Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Карьера


фото
flickr.com

Никто не жалуется на свой ум, но все жалуются на свою память. Это ставшее крылатым выражение по существу означает, что мышление – самый ценный психический процесс для человека.

С готовностью признавая недостатки своей памяти ("Ой, я что-то стал все забывать"), воли ("Мне недостает упорства и умения владеть собой") и внимания ("Простите, я сегодня очень рассеянный"), никто не скажет всерьез что-нибудь наподобие: "Вы знаете, я ужасно тупой, со мной нельзя иметь дело" или "В последнее время мое мышление сильно ухудшилось".

Однако будем откровенны: мышление нас тоже иногда подводит. Здесь, например, мы не смогли понять простой вещи, там не сумели предусмотреть последствия своих действий, когда-то недоучли сложившуюся обстановку и т.д. В результате – нелепые ошибки, досадные промахи. Особенно часто они возникают в обучении (трудно понять материал, решить задачу) и в работе (нелегко и не сразу дается принятие правильного решения).

Считается, что особенности мышления определяются от рождения: одному досталось лучшее, другому – худшее, и ничего тут не поделаешь. Однако целый ряд психологических экспериментов, в которых удавалось заметно улучшить мышление даже у детей, считавшихся безнадежными в этом отношении, опровергает такое положение. Думаю, не будет преувеличением сказать: наше мышление в наших руках. Его можно развивать, улучшать, совершенствовать.

Некоторые игры, специально направленные на развитие мышления (их называют интеллектуальными), оказываются полезными не только детям, но и взрослым. Для большинства из приведенных ниже достаточно иметь под рукой лишь лист бумаги и карандаш.

фото
igottapeenow.tumblr.com

Играть следует с друзьями или в кругу семьи. И не только потому, что так веселее и интереснее. Дело в том, что едва ли не основной смысл этих игр состоит как раз в возможности взаимообмена различными подходами к выполнению игровых заданий и тем самым значительном расширении "мыслительного диапазона" каждого из участников игры.

Игры расположены в порядке возрастающей сложности и в ряде случаев опираются одна на другую. Часть из них основана на известных в психологии методиках обучения мышления и воображения, часть разработана автором. Итак, сели поудобнее, начинаем.

Составление предложений

Берутся наугад три слова, мало связанные по смыслу, например, "озеро", "карандаш" и "медведь". Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова. Ответы могут быть банальными ("Медведь упустил в озеро карандаш"), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов ("Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который ловил в озере рыбу") и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи ("Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь").

Игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем новые связи и отношения между привычными предметами, творчески создавать новые целостные комбинации из отдельных разрозненных элементов.

Поиск общего

Берутся наугад два мало связанных слова, например, "кастрюля" и "лодка". Следует выписать в столбик как можно больше общих признаков этих предметов. Ответы могут быть стандартными ("изделия человеческих рук", "имеют глубину"), и небесполезно попытаться найти побольше таких признаков. Но особенно ценятся необычные, неожиданные ответы, позволяющие увидеть эти предметы в совершенно новом свете.

фото

Исключение лишнего слова

Берутся любые три слова, например, "собака", "помидор", солнце". Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, "лишнее", не обладающее этим общим для них признаком, следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждую остающуюся пару слов и не присущих исключенному лишнему. Игра развивает способность не только устанавливать неожиданные соотношения между разрозненными объектами, но и легко переходить от одних связей к другим, не "зацикливаться" на них. Игра учит и одновременно удерживать в "поле мышления" сразу несколько предметов, сравнивая их между собой. Возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным пришедшим в голову "правильным" решением, надо искать целое их множество.

Поиск соединительных звеньев

Задаются два предмета, например, "лопата" и "автомобиль". Надо назвать предметы, являющиеся как бы "переходным мостиком" от первого ко второму. Они должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. Например, в нашем случае это могут быть "экскаватор" (с лопатой сходен по функции и транспортное средство, как автомобиль), "рабочий" (он копает лопатой и одновременно владелец автомобиля) и др.

Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев (лопата – тачка – прицеп – автомобиль). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи между соседними элементами цепочки.

фото
favim.com

Способы применения предмета

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например "книга". Надо перечислить как можно больше способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз лежащее на столе письмо и т.д. (конечно, запрещаются безнравственные, варварские способы применения).

Выделение существенных признаков понятия

Называется хорошо знакомое всем понятие, например, "спорт". Надо выписать его существенные признаки. Например, наличие оркестра, трибуны, штанги и т.д. – явно несущественные, потому что есть масса ситуаций, бесспорно относящихся к спорту, в которых признаки отсутствуют. А что же существенно? Наверняка в спорте нужен спортсмен, необходима тренировка... (продолжите перечень самостоятельно).

Игра развивает способность "смотреть в корень", схватывать только суть явления, отвлекаясь от частных признаков.

Выражение мысли другими словами

Берется несложная фраза, например: "Нынешнее лето будет очень теплым". Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами. При этом ни одно из слов исходного предложения не должно употребляться (представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить). Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания, чтобы хранилась его суть.

Построение причинно-следственных цепочек

Берутся наугад два не связанных между собой события, например: "Белка, сидя на дереве, упустила орех" и "Директора школы лишили премии". Надо установить между ними связь, то есть проследить ряд естественных переходов от первого события ко второму, а затем и наоборот. Желательно предложить несколько вариантов ответов. В качестве примера далеко не самый оригинальный переход: "Упавший орех ударил гулявшую по лесу собаку, она с испугу побежала и укусила за ногу шедшего по дорожке мальчика, мальчик был спортсменом и из-за укуса не мог участвовать в спортивных соревнованиях, в результате его школа не заняла призового места."

facebook.com

Перечень заглавий к рассказу

Берется небольшой рассказик или сообщение. Надо подобрать к рассказу как можно больше различных заглавий, отражающих его содержание. Игра развивает способность выражать суть отрывка текста (или какого либо события) одной фразой.

Сокращение рассказа

Зачитывается какой-либо короткий рассказ или сообщение. Содержание рассказа надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения (и в них ни одного лишнего слова). При этом суть, основное содержание рассказа должны сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. На простых текстах в непринужденной игровой обстановке постепенно формируется и укрепляется исключительно важная способность: предельно точно фиксировать только самое основное, а все второстепенное без жалости отсекать.

Итак, игра – это вовсе не напрасно потраченное время, вовсе не пустая забава, а исключительно сложный и психологически насыщенный вид деятельности, способный обеспечить заметное усовершенствование вашего мышления, повышение его скорости и глубины.

Хотите научиться мыслить легко, мыслить играючи – учитесь мыслить, играя.

Материал публикуется с сокращениями.

 

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-15%
-10%
-20%
-20%
-10%
-35%
-65%
-35%
-30%