/

В рамках авторского блога Саши Варламова мы продолжаем говорить о моде и сопричастных с ней феноменах. Сегодняшний герой интервью – музыкант Рави Атморави.

Первая часть интервью

Вторая часть интервью

– Рави, почему музыканты держат модельеров на расстоянии?

– В силу того, что никто об этом просто не думает. Какие модельеры? "Placebo", моя любимая группа, одеваются у Вивьен Вествуд. Потому что их жизнь включает в том числе и моду. Так же, как они любят электронную музыку, несмотря на то, что они рок-музыканты. А наши рок-музыканты не могут себе представить какую-то другую одежду, кроме как из секонд-хенда.

Мне, к примеру, было бы интересно, чтобы мне кто-нибудь что-то сшил для моих выступлений. Но артисты на постсоветском пространстве мало выступают, и то, как они перемещаются с площадки на площадку, не подразумевает никаких костюмов, потому что не в чем и не на чем все это везти, негде даже просто готовиться к выступлению. Они порой даже инструменты с собой не возят.

– Они ездят автостопом?

– Нет, не все. Вот я езжу в плацкарте. И у меня есть концертные ботинки, штаны, рубахи… Но многие мои коллеги ничего этого не имеют. Они играют в том, в чем они ходят по улице, в чем ездят в троллейбусе.

– По бедности?

– Конечно. И нет конкуренции, и им не нужно думать, во что одеваться, если часто нет даже просто сценического света. Большая часть выступлений – не часть шоу, а чтобы это было частью шоу, то нужно, чтобы это было частью индустрии, чтобы были какие-то деньги. А если денег нет, то есть абсолютная нищета. Какие тут костюмы? Можно, как Пукст выдумывает: нагишом, выкрашивается в какие-то цвета…

У меня подружки знакомые сшили платье на концерт, а потом рассказали: "Вот, ты шьешь платье на концерт, потом ты выходишь на сцену, а у тебя в зале 50 человек, и это твой единственный концерт на полгода…"

Поэтому, если кто-то и мог модельеров пригласить, Земфира, например, но у нее нет танцоров, особо ничего на сцене и нет такого модного. Только Шевчук еще ездил с большим шоу. Но он простой мужик и не понимает всего этого модного искусства, насколько мне это кажется.

Нет индустрии, а 1-2 артиста не смогут помочь двигать моду дизайнеров со сцены. И футболками они не торгуют. Если бы они могли делать футболки, а это не подразумевает особых напрягов, но даже и этого не происходит.

Просто нищета и отсутствие желания налаживать творческие и экономические отношения друг с другом. Артисты привыкли жить в основном в режиме тамады. Тебе заплатили за концерт фиксированную сумму, ты выжал сколько мог на гостиницу – и все. Это если высший эшелон, а если низший, то люди ездят в ужасных условиях, в каких-то тряпках спят и выступают.

– Если мы говорим о культуре, то речь идет и об учебных заведениях, где эту культуру должны прививать, учить понимать искусство, учить создавать объекты искусства. Чему учат в институтах, учебных заведениях культуры, искусства и моды?

– В учебных заведениях патриархального общества, в котором мы живем, учат, как выполнять идеологическую задачу. Учат быть таким специалистом искусства, который бы делал искусство, способное укреплять позицию власти в обществе, чтобы у населения складывался благоприятный образ власти.

– Может быть, поэтому наши специалисты и не особо нужны ни где-то, ни у нас?

– Конечно, потому что где-то у них там – совершенно другие цели, и учат там по-другому.

– Если человека не научили шить, играть, рисовать, то он и не будет этого делать потом, он сам не сможет что-то придумывать и потом свою фантазию воплощать. Чтобы его музыка зазвучала, а его одежду стали носить, ему приходится нанимать тех, кто умеет рисовать, шить, петь, играть – что-то непосредственно исполнять.

– Детям с раннего возраста внушается то, что ты не можешь без специального образования ничего делать вообще – ничего! И ты должен сначала приобрести лицензию (диплом) на занятие чем угодно, в том числе и искусством.

– А так ли нужна эта лицензия (диплом)?

– У меня нет диплома. Я полностью избежал постсоветской системы образования, кроме школы. Школу окончил, и на этом всё.

Но если человек хочет добиваться успеха или положения в обществе, то куда ему деваться? Как заниматься любимым делом в будущем, если ты не пойдешь учиться сейчас. После школы подросткам и их родителям доступны несколько типичных вариантов в области моды, к примеру. Если ты любишь с одеждой что-то придумывать, то либо в модели, либо танцевать в Дубаи… Никто ж тебя не отправит в подмастерья к какому-нибудь дизайнеру. Куда идти? Кому ты нужен?

– А почему дизайнеры не принимают подмастерьев?

– А у них тоже денег нет, они же нищие все, как и музыканты. Денег нет. У Энди Уорхола была его "Фабрика", и туда приходило большое количество молодых людей, и они болтались там, присматривались ко всему, чему-то учились – потому что было денег много. А когда денег нет, то куда?

– А чем вам приходится заниматься самому?

– Сейчас я своим друзьям в Германии помогаю делать мобильный сайт магазина чая. Я поехал в Германию, в другой мир, и заодно что-то зарабатываю.

В год музыкой я могу заработать лишь столько, чтобы было чем платить за аренду квартиры. А чтобы мне еще и есть, и пить – то нужно делать сайты, какие-то такие мелкие вещи придумывать.

– В таком случае, любовь к музыке остается на уровне хобби?

– Нет, музыка – это мое главное дело, но я вынужден на уровне приработка и "халтуры" делать что-то еще, и, естественно, отвлекаться от музыки. Я занимаюсь музыкой с 10 лет, и мне кажется, что я не самый плохой артист – среднего таланта, но развития своего экономического положения я как-то не вижу. Последние 6 лет я полностью стал учитывать все свои доходы и расходы, фиксирую абсолютно все деньги, которые ко мне приходят и уходят, но роста не наблюдается.

– Часто приходится выступать бесплатно?

– Нет, не часто. Я не сторонник таких вещей, и меня особо не приглашают на бесплатные концерты.

– А раньше?

– И раньше тоже. Вначале было такого немного, но я быстро понял, что это ни к чему не ведет. Все это – "показать себя" – ни к чему не приводит. Зрители не приходят потом на концерты за деньги, эта схема не работает. Бессмысленно искать возможность выступить в надежде, что ты потом накопишь себе аудиторию. Я убедился, что КПД этих действий близится к 0.

На бесплатные концерты приходят не ради музыки. У людей с музыкой, как и с одеждой, вкус не развит совершенно. Поэтому и сложности с современным искусством любого рода. И с музыкой в том числе. Людям музыка не дает ничего, кроме фона для их скучной, серой, однообразной жизни. Музыка их стимулирует к употреблению спиртных напитков, либо к воспроизводству самих себя – служит лишь фоном. Музыка нашим зрителям каких-то серьезных переживаний не несет, наши зрители и не готовы платить за это.

– А по ту сторону пропасти это иначе?

– Абсолютно иначе. И это видно по тому, что на концерты "Depeche Mode" – я был в прошлом году в Берлине – приходит 68 тысяч человек. А на концерте "U-2" в Бостоне 4 года назад было 90 тысяч человек. И это были далеко не бесплатные концерты. Я был на концерте Tori Amos 13 раз с 1998 года. А есть люди, которые были на ее концертах более 100 раз. И это образованные и высокоинтеллектуальные люди, которые очень высоко ценят ее музыку. Для них ее концерты – это как воздух. Они копят деньги целый год, чтобы только поехать на 5 концертов ее тура.

– В прошлом веке рок-н-ролл танцевали только в одежде для рок-н-ролла.

– Есть такие артисты, которые предлагают зрителям свой стиль, как Prince, например, приглашает людей в пурпурном приходить на его концерты.

Но у Тори Амос упор на индивидуальное проявление. У нее каждый волен приходить как хочет. Если главное тут – музыка. Это не субкультура молодежная. Ей уже самой 50 лет, так что у нее взрослая публика.

Вот Майли Сайрус молода, это новое поколение. Я, к сожалению, не был на ее концерте, может быть, зрители у нее ходят в каких-то ею рекомендуемых стилях одежды.

– А что можно сказать о Lady GaGa?

– Вот она и есть пример попытки синтеза искусств. Она в себя вобрала все что угодно. Поэтому и ее альбом называется "Поп-арт", потому что она и визуальное искусство, и скульптуру, и одежду, и моду, и музыку, и литературу попыталась сплести воедино. Насколько это ей удалось – вопрос спорный. Но я большой поклонник Леди Гаги.

– Чем закончим?

– Будем надеяться на перемены, на то, что у нас появится возможность синтезировать объекты искусства друг друга – встречаться, петь, играть, рисовать, шить, создавать…

-21%
-15%
-30%
-30%
-5%
-20%
-27%
-20%
-30%