• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Свадьба


Оксана Котович, этнокультуролог, Светлана Солонович, руководитель проекта POVOD.TUT.BY.

Какие главные атрибуты были на свадьбе?

Из всех составляющих свадебного обряда немаловажную роль играли атрибуты, то есть, те предметы, которые нам необходимы для выполнения того или иного действия и обряда.

Каждую весну мы идем в храм и освящаем там веточку вербы, того дерева, которое символизирует собой начало весны, пробуждение природы. Мы освящаем ее и несем в дом.

Таких атрибутов было довольно много: каждый праздник нес в дом свой атрибут. На Громницы в доме появлялась громничная свеча, на Пасху – обязательно пасхальное яйцо. Это те атрибуты, которые нужно было обязательно приготовить и которые хранились потом целый год, до следующего праздника. Вербу, которая год пролежала в красном углу, сжигали, и пепел рассыпали на огуречные грядки, чтобы огурцы хорошо родили. А на смену той вербочке приходила новая.

Один из видов атрибутов – это одежда, которая должна была обязательно участвовать в обрядах. Колядники одевались в соответствии со своим обрядом, жених с невестой должны были облачиться в обрядовые одежды.

Нужно сказать и о том, что атрибут становился еще и оберегом, то есть, тем предметом, на который мы возлагаем большие надежды, который должен нас сберегать. Один из самых ярких примеров – это четверговая соль. Недаром в Беларуси говорили: "Соль таму ў вочы, хто дабра нам ня хоча". Мы встречаем молодых на пороге хлебом-солью, и это тоже является оберегом.

Обрядовая одежда как атрибут становилась еще и индикатором того, кто участвовал в этом обряде. Во-первых, она показывала социальный статус, во-вторых, половую принадлежность. В то же время на Масленицу мужчины рядились в женскую одежду, а женщины надевали мужскую, но это было только в исключительных случаях, когда необходимо было выполнить то или иное действие.

Почему так важно на свадьбе уделять внимание обрядовой одежде? Почему необходимо соблюдать жесткие правила именно в этот день?

Мы возвращаемся к тому, что свадьба – это очень важный обряд, который проходит в нашей жизни. Это не просто застолье, не просто вкусно накрытый стол – это обряд перехода человека из жизни до замужества в жизнь замужнюю. Свадьба – это та отправная точка, которая продолжает твой род. Поэтому все было очень важно.

Сегодня традиционно жених надевает одежду черного цвета, а невеста – белого. Есть ли у вас какое-то понятие, почему так случилось?

Сегодня у жениха есть выбор, надевать белое, серое либо черное. Но этот выбор есть у тех, кому не жалко потратиться на лишний белый костюм, который они наденут один раз в жизни. Мне кажется, женихи надевают темные костюмы из соображений практичности, чтобы потом использовать его в повседневной либо деловой жизни.

Вы говорите: "Один раз в жизни". Невеста надевает свое подвенечное платье один раз в жизни, потому что больше в этом наряде щеголять ей не придется. То же самое делал и жених. Именно в этом и проявляется сакральность обрядовой одежды.

Рождается ребенок, и принять его бабке-повитухе нужно было обязательно не на голые руки. Когда рождался мальчик, она могла подложить отцовскую рубаху, когда рождалась девочка – нижнюю юбку матери.

Но как только ребенок попадал в ситуацию обряда, а это был обряд имянаречения, крещения, тут наступало самое главное сакральное правило: для первенца готовили абсолютно новые белые одежды, перевязанные красным поясом-оберегом.

Давайте посмотрим на другой обряд – похороны. Как объяснить поговорку: "Видал я тебя в гробу и в белых тапочках"? Что это за негативный посыл, называемый проклятием? Это пожелание смерти, потому что испокон веков в славянской одежде, в которой провожали человека в последний путь, доминировал белый цвет.

Если мы сейчас вошли в традиционную белорусскую хату, которая была в XIX – начале XX столетия, то мы бы увидели, что в красном углу икона завешена рушником, на полу постилки, половики, и вы бы сами увидели, что доминантными в этих вещах были, прежде всего, красный и белый цвет. Рушник с широкой белой полосой и красными кистями был тем традиционным рушником, который чаще всего участвовал в обрядах. Но на каждом рушнике были свои рисунки, свои орнаменты, и каждый орнамент имел свое предназначение.

В одежде и жениха, и невесты доминировал белый и красный цвет. Это произошло не просто так. Если мы посмотрим на традиционный дом, белорусскую хату, то увидим, что со стороны востока располагается угол, который получил свое называние как "красный". А ровно по диагонали – выход, порог, и рядом с ним находится печь, которую традиционно белили в белый цвет. Печь располагалась в районе порога, а в пороге когда-то хоронили предков. Для этого специально делали керамическую урну, куда ссыпали прах сожженных предков. В пороге находилась специальная ниша, которая называлась "порог" - место для погребения. Все, что было рядом, было белого цвета.

Вспомните наши сказки, где девица всегда красная. Красный – это символ здоровья, счастья и благополучия. Давайте посмотрим на мифологию, где были Белобог и Чернобог. Когда новорожденный вступал в ситуацию обряда, ему надевали белую одежду и красный пояс-оберег. Похоронная одежда обязательно была светлых тонов. У нас сохранилась традиция, та самая древняя, языческая, когда ноги и тело умершего человека покрывают белым покрывалом.

Зачем же тогда невесте надевать белое платье, если в одежды белого цвета одевали умерших?

Потому что ситуация свадьбы – это переход из одного состояния в другое. Ребенок был рожденным, но он еще не имел имени, поэтому когда ему давали имя и веру, он проходил обряд перерождения, перехода из одного состояния в другое.

И невеста, и жених меняют свой статус, и переходят из одной жизни в другую. Поэтому такие пороговые ситуации маркировались цветом перехода из одного состояния в другое. Но присутствие красного цвета должно было быть обязательно, поскольку оно символизировало жизнь и оберег.

С другой стороны, когда хоронили человека, то очень хорошо знали, что в его одежде не должно присутствовать красного цвета, потому что считалось, что красный – это цвет крови, и умерший притянет за собой кровного родственника. Поэтому там красного быть не должно.

На свадьбе жених и невеста надевали, как правило, одежды светлые. Мы говорим о белом цвете, но это не означает, что он был совершенно белым: это был цвет льна.

Почему, на ваш взгляд, некоторые невесты надевают на свадьбу красные платья?

Светлые одежды могли надевать только целомудренные молодожены – как невеста, так и жених. Как только проходила первая брачная ночь, которая могла стать тем началом продолжения рода, невеста защищала себя, защищала своего будущего наследника, и по возможности, экранировала себя красными тонами.

Что касается сегодняшней свадьбы, то каждый для себя решает сам.

Некоторые невесты надевают красную ниточку под белое платье.

Это пояс-оберег, очень важный атрибут. Выйти из дома, не запоясавшись, считалось недопустимым. Во-первых, закрыть себя означало сберечь себя, поэтому пояс был обязательно. У жениха в свадебной одежде обязательно присутствовал пояс с большими красными кистями, который защищал его и продолжение детей, которое должно быть в этом браке.

Что делать современным женихам?

У современных женихов очень много оберегов, и прежде всего, это галстук, узел в районе кадыка, адамова яблока. У жениха есть пояс в виде ремня, и поэтому жених сейчас более защищен, нежели невеста, которая выходит на обозрение в декольте, не защищая себя, в открытых одеждах. Умные невесты под одежды надевают красный пояс – ленточку, ниточку, которая должна быть в районе живота, в районе того места, где должен появиться будущий ребенок.

Вы говорили, что свадебная одежда должна использоваться один раз. Но сегодня по всему миру достаточно распространено такое явление, как прокат свадебных нарядов. Как смотрит традиция на эти вещи?

Я еще раз хочу сказать нашим пользователям о том, что я не являюсь законодателем мод, а только транслирую то, о чем говорят традиции. Давайте мы посмотрим на знаковые дни в жизни человека.

Ребенок родился, и заботливые мама с папой приготовили ему обрядовые одежды, в которых его впервые понесут в храм и покрестят. Потом эта одежда аккуратно складывалась и хранилась до того момента, когда появится следующий ребенок. Второго ребеночка одевали в эту же одежду, и говорили, что эти дети будут очень дружными. Но использовать крестильную одежду по другим назначениям было просто невозможно.

Если ребенок умирал, то его хоронили в этой одежде, потому что передавать ее дальше было нельзя. Если одежда не подходила по размеру, то ее просто клали рядом с умершим ребенком.

Давайте посмотрим на обряд похорон. Бабуля, которая подходила к определенному возрасту и понимала, что впереди у нее только одна дорога, на смерть готовила себе одежду. И это было правильно. Эту одежду носить в повседневной жизни не допускалось: ее можно было надеть только один раз, пойти в храм, освятить ее там, и положить дома до момента своей смерти.

Мы должны понять степень сакральности трех обрядов: рождения, свадьбы и похорон. Поэтому использовать свадебную одежду много раз я считаю недопустимым.

Что же делать с платьем, которое пылится в шкафу?

Мы на своих антресолях храним все, что угодно, и находим место для всего. Но найти место для подвенечного платья дочери или костюм сына мы почему-то не можем. Мы становимся очень практичными людьми.

До какого момента платье должно там лежать?

Всю жизнь. В подвенечных одеждах иногда хоронили, но если по размерам оно не подходило, их клали рядом. Передавать по наследству можно было только отдельные предметы из свадебной одежды и только в том случае, если брак матери, бабушки был удачным.

Сегодня, я думаю, ни для кого не секрет, что все предметы несут в себе определенную энергетику. Если подумать, что в свадебном платье вышло замуж сто пятьдесят девушек с довольно разной судьбой, с довольно серьезными проблемами в рождении ребенка, то я как мама, наверное, задумалась. Мы находим деньги на лимузины, на дорогие рестораны, а найти деньги на то, чтобы купить дочери красивое подвенечное платье, в котором она будет первая и последняя, мы почему-то не можем.

Вы сказали правильную вещь: мы выходим замуж в платье, не зная о том, с какой судьбой девушки одевали его.

Нужно понимать, что это не проходит совершенно бесследно. Например, женщина не имела права надеть мужскую шапку: считалось, что у нее будет болеть голова, она станет бесплодной, стать не совсем хорошей женщиной, то есть, "пойти по рукам".

Мы говорим о свадьбе, о ее сакральности, и говорить о том, что нет денег для покупки подвенечного платья для единственной дочери, неправильно.

Если у мамы был счастливый брак, можно ли передать платье дочери?

Конечно, и так и делалось. Естественно, во все времена невесты хотели быть модными, хотели соответствовать тем фасонам платья, которые были в то время. Поэтому их подшивали, перешивали, пришивали новые ленточки, новые оборки, делали мамино платье основой. Представьте: мамино платье хранится на антресолях, а через двадцать лет дочь достанет его, чтобы полюбоваться и примерить. Сколько радости будет от того, что в семье появилась своя традиция хранить сакральные вещи, а не отдавать их в комиссионку.

Какие головные уборы носили наши предки?

Головной убор был обязателен, так же, как и пояс на животе у мужчины или фартук у женщины. Без головного убора человек не мог покинуть пространство своего дома. Головной убор указывал на социальную группу человека, на его возраст, был оберегом, потому что простоволосость не поощрялась.

Выйти из дома без платка замужней женщине считалось очень большим грехом. Когда мужчина хотел оскорбить женщину, ему достаточно было сорвать с ее головы платок, и вся деревня знала, насколько фривольными были отношения между этим мужчиной и этой женщиной.

Простоволосость женщины допускалась только в нескольких ситуациях: например, у женщины умер муж или ребенок, и тогда на протяжении сорока дней она ходила с распущенными волосами и с непокрытой головой. Давайте вспомним образ русалки, очень несчастной женщины: эта девушка никогда не станет матерью, женой, она томится в озере.

Отсюда мы делаем вывод, что и невеста, и жених на свадьбе должны были быть с покрытой головой. Даже в тридцатиградусную жару жених должен был сидеть в шапке. На голове у невесты был веночек и фата. Именно венок говорил о статусе девушки, о том, что она целомудренна, о том, что она пришла к тому моменту, когда она будет выходить замуж. Нецеломудренные девушки не имели права надевать венок. Есть даже белорусское выражение: "Згубiла свой вянок", что означало, что невеста к свадьбе подошла в статусе женщины, а не целомудренной девушки.

Есть мнение, что и венок, и фату наши девушки надевали для защиты от темных энергетических сил, использовали как оберег.

Венок имел форму круга, что уже имело свое особое значение, и к нему обязательно крепилась фата. Слово "фата" произошло от латинского слова "фатум" - "судьба". В Беларуси ее называли вэлюм, и делали из тонкобраной ткани. В послевоенное время фата превратилась в накрахмаленную марлю.

Надо сказать, что в послевоенное время, когда было очень тяжело даже с марлей, то фата была одна на всю деревню, переходила по кругу от невесты к невесте.

Зачем девушке набрасывали на лицо фату?

Фата, как правило, была двухъярусная. Первый ярус должен был закрывать наши глаза, лицо, второй ярус закрывал волосы и спину.

У человека есть несколько каналов связи с внешним миром: глаза, волосы и руки, и каждый из них должен был быть закрыт. Глаза закрывали тонкой вуалью или первой частью фаты, волосы закрывали головным убором, а руки закрывались платком, когда молодые принимали подарки.

Когда невеста могла открыть свое лицо? В какой промежуток времени?

Невеста могла открыть лицо после первой брачной ночи. Она была уже замужем, под защитой рода своего мужа, была в его доме.

Расскажите подробнее о том, какую смысловую и энергетическую нагрузку несли волосы и глаза?

Всем известно выражение: "Человек с тяжелым глазом". Иной раз человек даже не понимает, что он сглазил кого-то, тому, кого он сглазил, стало плохо. Наверное, нужно узнать у ученых об этом явлении, которое существует и по сей день, и от него никуда не деться.

От сглаза берегли не только взрослых и детей, но и домашних животных. Ранней весной на заборы вывешивали огромное количество лаптей – до ста штук. Считалось, что путник будет идти мимо, увидит такое количество лаптей и не сглазит огород и урожай. То есть, люди шли на всякие ухищрения для того, чтобы уберечь себя от дурного, тяжелого глаза.

Поскольку свадьба привлекала очень много людей – и своих, и чужих, и плохих, и хороших, - то, конечно, там были люди с тяжелым глазом. Прежде всего, защищали невесту, потому что она была подвержена большему рассматриванию, обсуждению, нежели жених, и потому, что она – будущая мама.

А что касается волос? Почему их нужно было прятать?

Задам вам вопрос: что вы делаете с волосами, оставшимися на расческе?

Их нужно смыть в туалете.

Да, просто так кинуть на пол их нельзя. Было бы хорошо, если бы это как-то могли прокомментировать ученые, которые бы подтвердили мои слова о том, что волос человека, как и ноготь, - это часть тела человека, наше продолжение. Волос несет в себе очень много информации, поэтому просто так разбрасывать часть себя категорически запрещалось.

Есть много преданий о том, что человека, который разбрасывал волосы и ногти, превратили в аиста. Волосы расползлись по земле в виде лягушек и змей, и тогда Бог сказал: "Человече, пока не соберешь свои волосы и ногти, будешь аистом".

Волосы и ногти обязательно собирали, и было два способа их утилизации: либо их сжигали в печи, либо бросали их в реку, потому что река вечности унесет их за собой. Была еще и третья ситуация, когда человек на протяжении всей своей жизни собирал волосы и ногти для того, чтобы в Судный день он предстал перед Богом целостным, собрав все, что у него выросло за всю жизнь. Для этого шили специальный мешочек, он достигал довольно больших размеров, и его клали в гроб, когда хоронили старого человека.

Волосы в обрядах присутствуют очень часто. Например, всем известно, что когда люди уходят в религию, над ними совершают обряд пострига. Когда ребенок дорастает до года, его обязательно стригут на лысо, объясняя это тем, что тогда у ребенка будут хорошие волосы. Я, наверное, расстрою мамочек, потому что это совсем не так: волос растет из луковицы, которая находится в коже головы, и сколько бы вы ни стригли ребенка, повлиять на количество луковиц мы никак не можем.

Стригли ребенка в год совершенно по другому поводу. Над ним совершали обряд пострига: самый старший человек в семье усаживал малыша и на макушке крестообразно состригал ему две прядки. В течение года ребенок находился в пространстве дома, был защищен и тем пасхальным яйцом, которое целый год лежит в красном углу, и вербочкой, и иконой, и самими родителями. Когда ребенок подрастал, начинал ходить, он уже покидал пространство дома, но его волоски, часть ребенка, заворачивали в красную тряпицу и клали в красный угол. Ребенок пошел за пределы дома, но часть его осталась в доме: красный угол, святое место твоего дома, всегда будет охранять тебя, где бы ты ни был.

Когда девушка выходила замуж, мама вместе с приданым отдавала ей и выстриженные в год волоски. Когда сын уходил в армию, и мама делала ему мощный оберег: несколько волосков закатывала в воск громничной свечки, и этот оберег хранил их всю жизнь целыми и невредимыми.

Давайте поговорим о самом важном атрибуте на свадьбе – об обручальных кольцах.

Золотые слова были написаны в песне: "Обручальное кольцо – непростое украшение". Круг – это наш оберег, поэтому очень большое количество оберегов было выполнено как раз в форме круга. В средневековых замках в качестве дверной ручки использовалось кольцо, которым нужно было постучать. Замков не было, потому что никому бы не пришло в голову войти в дом, когда он закрыт на клямку: это значило, что хозяев нет дома. Металлическое кольцо – это был оберег дома.

Молодожены в момент бракосочетания надевают кольца. Можно ли их было снимать, давать кому-то мерить?

Давайте вспомним, в каких обрядах участвовало кольцо. На Коляды женщина варила кашу и в нее клала кольцо. Если сын или дочь вытягивали его вместе с кашей, то в этом году ожидалась свадьба. Во время беременности женщине категорически запрещалось снимать кольцо, но как только начинались роды, а тем более, если они были тяжелыми, затяжными, бабка-повитуха должна была открыть все, что только можно было: окна, двери, печную заслонку, и, конечно, она снимала кольцо, пояс на животе у женщины. Ритуальные действия пропускания воды или молока через кольцо обладали серьезным эффектом в лечении или восстановлении чего-то.

У молодых кольцо появилось сравнительно недавно – в XVIII-XIX столетии. До того, как оно вошло в повседневную жизнь, кольцо появилось в обряде заручин, который потом перешел в церковный обряд обручения. Парню и девушке надевали колечко, и после этого они считались засватанными.

Кольца были разными, из разного металла: там было и золото, и серебро, и медь в зависимости от экономического состояния семьи. Во всех песнях мы слышим, что жених обручался золотым кольцом, поскольку оно символизировало собой солнце, невеста во всех песнях ассоциируется с луной, с ее красивым магическим светом, поэтому у невесты было кольцо серебряное.

Можно ли было снимать кольцо, скажем, на ночь?

Вообще-то, медики рекомендуют снимать на ночь все, что закрывает наши каналы: пояса, браслеты, кольца. Традиция также не противоречит этому.

А можно ли было давать кольцо примерять?

Примерять супружеское кольцо не давали никогда и ни под каким предлогом. Обручальное кольцо всегда было под пристальным вниманием, поскольку работает принцип "подобное вызывает подобное". Кольца родителей, бабушек и дедушек, которые прожили достойную жизнь, передавали по наследству, но обязательно паре – внуку и его девушке.

Но нужно помнить о том, что подобное вызывает подобное, поэтому кольцо мамы, которая овдовела, никогда больше не передавали по наследству. Один из самых тяжелых моментов наших перестроечных годов, когда не хватало денег, мы переплавляли в кольца всевозможные золотые украшения, зубы, распиливали кольца своих родителей. Кольцо, которое объединяет молодых людей, не должно быть тем предметом, которое мы, наоборот, разъединяем.

Кольцо – не простое украшение, оно всегда было гладким: как говорила мне одна женщина, чтобы в нем солнце отражалось. Не так важно, из какого металла оно сделано, главное – понять, насколько это важный атрибут, важная часть в свадьбе. Обручальное кольцо – это не украшение, а знак того, что люди стали мужем и женой.

Должны ли обручальные кольца быть одинаковыми?

В общем-то, да.

Но вы говорили, что у жениха должно было быть золотое кольцо, а у невесты – серебряное.

Постепенно традиция пришла к тому, что молодых хотят уравнять, чтобы они были в одежде одного тона, с одинаковыми колечками. Одна женщина мне говорила, что кольца должен был покупать жених за свои деньги, в один день, а те деньги, которые у него остались, должен был пожертвовать в храм.

Может быть, сама ситуация, в которой мы будем приобретать кольца, и создаст ту защиту, которая будет охранять молодых на протяжении всей их жизни.

Выпуск 1
Выпуск 2
Выпуск 3
Выпуск 4

БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ БАНК -
для вас и вместе с вами!
Выгодные кредиты для бизнеса
Тел.287 38 47
www.bnb.by



Нужные услуги в нужный момент
0056673