• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Блог Саши Варламова


В рамках авторского блога Саши Варламова мы продолжаем цикл интервью с молодыми белорусскими дизайнерами. Сегодня – заключительная часть разговора с Аленой Фиранчук.

Часть первая

Часть вторая

– Алена, а кто тебя учил кроить?

– Саша, кроить меня учили в Академии. Шабловская Татьяна Дмитриевна, это один из моих любимых преподавателей.

На 4 курсе моим преподавателем также была Татьяна Николаевна Злоцкая. Первое время мне с ней было достаточно сложно сойтись характерами.

Я очень люблю работу с тканью, манекенами, и прежде чем что-то зарисовать, мне нужно представить все это вживую. Я люблю приложить ткань к человеку и посмотреть, как это будет работать, и потом только зарисовать.

Но наш конфликт привел к тому, что я в конце концов смирила себя, и именно это позволило мне многому научиться у этого преподавателя.

– А если бы ты продолжала упираться, настаивать на своем? Что это тебе дало бы?

– Ничего хорошего бы не дало. Ничему бы я не научилась. И потом, когда себя смиряешь, то это дает возможность увидеть у себя реальные пробелы в знаниях.

– Как говорили древние: признание собственного несовершенства – это верный путь к гениальности. Согласна с этим?

– На собственном опыте убедилась в этом.

Я не училась в художественной школе. У меня всегда был страх, что я что-то неправильно выражу, неграмотно нарисую. Я боялась своих неловких линий, отсутствия нужной пропорции. Мне было проще работать с тканью и с манекеном, и вживую видеть и создавать необходимое. Для меня так было проще.

Благодаря Татьяне Николаевне я нашла в себе силы и перестала бояться – начала сначала рисовать, а потом уже переходила к работе с тканью. Это очень важно.

Временем своего ученичества я называю не период моего пребывания в Академии, а период передачи информации "из рук в руки". Такое было у меня не с преподавателями-теоретиками, а с действующими дизайнерами.

– Теперь ты молодой мастер моды. Ты имеешь возможность практиковать в Москве. Есть ли разница в условиях работы там и здесь? Где легче создавать костюм, где свободнее?

– В Москве все гораздо проще. Там людей не волнуют ни твое образование, ни какие-то дополнительные сертификаты с конкурсов или мероприятий моды. Они видят результат, и это их интересует больше, чем какие-либо бумажки.

Понятно, что платежеспособность людей в Москве намного выше, чем в Минске. Клиенты там готовы заплатить больше за хороший результат, за интересную и качественную одежду, за индивидуальный пошив и необычность, за фантазию.

Но в Москве, с одной стороны, привлекает эксклюзивность, но в то же время там хотят видеть на одежде нашитый ярлычок с известным брендом.

– Они снобы.

– Да. В большой степени снобы. Значительная доля снобизма там присутствует. На определенном ценовом пороге они уже начинают задумываться о том, какая бирка нашита на одежду.

Чаще всего там я работала с клиентами, которые видели результат моей работы на других, и от этих других узнавали обо мне. Их интересовал именно мой стиль творчества.

– А где больше бюрократических препон?

– В Минске существует очень много критериев и требований, которые ограничивают возможность работать. Это очень грустно, зачастую именно из-за списка этих требований человек задумывается, стоит ли ему вообще заниматься тем или иным делом.

– Можно заниматься, только в другой стране.

– Да, сразу возникает вопрос, что нужно искать другое место, где бы решение этих вопросов не было таким сложным.

– А если бы в Минске внешние условия для работы были проще, чем в Москве, ты бы ездила в Москву?

– Москва очень шумный город, очень энергичный, он затягивает постоянным движением. Жить там очень сложно.

Это город, который постоянно требует от тебя движения. Конкуренция там очень высокая. И всегда найдется молодой перспективный специалист, который захочет занять твое место. И ты в любое время должен быть конкурентоспособным.

– Дизайнеры создают моду, их специально этому учат. А в каких специалистах кроме дизайнеров нуждается текстильная и швейная индустрия?

– Невозможно обойтись без стилистов (я имею в виду не парикмахеров, которые почему-то считают себя стилистами), рекламистов моды, баеров.

– Чем должны заниматься эти люди? Это их задача продвигать моду?

– Я считаю, что да. Это, в конечном счете, специалисты, которые умеют грамотно сочетать формы и уже существующие объекты моды. Всегда нужен какой-то дополнительный профессиональный взгляд, чтобы интересно скомбинировать различные предметы моды, придумать о них интересную историю. Не все дизайнеры умеют это делать.

– Коммерческую выгоду можно получить от их деятельности?

– Вычленяя вещи из существующих коллекций дизайнеров, они стараются создать новый образ в рамках повседневности. Многие дизайнерские коллекции одежды не могут прямо с подиумов шагнуть в обыденную жизнь, не всегда можно увидеть женщину на улицах города точно в таком же образе, который был на подиуме.

– Можно ли сказать, что они адаптируют коллекцию к жизни?

– Да, они именно адаптируют моду к жизни.

– Кем и где они работают?

– Как правило, это люди, которые работают от проекта к проекту. Они помогают дизайнерам делать красивые съемки, подбирать гардероб для отдельных людей.

– Как я понимаю, сейчас ты имеешь в виду стилистов?

– Да, я говорю именно о стилистах, о тех, кого вы называете "режиссерами образа".

– На каком участке продвижения моды от дизайнера к покупателю находится их сегмент?

– Именно они ближе всех к покупателю. Они преподносят одежду, готовят ее к съемкам и непосредственно занимаются индивидуальным процессом решения образа клиента.

– Чем отличается стилист от баера?

– Баер работает непосредственно с магазином. По-русски, это товаровед.

– А почему у нас ни в Академии искусств, ни в каком другом учебном заведении не готовят ни баеров, ни стилистов? У нас нет необходимости в них?

– В России в частных университетах есть кафедры, где готовят стилистов, баеров. В нашей стране это пока не считают нужным. Это упущение, но не провал. В наших учебных заведениях нет специалистов, которые могли бы обучать этому. Да и учебными планами это тоже не предусмотрено.

– Специалисты появляются тогда, когда в них возникает потребность. Именно практика вызывает к жизни многие профессии.

– На данном этапе достаточно много стилистов-самоучек. Это люди, которые просто занимаются тем, что им нравится. Они сами протаптывают себе дорожку.

– А реклама моды – это профессия, которой учат отдельно? У рекламы моды есть свои особенности?

– Я согласна, что рекламировать моду нужно иначе, чем рекламировать еду, технику и все остальное, это абсолютно другая реклама. У нас не готовят таких специалистов наряду со стилистами и баерами. Не считают нужным. Это грустно.

– Скажи, пожалуйста, что тебя тревожило в первую очередь, когда ты готовилась к конкурсу Поколение NEXT" в Санкт-Петербурге?

– Для меня было важно увидеть работы других молодых дизайнеров, сравнить себя с ними. Увидеть какие-то новые технологии работы с материалами, с профессиональной точки зрения мне это интересно. Я волновалась и переживала о своей конкурентоспособности.

– В Питере не было обычных показов конкурсных коллекций, все работы выставлялись на манекенах. В чем плюсы и в чем минусы такой подачи?

– Мне кажется, что у манекенов достаточно много минусов. Все-таки во время живого показа есть движение ткани, которое дает очень многое платью.

– Показ на человеке может скрыть какие-то недостатки дизайна и пошива?

– Конечно, безусловно, но в то же время это дает жизнь платью.

– Показ платья длится обычно 0,5 минуты. И потом – только воспоминания одни об этом платье. А вокруг манекена можно часами ходить, смотреть, подол поднимать…. И анализировать.

– Это техническая сторона вопроса. Мне кажется, что впечатление от живого показа остается гораздо дольше, чем воспоминание о том, как сделаны швы.

– Твоя позиция интересна. Скажи, не боялась ли ты сравнения с питерской модой, которая имеет вековые традиции?

– Сравнение – это всегда свежий взгляд на себя, и это заставило меня посмотреть на свою коллекцию с другой стороны.

Конечно, школа дизайна одежды в Петербурге имеет за плечами более масштабную историю, чем белорусская. Но она и более консервативная. Поэтому и существовало волнение и предвкушение услышать мнение других людей.

– Первое выступления Гарсиа Лорки на сцене было провальным. Критики, публика разгромили его в пух и прах. Но когда он слышал рецензии на свои спектакли, то, усмехаясь, говорил: "… так это же нормально, это прекрасно, если это кому-то не нравится!"

Была ли ты готова к негативной оценке и к позитивному восприятию этой негативной оценки?

– Да, я была готова к этому, потому что именно негативное восприятие, я знаю, я уверена в том, что именно оно даст мне толчок.

– В чужом негативе нужно искать позитив для себя?

– Да, все верно. Негативная оценка дает возможность по-другому взглянуть на свою работу, увидеть моменты, над которыми надо еще подумать, она мне дает силы по-другому идти вперед. Это интересно, и это всегда новая веха.

– Твоя позиция – это приближение к мудрости?

– Конечно. Я очень самокритична и всегда стремлюсь к большему результату.

– Нужно ли дизайнеру путешествовать?

– Это момент сугубо индивидуальный: кто из чего черпает вдохновение. Путешествие – это всегда смена картинки, это всегда что-то новое… И возврат к работе после путешествия всегда полон энтузиазма и каких-то новых идей.

Но иногда достаточно открыть книгу, чтобы вдохновиться.

– Можешь ли ты сравнить свою работу с путешествием?

– Да, я все время путешествую по новым образам, ищу новые формы, сочетания цветов. Моя работа – это непрерывное путешествие.

– Твои клиенты – это попутчики в твоем путешествии?

– Да, это, скорее, попутчики.

– Какое-то время вы едете в одном направлении, вы сидите вместе в одном вагоне или в самолете, а потом клиент сходит на одной из остановок и демонстрирует результат вашего путешествия.

– Да, это очень точное сравнение.

Автор благодарит Светлану Гурину за помощь в подготовке материала 

Нужные услуги в нужный момент
-15%
-40%
-20%
-10%
-10%
-15%
-50%
-30%
0056673