Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Карьера


/

Про отечественное кино и театр часто говорят критики, скандальные сценаристы и состоявшиеся в профессии “зубры”. Мы же встретились с человеком по другую сторону творческих баррикад. Будучи студенткой академии искусств, Татьяна Чердынцева уже почувствовала вкус профессии. Мы поразмышляли о том, что сейчас происходит в жизни белорусского кино и театра, на что живут актеры и как справляются с творческими переживаниями.

“Вам актрисы не нужны?”

— Татьяна, как случилось в вашей жизни актерство?

— Так сложилось с детства, лет с семи. У меня родители — музыканты, и они думали, что я свяжу свою жизнь с музыкой, однако я выбрала другой путь. После школы с музыкальным уклоном я поступила в школу с уклоном театральным, затем был минский колледж искусств — актерское отделение. Сейчас учусь в академии искусств на заочном. После театра оперы и балета работала в театре музыкальной комедии, театре юного зрителя, продолжаю работать в различных антрепризах.

— Какие источники дохода сегодня преобладают у профессионального актера?

— Естественно, это съемки, потому, что в театре артисты, как и другие деятели культуры, зарабатывают не много. У меня стали появляться роли и предложения, так что приоритет пришлось отдать съемкам. На тот момент моя основная работа была в театре юного зрителя, и, в силу жанра, в котором мы там работали, некуда было расти дальше. Там замечательная школа, но мне хотелось большего творческого роста.

— Сейчас огромное число девушек мечтают попасть в киноиндустрию. Насколько это реально в нашей стране?

— На самом деле все реально, надо просто много работать и попасть в нужную струю. Когда-то после колледжа, впервые придя на “Беларусьфильм”, я просто стучалась в каждую дверь и говорила: “Вам актрисы не нужны?” Так было каждый день в течение нескольких месяцев, пока мне не нашли что-то подходящее. Дальше все зависит только от тебя, от того, как ты себя проявишь.

— Нужно попасть в какие-то “базы данных”?

— У каждого кастинг-директора либо режиссера они есть. Рост уровня роли, которую тебе предлагают, чаще зависит не только от отношения к делу, а от опыта работы на площадке. Поначалу было много эпизодов. Я думала, что нужно из них вылезать, а они все идут и идут... И слава богу! Даже сейчас от эпизодов я не отказываюсь, если они интересны. Это лучший способ получить опыт.

“Что-то серьезное москвичи сюда не везут”

— В нашей стране сейчас преобладает российское кинопроизводство?

— Да. Это в основном совместные проекты: Россия – Беларусь – Украина. “Беларусьфильм” не так часто снимает, как хотелось бы, а Россия, к сожалению, здесь делает только сериалы, мини-сериалы или телевизионные фильмы. То есть что-то серьезное москвичи сюда не везут.

— Получается, что съемки здесь, а эфиры там. Нет ли логичной мысли перебраться в одну из “братских стран”?

— Знаете, мысли есть, но сейчас я нахожусь здесь. Меня знают кастинг-директоры, знают, как я работаю, что мне подходит. Недавно я была в Москве, оставляла свое портфолио на разных киностудиях, и меня почти сразу позвали на кастинг, но я уже возвращалась домой в поезде, и, увы, пришлось отказаться. Чтобы закрепиться в Москве, нужно быть в этом городе постоянно.

“Многие девчонки с потрясающей внешностью приходят на кинокастинги, а их не берут…”

— Возвращаясь к желающим связать свою жизнь с актерской карьерой, чего стоит ждать?

— Нужно определиться, зачем ты идешь в профессию. Мой преподаватель из колледжа Николай Николаевич Белян, сказал такую вещь: “Если ты можешь жить без театра, игры — не иди туда. Если не можешь — иди”. Многие артисты после получения образования не работают по профессии, а я не могу без этого. Профессия трудная и жестокая, кому-то везет, кому-то нет. Актеру сложно что-то посоветовать. Не стоит ждать славы без каждодневного труда!

— Как вы думаете, почему актеры не работают по профессии?

— Мужчинам нужно содержать семью, а зарплаты в театре хватает только на то, чтобы снимать жилье. У девушек другое. Большая конкуренция, в театр не всегда берут. Работать на детских утренниках? Это не то творчество, которым хочется заниматься. Хочется серьезных ролей, переживаний, изучения материала, погружения в атмосферу. Это может дать только театр, а жить как-то нужно.

— Существует стереотип, что для девушки-актрисы важна в первую очередь внешность…

— Для актрисы важна харизма! В рекламе, фото, безусловно, внешность важна. Но многие девчонки с потрясающей внешностью приходят на кинокастинги, а их не берут… Профессиональные качества и харизма на первом месте.

“Хочется и про какой-нибудь белорусский фильм сказать: “Ух ты, не ожидал!”

— Профессия эмоциональная, соответственно, присутствуют и разочарования, переживания?

— Разочарование появляется, когда приходишь в любой театр, потому что там существует определенная система. Если в учебе тебе дают пробовать — выбирать материал, креативить, импровизировать, помогают вытягивать свое “нутро”, то в театре очень немногие режиссеры советуются с артистами. Твое мнение и то, что ты думаешь, редко кого волнует. Если у тебя что-то не получается, с тобой нянчиться не станут.

— Театр — конкурентная среда. Режиссеру приходится делать выбор в сторону каких-то актеров. Не было ли по этому поводу недопонимания?

— В любой профессии есть недопонимания, подхалимство, зависть, интриги, обиды. А в творческой среде у эмоциональных людей эти моменты могут быть более ярко выражены. Не хотелось бы конкретизировать, но эти моменты присутствуют в любом театре.

— Я себе сразу представляю балет и истории про стеклышки в пуанты…

— Нет, до такого не доходило, но корифеи театров, в которых я работала, рассказывали, что энное количество лет назад могли и стеклышко в пудру подкинуть и иголки повтыкать. Но, к счастью, это время прошло.

— Как считаете, достаточного ли уровня белорусское высшее театральное образование?

— У нас в Минске всего три специализированных учебных заведения для актеров и режиссеров, везде обучение базируется на системе Станиславского. Не спорю, это замечательная школа, но существуют еще Михаил Чехов, Мейерхольд и множество других, которые писали об актерском искусстве. Актеру нужно изучать все это, расширять кругозор, чтоб не оставаться на месте, а развиваться. В библиотеках есть много того, чего нет в Интернете. Я до сих пор периодически сижу в читальных залах. Есть еще вариант пойти на психолога поучиться, тогда человеческую психологию начнешь лучше понимать. У меня есть знакомые актеры, которые получали второе образование, не связанное с нашей профессией. Уверена, что актер должен уметь все.

— Мечты, планы, горизонты?

— Планы — и дальше хорошо делать свою работу. Мечты? Ну, конечно, хочу “Оскар”! Актеру нужно признание. Не может он существовать без зрителей и одобрения. Еще мечтаю сыграть леди Макбет. Интересно почувствовать себя в несвойственном мне образе.

Что касается кино, хочется, чтобы чаще брали современные сценарии. Ведь есть множество людей с нестандартным подходом, но их редко слушают. Мы немножко застоялись на месте. В принципе, как и Россия. Хотя фильм “Легенда № 17” меня очень впечатлил, чего не было со мной давно. Хочется и про какой-нибудь белорусский фильм сказать: “Ух ты, не ожидал!”

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-27%
-25%
-30%
-20%
-20%
-20%
-99%
-20%