Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Карьера


Знаете ли Вы, что в ближайшие 10 лет около 80% используемых сегодня технологий устареет, а 80% работников будут иметь неактуальное образование, полученное более 10 лет назад? Билл Гейтс, один из самых богатых людей в мире, одну из глав в своей книге "Дорога в будущее" назвал "Образование – лучшее вложение денег". Именно вложения в свое образование являются самыми беспроигрышными инвестициями для людей любого возраста и уровня дохода. 
 
К сожалению, расходы нашего государства на дополнительное образование взрослых являются минимальными в сравнении с другими видами образования (не более 1,1% от общих расходов на данную сферу в целом). Также наблюдается тенденция уменьшения расходов населения на услуги образования (с 2009 года – на 35% в процентах от общего объема расходов). В то же время по данным социологических исследований каждый пятый житель Беларуси хотел бы вложить имеющиеся у него свободные деньги в образование, еще 14% - в приобретение новых профессиональных знаний для смены места работы. Почему?
 
Преимущество при трудоустройстве и в заработной плате
 
В современном мире информация очень быстро обновляется, постоянно требуются новые навыки для работы с новейшим оборудованием, появляются новые профессии. Конкуренция на рынке труда обостряется, и нельзя больше позволить себе обходиться единственным образованием, полученным в молодости. Современная экономика требует обновления знаний на протяжении всей жизни! В противном случае работник просто становится неконкурентоспособным на рынке труда и проигрывает более многопрофильным специалистам, обладающим всеми современными навыками в той или иной профессии или даже в нескольких. Особенно актуальной эта тенденция становится в периоды экономических кризисов. Специалисты ведущих кадровых агентств сейчас отмечают значительный рост требований к персоналу, введение системы аттестации и оценки квалификации персонала, замены неэффективных сотрудников на более эффективных. 

Кроме этого, Работа должна быть в удовольствие!
 
Еще с советских времен сложился стереотип, что частая смена работы – это показатель наличия каких-либо проблем с квалификацией, взаимоотношениями в коллективе. Зачастую люди годами терпят низкую заработную плату, отсутствие интереса к работе и специальности, конфликты с коллегами. По данным социологических исследований около 20% работников в Беларуси не имеют никакого интереса к имеющейся у них специальности. Однако доказано, что отсутствие удовлетворенности в работе влияет и на все другие сферы жизни человека: происходит снижение интереса к культурному развитию, семье и воспитанию детей, ведению здорового образа жизни. Ведь на работе мы проводим значительную часть нашей жизни!
 
Что делать, если необходимо в кратчайшие сроки обновить свои профессиональные знания, причем без значительных финансовых вложений в существующей экономической ситуации?


Обучающие курсы – хороший выбор
 
В сфере дополнительного образования взрослых работают более 300 учреждений образования, а также частные организации и индивидуальные предприниматели. Последним в рамках вступившего в действие Кодекса об образовании дано официальное право наравне с учреждениями образования предлагать образовательные услуги.
 
При современном темпе жизни важно, чтобы дополнительное образование можно было получить быстро, при этом усвоив максимально необходимое количество новых профессиональных знаний. Основной недостаток системы академического образования - это длительность обучения, большой объем теоретических знаний и минимум практических навыков, что затрудняет профессиональную адаптацию. Немаловажным фактором является и стоимость обучения.
 
В настоящее время существуют десятки видов обучающих краткосрочных курсов. Данные курсы проходят в виде цикла лекториев, семинаров, практикумов и основной своей целью имеют практическую ориентацию получаемых знаний. Организации, предоставляющие подобного рода курсы, имеют право сами определять тематику данных курсов и их продолжительность.


Как правильно выбрать учебный центр?
 
В последнее время в СМИ все чаще появляется информация о недобросовестных компаниях, предлагающих подобного рода услуги и бросающих "тень" на всех остальные организации на этом рынке. А основная масса недовольства приходится на отсутствие принадлежности подобных курсов к государственной системе образования и задержку сроков обучения и, как следствие, отказ данных компаний возвращать деньги за неоказанные услуги.
 
Помочь разобраться для чего и кому особенно нужны обучающие курсы, на что в первую очередь обращать внимание при выборе учебного центра, чтобы не попасть "в руки" недобросовестных компаний мы попросили Директора Образовательного центра "Новое завтра", кандидата социологических наук Рудь Ольгу.
 
*Справка: Образовательный и кадровый центр "Новое завтра" работает на рынке дополнительного образования для взрослых с 2010 года и предлагает более 80 обучающих курсов в различных профессиональных сферах: бухгалтерии, делопроизводстве, торговле и общественном питании, строительной и банковских отраслях, IT-сфере, логистике и ВЭД, дизайне, web-индустрии. А также изучение компьютерных программ, курсы рукоделия, красоты и здоровья. Центр также оказывает помощь в профориентации и трудоустройстве. Сайт: www.novoezavtra.by
 
-Ольга, расскажите почему так мало информации в СМИ и у населения о компаниях, предлагающих данные услуги?
 
-Начать хочется как раз в того, что сложилась практически парадоксальная ситуация, которая характеризует наш рынок: мы есть, но нас нет! Именно поэтому так хочется открыто рассказать людям всю правду о нас и нашей работе, даже не конкретно о нашей компании в рекламных целях, а просто О ТОМ, КАК ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНО И НУЖНО, что мы делаем! Десятки тысяч людей ежегодно проходят обучение на подобного рода курсах (как в частных, так и государственных центрах), меняют после этого свою жизнь в лучшую сторону, добиваются своих жизненных целей, благодарят за предоставленную им возможность изменить жизнь. Недавно мы проводили конкурс на лучшую Историю Успеха после окончания подобных курсов. И после получения историй от наших Клиентов еще больше убедились какую важную работу мы делаем!


-Ольга, скажите, почему сейчас настолько популярны разного рода курсы?
 
-На протяжении долгого времени мы проводим свои собственные исследования наших слушателей для получения информации о том, кто и почему приходит к нам на курсы, какие основные требования предъявляет к полученным знаниям. К сожалению, открытой и общедоступной информации по данному вопросу в Беларуси нет.
 
Более 60% наших слушателей приходят с целью получить самые актуальные и практикоориентированные профессиональные знания в выбранной ими сфере деятельности. Каждый пятый – усовершенствовать, обновить уже имеющиеся профессиональные знания. Еще 20% - усовершенствовать свои личностные возможности и способности.
 
Подобного рода обучающие курсы – это возможность быстро и за умеренную стоимость получить необходимые для профессиональной карьеры знания. При составлении учебно-программной документации курсов и планировании ассортимента мы учитываем реальные требования рынка труда, совместно с преподавателями анализируем должностные инструкции и квалификационные требования соответствующих специальностей. Более 50% слушателей требуется помощь в трудоустройстве после окончания курсов, с ними работает отдельный специалист, владеющий самыми актуальными знаниями о рынке труда в Беларуси. Все наши слушатели востребованы среди работодателей, кроме того, мы постоянно получаем заявки от различных организаций с просьбой предоставить своих слушателей для прохождения практики и дальнейшего трудоустройства. Более 3 000 человек проходят обучение в нашем центре ежегодно. Я думаю, эта цифра говорит о многом. Мы не обманываем людей, утверждая, что за небольшой период времени они получат профессию или станут профессионалами, но основы для дальнейшего становления как профессионала они получат и смогут выгодно отличаться от тех, кто не имеет подобных знаний и не стремиться к повышению своего образовательного уровня.


-Кто чаще всего посещает такие курсы и, как Вы считаете, почему?
 
-Основная аудитория подобных курсов – женщины, в возрасте от 18 до 40 лет. Многие из них на момент обучения не работали или имели большой перерыв в трудовом стаже. Специфика подобной аудитории – закономерна. Даже по данным государственной статистики женщины – это одна из наиболее уязвимых на рынке труда групп населения (их чаще всего увольняют или сокращают в периоды кризисов).
 
Большой процент молодежи среди слушателей подобных курсов также обусловлен их меньшей конкурентоспособностью на рынке труда, желанием найти подработку в период получения основного образования.
 
Немало среди наших слушателей и людей предпенсионного и пенсионного возраста. Сейчас уже нет такого стереотипа, что после 40 учиться "поздно и стыдно".
 
-Как белорусы выбирают учебные центры и на что следует обращать внимание в первую очередь, чтобы не сожалеть потом о потраченном времени и деньгах?
 
- Согласно нашим исследованиям, у большинства слушателей не возникает серьезных проблем с поиском подобных курсов. Если они и есть, то чаще всего связаны с получением подробной информации о самом учебном центре, предлагаемых условиях, отзывах других клиентов (т.к. в случае приобретения услуги до покупки трудно судить о качестве и добросовестности организации, которая эти услуги предлагает, оценить все возможные риски). Зачастую эта информация скрыта и самом поставщике услуг ничего неизвестно.
 
Поэтому отдавайте предпочтение тем центрам, которые максимально открыто информируют обо всем ДО заключения договора на сайте или по телефону: дают возможность ознакомиться с фото или видео учебного процесса, с подробными учебными программами, резюме преподавателей, раздаточными материалами, бесплатно соприсутствовать на одном занятии для оценки уровня учебного процесса, дают информацию о порядке оплаты, сроках набора групп, случаях, при которых Вы имеете право досрочно расторгнуть договор, если у Вас изменятся планы, планируемом количестве человек в группе. Важно, чтобы до заключения договора Вы моли получить ЛЮБУЮ информацию обо всем, что вас интересует БЫСТРО, ЧЕТКО И МАКСИМАЛЬНО ОТКРЫТО. Мы, например, сделали отдельную страницу на сайте Вопрос-ответ, где подробно ответили на ВСЕ "горячие" вопросы, даже в ущерб собственным интересам. Зато мы будем спокойны, что до заключения договора открыто уведомили слушателей обо всех "подводных камнях". Также мы готовы просвещать всех других, кто ищет курсы, пускай даже дальнейший выбор будет не в нашу пользу. Не покупайте "кота в мешке"! Не поленитесь, зайдите сейчас и прочитайте. Вы платите за это деньги, и иногда немалые. 2/3 слушателей подобного рода курсов впервые обращаются к этим услугам, находят первый попавшийся вариант, сразу принимают решение (обычно по дате начала курсов) и многие организации пользуются этим. Самые полные списки учебных центров можно найти в Интернете, а также в специализированных газетах по трудоустройству.


По данным наших исследований при выборе учебного центра люди чаще всего обращают внимание на 6 факторов. Старайтесь и Вы их учитывать при поиске организации, которой Вы доверите свое обучение.
 
1 место – практическая ориентация учебных программ (практические занятия на компьютере, решение практических задач, мастер-классы с необходимым учебным оборудованием, выездная практика в соответствующих организациях). Уточните, в чем конкретно будут заключаться практические занятия, чтобы это не была просто начитка лекций. Неплохо, если в курсе есть выездная практика. Узнайте, какое учебное оборудование предусмотрено на курсе. Учебная программа должна быть приложением к договору и не меняться после его подписания.
 
2 место – небольшие группы, чтобы обучение было максимально индивидуальным. Поверьте: очень сложно обучаться, когда в группе даже 10 человек. Не говоря уже о 15-20. По фото аудиторий можно понять размеры групп.
 
3 место – удобная дата начала занятий, возможность пройти курсы как можно быстрее. Отмечу сразу: в 90% случаев дата, которую Вы слышите при звонке в Центр – ПЛАНИРУЕМАЯ и НЕТОЧНАЯ, как бы Вас не убеждали в обратном. Переносы дат начала занятий – это самая "больная" тема на этом рынке и основная причина недовольства слушателей. Но Вы должны понимать, что это не школа или ВУЗ, когда ровно к 1 сентября приходит вся группа. Мы также зависим от людей и от того, как быстро те, кто забронировали места придут на договор. И мы нигде не обманываем, что дата начала занятий – точная. Везде предупреждаем правильно планировать свое время. Однако обязательно спросите какие гарантии Вы получаете по договору: а) есть ли конечные сроки набора группы б) каким образом и когда можно будет вернуть деньги, если группа не набралась.
 
4 место – удобное месторасположение офиса и аудиторий (к дому, к работе, к линии метро), т.к. курсы длятся не 1-2 дня. Не лишним будет посмотреть фото аудиторий, центр должен иметь их в открытом доступе.
 
5 место – преподаватели-практики, которые имеют реальный профессиональный опыт и продолжают работать в настоящее время. Ведь слушателям подобных курсов нужна самая актуальная информация и только необходимые знания, без лишней теории. В идеале вся информация о преподавателе (краткое резюме) должны быть в открытом доступе.

6 место – реальная помощь в трудоустройстве по окончанию.
 
В настоящий момент многие центры предлагают рассрочку в оплате обучения, а также разнообразные скидки. Наш Центр, кроме большого количества скидок, предлагает также Подарочные сертификаты, которые Вы можете подарить своим родным и близким на любой праздник.


На что еще я бы хотела обратить внимание при выборе учебного центра.
 
ЦЕНА: могу сказать точно, что образование не может быть совсем дешевым! Основные затраты в этой услуге – "головы" профессионалов, которые преподают эти курсы. Их знания и накопленный опыт. А это никак не может стоить дешево. Как говорится: Вы платите один раз – Вам платят всю жизнь. Чаще всего, стоимость таких курсов окупается уже в первые месяцы работы (сравните это с образованием, полученным в ВУЗах). Добавьте сюда еще налоги, а также все остальное, что дает Центр в комплексе услуг (раздаточные материалы, кофе-паузы, учебное оборудование, расходные материалы, обслуживание техники и т.д.). А еще коллектив Администрации.
 
ШТАТ: кто и сколько человек работают в таких центрах – практически невозможно узнать. Хотя именно эти люди отвечают за создание и качество услуги, которую Вы покупаете. Не может один сотрудник быть одновременно и преподавателем, и работать на телефоне, и договора заключать, и документы выписывать и т.д. Каждый должен заниматься своим делом! Именно поэтому мы открыто разместили всех своих сотрудников на сайте и написали кто и за что отвечает. Кроме того, только у нас есть отдельный сотрудник, отвечающий за качество учебного процесса.
 
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА: зачастую за более дешевой чем у других центров ценой скрывается короткая продолжительность курса (именно таким образом сокращают затраты и увеличивают прибыль). Конечно, курсы не должны быть очень длинными, но и за 2-3 недели получить даже основы, например, парикмахерского искусства практически нереально. Длительность обучения надо узнавать в учебных часах, а не неделях и месяцах! Т.к. поставив занятия 1 раз в неделю можно курс, который короче в 2 раза, растянуть на 2 месяца.
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЛАТЫ: при заключении договора узнайте точно, что входит в стоимость курса, а что нужно оплачивать дополнительно. Обычно за дополнительную стоимость приобретаются только документы об обучении. Конспекты и контроль знаний, выездная практика и стажировка входят в стоимость.

СТАЖИРОВКА: должна предоставляться после курсов, когда получены хоть какие-то знания и выданы документы об обучении. Она не должна входить в общую продолжительность курса. Узнайте каким образом будут работать с Вашей заявкой на стажировку, или Вам придется все делать самим.

ДОГОВОР: обязательно прочтите ДО подписания и получите один экземпляр на руки. Внимательно прочитайте а) максимальные сроки набора группы б) возможные случаи возврата денег. А также все другие гарантии, которые дает Центр. Также не забывайте брать все чеки при внесении оплат (чтобы если оплата будет в рассрочку – Ваша оплата не потерялась).

ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБУЧЕНИИ: согласно Кодексу об образовании, после подобного рода курсов нельзя присваивать профессии, разряды, квалификации. Никаких свидетельств государственного (установленного) образца также выдаваться не может (как, впрочем, и международных). Тогда Вы спросите: а зачем мне тогда вообще эти курсы? Отвечаю: мы сами занимаемся трудоустройством (полным, а не просто выдаем вакансии). И знаем, что слушателей после таких курсов БЕРУТ на работу. Ежедневно приходят десятки заявок. Потому что сейчас работодателю важна не столько "корка", а что человек действительно умеет делать ПРАКТИЧЕСКИ, т.к. не хватает "рук". Более 70% наших слушателей трудоустраиваются после курсов в ближайшие месяцы. Скажите, есть ли такой процент после окончания ВУЗов, ССУзов и т.д.?
 
ОТЗЫВЫ: читайте отзывы, но с умом! В абсолютном большинстве случаев, если все отзывы положительные (да и еще и написанные через 1-2 минуты) – их пишут сами центры. А плохие удаляются. Могу Вам сказать со 100% уверенностью, что чаще всего люди пишут о плохом, что их не устроило. А о хорошем пишут редко (такова уже психология человека). Зачатую просто лень (вспомните себя: как часто Вы даже после замечательного обслуживания писали хвалебные отзывы? А вот если что плохо – сразу "руки чешутся"… чтобы все узнали). Один негатив - тоже плохо (или Центр совсем плохой, или активничают конкуренты). А вот вперемешку хорошие и плохие отзывы – это более правдоподобно. Также читайте как отвечают на отзывы, даже положительные. И отвечают ли вообще…Не всегда негативный отзыв надо расценивать как действительно плохое качество работы. Прочитайте внимательно всю историю с Клиентом и сделайте объективный вывод. Если компания умеет отслеживать отзывы, отвечать на них – это тоже показатель качества работы и заботы о Клиентах.
 
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: наличие групп в социальных сетях, их постоянная активность – это тоже показатель уровня Центра. Это значит, что компания заботится о том, что думают о ней ее Клиенты, а также собирает группу единомышленников.


-Ольга, а какое ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ К ТАКИМ КУРСАМ?
 
- Хороший вопрос :) До сих пор, даже с учетом того, что в Кодексе написано, что "обучающие курсы" являются одним из видов образовательной программы дополнительного образования взрослых, а значит входят в общую систему системы образования страны, Министерство образования продолжает утверждать, что мы не имеем к ним никакого отношения и наши услуги к образованию не относятся. В тоже время подобного рода частные центры возникли еще в 90-е годы, а некоторые центры, существующие и сейчас на рынке, работают более 10 лет. Причем в год через такие частные центры проходит десятки тысяч человек. И это только в Минске! Это говорит о том, что услуги таких центров действительно востребованы. Причем не только населением, но и организациями, причем не менее 40% из них – государственные, и даже министерства и ведомства (здесь я привожу статистику нашей компании). Несмотря на то, что мы не выдаем свидетельства государственного образца и не присваиваем профессии и разряды. А отделы кадров в таких организациях очень обращают на это внимание при трудоустройстве. Что говорить, если у нас учились представители одного из ведомств нашей государственной системы образования, которая в целом не признает наши услуги как образовательные. Парадокс, да и только! Тут возникает вопрос еще в экономической целесообразности содержания такого количества учреждений государством. Т.к. если бы они так хорошо выполняли свои функции, как об этом пишет Минобразования, то почему тогда существуем мы?


-Ольга, спасибо за предоставленную информацию. И напоследок: чтобы Вы хотели пожелать нашим читателям?
 
-Думаю, будет не лишним еще раз подчеркнуть, что в ситуации кризиса (и не только кризиса) самым выгодным вложением в свое будущее будет повышение образовательного уровня. Никогда еще образование (как общее, так и профессиональное) так не влияло на возможность улучшить свою жизнь и увеличить личный доход. Развивайтесь, открывайте для себя новые знания, достигайте новых высот – и Вы незамедлительно почувствуете, как улучшается Ваша жизнь и жизнь Ваших близких.
 
Будем рады, если Вы поделитесь своим опытом посещения подобных курсов (как положительным, так и негативным). Возможно, это поможет сделать выбор другим людям.
 

 

Нужные услуги в нужный момент