104 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  2. Ловите весну. Как выглядит Минск в первые дни марта
  3. Перенес жуткое сотрясение, но вернулся и выиграл два Кубка Стэнли. Хоккеист, которым восхищается весь мир
  4. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок
  5. «Предложили снять, я отказался». Житель «Пирса» повесил на балконе БЧБ-флаг, а его авто забрал эвакуатор
  6. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  7. Для водителя, который прокатил на капоте гаишника, запросили 11 лет колонии усиленного режима
  8. Уволился декан ФМО БГУ Виктор Шадурский. Он возглавлял факультет больше 12 лет
  9. Эксперт рассказал, как правильно посеять семена и что делать, чтобы они взошли
  10. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  11. Как Беларусь зарабатывает на реэкспорте цветов в Россию
  12. «Мы с вами не допустили гражданского раскола». Лукашенко и Кубраков поздравили милиционеров
  13. Как перекладывают «по карманам» долги госсектора и чем это чревато
  14. Инициатива BYPOL выложила напутственную речь якобы экс-главы МВД по случаю его ухода с должности
  15. «Наш пессимизм не оправдался». Что сейчас происходит со стартап-сообществом в Беларуси
  16. Медики написали открытое письмо главе профсоюза: «Мог ли врач промолчать и позволить опорочить имя убитого?»
  17. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  18. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  19. В Viber появилась функция, которая должна защитить белорусов от звонков мошенников
  20. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  21. «Осторожно, тут могут быть бэчебэшники». Как в Купаловском прошел первый спектакль после президентских выборов
  22. Что происходит в Беларуси 4 марта
  23. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  24. «За полтора месяца мое душевное рвение ушло в минус». Минчанка продала квартиру и купила синагогу
  25. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  26. Родители не пускали дочь на учебу из-за ковида — и ее отчислили. Колледж: все законно
  27. «Утром ломились в подъезд». Что известно о массовых задержаниях блогеров и админов телеграм-чатов в Минске
  28. Двухлетний ребенок полгода не видел папу. Посмотрите, как сын встречает политзаключенного
  29. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло
  30. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском


/

История искусства и история моды знает немало примеров, когда успеха и признания в творчестве добиваются без диплома о высшем, специальном или даже среднем образовании. И среди этих имен стоят персоны, не нуждающиеся ни в чьих комментариях и представлении: Джанни Версаче, Джорджио Армани, Поль Пуаре, Фредерик Уорт, Коко Шанель, Эльза Скиапарелли…

И речь даже не о том, что специальное или иное другое образование не нужно вовсе.

Оказывается, можно стать прекрасным художником, музыкантом, артистом – мастером своего дела, не имея диплома. Научиться мастерству можно и самостоятельно. Если талант Бог дал.

И примером этому в нашей стране может служить молодой дизайнер одежды – Ирина Бойтик.

С творчеством Ирины я познакомился на одном из показов, когда после ряда совершенно скучных и ни о не говорящих дефиле вдруг, уже почти ночью, на подиуме стали появляться ее модели.

И все то время, которое предшествовало этому показу, уже не стало казаться мне напрасно потраченным, потому что появления самого изысканного удовольствия, как правило, нужно дождаться.

А иначе в чем смысл праздника?

Ирина Бойтик
Ирина Бойтик

– Ирина, какой ты окончила институт?

– У меня нет образования по дизайну.

– Вот с этого момента рассказывай, пожалуйста, подробнее...

– После школы я пошла в местный Дом быта г.Лиды ученицей портнихи. Мне очень хотелось стать дизайнером, но рисовать не умела, поэтому я даже и не готовилась, так как понимала, что рисунок не сдам.

– Сколько тебе было лет?

– Мне было 16 лет, когда я окончила школу. В школу я пошла раньше других на год, поэтому и окончила ее в 16.

Мама у меня технолог швейного производства. Она работала в Доме быта в Лиде и предложила мне этот вариант: "Ты учись шить, а там посмотрим".

Я была ученицей 6 месяцев, все изучала с азов, потом работала в бригаде ручницей (сметка, швейная работа).

– Чем отличается швея от портной?

– Швея делает одну операцию на машине. А портная шьет практически всё – от начала до конца. У портных есть разряды, так вот, у меня самый высокий.

– Откуда ты знаешь дизайн и крой?

– После того как я научилась шить, то поняла: чтобы развиваться дальше, мне не хватает знаний. И я стала искать, куда можно пойти, чтобы подучиться.

В объявлениях предлагалось много различных курсов: и художественные, и по кройке… Но я нашла преподавателя, познакомилась и попросила со мной позаниматься. Это была Шабловская Татьяна Дмитриевна.

– Ее фамилию называют многие. Она вывела "в люди" не один десяток талантливых дизайнеров. Это Учитель профессии с большой буквы.

– Так вот, я походила к ней, позанималась, в чем-то сама разобралась. Возможно, именно из-за того, что я всему училась сама, у меня в одежде доминирует минимализм, нет навороченного кроя, драпировок… У меня несложный крой, поэтому я справляюсь с ним сама. Но сейчас у меня уже есть конструктор, с которым я работаю.

– Сейчас уже можно сказать, что Ирина Бойтик – это дизайнер? Ты уже не только кроишь, но и работаешь над образом?

– Можно сказать и так. Хотя я долгое время себя дизайнером не называла.

– На твой взгляд, чем отличаются твои работы от работ выпускников специальных учебных заведений?

– Коммерческой составляющей. Я не про стоимость говорю. У меня полгода была ученица, которая окончила технологический колледж и попросилась понаблюдать, как я работаю. Это не было прохождение практики, это было что-то другое, скорее приятельское.

И вот я говорю ей, когда она рассказала о своей концепции: "Ты нарисуй, что ты представляешь, а потом посмотрим". У нее очень сложный получился эскиз.

Это, возможно, и было красиво, но абсолютно непродаваемо.

– В чем состояла сложность эскиза?

– Во множестве и несогласованности различных деталей, которые понятны специалисту, но не клиенту. Клиенты не всегда понимают пусть даже и красивые, но сложные элементы.

– Ты выступила в роли промышленного худсовета, который чаще всего не поддерживает сложный крой и обилие деталей: карманы убираем, застежку убираем, два шва и рукава?

– Где-то так. Но какие-то детали я оставила.

– Ты сейчас рассказала о художественном принципе, которого ты придерживаешься, чтобы твоя одежда была востребована клиентами.

Так вот, твоя последняя коллекция мне очень понравилась, она показывалась последней в тот день. Этот день длился для меня как год, настолько все было затянуто и однообразно. Казалось, что этому не будет конца…

Но когда начался твой показ, я подумал, что вот, наконец-то мода! И весь этот безрадостный день, в конце концов, завершился достойно.

А чем отличаются твои коллекции от коллекций дизайнеров с дипломом, ты ведь видела их показы? С твоей точки зрения, тебе всего хватает?

– Как я считаю, мне все время не хватает знаний. Мне кажется, что другие знают больше меня.

– Если сравнить ваши коллекции, то знаний больше у тебя. Что именно говорит о том, что другие знают больше? И чего именно они знают больше?

– Они больше знают теории.

– Тогда почему их коллекции слабые?

– Не у всех слабые. У каждого своя идея. Может быть, мои коллекции отличаются практичностью.

– Все, что ты делаешь, можно надеть?

– Да, практичность – это моя стратегия.

– Цель понятна. А какова идея? Был ли некий условный сюжет у твоего модного рассказа? О каких внутренних переживаниях своего героя ты хотела поведать? Это перечень обычных вопросов, на которые в учебных заведениях учат находить ответ.

Есть ли художественный ключ к пониманию эстетики твоей коллекции?

– Вероятно, есть, но это не на первом месте.

– Что у тебя на первом месте?

– У меня, наверное, коллекция создается иначе, чем у тех, кто заканчивал вузы. Я больше от ткани отталкиваюсь. Даже не могу сказать, в какой момент начинается коллекция, но явно не с сюжета. Уже в процессе работы сюжет появляется.

– Какой сюжет был у твоей последней коллекции?

– Коллекция называлась "Пересечение". Это было пересечением линий, строчек, рельефов, отделки… Но вообще, если по большому счету, то это было пересечение лета с осенью и зимы с весной.

– Пересечение – это твоя постоянная тема? Она у тебя одна?

– Нет, так называлась моя последняя коллекция. Предыдущая была другой, она была на основе стеганых деталей. Но вовсе без швов и рельефов одежды же не бывает.

А вот использование двух фактур и нескольких цветов в одном изделии для меня редкость, я люблю монохромность. Это когда все в одном цвете.

– Может быть, ты просто не решаешься начать работать с цветом?

– Я не знаю, в этом ли дело. Может быть, и в этом, мне всегда знаний не хватает. Мне больше нравится работать с одним цветом либо с его оттенками.

У меня в последней коллекции были цвета: фиолетовый, сине-фиолетовый, холодный сиреневый – я их специально брала как цвета-компаньоны. Коллекция была задумана с пересечениями линий, и мне нужно было, чтобы цвета изначально не конфликтовали между собой, тогда все внимание будет к линиям, а не к цвету.

У меня еще был холодный, морозно-розовый. Теплая часть коллекции и пальто в этом цвете.

И еще у меня цвет какао с розовинкой присутствует в трикотаже. Там не только на одних фиолетовых оттенках все построено. Я выстраивала гамму интуитивно.

– Знаешь, у меня как зрителя не возникло ощущения случайного сочетания цвета. Ты прекрасно показала свои способности и умение работать и с цветом, и с компаньонами, и нюансами, и с фактурами. После твоей коллекции меня возникло чувство одного цветового дыхания.

Так каких знаний тебе еще не достаточно?

– Если бы я училась в институте, то ответила бы.

– В принципе, с точки зрения цвета твоя коллекция гармонична, с точки зрения кроя ты еще другим фору дашь. Но что меня особенно поразило в твоих моделях, так это то, что ты придала своим крою и декору объем!

У тебя в коллекции была невероятная редкость – твои платья были скульптурны! Линии, начинающиеся спереди, переходили на спинку и уже там продолжали тему, начатую спереди.

Создавалось впечатление, что ты работала как скульптор, который своим резцом не рисует как живописец на одной только поверхности, а наполняет объемом и жизнью всю фигуру.

С какой стороны ни посмотришь, везде находишь умный и проработанный ракурс. Твои образы решались в объеме, а не плоскостно. Где еще увидишь такое?

Так каких знаний тебе не достаточно?

– Не знаю, я хотела учиться в свое время.

– Это твоя навязчивая идея. Она не дает тебе жить и работать без страха и постоянной оглядки.

С одной стороны, с точки зрения критического отношения к себе и к своей работе, это неплохо. Не стоит позволять самолюбованию брать верх над разумом. Но у тебя самой уже могут начать появляться ученики. Тебе есть чему учить.

В любом случае, ты уже давно перешагнула через наши учебные заведения своим собственным опытом и талантом от Бога.

– Спасибо.

– Но ты права в том, что нельзя прекращать постоянно стремиться к новому. Потому что всегда и во всем найдется кто-нибудь лучше тебя.

– Да, всегда найдется тот, у кого мне захочется поучиться.

Продолжение интервью читайте на следующей неделе.

Автор выражает благодарность Светлане Гуриной за помощь в подготовке материала.  

 

 

-50%
-12%
-15%
-33%
-15%
-15%
-10%
-5%
-10%
-12%