• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Карьера


/

Можно сколько угодно отшучиваться в ответ про "селедку", но однажды жизнь заставит произнести "бронетранспортер", а то и, не дай Бог, "рефрижератор". Люди, которые в детстве так и не научились "рычать", "шипеть" или говорить без заикания, знают этот неловкий момент. О том, как при желании раз и навсегда выйти из сообщества вынужденных молчунов, рассказал Арам Кочарян, человек, который учит говорить правильно всех – от детей с особенностями развития до звезд теле- и радиоэфиров.

фото

- Арам Арменакович, с какими дефектами речи сталкиваетесь наиболее часто?

– Специалисты сегодня стараются избегать слова "дефект" – оно вызывает чувство тревоги, в нем много негатива. Лучше говорить "нарушения" звуков. Наиболее часто с такой проблемой, конечно, приходят дети. Причина этого явления у них зачастую чисто механическая – неправильный прикус или укороченная подъязычная связка (уздечка). То есть, само строение ротовой полости не дает произносить звук верно. Так ребенок привыкает к своим ощущениям от неправильного произношения, и эти ощущения со временем даже начинают ему нравиться. Многие дети, например, любят свое грассирующее "р". (Улыбается.)

Эти нарушения устраняются достаточно легко и быстро, главное, чтобы родители вовремя пришли к специалисту. Однако существуют и более серьезные проблемы, которые приводят к разрушению всей языковой системы ребенка. Такие, как заикание и нарушение голоса. Это отражается на способности к правильному письму и чтению, общей успеваемости и просто нормальной коммуникации, по сути. И тут, конечно, нужна помощь психолога-логопеда.

Частые гости у нас и взрослые люди, которые приходят не только с нарушениями звуков, но и, допустим, с синдромом, при котором артикуляция не успевает за мыслью, и речь становится бессвязной. Приходят и те, чья работа  подразумевает постоянное взаимодействие с аудиторией – не только артисты, но и преподаватели, бизнес-тренеры… Большая нагрузка на связки сочетается в этом случае с эмоциональным напряжением, и все это в совокупности приводит к нарушению голоса. Ну и, конечно, за помощью обращаются пожилые люди, потому что, к сожалению, такое явление, как утрата речи, является среди них достаточно распространенным.

фото
beon.ru

- С детьми, у которых есть определенные особенности развития, тоже работаете?

– Конечно. Занимаемся со слепыми и слабослышащими детками. С теми, у кого синдром олигофрена, дефицита внимания, расстройства аутистического спектра… И все они замечательные дети! Наша задача дать им самим это понять. Создать для них безбарьерную среду. И, конечно, принять участие в воспитании. Прежде всего, для их будущей успешной социализации.

- Наверное, у особенных детей еще больше комплексов из–за речевых нарушений…

– Так и есть. У них появляется такой синдром, как болезненная фиксация на своем нарушении. Особенно часто он проявляется у тех, кто заикается… Здесь максимально важно верное поведение тех, кто таких детей окружает, – нас с вами, по сути. С одной стороны, Беларусь, с ее лояльностью и толерантностью, создает неплохой психологический климат. С другой, наблюдается уже перебор внимания и сострадания, а это тоже не есть хорошо. Так у детей может начать проявляться иждивенческая позиция: я не такой, как все, вы мне должны…

Нельзя этого допускать. Надо давать в руки детям не рыбу, а удочку, которой они эту рыбу смогут словить. Объяснять им, что для достижения цели нужно приложить усилия. Мы, коррекционные педагоги, не хирурги ведь, чтобы самостоятельно справиться с существующей проблемой. Ребенок должен идти навстречу и выполнять наши домашние задания. В них обычно входят комплексные упражнения, нормализующие речевое дыхание и владение голосом. Помимо этого учим значению позы, умению правильно здороваться, задавать вопросы, расположить человека к себе. Одним словом, получать удовольствие от общения!

- Но если с трудностями в речи сталкиваются дети с нормальным развитием, когда их родителям нужно обеспокоиться и обратиться к логопеду?

–  В общем-то, чем раньше, тем лучше. Как только родители замечают, что ребенок не может справиться с шипящими, свистящими, сонорными или не различает так называемые парные звуки вроде "б-п", стоит прийти к специалисту, чтобы устранить эту проблему как можно легче и раньше. А если логопед хороший, он будет понимать, что с малышами нужно заниматься не дольше 15-20 минут и только в игровой форме, иначе дети устают и вообще не могут воспринимать какую-либо информацию.

- Какие игровые упражнения придумываете для ребят?

– Упражнения могут быть самыми разными и подбираются индивидуально. Но есть общий принцип: все игры и упражнения мы стараемся проводить в бесконтактной форме, не нарушая границы личного пространства ребенка и не провоцируя у него болезненные, неприятные ощущения. Ведь у каждого малыша с детства остаются не самые приятные ассоциации с докторами, и стоит только логопеду повести себя неверно, как эта детская память включается. Поэтому стараемся ребенка отвлечь. Мальчику, например, говорим: "Представь, что ты байкер. И чтобы твой байк завелся, нужно порычать!". Девочкам: "Ты майский жук. Он долго летал, присел на листочек отдохнуть и упал. Теперь пытается перевернуться и жужжит…". Ребенок входит в образ, включается азарт – и спустя несколько попыток у него начинает получаться!

фото
domashniy.ru

- То есть ситуация, которую я помню из детства, когда логопед засовывает руки в рот ребенку, сегодня невозможна?

– Только если это логопедический массаж языка, например, или массаж круговой мышцы губ. Часто это необходимые меры при дизартрии, из-за которой речь ребенка становится смазанной, глухой, с носовым оттенком. Но, повторюсь, делать такие процедуры квалифицированный логопед будет так, чтобы не нанести ребенку психологическую травму. Нужно понимать, что дотронуться до лица ребенка можно только с его разрешения и только после того, как вы уже перешли предыдущий барьер – прикосновение к руке, например. Ребенок имеет право сказать логопеду: "Не хочу и не буду". И это будет означать лишь то, что взрослый не сделал того, что должен, – не нашел общего языка с маленьким пациентом.

– А есть упражнения, которые родители могут практиковать со своими детьми самостоятельно, дома?

– Есть, и эти домашние задания имеют огромное значение, а отнимают не больше 10-15 минут в день. Есть, например, артикуляционная гимнастика, которую можно легко выполнять дома. Она включает в себя дыхательные упражнения, пропевания гласных и сонорных звуков. Задаем проговаривать дома и так называемые высокочастотные слова – те, которые наиболее часто употребляет ребенок в определенном возрасте. К примеру, если есть проблемы со звуком "ш", нужно будет повторять слова "бабушка", "подушка", "шарф". Также родителям нужно следить за тем, чтобы дети умели согласовывать слова в словосочетаниях, изменять их по падежам. Можно задавать вопросы вроде: "Ты ешь варенье из клубники, как его еще можно назвать?". Ребенок отвечает: "Клубничное". Или: "Ветка у клена какая?" – "Кленовая".

Довольно эффективны и при этом, в отличие от всяких правил, интересны для ребенка и детские стишки вроде:

"Лягушонок-музыкант,
У него большой талант.
Взять задумал ноту "фа",
Получилось только "ква!".

- Сколько времени занимает исправление речевых неточностей, если родители добросовестно выполняют домашние задания?

– Если мы говорим о нарушениях отдельных звуков, от этой проблемы можно избавиться в течение полутора, максимум трех месяцев регулярных занятий. Но бывают и уникальные случаи, когда проблема исчезает через несколько занятий. Приходил ко мне как-то настолько умный мальчишка пяти лет, что прежде чем ехать к нему, я сидел дома с энциклопедией – иначе не смог бы отвечать на его вопросы. Спрашивает внезапно: "Дядя Арам, мне надо маме подарок купить. Решил, что это будут колготки. Сколько ден в них должно быть, чтоб для подарка подошло?". Я честно говоря, был в замешательстве.

Или объясняю  ему: "Понимаешь, мы уже исправили звук, но нам надо закрепить результат". "Все понимаю, дядя Арам, сделаем!" – говорит. Спрашиваю: "Может, ты еще знаешь, что такое динамический стереотип?". "А то!" – отвечает. А он действительно читал про это, представляете? И в шахматы играл в свои пять лет.

Конечно, такие вот уникальные дети добиваются поставленной цели раньше других. Но тут есть вторая сторона медали – взамен они получают комплексы от неумения и нежелания общаться со сверстниками, с которыми им просто-напросто скучно.

фото
vk.com

- С детьми, в общем-то, ясно. А вот что делать со своими речевыми проблемами взрослому человеку?

– Прежде всего, не бояться прийти с ними к специалисту, не думать, что момент упущен. Поверьте, избавиться от речевых нарушений можно и в зрелом возрасте, причем достаточно легко! Но нужны, во-первых, огромное желание, во-вторых, адекватная самооценка – не завышенная и не заниженная.

Ведь нанести психологическую травму взрослому человеку не сложнее, чем ребенку. Помню, пришла девушка, которая обучалась по специальности "банковское дело". Преподаватель вуза сказал ей что-то вроде: "А ты со своей дикцией вообще никогда не сможешь с клиентами работать". Человек был буквально в панике: "Помогите, спасите, я на все готова!". Невозможно было ей объяснить, что ничего катастрофического в ее дикции нет, потому что у нее уже сформировался комплекс. И только после того, как мы его перебороли, получилось начать работу. В итоге спустя пару месяцев девушка и думать забыла про то, что двери банковского дела для нее закрыты.

Помню и молодого человека – умного, симпатичного, – который из-за своего заикания вбил себе в голову, что он никогда не сможет познакомиться с девушкой. И что у самих девушек он, соответственно, вызывает отвращение. Попробуй донести до человека, что проблема не в заикании, и вообще не в каких-либо внешних проявлениях, а в голове. И невдомек ему, что он, заикающийся, способен такие скороговорки произносить, какие человеку с обычной речью и не снились! (Смеется.)

- Помимо неадекватной реакции окружающих, что еще провоцирует комплексы у людей с проблемной речью?

– Очень часто их же образ жизни. Желание находиться в виртуальном мире до трех часов ночи, а после жаловаться на недосып и стресс. После, не имея психологической защиты, топить этот стресс в алкоголе или других средствах ухода от реальности, зарабатывая попутно чувство вины перед собой и близкими…

Посмотрите за окно: погода какая! Сядьте на велосипеды, например. Возможно, когда проедете велодорожку от начала до конца, все само собой станет лучше?

Если не научиться радоваться таким вот мелочам, а отмечать только собственные неудачи, из комплексов не выбраться никак.

фото
delovoymir.biz

- А вы можете назвать примеры успешных людей с нарушениями речи?

– Конечно, их много! Прекрасные артисты из них получаются, кстати. Допустим, еврейский актер Соломон Михоэлс страшно просто заикался по жизни. А выходил на сцену – и все проходило. Уходил за кулисы – снова заикался. Ему говорили: "Михоэлс…Ну ты же можешь не заикаться!". А он говорил: "На сцене – да, там у меня такая роль. А в жизни я могу себе позволить быть собой".

– То есть, можно не бороться со своими речевыми проблемами?

– Не бороться… А идти на преодоление. (Улыбается.)

Но это, конечно, обязательно лишь в том случае, если возникают проблемы в работе и личной коммуникации. А то недавно одна женщина пришла и говорит: "Даже не знаю, исправлять свое "р" или нет… Мужу так нравится!". А я и говорю: "Зачем? Самое главное же именно это – чтоб мужу нравилось!". (Смеется.)

– Проблемы с речью, возможно, нравятся мужу. А вот проблемы с голосом вряд ли кому–то могут понравиться. Подскажите, есть ли домашние способы вернуть голос?

– Я бы все-таки советовал обратиться к фонопеду. У нас работают прекрасные специалисты, за консультацией к которым приезжают люди из ближнего и дальнего зарубежья. Врач поможет вам не только вернуть голос, но и не терять его в дальнейшем.

Для этого, прежде всего, нужно научиться правильному дыханию, или, если проще, дыханию "животом". Надо регулярно пропевать – не громко, без крика, – несложные мелодии, которые, тем не менее, делают связки более эластичными. И, конечно, стараться по мере возможностей давать голосу отдыхать. А еще контролировать эмоции: сочетание волнения и нагрузок делают связки вдвойне уязвимыми.

Но если вы эти рекомендации не учли, голоса нет, а к фонопеду идти по каким-то причинам не хотите, все, что могу посоветовать, – молчание в сочетании с регулярными полосканиями горла травяными отварами. Хотя открою секрет: американские фонопеды советуют полоскания кока-колой без газа, и, говорят, помогает…(Смеется.)

- А дорого ли стоят наши хорошие специалисты, решающие проблемы речи и голоса?

– Цены достаточно лояльные, хоть рынок и диктует свои условия… Могу сказать, что в среднем цена одного занятия у хорошего специалиста не превышает 100 тысяч. И каждая копейка оправдана, потому что главное для нас избежать шарлатанства и спекуляций на человеческом здоровье. Наша главная цель – открыть мир общения для каждого, а особенно для того, кто думал, что для него это невозможно.

 

 

Нужные услуги в нужный момент
-15%
-20%
-30%
-20%
-20%
-50%
-35%
-20%
-10%
0056673