• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Карьера


Феминистки в понимании современного человека – стая одиноких неудовлетворенных женщин, которые хотят свергнуть мужчин отовсюду и завоевать господство в мире. Только на практике все несколько иначе. Они уважают мужчин. Но не поклоняются им. И даже любят всем сердцем. Но совмещают великое чувство с карьерой и желанием самореализоваться.

О том, что сегодня из себя представляет женское общественно-политическое движение, рассказала специалистка по вопросам гендерного равенства, защиты прав женщин, предупреждения гендерного насилия и торговли людьми, феминистка Ирина Альховка.

Итак, феминизм. Читать не "война полов", а "право выбора".

фото

- Насколько сегодня развит феминизм в Беларуси и чем он отличается от западного?

 – Понятие "феминизм", как и отдельные феминисты и феминистки, присутствует в Беларуси, но я не могу сказать, что у нас есть феминистское движение. Для меня феминисты и феминистки – это люди, которые выступают за равноправие мужчин и женщин в различных сферах жизнедеятельности – социальной, политической, экономической и даже семейной. Следует понимать, что феминизм или идея гендерного равенства не направлена на то, чтобы люди стали биологически или анатомически идентичными друг другу. Это особенная идеология, которая предполагает равенство не только в правах, но и в возможностях. Сегодня недостаточно, чтобы у нас было равенство де-юре, прописанное в Конституции и других законах нашей страны. Необходимо, чтобы мужчины и женщины жили в условиях фактического равенства, то есть каждый человек должен знать, как на практике воспользоваться этими равными правами.

Феминизм в Беларуси, на мой взгляд, ставит перед собой задачи по обеспечению возможностей и реализации прав мужчин и женщин в различных сферах: на рынке труда, в семейных обязанностях, в политической и социальной жизни. Но говорить о сформировавшемся движении, где были бы понятные политические цели, нельзя. У нас есть отдельные феминистки, но нет феминистского движения.

Белорусский феминизм от западного отличается тем, что прогресс в области гендерного равенства в нашей стране идет медленнее, чем в других странах. Вопросы равноправия между мужчинами и женщинами были оформлены в виде государственной гендерной политики только в 1995 году. Но в нашем законодательстве и сейчас отсутствует определение дискриминации. Сказано только, что она запрещена, в том числе и по признаку пола. В США и Западной Европе феминизм имеет более глубокие корни, там действуют феминистские движения, которые выносят вопросы равенства мужчин и женщин на высокий политический уровень.

У нас до сих пор на феминизм навешен ярлык движения несостоявшихся женщин, которых в жизни ничего, кроме работы, не интересует. Этот стереотип демонизирует угрозу, которую многие люди, и мужчины, и женщины, видят в феминизме.

фото
tchevalier.com

-Какую страну вы можете назвать в качестве примера?

– Очень часто в пример приводят Швецию. Это сильное социальное государство. Общество построено таким образом, что принцип социальной справедливости действует в интересах различных социальных групп. Там большой процент представительства женщин в политических партиях и в парламенте. Там кабинет министров наполовину состоит из женщин. Там 25% мужчин берут отпуск по уходу за ребенком. И не только потому, что они ментально прогрессивнее, а потому что государство экономически стимулирует такое поведение.

Но некоторые радикальные инициативы, которые там происходят, для меня не совсем приемлемы. Например, несколько лет назад шведские феминистки сожгли на площади около 100 тысяч крон. Это была символическая акция с целью показать, сколько женщинам недоплачивают за равный труд при их равноценной квалификации с мужчинами. Представьте, сколько полезных инициатив можно было бы сделать за эти деньги!

- Нарисуйте словесный портрет современной белорусской феминистки.

– Это женщина, обладающая определенным мужеством не быть как все, которая готова бросать вызов сложившимся стереотипам и представлениям о том, какой должна быть истинная женщина, потому-то истинная женщина в разных странах, временах и культурах – разная, единого эталона нет. Скажем, кто настоящая женщина – Кармен или мать Тереза? У нее есть свое понимание того, что она хочет от своей жизни, а также чувство собственного достоинства. Чаще это женщины, которых можно назвать представительницами среднего класса. Они имеют высшее образование –  обладают экономической независимостью.

– Почему вокруг феминистского движения существует столько стереотипов и стоит ли их развеивать?

– Любой стереотип часто подтверждает мнение, которое не имеет под собой никакой основы и является предрассудком. Нужно понимать, что мы с удовольствием используем их тогда, когда у нас нет собственного мнения по какому-то вопросу. Это наша защитная реакция на новое или неизвестное явление.

Стереотипы о феминистках возникли потому, что женщины, которые имели мужество так назвать себя, бросали вызов  традиционному, устоявшемуся порядку вещей в обществе. Феминистки уважают себя и хотят, чтобы другие люди поступали так же. Самым близким для меня определением является высказывание Ребекки Вест: "Меня называют феминисткой каждый раз, когда я не позволяю вытирать о себя ноги".

фото
blog.dnevnik

- Есть ли в Беларуси мужчины-феминисты?

– Я не слышала ни одного публичного признания от мужчины о том, что он считает себя феминистом. Даже женщины сегодня не готовы сделать подобные признания. Общественное давление слишком сильно, чтобы открыто признаться в том, что ты отличаешься от других.

Но для того чтобы определиться, достаточно просто ответить на вопрос: вы за равные права мужчин и женщин? Если да, то вы феминист/ка. Суть феминизма заключается именно в справедливом отношении к мужчинам и женщинам, а не в том, чтобы задавить мужчин своим превосходством и стать амазонками. Ошибка заключается в том, что люди рассматривают феминизм как какую-то борьбу полов. Мы боремся не с биологией, а хотим иметь свободный социальный сценарий жизни. В этом смысле феминизм выгоден и мужчинам, и женщинам.

- Вы позиционируете себя как феминистка. Как вы пришли к этому движению?

– Интерес к этой теме появился еще в студенчестве. Не было каких-то конкретных событий, которые перевернули бы мое мировоззрение. Я росла в традиционной семье, но мама всегда говорила, что женщина должна быть самостоятельной. "Ты можешь быть замужем или не замужем, но всегда должна иметь дело, которое позволит обеспечивать себя", – повторяла она. Для меня феминизм – вопрос социальной справедливости.

Сейчас в моей семье есть обязанности, которые довольно условно разделены на мужские и женские. Приготовление еды, уборка квартиры, походы в магазины, зарабатывание денег, воспитание сына – эти обязанности мы делим с мужем поровну или выполняем по очереди, исходя из того, у кого это лучше получается или у кого на это есть больше времени. Например, мне не нужно придумывать специальные отговорки для мужа, когда я просто устала и нет сил приготовить еду после работы. И я не испытываю чувства вины из-за этого. Для того чтобы сделать ремонт или пошить одежду, можно нанять профессионалов. Для меня феминизм дает роскошь сказать своему мужу, с которым мы почти 18 лет счастливо живем вместе: "Я человек, имею собственное мнение и не обязана делать всю домашнюю работу", а в другой ситуации обратиться к нему: "Ты – человек, а не только добытчик денег, и если в этом году ты заработал меньше денег, это не значит, что для меня ты перестанешь быть мужчиной или я стану тебя меньше любить". Это свобода, которая позволяет по-другому смотреть на вещи.

- Может ли феминизм принести вред обществу?

 – Я не вижу такого риска. Это случится только тогда, когда движение станет абсолютным. Когда феминистки забудут о своих корнях и решат, что они лучше мужчин. Феминистки сегодня говорят о вещах, о которых наше общество пока еще говорить не готово. Через 10-20 лет эти темы станут очень популярными.

Так, например, сегодня мы совершенно спокойно относимся к тому, что женщина может получать высшее образование. А за это первых феминисток казнили на гильотине и сажали в тюрьму. В начале прошлого века женщинам было разрешено ходить на отдельные курсы в университетах. В газетах тогда писали о том, что это вредно для репродуктивной функции женщины. Кровь и энергия перераспределяется, и женщина теряет способность к деторождению. Это псевдонаучная теория сегодня кажется смешной, но тогда ее воспринимали серьезно. Сегодня в нашей жизни можно найти точно такие же аналогии – например,  программы про предупреждению домашнего насилия. Обыватели утверждают, что, вынося сор из избы, мы разрушаем семьи. Но неужели бить свою жену – это белорусская традиция, которую нужно передавать из поколения в поколение? И чему учатся дети, на глазах которых это происходит?

Также я часто слышу призывы вернуть мужчин и женщин к традиционным отношениям. Но что это значит – чтобы женщины были только домохозяйками и рожали детей, а мужчина только зарабатывали деньги? По объективным причинам такой сценарий невозможен в нашей стране.

Наша экономика сегодня не выдержит уход женщин с рынка труда, так же, как и мужчины не смогут одни справиться с ролью добытчиков. Чтобы семья жила достойно, необходимо, чтобы работали оба супруга. Более того, детям папы нужны не меньше, чем мамы. Женское воспитание в семьях, детских садах и школах лишает детей мужского взгляда на мир и мужской модели поведения, в которых в равной степени нуждаются и девочки, и мальчики.

фото
evo.com

- Не кажется ли вам, что делая выбор в пользу карьеры, женщина обрекает себя на одиночество?

 – Во-первых, массовый выбор женщин в пользу карьеры в нашей стране – это миф, такой проблемы не существует. Женщины чаще выбирают совмещение ролей – семейных и профессиональных. И, как правило, женщина платит более высокую цену за такой выбор, потому что, участвуя на рынке труда  на равных с мужчинами, ей не приходится рассчитывать на такое же равноправие в разделении семейных обязанностей. Согласно исследованию Белстата 2013 года, женщины, особенно состоящие в браке, менее удовлетворены своей жизнью, чем мужчины.

Поэтому, если женщина не играет в игру "вообще-то я могу все, но перед мужчиной лучше прикинуться слабой и дурочкой", то она скорее обрекает себя на более долгий поиск мужчины, который ей подходит, потому что то, что мужчины боятся умных женщин – это проблема не женщин. В социологии такая игра называется "сила слабых" – манипуляция женскими чарами, чтобы обходными путями получить то, что нельзя получить напрямую. Поэтому женщина, которая готова называть вещи своими именами и требует к себе уважения, вызывает негативную реакцию у мужчины за свое "неженственное" поведение.

Как показывают исследования, женские роли в семье и вне нее более гибкие и вариативные, чем мужские. Женщина вынужденно или осознанно идет на совмещение роли домохозяйки, матери и профессионала, в то время как мужчина уже не справляется с ролью зарабатывателя денег, но и посвящать больше времени семье он пока не готов.

Роль мужчины, как правило, не претерпевает значительных изменений. Он –  всегда защитник и лидер. Мужчины пока массово не готовы пробовать себя в чем-то другом, поэтому сильные женщины, вторгающиеся в "мужской" мир, не нравятся им как угроза собственному лидерству.

Но женщина не должна становиться глупой, чтобы мужчина чувствовал себя на высоте. Может, это проблема мужчин? В чем тогда будет заключаться сила мужчины? В том, чтобы управлять слабыми? Для меня это не сила. Мужчины должны гордиться своими умными женщинами.

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-10%
-50%
-35%
-20%
-10%
-10%
-10%
-10%
20170626