Стиль
Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Карьера


Проводить по несколько часов в день на высоте в десять тысяч метров, утирать слезы впечатлительным пассажирам и бдительно охранять санузел от посягательств гиперсексуальных парочек – каковы они, будни бортпроводников, порталу LADY.TUT.BY рассказала 22-летняя стюардесса авиакомпании "Белавиа" Ванда Сабурова.

фото

О маме-стюардессе и кастингах

"Как я попала в стюардессы? Вообще-то все началось с моей мамы. Она больше 20 лет отлетала в той же авиакомпании – "Белавиа". Так что два года назад, когда я решила связать свою жизнь с полетами, я прекрасно понимала, куда иду и что это такое, ведь мамин опыт был всю жизнь перед глазами.

Да, я, безусловно, гордилась в детстве, что у мамы такая редкая и интересная профессия. Но в то же время мы с братом очень остро ощущали ее постоянное отсутствие дома… Тогда еще рейсы были не такими частыми, как сейчас, и мама летала командировками: это когда самолет летит, к примеру, в Прагу или Екатеринбург и там стоит определенное количество дней до обратного вылета, а экипаж в это время может с городом познакомиться, погулять, отдохнуть. У них тогда, судя по маминым рассказам, и коллектив был более дружный и сплоченный, благодаря тому, что столько времени в командировках вместе проводили.

фото

Сейчас немного по-другому, потому что самолеты летают чаще. В основном летаем в Россию (Москва, Питер), бывают рейсы подлиннее (4-5 часов в небе) – в Новосибирск, Тель-Авив, Хургаду, Алматы. Стоянка у нас везде около часа (да и то это время тратится на высадку пассажиров, уборку самолета наземными службами, загрузку нового багажа, почты и посадку новых пассажиров), так что все города и страны, в которые летали, я пока наблюдала исключительно в окошко или с трапа самолета…

Не сказать, чтобы я прямо уж мечтала с детства пойти по маминым стопам. Просто после окончания школы захотелось какой-то самостоятельности, пойти работать куда-то (учусь я на заочном, получаю экономическое образование). И авиация показалась мне неплохим вариантом.

фото

Всего сегодня в нашей авиакомпании около 200 бортпроводников, периодически проводятся новые наборы. Я тоже проходила так называемый кастинг (тогда из 70 желающих на работу взяли 15 человек). Главные требования при отборе: приятная внешность (не обязательно модельная), хорошая дикция, коммуникабельность, идеальное знание английского (вариант "по-английски говорю со словарем, с людьми пока стесняюсь" не пройдет!) и, конечно же, безупречное здоровье. Нужно не просто сдать анализы и поставить штампики у врачей, как это обычно бывает, а пройти серьезную врачебную летно-экспертную комиссию, куда включено, к примеру, УЗИ всех органов. А еще нас усаживали на специальное кресло для проверки вестибулярного аппарата и раскручивали в разные стороны.

Всему, что должен знать бортпроводник, обучает сама авиакомпания в течение примерно трех месяцев. Среди прочего досконально изучается аварийно-спасательное оборудование, навыки оказания первой помощи и так далее. Ну а когда обучение пройдено, можно летать!

О внешнем виде и реакции мужчин

фото

"Везет стюардессам: у них все мужики сразу по классам рассортированы!" (с)

Не буду отрицать, что профессия стюардессы действительно окутана неким романтическим ореолом, местами с сексуальным подтекстом. Мужчины и правда очень часто обращают на нас внимание, пассажиры постоянно заигрывают. Хотя дресс-код у нас довольно строгий: никаких декольте, строгая юбка (не короткая) или брюки, черные туфли без каких-либо украшений с небольшим каблучком 5-6 см, неброский маникюр, легкий макияж, волосы либо забраны, либо короткие (не должны касаться плеч).

С семейной жизнью у стюардесс нередко складывается плохо. У нас из-за постоянных полетов очень мало свободного времени, устаем сильно и много отсыпаемся. Далеко не все мужья потерпят постоянное отсутствие жены дома, плюс ревность… Так что разводы и разрывы отношений в этой среде – не редкость.

Вот и мой молодой человек сначала очень гордился, что у его девушки такая профессия. Потом его стало напрягать, что меня вечно нет дома, особенно в пятницу-субботу-воскресенье, с моим графиком практически невозможно куда-то пойти или поехать, что-то спланировать… А сейчас стал довольно часто намекать на то, что хорошо бы сменить работу. Мол, побаловалась, налетала 1,5 тысячи часов – и хватит. Но мне полеты по душе, несмотря на многие трудности и минусы, так что пока не особенно хочется с ней расставаться.

фото

О вредности работы

Работа бортпроводника считается вредной. Не зря у нас отпуск – 57 дней в году, а на пенсию мы уходим в 45 лет. А если девушка забеременела – ее тут же отстраняют от полетов, и она уже дорабатывает до декрета в наземных службах или в офисе "Белавиа".

У нас ненормированный рабочий день. Вообще, полагается летать максимум 90 часов в месяц с перерывами между рейсами не менее 14 часов. Но на деле все зависит от инструктора, который составляет примерный график на месяц, и от планировщиков, которые по ходу это все корректируют. Например, сегодня можно улететь в 5 утра, завтра – в 8 вечера на всю ночь…Ты, по большому счету, никогда не знаешь достоверно свой график на неделю: каждые два дня надо созваниваться и уточнять.

У нас постоянный недосып, от ночных перелетов сильно сбивается время сна (если прилетаешь среди ночи, все равно уже не можешь уснуть). А еще нерегулярное питание, какие-то перекусы все время – на желудке это сказывается не лучшим образом. Я уже не говорю о разных часовых поясах, сменах климата, температуры… Из-за того, что вечно на ногах и из-за давления, профессиональная болезнь стюардесс – варикоз. А еще у нас проблемы с носом и ушами (говорят, если летать с насморком, могут повредиться барабанные перепонки), опущение всех органов. Из-за кондиционированного воздуха постоянно сохнет кожа: приходится обязательно возить с собой термоводичку, крем для рук и гигиеническую помаду.

фото

О страхе, драках и сексе на борту

Ну и нервная это работа, постоянные стрессы – тут ничего не попишешь. В салоне бывает до 50 человек (на "CRJ", который мы называем "сержиком") – и тогда может быть всего 1-2 бортпроводника. На "Ту-154" (у нас говорят – "тушка") количество пассажиров доходит до 164 – тогда уже бывает 4-6 бортпроводников. А ведь люди разные, и всякое бывает. У меня драка была один раз. Хорошо, что не в полете, а еще на земле, когда пассажиры заходили. Когда чей-то кулак пролетел у меня над головой, было не очень приятно и где-то даже страшно. Хорошо, что с рейса этих драчунов сняли…

Многие пассажиры боятся лететь, и их приходится как-то отвлекать и успокаивать, бывали случаи со слезами и обмороками. Сама я летать никогда не боялась, даже поначалу. Единственный раз, когда сердце екало, это когда мы попали в струю воздуха от большого самолета, взлетавшего перед нами, и нас очень уж сильно трясло – не так, как обычно. Но родные всегда за меня очень волнуются – обязательно отзваниваюсь им после каждой посадки.

фото

Довольно часто случаются пьяные на борту: люди напиваются иногда просто со страху. Пытаемся привести их в чувство, даем подышать кислородом, предлагаем воды.

Не на моих рейсах, но рассказывали, что случались и роды в самолете. А насчет пресловутого секса в туалете… Очень многие пассажиры об этом из любопытства спрашивают: "Мол, было или нет?" Отвечаю, что не было. Как правило, особо не пытаются, потому что, во-первых, там как-то места маловато. А во-вторых, очень заметно всем пассажирам, когда туда заходят двое, а не один человек. Хотя одна парочка, летевшая практически в одиночестве в бизнес-классе, помню, как-то пыталась, хихикая, "вкусить запретный плод" прямо в небе.

О приметах и пассажирах-чудиках

Как и все, кто связан с небом, мы придерживаемся приметы говорить "крайний" вместо "последний". А еще никто ничего не шьет и не пришивает перед рейсом: говорят, это к задержкам и накладкам.

фото

А вообще, каждый день у нас на работе что-то забавное случается. Особенно наши, белорусы и русские, "выкидывают коленца" – европейцы как-то поспокойнее. К примеру, на высоте 10 тысяч метров и на скорости 850 км/ч требуют, чтобы ты разбилась в лепешку, а достала им лимонный сок, мороженое, ресторанную еду или дала позвонить! Объясняешь, что невозможно это – как об стенку горох.

Бывает, пристегнутся как-то смешно, неправильно совсем. А однажды пассажир на рейсе из Питера в Минск с серьезным видом спросил, когда будем Москву пролетать.

О мечтах

Вообще-то я мечтаю со временем начать летать куда-нибудь в более дальние рейсы. В Америку, например, или в Китай. А еще лучше – прокатиться на каком-нибудь маленьком, четырехместном самолетике, но в качестве… пилота!

фото

Но до этого мне пока далеко, так что на сегодняшний день я стараюсь наслаждаться своей работой и любить ее так, как она того заслуживает. Мне нравится редкость этой профессии, ее исключительность, общение с людьми разных культур. Здорово, что ты всегда в коллективе, достаточно молодом и веселом (мы же не перебираем сутками бумажки), и в твоей жизни ежедневно происходит что-то новое: разные страны, люди и даже просыпаешься всегда в разное время! Так что рутина с такой работой мне уж точно не грозит!"