Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Карьера


Продолжение материала о моббинге – психологическом насилии на работе: другие истории наших читателей о коллегах, которые делали их жизнь невыносимой, а также рекомендации специалиста, как противостоять обидчикам.

История Ирины

"Я пришла на свою работу, связанную с журналистикой, по распределению. И вот меня невзлюбила одна девочка, которая была вроде и никто, а вроде и правая рука начальницы. Она училась в моем же вузе, просто несколькими годами раньше.

Не знаю, что во мне было не так, – или ее так убивало, что ко мне все были хорошо настроены, или то, что я в 22 была замужем, а она почти в 27 – нет, не знаю... Но травила она меня ужасно: постоянно "капала" на меня начальнице, по каждой мелочи. Дошло до того, что специально делала ошибки в моих текстах и как бы невзначай указывала на них начальнице, а та в свою очередь устраивала мне разнос. Сама девочка постоянно мне вбивала в голову, что я все делаю плохо и медленно.

Чувствовала при этом я себя откровенно никем, шла на работу, только приняв перед этим дозу успокоительного. Пыталась работать лучше и не понимала, откуда у происходящего ноги растут, а оттого не знала, как с этим бороться, с кем бороться...

Потом я забеременела, а девочка к тому времени сменила работу. И уже позже я случайно смогла прочитать ее переписку, в которой она называла меня "чувырлой пучеглазой" и где подробно были описаны все ее методы: начиная от нагнетания обстановки и заканчивая подробным рассказом, как я плакала в коридоре, а она балдела.

Я ничего не стала с этим делать, не хотела себя накручивать, будучи в положении. К тому же на ее место взяли прекрасного человека, с которым работа стала песней. Теперь, после моего возвращения из декрета, здесь все совсем иначе. Проанализировав прошлое, пришла к выводу, что все наши лучшие сотрудники уволились не без участия той девочки. Но, знаете, теперь я уже благодарна ей. Она меня закалила так, что теперь мне не страшно ничего. И работу, и свое отношение к работе я уже воспринимаю иначе. А благодаря тому, что я сейчас делаю и как это ценится, я снова почувствовала себя нужной и востребованной".

История Данилы

egospodarka.pl

"Устраивался на работу в грузоперевозки. Обещали зарплату больше $1000. Для меня это большие деньги, т. к. нет семьи и детей. С первого дня я занимался то тасканием мебели, то заказывал в офис канцелярские принадлежности, то интернет настраивал. При этом наслушался в свой адрес фраз тонкого характера, подчеркивающих мою некомпетентность, инфантильность, неопытность. И этот монолог длился от 30 минут до полутора часов. Директор был словесно подкован и был просто фанатом цепляния к словам. Поскольку в мои обязанности также входило общение с замами фирм, речь должна была быть на высшем уровне. Поэтому мне запрещалось выходить из кабинета, т. к. директор и все остальные слушали, что я говорю, а после разговора накидывались со списком моих речевых помарок. И вновь тыкали носом в ошибки, мол, читай, учись, развивайся.

Принцип наказаний и поощрений строился так: на одно поглаживание по голове – сто пощечин. Рабочий день часто доходил до 23 часов вечера, мол, "помучавшись так год, можно стать первоклассным специалистом". Поэтому за 3 месяца работы не могло идти и речи о какой-либо премии или надбавках.

Директора раньше 4 часов дня на месте никогда не было, поэтому указания, оскорбления и тыканья носом проводились онлайн по скайпу. Вопросы были одни и те же: "Почему не поздоровался в скайпе со мной первым? Почему поздоровался с маленькой буквы, какова причина опоздания? Почему, когда вышел в туалет, не включил скайп на мобильном телефоне и факс не включил, вдруг супер-пупер-клиент мог звонить?.." Абсурда было настолько много, что я начал писать мини-книгу в pdf-формате для себя.

C коллективом острых проблем не наблюдалось, но после унижений директора коллектив, дабы "подлизаться" к последнему, также старался найти побольше причин для упреков. Но тут я давал отпор, и тогда директор обвинял меня уже в грубости и жесткости к коллегам, т. к. они позиционировались как семья. Примерно 2 раза в неделю я лишался обеда и "перекуса", потому что "клиенты важнее, поешь потом". Поэтому с 9 утра до 22 иногда не было никакой пищи во рту. Директор подчеркивал, что на работе надо работать, а не питаться. И что у него самого язва (или гастрит, не помню уже). Зато утешал себя, что стал директором и получает большие деньги. Чего и мне желал.

wordpress.com

Почему запрещались перекусы (цитата начальника): "...если клиент это увидит, то он не захочет сотрудничать с нами, а это потеря денег, а это минус моей зарплате". Поэтому есть приходилось аккуратно, чтобы никто не видел.

Кульминацией стала перепалка, когда я вновь в пятницу летом сидел, как обычно, до 23 часов вечера и заполнял документы, несмотря на наличие билетов в театр с моей девушкой. Но из-за амбиций начальника я обязан был сидеть и работать и ежечасно отчитываться ему (сам он при этом сидел в ресторане). В перепалке мне сказали открытым текстом: "Выбирай – или большие деньги, или девушка. На твоем месте я бы бросил девушку – их куча".

Это была последняя капля в чаше терпения, и я просто уже по-мужски послал его на три буквы, высказав заодно и мнение о том, во что он превратился в моих глазах. Уволился спокойно, без криков и умных слов.

P.S. Здоровье важнее денег, т. к. последних все равно всех не заработать. Не давайте на себе ездить ущемленным начальникам. Делают они это от зависти. Потому что перед ними – молодой красивый амбициозный человек. Удачи".

Комментарий Лилии Ахремчик, бизнес-тренера, в прошлом руководителя кадровых служб:

"К сожалению, некоторые сотрудники действительно могут иногда подговаривать других устроить кому-нибудь бойкот, отказывать в помощи, не делиться информацией. Обычно это происходит с теми, кто, по мнению сослуживцев, вызывающе себя ведет. И тут дело даже не в одежде или нестандартном поведении: причиной травли может стать задевающая остальных позиция человека, который считает, что он один тянет всю работу, и о чем он, совершенно не стесняясь, при любой удобной возможности показательно ставит в известность руководство.

На мой взгляд, в этом случае даже полезно вернуть адекватность непомерно завышенному самомнению, ведь если твоя позиция обоснованна и ты действительно надежда и опора всего коллектива, тогда тебе не составит труда это подтвердить. В противном случае сразу станет понятно, воин ты один в поле или нет.

zenfs.com

В случае, если травля обусловлена какими-то личными мотивами (неприятием, завистью и т. д.), рецепт один: держаться. Цель моббинга – довести сотрудника до увольнения. Если у вас в ближайших планах не значится поиск нового места работы, то ваши действия должны быть направлены на то, чтобы затянуть время и выстоять.

Во-первых, со временем любой накал страстей спадает – многие устанут "быть плохими", и, скорее всего, контакт сначала худо-бедно, а потом уже и полноценно восстановится.

Во-вторых, выстоять – значит быть бдительным, повышенно аккуратным и крайне работоспособным. Выполнять свои функции требуется максимально хорошо! Заведите пароль на свою учетную запись в компьютере и на все важные документы. Более того, электронные документы лучше хранить еще на каких-нибудь дополнительных носителях (или отправьте их себе же на электронный ящик), иначе в один совсем не прекрасный день они могут просто исчезнуть с вашего компьютера. Такая же аккуратность требуется и с реальными бумагами: делайте копии, сканируйте.

Самое главное – не играйте в игры, организованные не вами. Живите так, как будто ничего не происходит. Обращайтесь за помощью, спрашивайте совета, делайте комплименты, общайтесь и обедайте вместе, если так принято. И даже если прозвучит фраза "мы с тобой не разговариваем", с искренним сожалением отвечайте: "Очень жаль, потому что я с вами разговариваю". А если желания закалять характер в боях нет, то меняйте работу. Уверена, вы найдете место, где не надо будет преодолевать сопротивление, чтобы успешно работать".