• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Свадьба


Оксана Котович, этнокультуролог, Светлана Солонович, руководитель проекта POVOD.TUT.BY

В прошлой программе мы начали говорить о подготовке к свадьбе, приданом, о роли свидетеля и свидетельницы. Давайте продолжим наш разговор о том, какие еще люди играли важную роль на свадьбе, и почему важно о них знать.

Вы правильно сказали о роли, потому что когда мы с вами говорим о свадьбе, предлагаем глагол "играть". Свадьбу играли как спектакль, где у каждого была своя роль, и рамки этой роли были четко понятны и определены.

Мы говорили о том, что самыми близкими к жениху и невесте людьми были шафер и шаферка, которых сегодня называют почетными свидетелями.

Кто же является главным действующим лицом на свадьбе?

Самыми главными на свадьбе, разумеется, были жених и невеста. Вторыми по степени важности были шафер и шаферка. Мы говорили о том, что это должны были быть молодые, неженатые люди, не имеющие детей, и самое главное – эти люди должны были играть эту роль один раз, чтобы не остаться одинокими в жизни.

Необходимо понять, с какой стороны от жениха и невесты располагаются их друг и подруга.

Мы сейчас говорим о свадьбе в загсе, церкви или костеле, или мы говорим о рассадке за столом на банкете?

Надо понять, что ситуация стабильности не должна меняться. Мы обязаны уважать и почитать христианские и народные традиции, поэтому нужно поговорить о символике правого и левого в народной культуре.

Я хочу задать вопрос, с какой ноги вы сегодня встали утром?

Я встаю с правой ноги, потому что сплю справа.

Это общепринятое выражение. Когда мы видим несколько грубоватого, хамоватого человека, говорим: "Ты сегодня не с той ноги встал". Значит, есть нога, с которой нужно встать, чтобы человек был в нормальном расположении духа, чтобы он ни с кем не ругался.

Еще одна ситуация: вы едете на экскурсию, остановились на красивой опушке, и водитель говорит сакраментальную фразу: "Мальчики налево, девочки направо".

Женщина женщине жалуется в разговоре: "Наверное, мой муж пошел налево". Отсюда можно выстроить логическую цепочку о том, что поход налево означает поход к женщине.

Я бы сказала, что он означает что-то плохое.

Означает как раз поход к другой женщине. Поэтому мы уже чувствуем, что левая половина, левая часть, то, что промаркировано словом "лево", всегда принадлежало женщине. Все то, что было справа, принадлежало мужчине.

У нас есть мужская и женская одежда, и мы знаем, что пуговицы на женском пиджаке будут пришиты на левой планке, а у мужчины – на правой.

Это верно. Но почему женщина ассоциируется с левым, то есть, с чем-то плохим, с плохой стороной?

Я бы не сказала, что это плохое. Это всего лишь раздел нашего пространства на правую и левую часть.

Давайте зайдем в традиционную белорусскую хату. Напротив порога располагается красный угол, и пространство дома делится по диагонали. Левая половина будет обязательно с печкой, и там работает женщина, готовит завтраки и обеды. Правая сторона была отдана мужчине.

Давайте посмотрим на церковный календарь, на праздники, которые связаны с почитанием Девы Марии и Иисуса Христа. Если мы условно представим себе годичный круг и будем по контуру ставить праздники, то увидим, что Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Пасха, Вознесение, то есть, праздники, связанные с мужчиной, располагаются на правой половине круга. Все праздники, связанные с Девой Марией, будут на левой половине круга.

Если мы зайдем в церковь, то увидим, что образ Девы Марии располагается слева от алтаря, а образ Иисуса Христа – справа от него. Когда в храм войдет пара для того, чтобы повенчаться, то женщина будет стоять на левой половине храма, ближе к образу Деву Марии, жених – на правой половине, ближе к образу Иисуса Христа.

Почему важно это соблюдать? Почему невеста должна стоять слева от жениха?

Почему мы должны переходить дорогу на зеленый свет светофора? Есть определенные правила, которые никто не будет нарушать – в этом просто нет смысла. Мы люди православные, право-славные, будем осенять себя крестом справа налево. У католиков все наоборот: они осеняют себя крестом слева направо.

То есть, это вопрос веры?

Конечно. В рамках нашей программы невозможно понять все каноны церкви, все каноны народной традиции. Мы говорим о том, что уважаем и одну, и вторую, и третью традицию. В нашей стране очень много мусульман, и мы уважаем эти традиции: мы не придем в их священное место, и не будем там наводить порядки. Мы будем их просто уважать.

Поэтому в православном храме все располагается именно так. Крест, которым мы себя осеняем, совершаем именно так. Люди, исповедующие православие, надевают обручальные кольца на правый безымянный палец.

Почему сегодня в загсах невеста стоит справа от жениха?

Необходимо понять символику правого и левого. В дохристианское время одним из божеств у славян был бог Правь. И все однокоренные слова – "правда, управдом, правдивый, правильный" – происходят от имени бога Правь, бога истины. К нему приходили люди для того, чтобы их рассудили, кто прав, кто виноват. Отсюда и пошла та ветвь христианства, которая была основана в Византии и получила название "православие".

Свадьба продолжает традиции, поэтому жених, глава семейства, ставил невесту подле себя с левой стороны для того, чтобы правая его рука была свободна для принятия самых важных решений, которые могут принимать только мужчины. Женщина, которая выходила замуж, бралась за его левую руку, становилась слева от него.

Шафер и шаферка становились рядом: шаферка – со своей подругой, точно так же, с левой стороны, а шафер, друг жениха, мужчина, становился с правой стороны, рядом с женихом.

Давайте предложим нашим слушателям поставить эксперимент. В любой большой праздник зайдите в храм, и вы увидите, что женщины концентрируются на левой половине православного храма, а мужчины – на правой половине.

Я довольно часто общаюсь с работниками загсов и несколько раз задавала им вопрос о том, почему современные невесты стоят справа от жениха. Чаще всего люди пожимают плечами и не отвечают на него. Иногда я слышу такое: "В загсе невеста стоит справа, мы зарегистрируем брак, а потом поставим наоборот". Невесту гоняют то направо, то налево. Мне кажется, встать надо так, как положено по традиции. Если пуговицы у женщины застегиваются на левой половине, значит, и около жениха, около мужчины нужно встать с левой стороны.

Почему работники белорусских загсов не знают об этих традициях? Ведь они являются основополагающим звеном начала семейной жизни.

К сожалению, за время советской власти мы много чего забыли. Что-то сохранялось, собиралось по крупицам, и, может быть, то, что мы сегодня с вами пытаемся вспоминать традиции наших предков, пытаемся возвращать их в нашу жизнь – это уже хорошо.

Мало того: мы придем за праздничный стол, и наши жених с невестой сядут точно так же, как мы и говорили, и со стороны невесты сядет вся ее родня, а со стороны жениха рассядутся все его гости. Это замечательно: два крыла, два рода объединились, и каждый займет свое положение.

Как вы относитесь к тому, что сегодня рядом с невестой сидит шафер, свидетель, а свидетельница садится рядом с женихом?

Молодежная аудитория отвечает так: шафер охраняет невесту. От кого, от жениха? Ну хорошо, какую-то роль шаферу на свадьбе мы нашли. Что тогда делает шаферка со стороны жениха? Получается, "поход налево" делается законным прямо на самой свадьбе. Возле жениха должен сидеть мужчина, шафер, закрывающий собой всю эту пару.

Свадьба – это очень сакральное, священное время, которая закладывает фундамент будущей жизни молодых. И чем больше таких нюансов мы будем вспоминать, чем правильнее и грамотнее будем выстилать периночку, согласно традиций общеизвестных и тех, которые есть конкретно в данной местности, – это будет только замечательно.

Чем должно сопровождаться действие рассадки за столом?

Конечно же, за свадебный стол первыми заводили невесту и жениха. Невеста, которая готовилась выйти замуж, ткала около сорока рушников, и каждый из них имел свое значение. Отец брал не очень длинный, не очень широкий рушник, связывал руки жениху и невесте, и красиво заводил и усаживал их на свое место. Это была, как правило, лавка, укрытая кожухом, перевязанная красной лентой для того, чтобы в семье был достаток и дети. Потом садились все остальные. Последними за стол садились люди самого старшего возраста – они замыкали собой свадебный стол.

Давайте вернемся к важным свадебным ролям. Кто такие посаженные родители и какова была их роль?

Если случалось так, что мама овдовела или родители были в разводе, то такая мама участвовать в свадебных обрядах не могла. Сегодня мамы не понимают и даже обижаются, когда им говорят, что они должны отойти на второй план. Да, жизнь очень непростая, люди могут быть женаты и первым, и вторым браком, и самое главное – чтобы они были счастливы, нашли ту половинку, с которой им будет хорошо по жизни. Но в данной ситуации мы говорим об обряде, о том, кто имел моральное право в них участвовать, а кто такого права не имел.

Мы создаем семью и хотим жить счастливо. Принцип счастья и благополучия постоянно прослеживается во всех белорусских обрядах. Один из самых ярких примеров – это Коляды: как встретишь новый год, так и проведешь. Его нужно было встречать в новой одежде, за щедрым, богатым столом и обязательно в кругу всей своей семьи. Все, что я хочу, должно было быть здесь и сейчас.

Семья собралась, празднично оделась, и в это время в дом приходят колядники и начинают петь песни, в которых звучат пожелания. Чем больше звучало пожеланий в дни празднования Коляд, тем богаче и счастливее будет семья.

После того, как молодые вышли из храма, их святой обязанностью было прийти на кладбище к своим умершим родственникам поклониться. В некоторых регионах это делали в субботу, накануне венчания, но в некоторых это делали и после того, как выходили из храма. Работал принцип "прежде, чем себе, - моим предкам". Прежде, чем сесть за праздничный свадебный стол, нужно было пойти и поклониться тем, кому ты обязан своей жизнью.

В таком случае, куда должны отправляться молодые после загса или венчания?

Трудно сказать. Однажды на телевидении мы делали программу о свадьбах, и один зритель негодовал: как это мы свою дочь-невесту отправим на кладбище в такой торжественный, красивый день? А что, наше кладбище – это не торжественное место?

Безусловно, каждый решает для себя, следовать ли этому обычаю или нет. Но если мы стоим на фундаментальных традициях наших предков, нужно помнить о принципе "прежде, чем себе, - предкам". Можно не ехать на кладбище в ту субботу, когда молодые идет в загс, можно сделать это накануне, но это посещение было обязательным.

Если говорить о заполнении того времени, которое есть между загсом и столом, то нужно ехать в места захоронения героев Великой Отечественной войны: если мы начнем выстраивать наш родовод, то окажется, что в каком-то поколении там лежат наши родственники.

Вы можете возразить, сказав, что родственники могут быть похоронены далеко от места вашего теперешнего жительства. В данной ситуации, когда мы кланяемся любому памятнику павшим, мы выполняем то обязательное действие, которое было в традиции свадьбы – поклониться тем, кому мы обязаны своей жизнью.

К Острову слез, куда ездят наши молодые пары, у меня двоякое отношение. Сразу представляется скорбящая мать, которая не выплакала свои слезы по своему сыну, даже не похоронила его. Поэтому если у вас нет родственной взаимосвязи с теми людьми, которых там оплакивают, то, наверное, не стоит вторгаться в эту ситуацию. И вообще, Остров слез посвящен ребятам, которые исполняли свой интернациональный долг, а после того, как там побывает 15-20 пар молодоженов, всюду бутылки, разлетаются пластиковые стаканчики. Все это проходит в некоем фривольном поведении молодых и их друзей, и все это оскорбляет наши традиции. Мы оскорбляем тех людей, в честь кого создан этот памятник.

Мы немного отошли от темы. Давайте вернемся к посаженным родителям.

Итак, надо помнить о принципе почитания предков, желать себе и своей семье благополучия и счастья, желать продолжения своего рода. И последний принцип, очень важный – подобное спровоцирует, привлечет или создаст ситуацию подобного. Примеры можно привести самые разные: беременной женщине нельзя смотреть на различных уродцев – такого же уродца родишь. При беременной женщине ни один самый сильный матершинник в деревне не скажет ни одного бранного слова – подобное вызовет подобное.

В данной ситуации, когда мама оказывалась вне пары, она могла спровоцировать, создать ситуацию точно такой же доли судьбы ребенка. Поэтому ее аккуратно отставляли на второй план, а на это место назначали счастливую женатую пару, у которой обязательно должны были быть дети. Выбирали идеальную пару, жизни которой хотели для себя, пожелать своим детям. И тогда эти посаженные родители должны были выполнять обрядовые действия, предназначенные родителям.

Мы уже очень много говорили о том, кто такие сваты, как их выбирали, как назначали. Давайте поговорим о том, какую они роль играют на свадьбе, как они должны быть одеты и почему?

Действительно, о роли сватов мы говорили довольно много. Повторюсь, что это были достойные люди, очень уважаемые в данной местности, люди, которые знали свои традиции. Осталось определиться во взаимосвязи крестных родителей и сватов.

В самом лучшем оригинальном варианте было следующее. У жениха был крестный отец, у него была жена, что позволяло этой паре стать полноценной парой сватов.

То есть, в идеале сваты – это муж и жена?

Да, и они составляли одну пару. Но у жениха еще была и крестная мама, а у крестной мамы тоже был муж – это была вторая пара сватов. Поэтому на свадьбе у невесты были две пары сватов и у жениха были две пары сватов. Мало того, свадьбу невесты правили в ее доме – это была работа двух пар этой стороны, в доме жениха был свой бал, и там командовали две вторых пары сватов.

Как понять то, что свадьбу невесты играли в ее доме?

Мы уже говорили, что свадьба когда-то была трех-, четырехдневной, поэтому первую половину, после того, как молодые повенчаются, они приезжали в дом к невесте.

Одним словом, в идеале сватов должно было быть четыре пары. Самое главное было соблюдать незыблемое условие – подобное вызывает подобное. Поэтому если крестная мама в момент свадьбы своей крестницы овдовела или развелась, она была самым важным, самым почетным гостем, ее обязательно одаривали подарками, но роль свахи она выполнять не могла, потому что была вне пары. Тогда на это место выбирали счастливую супружескую детную пару. Ни для кого не секрет, что именно сваты были самыми главными, генералами на свадьбе, теми людьми, роль которых сегодня выполняет ведущий или тамада. И для того, чтобы видеть этого главного человека на свадьбе, ее и его перевязывали рушниками.

У свата узел, который связывал рушник, был с правой стороны, у свахи – с левой. И когда эта супружеская пара становилась рядом, сваха брала свата под левую руку, получалась та самая арка, радуга, брама, которая всегда была в центре свадьбы.

В советское время появилась традиция брать сваху со стороны невесты, а свата назначали со стороны жениха – разбивали пару. Мы бесконечно шли по убывающей: свадьба из трехдневной становилась двухдневной, было четыре пары сватов и два каравая, а теперь мы дошли до того, что в единственный свадебный день едим единственный бисквитный свадебный тортик. Мы дошли до минимума, поэтому, наверное, такое количество сватов сегодня нам и не нужно. И свадьбы сегодня правят не сваты, а профессионал-тамада.

Но дело в том, что когда крестили ребеночка, в храм его несли на руках эти самые крестные родители. Они давали свой обет: "Як мы бачылi яго пад крыжом, так мы будзем бачыць яго пад вянцом". Они обязательно должны были быть на свадьбе у крестника или крестницы. И знаком уважения и почитания этих самых крестных родителей было повязывание рушником. Даже если сегодня сваты у нас – просто гости, которые мало что могут делать на свадьбе, повязать их рушником – это святое дело для каждого крестника.

Почему сегодня вместо рушника сваху повязывают розовой ленточкой, а свата голубой?

Это все идет из советского времени, когда нам не хотелось деревенского рушника, хотя, на мой взгляд, красивейший рушник заменить никакой ленточкой не возможно.

А что касается цвета, то, я думаю, все знают, какими оттенками маркируют современные люди представителей сексуальных меньшинств. Я не знаю, насколько это надо культивировать на свадьбах. Ежегодно я бываю на выставках свадебных салонов, свадебной моды и не перестаю удивляться тому, когда же все-таки закончатся розово-голубые ленточки, когда мы вернемся к красивым, роскошным, вышитым тканым рушникам с бахромой и кистями? Наверное, пора отойти от розово-голубых тонов.

Все наши ленточки пишутся одинаково – слева направо, поэтому такую ленточку можно завязать или заколоть только по левую руку. Тогда наши сваты стоят как две никогда не пересекающиеся линии, и нашего "домика" уже не будет. Но как же эти линии не пересекаются, когда сваты – это муж с женой?

Вам жаль, что сейчас нет этих традиций в том виде, в котором они были раньше?

Наверное, если бы было не жаль, я бы здесь не была. Не была бы автором восьми монографий, сегодня мы готовим книгу "Белорусская свадьба: Традиции и современность". Сколько буду жить, столько буду рассказывать о том, что узнала от своих родственников, от тех людей, с которыми я общаюсь в экспедициях.

Я думаю, что мы все-таки возвращаемся к тем идеалам и тем традициям, которые были когда-то, потому что ничего кроме объединяющего, созидающего фундамента не было. Они никогда ничего не разрушали, а только максимально оберегали ту пару, которая создавала свое будущее.

Если бы у вас был шанс изменить современные свадебные традиции, с чего бы вы начали?

Прежде всего, я вернулась бы к семье: ни одна школа, ни один детский сад, ни одна книжка и ни один портал не научат людей возвращаться к этому. Когда к нам приходят гости, первое, о чем волнуется хозяйка, - есть ли бутылка в доме. К сожалению, происходит так. А я говорю: если на стол первой поставить бутылку – будет драка. А если первым на стол поставить хлеб, то будет песня. Надо менять ситуацию, показывать ребенку, что первым на стол, покрытым скатертью, надо положить хлеб, а потом все остальное. Пройдет десять лет, и ваш ребенок будет знать, что именно хлеб должен первым появиться на столе.

Нужно поменять плюсы на минусы, и начинать надо с себя и своей семьи.




Скачать видео


Выпуск 1
Выпуск 2
Выпуск 3

БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ БАНК -
для вас и вместе с вами!
Выгодные кредиты для бизнеса
Тел.287 38 47
www.bnb.by



Нужные услуги в нужный момент
0056673