• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Карьера


фото fictionbook.ru

Говорят, мечты сбываются, если очень-очень верить! Вот и маленькая девочка Надя Ходасевич верила, что в один прекрасный момент она будет жить и творить в Париже.

Она любила и хотела рисовать – каждую минуту. Только в эти редкие моменты она по-настоящему чувствовала себя счастливой и её жизнь обретала смысл. Однако родители девочки не поддерживали её увлечения, полагая, что её главная обязанность – помогать родителям на огороде, ведь семья Нади жила в глухой белорусской деревушке. С утра до вечера работая в поле, Надя не могла дождаться ночи, чтобы, когда все уснут, взяться за карандаш и перенестись в мир линий, теней и воображения.

Однажды Наде попалась в руки книга о французской живописи. Творчество художников настолько поразило её, что она решила во что бы то ни стало попасть в европейскую столицу. “В Париж! Конечно же, в Париж! Там я стану художницей!” – думала она. Надя не имела ни малейшего представления о том, какой он, этот город. Но она неустанно твердила всем, что именно там она будет учиться на художника. Родные и соседи полагали, что она сумасшедшая, и даже вызывали бабку-шептуху для изгнания бесов. Деревенские мальчишки бегали за ней по улице и кричали: "Надька, даёшь Париж!"

Иногда она плакала, а иногда дралась, но повторяла себе: вы ещё увидите!

Началась Первая мировая война. Семья Ходасевичей превратилась в беженцев, скитающихся из одной деревни в другую. Везде были голод и разруха, унылая серость, обветшалые дома, но и это не останавливало Надю: она по-прежнему рисовала свои маленькие цветные фантазии. На время семья осела в городке Белев, где на радость девочке находился Дворец искусств, куда можно было записаться в любой кружок. Недолго думая, Надя выбрала балет и рисование. Но её ждало разочарование: их учили только азам, которые она и так прекрасно знала. Поэтому теперь уж точно только в Париж!

"Лента в каштановой косе, ветхие башмаки через плечо, кусок хлеба в узелке – иду в Париж, – вспоминала она много лет спустя. – Добралась до ближайшей станции, удачно нырнула в поезд, а там надеялась, что в другой пересяду. И всё дальше, дальше... Зайцем, конечно. Как думала питаться? Где пол помою, где постираю, где станцую. Так рассчитывала до Парижа и добраться”. Но не добралась. Знакомый милиционер узнал её – и уже на следующей станции девочку сняли с поезда.

Вторая попытка побега оказалась успешной. Когда ей исполнилось 15 лет, она уехала в Смоленск – поговаривали, что там открылись художественные мастерские. Желающих там учиться было довольно много. Предстояли вступительные экзамены. Она была младше всех и ни разу в жизни не видела настоящей картины. Тем не менее она поступила, чему была неимоверно рада. Теперь она могла рисовать. Училась она прилежно, внимала каждому слову своего преподавателя – знаменитого Казимира Малевича, но когда тот в один прекрасный день заявил, что живопись мертва и будущее за архитектурой, земля ушла у неё из-под ног. Все её надежды в миг рухнули. По счастливой случайности именно в это время в одной из библиотек она наткнулась на статью о французском художнике Фернане Леже, провозгласившем живопись бессмертной. И Надя снова отправилась в путь.

Её сразу приняли в Варшавскую Академию художеств, где она познакомилась со своим первым мужем Станиславом Грабовским, сыном богатого чиновника. И прежде чем они вдвоём собрали чемоданы в Париж, она наделала немало шума в академии. Так, на занятиях она по всем правилам копировала “натуру”, а затем на обратной стороне листка рисовала так, как хотела. Она говорила о неоискусстве и супрематизме. Бунтарку любили и ненавидели. Среди её поклонников был и Станислав. На фоне этих неугасающих страстей и начался их роман. Вскоре они поженились и уже вдвоём написали Леже письмо о своём желании учиться у великого мастера. К их большой неожиданности художник ответил согласием.

Первые воспоминания Надежды о Париже не такие уж и сказочные. Город казался ей неимоверно чужим, и она с тоской вспоминала о доме. После встречи с Леже в её жизни всё поменялось: тот сразу понравился ей, подкупив лукавой улыбкой. Он поистине был прекрасным учителем – учил их творить и быть свободными. "Не стремитесь подражать мне, – говорил художник, – берите от меня, что вам надо, и идите дальше. Вы должны сами почувствовать тот момент, когда будете готовы крикнуть: "К черту Леже!".

Надя была счастлива в творчестве, но, к сожалению, не в личной жизни. Даже рождение дочери Ванды не спасло её брак. Станислав вернулся в Польшу, и новую главу своей жизни Надежда открыла одна с ребёнком на руках.

Время шло. Надя жила в маленькой каморке, работала прислугой в пансионате и училась в академии. Париж гулял, танцевал и любил. Вскоре полюбила и Надежда. Её роман с Жоржем Бокье развивался стремительно. Леже, видя талант Ходасевич, предложил ей стать его ассистентом. Перед художницей замаячило светлое будущее, но началась Вторая мировая война. Бокье ушёл на фронт, а Леже, будучи членом коммунистической партии и опасаясь расправы, уехал в Америку. Она снова осталась одна, но не опустила руки и не сдалась – вступила в отряд Сопротивления и время от времени, меняя внешность, расклеивала листовки по ночному Парижу.

После войны всё вернулось на свои места: возобновился её роман с Бокье, она продолжила преподавать в академии и параллельно заниматься живописью. Её работы пользовались популярностью и выставлялись в различных домах искусств. С ней советовался даже сам Пикассо, высоко ценивший её творчество.

Тем временем у Леже умирает жена, и одинокий художник всё чаще ищет встреч с Надеждой. Их долгое сотрудничество и дружба, общие интересы и любовь к живописи привели к тому, что она бросила Бокье и стала женой человека, к которому шла всю свою жизнь.

фото fictionbook.ru

Они поселились в маленьком домике недалеко от Парижа, где у каждого была своя отдельная мастерская. Во время работы художница часто пела для Леже белорусские песни. Вместе они прожили недолгую, но счастливую жизнь. Друзья Леже говорили, что лишь в 70 лет он впервые любил по-настоящему.

Когда Леже умер, со всех концов света посыпались предложения о покупке картин художника (все свои работы Леже завещал Надежде). Но мысль о том, что его картины покинут пределы Франции и разойдутся по рукам коллекционеров, была для неё невыносимой. Конечно, она могла бы всё продать и безбедно жить всю оставшуюся жизнь, но она продолжила служить великому таланту своего мужа – преодолев все препоны, в мае 1960 года она открыла в маленьком городке Бьоте музей имени Фернана Леже. Среди приглашенных на торжественную церемонию открытия были такие известные люди, как Пикассо, Марк Шагал, Жорж Брак.

фото Надежда и Марк Шагал
rpp.nm.ru

фото Пикассо, Фернан и Надежда Леже
rpp.nm.ru

Ходасевич продолжила работу: рисовала, сотрудничала с многими деятелями искусства, помогала организовывать выставки советских художников в Париже и привозила французские коллекции в Советский Союз. Побывала она и на белорусской земле. Так, Марк Шагал каждый раз с нетерпением ждал её возвращения в Париж – ведь только она могла привезти ему буханку чёрного хлеба и селедку, которые они с удовольствием поглощали вдвоём, вспоминая Родину.

Необыкновенным даром Надежды Ходасевич–Леже являлись мозаики. Вот некоторые из её работ.

фото

фото

фото fototerra.ru

Простая деревенская девушка, исполнившая свою детскую мечту и покорившая великий Париж, заняла достойное место на художественном Олимпе. Работы Надежды Ходасевич–Леже выставлялись в самых крупных галереях Европы и СССР. Есть они и в Беларуси в собрании Национального художественного музея.

Н. Ходасевич–Леже умерла в 1982 году и была похоронена на юго-востоке Франции в курортном селении Кальян. Но память об этой сильной и талантливой женщине останется на века в её картинах и истории.

 

 

Нужные услуги в нужный момент
-30%
-30%
-50%
-20%
-10%
-30%
-20%
-10%
20170626