Как правило, подобного вида интервью обычно проводится с кандидатами на должности, связанные с нервной работой. К ним относятся руководители и их помощники, менеджеры по продажам и по работе с клиентами, рекламные, страховые агенты, журналисты, офис-менеджеры, специалисты по разбору претензий, продавцы и другие.
![]() |
fedpress.ru |
Рядового сотрудника проверяют на стрессоустойчивость, лояльность, бесконфликтность и позитивную готовность к сотрудничеству, а также быстроту реакции и находчивость. Топ-менеджера и руководителя тестируют не только на устойчивость к стрессу, но и на наличие волевых качеств, лидерского потенциала, уверенности в себе, готовности решать задачи в нестандартных условиях.
Для менеджера по персоналу важны не только ответы претендента на поставленные вопросы, но и его эмоциональная реакция. Если вы начнете обороняться, оправдываться, злиться, обижаться – не пройдете испытание. Нужно во что бы то ни стало сохранить до конца беседы способность к дискуссии, позитивный настрой, уверенность и умение не выдавать своего раздражения.
Разнообразие приемов стресс-интервью зависит от фантазии проводящего собеседование, но тем не менее можно выделить несколько наиболее типичных.
Ожидание в коридоре или в кабинете (переговорной)
"Собеседование я провалила. Меня "забыли" в коридоре минут на сорок, и я, видимо, расслабилась и "продала" себя плохо..."
Расслабление – это, наверное, одно из самых приятных, но редких состояний в такой ситуации. Как правило, кандидаты, когда время ожидания начала собеседования затягивается по непонятным причинам, испытывают несколько другие эмоции: гнев, раздражение, появляется нервозность, чего, собственно, и добивается работодатель и что в итоге приводит к провалу. Не назначайте несколько собеседований подряд с небольшими временными промежутками между ними: ведь если на первом собеседовании вас заставят ждать, вы автоматически не успеете на следующее и уже на первом будете нервничать и злиться.
ЦЕЛЬ: Кандидата вынуждают почувствовать себя не в своей тарелке. Интервьюеру становится ясно, как он обычно реагирует на хамство, неуважение или дефицит времени.
НЕОБХОДИМО:
- Не терять самообладания, выдержки, уважительного тона к будущему собеседнику и окружающим людям, а также высокой степени концентрации. Последнее особенно важно – потеря концентрации, вызванная расслаблением или раздражением, не позволит на самом собеседовании продемонстрировать себя с лучшей стороны, если необходимо, "разрядить" напор интервьюера или наоборот – зарядить энергичностью, если тот будет демонстрировать отсутствие интереса к кандидату.
- Использовать время ожидания с пользой для себя: понаблюдать за взаимоотношениями коллег в коллективе; послушать, о чем говорят проходящие мимо сотрудники; в каком настроении большинство из них пребывает; оценить степень их вовлеченности в рабочий процесс; какой дресс-код принят в компании; насколько дружелюбно секретари на ресепшен отвечают на входящие звонки; каков средний возраст сотрудников и т. п. То есть прочувствовать внутреннюю атмосферу компании, ее климат и представить себя сотрудником этой организации.
А вот повторять самопрезентацию, нервно заучивая "правильные" ответы на "правильные" вопросы не стоит – в состоянии повышенного напряжения, что имеет место быть и на простом интервью, и тем более на стресс-интервью, эти действия будут, скорее, антиэффективными.
![]() |
zarabotai1000.ru |
НЕЛЬЗЯ: подбегать каждые пять минут к секретарю на ресепшен с вопросами типа: "А где же Иван Иванович? Он что, про меня забыл?" или "А у вас ТАК принято?"; звонить интервьюеру на контактный телефон с аналогичными вопросами; ворчать, предъявлять претензии секретарю и/или проходящим мимо сотрудникам и любыми другими способами демонстрировать свое недовольство и раздражение. Возможно, долгое ожидание – никакое и не стресс-интервью, а интервьюер застрял в пробке, лифте или совещание на совете директоров затянулось по не зависящим от него обстоятельствам. Но если это не так и цель работодателя – выявить, как вы себя будете вести в подобной стрессовой ситуации, стоит помнить, что, возможно, за вами наблюдают по системе видеонаблюдения или дружелюбно настроенный секретарь делает специальные пометки в блокноте.
Пятеро на одного...
"Второе собеседование я должен был проходить с начальником отдела продаж. Подготовил самопрезентацию, изучил корпоративный сайт компании, прочитал о конкурентах – в общем, подготовился к собеседованию на уровне. А в итоге мне устроили перекрестный допрос целых четыре сотрудника: HR-менеджер, начальник отдела продаж, руководитель департамента продаж и коммерческий директор. Я не успевал ответить на вопрос первого, как второй перебивал и задавал следующий вопрос, причем совершенно из другой области, я начинал отвечать на этот вопрос, меня перебивал третий и т. п. В результате я не смог ответить ни на один вопрос полностью, и мне кажется, мои ответы были неубедительны и малоэффективны... "
Также для этого приема характерно противоположное поведение интервьюеров: один будет настроен дружелюбно, другой – агрессивно, третий займет позицию наблюдателя, а четвертый – модератора. Если представители работодателя поймут, что кандидат говорит неправду или это станет ясно из ранее проведенной проверки рекомендаций, то стоит ждать одинаковых вопросов, но сформулированных по-разному.
![]() |
krasota.uz |
ЦЕЛЬ: "Выбить почву" из-под ног кандидата; усыпить его бдительность и дождаться момента, когда тот выдаст сам себя в случае, если кандидат говорит неправду; проверить гибкость, умение быстро адаптироваться к новым условиям и одновременно работать над несколькими разными заданиями и, естественно, стрессоустойчивость в подобных ситуациях.
НЕОБХОДИМО: Продержаться и не потерять самообладания, уважительного тона к собеседникам. Именно этого от вас ждут в ответ на некорректное поведение.
Для этого необходимо заранее подготовиться к собеседованию:
- "Проработать" слабые места в биографии, если таковые есть: например, значительные перерывы в работе, или несколько смен специализаций, или увольнение через три месяца работы по собственному желанию (в понимании работодателя этот факт трактуется, что сотрудник не прошел испытательный срок) и т. п.
- Подготовить эффективную самопрезентацию. То есть продумать рассказ о себе как о профессионале, констатировав факты успешных проектов, реализации идей, навыков и компетенций.
НЕЛЬЗЯ: поддаваться на провокацию со стороны интервьюеров, врать, дерзить относительно поведения интервьюеров и т. п. Если вы не согласны с мнением одного из интервьюеров, как правило, того самого, который настроен агрессивно, то при полной уверенности в себе, в своих профессиональных знаниях и навыках, можно поспорить с ним, но делать это необходимо дружелюбно, без проявления встречной агрессии и трезво. Возможно, именно этого от вас и добиваются.
![]() |
vaclavak.ru |
А в ответ – тишина...
"На интервью со мной просто не разговаривали: собеседник "уставился" на меня и долго молчал, я не знала, как быть, то ли у него голоса нет (возможно, простыл), то ли разговаривать не хотел. Я начала невнятно рассказывать о своем опыте работы на последнем месте работы, но обратной реакции не видела. Мне не задали ни одного вопроса. Промаявшись так полчаса, я покинула компанию..."
ЦЕЛЬ: Проверить умение завладеть и удерживать внимание собеседника, не смущаясь того, что вы ему неинтересны. Как правило, такой прием используется при приеме на работу менеджеров по продажам и других специалистов в области прямых продаж, обязанностью которых являются "холодные" звонки и "превращение" нелояльного клиента в потенциального и затем постоянного.
НЕОБХОДИМО: Вывести собеседника на диалог. В этом опять поможет заранее подготовленная самопрезентация. Начните рассказ с ответа на вопрос "Расскажите о себе". На практике это один из самых распространенных первых вопросов. Продолжайте доброжелательно рассказывать о себе и своем опыте, навыках и знаниях. Как правило, минут через 10 вашего монолога собеседник должен включиться в диалог и начать задавать вопросы по ходу вашего рассказа. Если не включится, закончите вашу подготовленную речь и скажите фразу типа: "А теперь, Иван Иванович, я готов ответить на ваши вопросы". Если собеседник и на это не отреагирует, спросите разрешения задать интересующие вас вопросы, которые вы должны подготовить также заранее, и задайте их. Эти вопросы могут касаться работы компании в целом, отдела в частности, а также любые другие вопросы, которые вас интересуют. Очень хорошо, если эти вопросы будут носить не общий характер вроде "каков график работы в компании?", а частный – например: "Принято ли в вашей компании поздравлять постоянных клиентов с праздниками?" или "Как в отделе принять "разруливать" ситуацию, когда один менеджер "уводит" клиента другого?" и т. п.
НЕЛЬЗЯ: Молчать в ответ; теребить визитку собеседника или глядеть, как и он, в окно, интересоваться, почему тот молчит; неуверенно мямлить и т. п.
![]() |
anyonebeauty.ru |
Глупые или неудобные вопросы
"Валерия мои профессиональные качества почему-то интересовали слабо, зато он заметно оживился на личных вопросах. Спросил, замужем ли я. Я ответила, что нет. Он начал выпытывать, почему. Я ответила общей фразой. Тогда он спросил о молодом человеке. Его у меня тоже не оказалось. После этого он начал спрашивать меня, когда я рассталась со своим последним бойфрендом, почему так вышло и не считаю ли я себя неудачницей..."
К подобным вопросам также относятся: "А почему у вас нет детей?" (задается в основном тем, кто состоит в браке), "Как вы относитесь к людям нетрадиционной сексуальной ориентации?", "Были ли у вас контакты с их представителями?", "Какова норма алкоголя для вас?" и т. п.
ЦЕЛЬ: Спровоцировать вас на агрессивные, заносчивые поступки или слова. Такая проверка на прочность обычно очень хорошо срабатывает и позволяет отсеять на собеседовании тех кандидатов, которые могут повести себя неадекватно в конфликтной ситуации.
НЕОБХОДИМО: Решить для себя, где заканчиваются рамки приличия, и начинается банальное невежество. Ответить в спокойной манере на те вопросы, которые, на ваш взгляд, допустимы с точки зрения этики. А от ответа на остальные вы имеете полное право отказаться. Это добавит вам больше положительных очков в глазах невежливого интервьюера.
НЕЛЬЗЯ: так же, как и в случае с вопросами, носящими стрессовый характер, поддаваться на провокацию, дерзить, хамить в ответ и т. п.