• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Свадьба


фото

Как выбрать дату свадьбы, если в семье умер близкий родственник?

В прошлой программе прозвучала замечательная поговорка, которая была справедлива и для выбора проведения свадьбы, - "Семь раз отмерь, один раз отрежь". И одной из составляющих при выборе даты свадьбы является поминальный год, который проживает семья.

Если в семье умирали родственники третьей степени, то есть, бабушка или дедушка, то внуки должны были обязательно отложить день своей свадьбы на поминальный год.

С чем была связана такая традиция, и почему важно было ее соблюдать?

Традиция была связана, прежде всего, с поминанием умерших родственников. Умер человек, его хоронят, а в доме обязательно накроют семейно-родовой поминальный стол. Как правило, это происходит на третий день. На девятый день в доме опять накроют поминальный стол, который называют девятиной, и соберется семья умершего человека. Сороковой день – очень важный, в народной традиции его называют судным днем, и мы опять сталкиваемся с традицией того, что в доме накрывают семейно-родовой поминальный стол. Последний поминальный стол накрывают ровно в год со дня смерти человека – это так называемый годовик, или угодкi.

На протяжении этого года в семье надо было поддерживать стабильность и покой. В это время не устраивали капитальных ремонтов, не продавали дом, не отдавали вещи умершего человека и, конечно, не женились. Я думаю, любой человек, который пережил в своей жизни утрату близкого, согласится с тем, как тяжело расставаться с близким человеком, и как формируется сознание в течение года.

А если умерли бабушки и дедушки, которых внук в своей жизни ни разу не видел? Стоит ли переносить свадьбу в таком случае?

Давайте вернемся к вопросу о том, насколько мы уважаем свой род. В данной ситуации мы говорим не о том, как переживает внук или внучка по поводу смерти бабушки или дедушки. Давайте представим ситуацию, когда сын хоронит мать, а мама хоронит своего отца. Как родители могут прийти на свадьбу, участвовать в торжестве, радоваться женитьбе или замужеству, танцевать, если не прошла душевная боль? Церковная традиция сегодня говорит, что венчание может пройти после сорокового дня от даты смерти человека. Но мы живем здесь и сейчас, и когда за столом собирается вся родня, не уважать душевную боль своих родителей очень сложно.

Я не хочу никого пугать, но очень много этнографических записей говорят о том, что наши предки не прощают нам наше неуважение, нелюбовь, забытье. Мы все время говорим: "Без прошлого нет будущего". В семьях, которые я могла анализировать, было видно, что предки наказывают за неуважение, прежде всего, распадом этой семьи. Самое худшее наказание – это смерть первого ребенка в этой семье или какие-то его дефекты.

Возможно, стоит подумать о том, что не нужно торопить события. К сожалению, сейчас я сталкиваюсь с невоспитанностью молодых людей, которым наплевать на эту ситуацию: лимузин заказан, платье взято в салоне, и отменять что-либо невозможно. Когда проходит девять месяцев, и происходят проблемы в семье, мы, как все славяне, начинаем чесать патылицу и кусать локти. Чтобы этого не делать, нужно остановиться.

Конечно, можно зарегистрировать брак из-за поездки за границу, беременности невесты, но это не будет свадьбой – это будет просто регистрацией брака в загсе. А торжество, которое предполагает сам свадебный обряд, не делали.

Что делать, если бабушка, умирая, просила не переносить дату свадьбы?

Бабушки и дедушки, как правило, так и делали. Если они чувствовали, что очень скоро уйдут в иной мир, давали завещание. В нашем представлении завещание – это бумага, заверенная у нотариуса, которая касается квартиры, машины, ковра.

На самом же деле, завещание происходит от слова "завет", когда бабуля давала свое благословение на брак и просила не тянуть с ним. Это было возможным разрешением. В другой ситуации бабуля, наоборот, давала заклятие: "Не дай Бог вам пожениться". Бабушки и дедушки бывают разными, и отношения в семьях тоже бывают разными, и момент воспитанности детей тоже разный.

Давайте поговорим о выборе дня свадьбы. Какие дни считались наиболее удачными для заключения брака и почему?

фото

В неделе семь дней, и каждый из них имеет свою окраску. Понедельник – день тяжелый, об этом сегодня уже даже можно не говорить. Самыми благоприятными днями для начинания больших и важных дел были вторник и больше всего – четверг. Это дни, которым покровительствует Юпитер и Солнце. Постные и не совсем удачные женские дни – среда и пятница.

Шестой день недели – это поминальный день, когда поминают умерших родственников. Понятно, что он тоже не годится для свадьбы. А нядзеля – славянское название воскресенья, говорит само за себя. В этот день совершали богоугодные поступки, много молились, не работали, не занимались никакой физической работой. В этот день шли в храмы, чтобы окрестить своих детей и чтобы их повенчать. Поэтому изначально именно воскресенье было тем ключевым днем, с которого и начиналась традиционная белорусская свадьба.

В субботу проводили девичник, и в этом тоже можно увидеть гармонию: поминают не только умерших родственников, поминают и свою прошлую жизнь. Свадьба начиналась венчанием, которое происходило только в воскресный день.

Когда у нас появился класс трудящихся и крестьян, когда часть крестьян ушла в город, появились фабрики, заводы, мануфактуры, появились рабочие и выходные дни, тогда церковь пошла навстречу этим трудящимся, и для венчания предполагался еще один день – пятница. В советское время, которое пришло после 1917 года, ни к одной, ни ко второй традиции не прислушались: у нас официально два выходных дня – в субботу и воскресенье, поэтому все загсы регистрируют браки именно в субботу.

Конечно, трудно говорить о традициях и уважении своих предков, если у нас есть общенациональный поминальный день – Дмитриевские Деды, когда все церкви молятся за упокой наших родственников, а в это время работают все загсы и регистрируют молодых людей.

С точки зрения астрологии вторник и четверг являются одними из самых неудачных дней. Четверг управляется Юпитером, и в молодой семье идет постоянная борьба за лидерство. Вторник управляется планетой агрессии – Марсом, который вносит в жизнь молодых постоянные размолвки и ссоры.

В белорусской традиции очень малое было связано со звездами по той простой причине, что наше небо не позволяет нам за ними наблюдать. Вы буквально повторили все, что сказала я: самыми благоприятными днями для начала любого важного, долгоиграющего, долговременного действия, дела и события являются вторник и четверг. Поэтому свадьбы были в воскресенье, но в сваты шли именно в эти дни.

Сегодня мы мало говорим о сватовстве, но именно оно было той отправной точкой, которая предшествовала свадьбе. И самыми удачными днями для сватовства были вторник и четверг.

Если резюмировать все, о чем мы говорили, можно сказать, что, наверное, не стоит жениться в большие годовые праздники, такие как Коляды, Масленица, Купалье, Дожинки, Богач, осенние Деды.

Второе, на что нужно обратить внимание, - это состояние луны: лучше всего заключать брак тогда, когда луна растет, чтобы в вашем доме все точно так же только росло и пребывало.

Третий момент, который нам важен, - это високосный год, который в народе звали вдовьим годом, и месяц май, который закрепил за собой понятие о том, что если женишься в мае – весь век маяться будешь.

Четвертая составляющая – это время постов. Христианская традиция не предполагала венчания в тот момент, когда католики или православные совершают пост к большим христианским праздникам.

Еще одно обстоятельство – это неблагоприятные дни. Кроме того, нужно определиться с днем недели и помнить о поминальном годе, который может случиться в вашей семье, и тогда, уважая традиции предков, надо прожить его так, чтобы спокойно помянуть умершего человека, а после этого устраивать свадьбу.

В Беларуси существовали периоды, благоприятные для проведения свадеб. И сами названия этих периодов очень красиво и ярко говорят об этом.

Период с 14 октября по 28 ноября называли "Вялiкая вясельнiца": самое большое количество свадеб приходилось именно на этот период.

Второй период – это время, которое длилось после празднования Коляд, Рождества, святого Василя и Крещения Господня до наступления Масленицы. Определенной даты нет, потому что Масленица закончится ровно за семь недель до празднования Пасхи. Этот период в народе называли "Мясаедныя вяселлi": за эти свадьбы съедалось самое большое количество мяса.

Еще один период – так называемые "Траецкiя вяселлi", про которые говорили так: "Калi беднаму жанiцца, так i ноч кароткая". Дело в том, что это были весеннее-летние свадьбы, которые предполагали, что по каким-то причинам невозможно больше откладывать свадьбу, хотя время было как раз-таки не самое свадебное.

Давайте перейдем к проблемам сватовства. Немногие правильно истолковывают это понятие.

Это интересная проблема, потому что мы сталкиваемся сегодня с ситуацией, когда об институте сватовства мы стали забывать. Женитьба стала несколько неуправляемой со стороны родителей. Все происходит гораздо проще: молодые люди встречаются, отправляются к родителям знакомиться, и как такового сватовства не происходит.

Сватовство – это та ситуация, когда некие третьи лица, называемые сватами, должны были сосватать юношу и девушку. Для этого нужны были определенные условия, предпосылки и возможности. Понятно, что сегодня мы можем уже и не свататься, но в то время сватовство решало многие экономические вопросы, без которых будущая свадьба быть и не могла. Сейчас мы не решаем экономические вопросы перед тем, как молодые люди пойдут в загс и зарегистрируют свой брак.

Каков был обряд сватовства в древние времена? Как его совершали наши предки?

Сама жизнь белорусов предполагала, что сватовство начнется только тогда, когда закончатся все сельскохозяйственные работы. Самое начало сватовства припадало на 21 сентября, до праздника Покров, или на 9 октября – на день святого Богослова. Понятно, что во время уборочной хозяевам было не до сватовства. Но приходило время, когда двор чисто убирали, хату вымывали, полы устилались красивыми половиками, вывешивались рушники, девушки, готовые к свадьбе, принаряжались, и две-четыре недели – это было то время, в которое и ждали приезда сватов.

Сваты ездили по деревням для того, чтобы сватать и смотреть, где какая девушка, где какая невеста, и какое приданое за нее дают.

фото

В каком возрасте девушки начинали ждать сватов?

Прежде, чем девушка попадала в предсвадебный возраст, и уже знали, что к ней приедут сваты, она должна была пройти посвящение, или инициацию, которая проходила на Троицу. Одна из самых уважаемых женщин в деревне в березовой роще собирала девушек предсвадебного возраста, и родители каждой из них решали, отпустить ли дочь для посвящения или пока еще подождать. Единого возраста не было: каждые родители сами решали, в каком возрасте их дочь готова к свадьбе.

Девушки, собираясь в березовой роще, водили хороводы и проводили обряд кумления: две подружки становились в пару, проходили под березами, которые были свиты в виде арки, обменивались колечками, украшениями, поясами, и называли друг друга кумой. Когда одна из этих девушек становилась невестой, вторая становилась ее подружкой, шаферкой. Когда проходили девять месяцев, и у этой бывшей невесты рождался ребенок, обязательно мальчик, то эта шаферка становилась кумой – крестной мамой, как говорят сегодня.

Что происходило на самом сватовстве?

Девушки, получившие разрешение родителей и самой общины, знали, что если сваты приезжали, их могут сватать. Сваты шли в четверг, в самый важный и самый ответственный день недели.

В сваты шли обязательно вечером, потому что боялись получить от ворот поворот, и тогда не так стыдно будет идти по деревне, тогда про это мало кто узнает. Само сватовство не всегда предполагало согласие родителей, и даже когда одна сторона соглашалась, вторая могла отказаться.

Самой главной была роль у свата – это был тот центр, вокруг которого могла собираться группа людей. Сватом мог быть крестный отец жениха, его родной дядя или просто умный мужчина, которого уважали в деревне.

Были и условия, по которым назначали свата. Мужчина должен был быть не моложе сорока лет, у него должна была быть семья и дети. Никаких вторых-третьих браков не допускалось. У мужчины в семье в период сватовства не должно было быть поминального года. Таких знатных мужчин в деревне было не так и много. Он должен был знать традиции, которые были в этой местности, должен был быть красноречивым, знать много шуток, прибауток, анекдотов, историй, чтобы всегда выйти из ситуации и разрядить обстановку. По сути, это был еще и артист.

Как только мужчина подходил к сорокалетнему рубежу и понимал, что он может быть потенциальным сватом по всем критериям, он не участвовал в похоронном обряде. Копать могилу для умершего человека разрешалось мужчинам, которым исполнилось сорок лет, и каждый для себя определял, какую роль он хочет исполнять.

Как это взаимосвязано?

Все, что касалось свадьбы и похорон, старались максимально развести. Поэтому даже того коня, который вез на кладбище умершего человека, никогда бы не запрягли в свадебный кортеж. Их старались развести в разные стороны, в разные миры.

Сват должен был знать некоторый набор сакральных магических действий. Что это за действия? Почему мужчина должен был их выполнять?

Свадьба была не просто гулянкой в нашем сегодняшнем понимании. Это обряд. На свадьбу могли прийти не только хорошие люди, но и плохие, и в качестве одного из самых почетных гостей на свадьбе был человек, которого звали Ведьмак, Колдун, Знахарь. Сват должен был уметь видеть, в чей дом они идут, за кого сватают, и чего можно было опасаться или не опасаться.

Кроме того, сватовство – это очень непростой момент: к вам в дом приходят люди, которые хотят сосватать вашу дочку, а вы этого не хотите. Но если сват обладал набором знаний, он мог повлиять на решение родителей. Он мог зацепиться ногой за порог дома и сказать: "Цыц, вы там! Маўчыце, нам не пярэчце!". Он обращался к тем умершим родственникам, которые уже все знают до нас с вами, будет ли свадьба внучки-правнучки или не будет. Они могли либо согласиться, либо отказаться, и сват регулировал эту ситуацию.

С другой стороны, девушка могла быть такой привередливой, что никак не могла решиться. Сват мог выполнить определенные действия, после которых девушку больше никогда не сватали, и она превращалась в старую деву.

Так ли актуальна роль сватов сегодня? Есть ли сейчас сватовство? Что лучше – соблюдать традиции предков или реалии нашего времени?

Сейчас очень трудно говорить о том, кто такие сваты. Если мы сегодня посмотрим на нашу жизнь, то получается, что сватами стали интернет и брачные агентства, которые сводят двух молодых людей в одну пару.

Сватовством занимались третьи лица, которые приходили в дом и сватали молодых людей. На Западном Полесье приоритет был за женщинами, за крестной матерью жениха, на Восточном Полесье важными лицами были мужчины: сват, дядька, друг жениха.

Прежде, чем идти в сваты, нужно было обязательно устроить так называемые агледзiны. За три-четыре дня до сватов в дом к невесте приходила группа женщин, которая осматривала дом, хозяйство, хвалила жениха, за которого будут сватать. Но если приходили сваты, а до этого не было этих агледзiн, то мама невесты могла и обидеться, сватовство могло и не состояться.

Каждая семья ждала сватов: прибирались в хате и старались как можно богаче, красивее и лучше смотреться. Но самое главное было не в этом, а в тех переговорах, которые происходили между двумя сторонами.

Сватовство состоялось, и, как правило, знаком того, что родители принимают жениха, была бутылка, которая появлялась на столе и распивалась по кругу. Было понятно, что переговоры между родителями продолжались. Но могло быть и так, что сваты получали от ворот поворот: девушка могла положить поперек хаты веник-деркач либо выкатить тыкву. Тыква своей круглой формой символизировала слова девушки: "Катитесь вы из хаты". Есть еще одно, медицинское, объяснение: тыква является успокоительным средством, особенно для мужчин, и тыквой говорили: "Свари-ка тыквенную кашку и немного поостынь".

Если сватовство состоялось и родители были рады этой паре, то через три-четыре дня, через неделю в дом опять приходили сваты, родители жениха, мог прийти и сам жених, и в доме у невесты происходили запоiны – одна из важных составляющих белорусского сватовства: невесту надо было "запить". На стол ставилась бутылка, которую приносили родители жениха, и клалась буханка хлеба. За столом находилось несколько человек из родни, крестные, и по кругу наливалось по чуть-чуть водки. Мать невесты должна была так аккуратно и правильно разрезать хлеб, чтобы его было столько кусочков, сколько человек находилось за столом. Если хлеб съедали и водку выпивали, значит, невесту "запили".

В начале ХХ века описывали такой обряд: жениху с невестой наливали в рюмочку водки, жених должен был положить на дно рюмки монетку, невеста должна была выпить водку и забрать себе эту денежку. Это означало, что жених отказа уже не получит.

Согласитесь, на современной свадьбе кроме вкусно приготовленного угощения и спиртных напитков больше нет ничего. Обычаев и традиций у нас минимальное количество.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео


БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ БАНК -
для вас и вместе с вами!
Выгодные кредиты для бизнеса
Тел.287 38 47
www.bnb.by




Нужные услуги в нужный момент
-10%
-60%
-15%
-10%
-15%
-30%
-10%
-10%
0056673