• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Свадьба


фото

Старинный обряд сватовства сродни современному брачному договору, ведь именно во время приезда сватов решались экономические вопросы будущей молодой семьи. При этом, к данным обязательствам относились очень трепетно, и если кто-то из молодых людей или их родителей не выполнял условия договора, свадьба могла и не состояться. О том, как наши предки готовились к созданию новой семьи, а также о самых важных людях, которые присутствовали на свадьбе и выполняли обряды, в студии TUT.BY рассуждали Оксана Котович, магистр педагогики, исследователь традиционной духовной культуры белорусов, автор восьми монографий и более тысячи статей в периодической и научной печати, Светлана Солонович, руководитель проекта POVOD.TUT.BY. Партнер программы – Белорусский народный банк

Оксана, в прошлой программе мы начали разговор о сватовстве. Давайте продолжим освещать все нюансы этого обряда, который проходил перед тем, как устраивалась свадьба. Существовало поверье, что не очень хорошо, когда сваты приезжали из соседней или еще более далекой деревни. С чем это было связано и почему это считалось плохой приметой?

Прежде, чем ходили в сваты, группа женщин со стороны жениха ходила по деревне и выполняла обряд под названием агледзіны: они смотрели, в какой хате есть девушка, которую можно сосватать.

Но ситуации бывали разные: жених, например, не имел большого приданого, у него могли быть какие-нибудь физические отклонения, поэтому местные девушки, которые знали о его недостатках, не хотели идти за него замуж. Тогда сваты ездили по соседним деревням, чтобы найти суженую для этого несчастного жениха.

Как правило, сватов из соседних деревень, о которых совсем мало знали, не очень привечали: считалось, что если жених никого не подобрал себе в своей деревне, значит, ничего хорошего от него ждать не приходилось.

Обряд сватовства начинался с неформальной беседы, и постепенно переходил к главной цели, к обрядовым действиям. Немаловажным вопросом было и финансовое положение жениха и невесты. А что же приходилось делать людям несостоятельным?

О неравных браках или браках по расчету говорили много. Конечно, родители всегда старались выдать дочь в семью с финансово-экономическим достатком.

Обряды, которые выполнялись перед сватовством, были предназначены как раз для того, чтобы оценить экономические возможности семей жениха и невесты. Начиналось все с агледзiн, потом шли в сваты, невесту нужно было обязательно "запить". После запоiн родители невесты и сваты шли на смотрины к жениху, чтобы посмотреть, за кого же дочка пойдет замуж.

Почему эти экономические переговоры были так важны? Какие функции они несли?

Свадьба двух молодых людей – это было начало семейной жизни, и в этот момент жениха надо было наделить коровой, конем, козой, земельным наделом, углом в хате, чтобы сын создавал свою семью.

Перед свадьбой молодые шли в храм, и этот обряд в Беларуси получил название "даць на запаведзi". Жених с невестой говорили священнику о том, что хотят повенчаться. Священник, согласно своих традиций и правил, назначал им день венчания. Это время, которое длилось две-четыре недели, тоже было ответственным периодом для молодых.

Обряд венчания мог не состояться по ряду причин. Например, если жених мог быть уже женатым, кто-то мог прийти и сказать: "Не венчайте, у него за Уралом жена и трое детей". Венчание не могло происходить, если были какие-то физические отклонения или болезни, которые могли не способствовать рождению ребенка, какие-то психические заболевания. Человек, который знал такие факты, мог остановить весь процесс и переговоров, и обрядовых действий, сорвать венчание. Поэтому к переговорам двух семей о будущей свадьбе подключалась и церковь, и сообщество, которое знало этих молодых людей.

На переговорах речь шла не только о приданом, но и о том, когда будет сама свадьба, кто будет шафером и шаферкой, нужны ли молодым посаженные родители, где будет накрыт стол, что будет подано на него. Но самым важным вопросом было, конечно, приданое.

Как только проходили запоiны, последним, завершающим этапом сватовства был обряд заручын. Само слово говорит о том, что в обряде участвовали руки молодых. В доме у невесты накрывался стол, к заручынам очень тщательно готовились. Руки молодых связывали рушниками над красивой, большой буханкой хлеба, и говорили: "Мы их заручили, свели руки вместе". В обряде могли участвовать отцы жениха и невесты: они пожимали друг другу руки, держали их очень крепко, а третий человек – сват – их разбивал. Этот обряд назывался "рукобитие": ударили по рукам, договорились, и это была последняя черта, итог, после которого свадьбу отменить не могли.

Сегодня, на мой взгляд, эти традиции сплелись воедино, и представляют собой знакомство родителей жениха и невесты.

фото

Согласна, но жаль, что в этом знакомстве нет таких красивых обрядов. Почему бы двум отцам не устроить обряд рукобития? Почему бы крестным мамам не связать молодым руки рушником?

Современная традиция надевать кольца пришла как раз отсюда – из предсвадебного обряда заручын, или обручения. Именно на заручынах жених приходил к невесте, и в присутствии двух семей надевал на руку колечко невесте.

Еще раз подчеркну, что сватовство – это были взаимовыгодные, взаимоинтересные переговоры между родней жениха и родней невесты, которые закладывали фундамент их дальнейшей семейной жизни. И если вдруг по каким-то причинам условия договора о приданом не выполнялись, свадьба могла расторгаться.

Современные молодые люди, прежде чем прийти в загс, идут к нотариусу заключать брачный договор, в котором чаще всего звучат экономические вопросы. Получается, что ничего нового мы не придумали – мы вернулись к традициям наших предков.

Если девушка или юноша либо их родители по каким-то причинам отказывались от брака, надо было обязательно заплатить своеобразные отступные стороне, с которой велись переговоры. Конечно, практически ни у кого этих отступных не было, перекупить свадьбу было невозможно, поэтому хочешь-не хочешь, а свадьба была.

Какое приданое давали за женихом и невестой?

Приданое обязательно давали в том случае, если невесту не называли бесприданницей, а жениха – примаком. Можно было женить и выходить замуж и без приданого, но это не поощрялось, даже осуждалось. Было даже несколько постыдно, когда жених, не имея приданого, шел в примаки, то есть, жил в доме невесты.

Пасаг, или приданое, происходит от древнерусского слова "посагати" - "выходить замуж". Выходить замуж без приданого, без того короба или сундука, который был у невесты, было просто неприлично. Поэтому любая девушка лет с десяти-двенадцати садилась за кросны и ткала рушники, постельные принадлежности, скатерти. Когда в конце апреля – в мае девушка выбеливала холсты, выносила их на берег реки или озера, то уже можно было видеть, какая она мастерица, какое тонкое полотно она соткала, какими красивыми узорами расшила.

Приданое было самым важным достоинством невесты. Когда девушка приходила в дом к жениху, первое, что она делала, - вешала на красный угол два рушника. Отголоски этой традиции присутствуют и в современной свадьбе: и по сей день невеста дарит семье мужа отрез на платье или красиво упакованные постельные принадлежности.

Второй частью приданого были домашние животные: что-то дарили от семьи жениха, что-то от семьи невесты, поэтому шли разговоры о том, кто будет дарить коня, а кто козу, в зависимости от возможностей каждой семьи.

Получается, что наши предки, которые готовили своих детей к свадьбе, заботились о первоначальном фундаменте будущей семьи, чего в настоящее время в большинстве семей не происходит.

Сегодня к подаркам относятся несколько иначе. Например, в Италии мне рассказали об обычае, когда молодые люди, которые готовятся к свадьбе, рассылают своим друзьям список необходимого, а каждый из них выбирает подарок по своим финансовым возможностям. Я вижу в этом определенный рационализм, это нормально и правильно. Итальянцы сегодня продолжают выполнять условия сватовства, которые были у нас сто лет тому назад.

Это новая традиция, которая появилась у нас не так давно, и пришла к нам из Америки.

Возможно, но эти же традиции были и у наших предков, когда родители садились и договаривались о том, кто что может подарить.

К сожалению, сегодня мы не хотим разговаривать с молодыми, с их родителями о подарках, чего-то стесняемся. Наши подарки сегодня – это конверты с деньгами. Конечно, хорошо, если у нас есть так много денег, что мы можем их подарить: даже у наших предков считалось, что те родители богаты, которые могли дать деньги за женихом или невестой.

Конечно, деньги всегда участвовали в свадьбе, но подумайте, не обедняем ли мы себя, не крадем ли обыкновенное общение друг с другом? Почему бы не созвониться, не прийти, не поговорить? Представьте: вам подарили чайный сервиз, о котором вы мечтали. Вы будете всю жизнь пользоваться этим сервизом и вспоминать человека, который сделал вам такой подарок. Будете помнить о человеке, подарившего пуховое одеяло, которым вы укрываете своего ребеночка. Ведь это гораздо важнее, чем получить деньги и собрать их в конверт. Мы обезличили свои подарки: подарили деньги, молодые поехали в свадебное путешествие, промотали их, приехали домой, и ни коровы, ни коня, ни козы – ничего у них от свадьбы не осталось.

Я могу объяснить эту ситуацию. Молодые просят подарить деньги на свадьбу сугубо из меркантильных интересов, потому что подарками гостей стараются окупить собственные затраты на свадьбу.

Этого делать категорически нельзя, если мы будем учитывать традиции наших предков.

Мы перевернули все с ног на голову. Сегодня наш свадебный бал правят не родители, а молодожены, а это неправильно. У каждого отца и каждой матери была определенная задача: не только родить ребенка, не только воспитать его, но еще и выдать замуж и женить достойно, чтобы никому не было стыдно. Поэтому теми деньгами, которые дарили молодым на свадьбе, рассчитываться с кем-либо или за что-либо было категорически нельзя. Любые затраты, связанные со свадьбой, надо было рассчитывать деньгами родителей, но только не теми, которые были подарены или вручены как приданое за женихом и невестой.

Сегодня есть чудная традиция, когда на подаренных деньгах жениху и невесте предлагают посидеть и попрыгать. Это делается для того, чтобы деньги в доме водились.

Когда начинали строить дом, под будущий красный угол обязательно подкладывали пятикопеечную монету, чтобы в доме всегда водились деньги. Современная традиция очень похожа на этот обычай: жениху с невестой подарили деньги, они на них сели, как фундамент, положили под себя, чтобы деньги в доме водились. Ни в коем случае тут же нельзя ими рассчитываться за свадьбу – смысл тогда в этой традиции?

Я ничего не имею против современных денежных подарков, но мы совершаем то, чего делать не надо: мы возвели забор, и тут же его разрушили, построили фундамент, заложили первый сруб для нашего дома, и через пять минут его разрушили. Какой смысл тогда в этом?

Какие достойные, на ваш взгляд, подарки могут сделать гости современным молодоженам?

Никаких рекомендаций быть не может, кроме одной: молодым никогда не дарили предметы быта типа ножа или вилки. Ножи и вилки из свадебных обрядов исключались точно так же, как исключалось из свадьбы все, что связано с похоронами. Когда молодые садились за стол, между ними никогда не лежали ни вилки, ни ножи: они ели одной ложкой, которая их объединяла.

Давайте перейдем непосредственно к участникам свадьбы. Какие люди должны были присутствовать на ней обязательно?

Во время сватовства родители уже определяли или назначали основной круг людей, которые должны были быть в центре свадьбы и выполнять весь обряд.

В свадебном обряде есть несколько важных составляющих: время, в которое он выполняется, место, одежда участников обряда, еда на столе. Важна была и кандидатура того, кто выполняет этот обряд.

В каждом обряде есть главные люди. Например, на Коляды основными участниками обрядов была семья, которая собиралась за столом, и группа колядников, ходивших из хаты в хату и поздравлявших с тем, что пришел Новый год и Коляды.

Основными участниками масленичного торжества были семья, группа женщин, объединенных возрастом и рождением двух-трех детей, только что поженившиеся люди, юноши, которые не женились и которых наказывали колодками за то, что они до сих пор не создали свою семью.

Таких важных людей выбирали очень пристально, исключая любую ситуацию, которую не хотели видеть в будущем. Например, в сваты не брали человека, у которого умерли дети, вдовца, человека, который участвовал в похоронном обряде.

Давайте определимся, кем же были самые важные люди на свадьбе?

Во-первых, жених и невеста, чьи кандидатуры уже выбраны. Во-вторых, это люди, которых сегодня мы называем почетными свидетелями, - шафер и шаферка. Важными людьми были и сваты, и крестные родители, сами родители и, в случае необходимости, посаженные родители.

Предъявлялись ли какие-то особые требования этим людям? Например, что должны были делать родители на свадьбе?

Родители со стороны жениха и невесты должны были выполнять ряд обрядовых действий. Прежде всего, они выполняли обряд проводов жениха и невесты.

Если на момент женитьбы сына или замужества дочери мама с папой развелись или кто-то из родителей был вдов, то таких родителей из выполнения обрядовых ситуаций исключали. Безусловно, они были на свадьбе, но выполнять обрядовые действия права не имели. На их место выбирали посаженных родителей – счастливую супружескую детную пару из числа друзей, соседей, знакомых, родственников.

Почему было так важно, чтобы родители были счастливы в жизни?

Старые люди говорили, что мама отдаст точно такую же долю своей дочери, дочь повторит все то, что пережила ее мать. Поэтому если мама не хотела, чтобы в жизни дочери не произошло всего того, что было у мамы, она перекрывала ситуацию благополучной парой.

Кто такие шафер и шаферка, которые обязательно присутствовали на свадьбе?

фото

Шафер и шаферка – это тот друг и та подружка, которые были у жениха с невестой.

Интересно, что название этих важных людей различается по регионам. Например, название "шафер и шаферка" встречается на Минщине. В Гомельской области, в Лельчицком районе их называют "маршалак и маршалка". На Витебщине это "боярки и подбоярки". В одной из деревень Брестчины их называют "дружбант и дружбантка". На Полесье это "дружки". Сегодня это почетные свидетели. Но, как ни называй, в любом случае, статус этих людей определен: это друг и подруга жениха с невестой.

К этим людям также предъявлялись особые требования. Напомню, что будущие невесты выбирали себе подружку во время обряда кумления, и кумой, а позже шаферкой становилась незамужняя девушка.

Но на Великой Руси в свидетели брали замужнюю девушку и женатого парня.

О таких далеких по времени обрядах у нас очень мало информации. В этнографических записях конца XVIII – начала XIX столетия речь шла именно о неженатом шафере и незамужней шаферке.

Конечно, жизнь идет, меняются традиции, но нужно смотреть в корень обряда, знать, что за ним стоит. Давайте посмотрим на ту девушку, которая сидела рядом с невестой.

Перед тем, как невеста отправлялась в храм, она выполняла ряд обрядовых действий: например, тянула за собой стол или скатерть, чтобы ее подружка быстрее выходила замуж. Как только заканчивалась свадьба, первой фату невесты примеряла ее шаферка тоже для того, чтобы следом за подругой выйти замуж. Какой смысл будет иметь этот обряд, если шаферка уже замужем и у нее трое детей?

А если подружка все-таки будет замужем, накладывает ли это какой-то негативный отпечаток на свадьбу?

Конечно. Прежде всего, этот негатив связан с самой шаферкой.

Свадебный стол предполагает объединение, и это объединение проходит во всех обрядах и обрядовых действиях: парень и девушка объединяются в одну семью, объединяются два рода. Все женатые, которые приходили за свадебный стол, обязательно садились по парам: считалось, что чем плотнее муж и жена сидят вместе, тем лучше они будут жить. Только за поминальным столом муж и жена садились раздельно, друг напротив друга. В данной ситуации смерть предполагала определенный разрыв между семьей, между родом, и тогда по правую руку садились все мужчины рода, а по левую – все женщины рода.

Поэтому все люди, которые были в браке, за свадебным столом садились парой. Получается, что ту пару, которая объединяла шаферку с ее мужем, разделяла пара жениха и невесты.

Не нужно строить заборы: чем выше мы его строим, тем тяжелее через него перелазить. Но если мы его построили, то давайте соблюдать традиции, те правила и регламентации, которые касались шафера и шаферки. Во-первых, это должны были быть неженатые люди, во-вторых, шафером и шаферкой на свадьбе можно было быть только один раз. Это еще одно объяснение статуса шафера и шаферки: подружка невесты на свадьбе померила ее фату, и это предполагало, что в скором времени она точно так же выйдет замуж.

Что становилось с теми девушками, которые не единожды были шаферками на свадьбах?

Такого не могло быть. Традиции были понятны, известны, соблюдались всеми: никто даже не пытался их нарушать.

Мне не хочется быть прорицателем, но такая шаферка может стать "свадебным генералом". Она, как почетный генерал, будет переходить от одной свадьбы к другой, примерит множество головных уборов невесты, а замуж так и не выйдет.

Выпуск 1
Выпуск 2

БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ БАНК -
для вас и вместе с вами!
Выгодные кредиты для бизнеса
Тел.287 38 47
www.bnb.by



Заказать лучших музыкантов на свадьбу поможет Каталог TUT.BY.
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-10%
-50%
-10%
-15%
-10%
-15%
-20%
-20%
0057345