как только родители замечают, что ребенок не может справиться с шипящими, свистящими, сонорными или не различает так называемые парные звуки вроде "б-п", стоит прийти к специалисту, чтобы устранить эту проблему как можно легче и раньше. А если логопед хороший, он будет понимать, что с малышами нужно заниматься не дольше 15-20 минут и только в игровой форме, иначе дети устают и вообще не могут воспринимать какую-либо информацию.

- Какие игровые упражнения придумываете для ребят?

– Упражнения могут быть самыми разными и подбираются индивидуально. Но есть общий принцип: все игры и упражнения мы стараемся проводить в бесконтактной форме, не нарушая границы личного пространства ребенка и не провоцируя у него болезненные, неприятные ощущения. Ведь у каждого малыша с детства остаются не самые приятные ассоциации с докторами, и стоит только логопеду повести себя неверно, как эта детская память включается. Поэтому стараемся ребенка отвлечь. Мальчику, например, говорим: "Представь, что ты байкер. И чтобы твой байк завелся, нужно порычать!". Девочкам: "Ты майский жук. Он долго летал, присел на листочек отдохнуть и упал. Теперь пытается перевернуться и жужжит…". Ребенок входит в образ, включается азарт – и спустя несколько попыток у него начинает получаться!

фото
domashniy.ru

- То есть ситуация, которую я помню из детства, когда логопед засовывает руки в рот ребенку, сегодня невозможна?

– Только если это логопедический массаж языка, например, или массаж круговой мышцы губ. Часто это необходимые меры при дизартрии, из-за которой речь ребенка становится смазанной, глухой, с носовым оттенком. Но, повторюсь, делать такие процедуры квалифицированный логопед будет так, чтобы не нанести ребенку психологическую травму. Нужно понимать, что дотронуться до лица ребенка можно только с его разрешения и только после того, как вы уже перешли предыдущий барьер – прикосновение к руке, например. Ребенок имеет право сказать логопеду: "Не хочу и не буду". И это будет означать лишь то, что взрослый не сделал того, что должен, – не нашел общего языка с маленьким пациентом.

– А есть упражнения, которые родители могут практиковать со своими детьми самостоятельно, дома?

– Есть, и эти домашние задания имеют огромное значение, а отнимают не больше 10-15 минут в день. Есть, например, артикуляционная гимнастика, которую можно легко выполнять дома. Она включает в себя дыхательные упражнения, пропевания гласных и сонорных звуков. Задаем проговаривать дома и так называемые высокочастотные слова – те, которые наиболее часто употребляет ребенок в определенном возрасте. К примеру, если есть проблемы со звуком "ш", нужно будет повторять слова "бабушка", "подушка", "шарф". Также родителям нужно следить за тем, чтобы дети умели согласовывать слова в словосочетаниях, изменять их по падежам. Можно задавать вопросы вроде: "Ты ешь варенье из клубники, как его еще можно назвать?". Ребенок отвечает: "Клубничное". Или: "Ветка у клена какая?" – "Кленовая".

Довольно эффективны и при этом, в отличие от всяких правил, интересны для ребенка и детские стишки вроде:

"Лягушонок-музыкант,
У него большой талант.
Взять задумал ноту "фа",
Получилось только "ква!".

- Сколько времени занимает исправление речевых неточностей, если родители добросовестно выполняют домашние задания?

– Если мы говорим о нарушениях отдельных звуков, от этой проблемы можно избавиться в течение полутора, максимум трех месяцев регулярных занятий. Но бывают и уникальные случаи, когда проблема исчезает через несколько занятий. Приходил ко мне как-то настолько умный мальчишка пяти лет, что прежде чем ехать к нему, я сидел дома с энциклопедией – иначе не смог бы отвечать на его вопросы. Спрашивает внезапно: "Дядя Арам, мне надо маме подарок купить. Решил, что это будут колготки. Сколько ден в них должно быть, чтоб для подарка подошло?". Я честно говоря, был в замешательстве.

Или объясняю  ему: "Понимаешь, мы уже исправили звук, но нам надо закрепить результат". "Все понимаю, дядя Арам, сделаем!" – говорит. Спрашиваю: "Может, ты еще знаешь, что такое динамический стереотип?". "А то!" – отвечает. А он действительно читал про это, представляете? И в шахматы играл в свои пять лет.

Конечно, такие вот уникальные дети добиваются поставленной цели раньше других. Но тут есть вторая сторона медали – взамен они получают комплексы от неумения и нежелания общаться со сверстниками, с которыми им просто-напросто скучно.

фото
vk.com

- С детьми, в общем-то, ясно. А вот что делать со своими речевыми проблемами взрослому человеку?

– Прежде всего, не бояться прийти с ними к специалисту, не думать, что момент упущен. Поверьте, избавиться от речевых нарушений можно и в зрелом возрасте, причем достаточно легко! Но нужны, во-первых, огромное желание, во-вторых, адекватная самооценка – не завышенная и не заниженная.

Ведь нанести психологическую травму взрослому человеку не сложнее, чем ребенку. Помню, пришла девушка, которая обучалась по специальности "банковское дело". Преподаватель вуза сказал ей что-то вроде: "А ты со своей дикцией вообще никогда не сможешь с клиентами работать". Человек был буквально в панике: "Помогите, спасите, я на все готова!". Невозможно было ей объяснить, что ничего катастрофического в ее дикции нет, потому что у нее уже сформировался комплекс. И только после того, как мы его перебороли, получилось начать работу. В итоге спустя пару месяцев девушка и думать забыла про то, что двери банковского дела для нее закрыты.

Помню и молодого человека – умного, симпатичного, – который из-за своего заикания вбил себе в голову, что он никогда не сможет познакомиться с девушкой. И что у самих девушек он, соответственно, вызывает отвращение. Попробуй донести до человека, что проблема не в заикании, и вообще не в каких-либо внешних проявлениях, а в голове. И невдомек ему, что он, заикающийся, способен такие скороговорки произносить, какие человеку с обычной речью и не снились! (Смеется.)

- Помимо неадекватной реакции окружающих, что еще провоцирует комплексы у людей с проблемной речью?

– Очень часто их же образ жизни. Желание находиться в виртуальном мире до трех часов ночи, а после жаловаться на недосып и стресс. После, не имея психологической защиты, топить этот стресс в алкоголе или других средствах ухода от реальности, зарабатывая попутно чувство вины перед собой и близкими…

Посмотрите за окно: погода какая! Сядьте на велосипеды, например. Возможно, когда проедете велодорожку от начала до конца, все само собой станет лучше?

Если не научиться радоваться таким вот мелочам, а отмечать только собственные неудачи, из комплексов не выбраться никак.

фото
delovoymir.biz

- А вы можете назвать примеры успешных людей с нарушениями речи?

– Конечно, их много! Прекрасные артисты из них получаются, кстати. Допустим, еврейский актер Соломон Михоэлс страшно просто заикался по жизни. А выходил на сцену – и все проходило. Уходил за кулисы – снова заикался. Ему говорили: "Михоэлс…Ну ты же можешь не заикаться!". А он говорил: "На сцене – да, там у меня такая роль. А в жизни я могу себе позволить быть собой".

– То есть, можно не бороться со своими речевыми проблемами?

– Не бороться… А идти на преодоление. (Улыбается.)

Но это, конечно, обязательно лишь в том случае, если возникают проблемы в работе и личной коммуникации. А то недавно одна женщина пришла и говорит: "Даже не знаю, исправлять свое "р" или нет… Мужу так нравится!". А я и говорю: "Зачем? Самое главное же именно это – чтоб мужу нравилось!". (Смеется.)

– Проблемы с речью, возможно, нравятся мужу. А вот проблемы с голосом вряд ли кому–то могут понравиться. Подскажите, есть ли домашние способы вернуть голос?

– Я бы все-таки советовал обратиться к фонопеду. У нас работают прекрасные специалисты, за консультацией к которым приезжают люди из ближнего и дальнего зарубежья. Врач поможет вам не только вернуть голос, но и не терять его в дальнейшем.

Для этого, прежде всего, нужно научиться правильному дыханию, или, если проще, дыханию "животом". Надо регулярно пропевать – не громко, без крика, – несложные мелодии, которые, тем не менее, делают связки более эластичными. И, конечно, стараться по мере возможностей давать голосу отдыхать. А еще контролировать эмоции: сочетание волнения и нагрузок делают связки вдвойне уязвимыми.

Но если вы эти рекомендации не учли, голоса нет, а к фонопеду идти по каким-то причинам не хотите, все, что могу посоветовать, – молчание в сочетании с регулярными полосканиями горла травяными отварами. Хотя открою секрет: американские фонопеды советуют полоскания кока-колой без газа, и, говорят, помогает…(Смеется.)

- А дорого ли стоят наши хорошие специалисты, решающие проблемы речи и голоса?

– Цены достаточно лояльные, хоть рынок и диктует свои условия… Могу сказать, что в среднем цена одного занятия у хорошего специалиста не превышает 100 тысяч. И каждая копейка оправдана, потому что главное для нас избежать шарлатанства и спекуляций на человеческом здоровье. Наша главная цель – открыть мир общения для каждого, а особенно для того, кто думал, что для него это невозможно.

 

 

-80%
-10%
-23%
-10%
-20%
-30%
-25%