Поддержать TUT.BY
67 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Тайна, которую хранили 30 лет. Белоруска узнала, что мать всю жизнь скрывала: она ей не родная
  2. Провалы в памяти и догадки свидетелей. В Могилеве продолжают судить главу отделения Белгазпромбанка
  3. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  4. Предложения по Конституции: Утверждать результаты президентских выборов будет Всебелорусское собрание
  5. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  6. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  7. Экс-студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, внезапно отпустили с Окрестина
  8. Кадровый вторник и Ян Солонович на свободе. Что происходит в Беларуси 26 января
  9. Собрали протестные флаги районов Минска в одну карту. Полюбуйтесь на этот креатив
  10. Прокурор запросил пять лет за тяжкие телесные повреждения милиционера. Обвиняемый 12 дней был в реанимации
  11. «Люди спрашивали, как мы живем». История семьи с незрячими родителями и здоровым малышом
  12. Лукашенко чиновникам про биометрические паспорта: Даже двойки нельзя вам поставить по защите персональных данных
  13. Переоформляют активы, пишут жалобы, продолжают зарабатывать. Как бизнес отреагировал на санкции ЕС
  14. Игорь Лосик остановил голодовку после более чем 40 дней
  15. «Как будто хотят сделать процедуру сложнее». Ковалкин — о грядущих изменениях по обращениям
  16. «Силовики противостоят спонсируемой из-за рубежа революции». Эксперты о протестах у нас и в РФ
  17. Топ-баскетболистка Беларуси не верит, что в стране все останется как есть. И вот почему
  18. Минское «Динамо» обыграло дома «Северсталь». Это третья подряд победа «зубров»
  19. У Комитета госконтроля новый «старый» руководитель
  20. А протесты — врозь. Почему Путин не будет гулять с автоматом и в России не запретят синие трусы
  21. «Шатать и раскачивать нас будут». Лукашенко назначил нового госсекретаря Совбеза
  22. «Скучно, девочки». Путин прокомментировал расследование ФБК о дворце в Геленджике
  23. Активно протестовавший «Гродно Азот» доверили бывшему вице-премьеру Ляшенко
  24. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  25. Долги давят на баланс. БМЗ ждет новую порцию поддержки от государства
  26. Задержанные на акциях в поддержку Навального — о нарушении прав, отношении полиции и своей мотивации
  27. «Выживали — по-другому и не скажешь». Каково сейчас на Окрестина, где не принимают передачи
  28. В Минске начался суд над бывшим студентом БГУИР, которого обвиняют в попытке сорвать учебный процесс
  29. «Службой был доволен, не жаловался». Что известно о погибшем в части в Островце 18-летнем срочнике
  30. Четыре спальни, гостиная и терраса. Проект каркасного дома на 108 «квадратов» со сметой


/

В рамках авторского блога Саши Варламова мы продолжаем цикл интервью с молодыми белорусскими дизайнерами. Сегодня – первая часть разговора с Аленой Фиранчук.

"Среди женских вещей для меня большой интерес представляют работы Алены Фиранчук – это в чистом виде моделирование, работа с материалом, с фигурой, там нет никакого студенческого рассказа о том, что я, мол, гениальный художник, о том, что у меня есть некий источник вдохновения. Но зато на первом плане мастерство" – так отозвалась об этом дизайнере художественный руководитель конкурса "Поколение NEXT" (Санкт-Петербург) Майя Кузнецова.

Так уж сложилось, начиная с Петра I, нас основательно приучали к тому, что сначала мы должны получить признание за границей, и только потом нас соизволят признать на родине. Вроде как на свое мнение мы уже и не надеемся.

Эта характерная для нашего менталитета черта порой очень мешает своевременно заметить и вовремя поддержать по-настоящему талантливых молодых создателей моды, которых в этой стране держит разве что робкая надежда на понимание и изменение ситуации в будущем.

Именно поэтому мне хочется в самом лучшем свете представить Алену Фиранчук, уже признанного в Москве и Санкт-Петербурге молодого дизайнера моды, которая, несмотря ни на что, считает себя белорусским дизайнером. Заранее прошу прощения у читателей за откровенные ноты восхищения творчеством и умом Алены, не скрываемые мною в нашем с ней разговоре на равных.

Алена Фиранчук
Алена Фиранчук

– Алена, кто ты по образованию?

– Саша, по образованию я модельер, окончила Белорусскую государственную академию искусств по специальности "костюм".

– Твоя прямая задача – непременно окружать человека оболочками из красоты?

– Да, все верно.

– Ты довольна полученным образованием?

– 5 лет учебы в Академии были для меня очень непростым периодом в жизни. Все мои однокурсники прежде оканчивали художественные колледжи, а я только курсы и готовилась с репетитором. Художественного образования в школе или в колледже искусств у меня не было. Поэтому мне нужно было за первые два года обучения в академии закрыть этот вопиющий пробел.

Первые два года проходили в непрерывной работе над собой. Мне во что бы то ни стало нужно было добиться хорошего результата и дойти до уровня, на котором были остальные. В первые годы мне нужно было хотя бы просто догнать своих сокурсников.

– Когда в самом начале берешь такой старт, то потом чаще всего не можешь уже остановиться, и приходится все время увеличивать и увеличивать скорость, превозмогая себя, потому что уже открылось "второе дыхание", и само ощущение движения к цели начинает приносить ни с чем не сравнимое удовольствие… С тобой было также?

– Да, вы удивительно точно описали то мое состояние. Все происходило будто само по себе, без видимых усилий, но это была только видимость. Усилия я прилагала неимоверные, по моим меркам.

Следующие три года я старалась как можно больше знаний получить от педагогов.

Плохо было то, что у нас в академии преподаватели больше теоретики, а реально практикующих педагогов-дизайнеров одежды там нет. Не хватало общения с практиками.

Это общение я начала искать сама, потому что это было нужно именно мне, и никому больше. Нашла я его у Людмилы Лабковой, у которой я, собственно, и научилась всему, что сейчас умею. Она не прогнала меня, несмотря на то, что уже в то время она была на вершине профессии, а я всего лишь студенткой. Напротив, она меня поддерживала и помогала.

– Чему тебя учили в академии? Какими были профильные предметы?

– Профильных предметов было много. Нас учили рисовать, учили выражать свою идею визуально, учили представлять образ таким, чтобы его идея была понятна.

Живопись у нас преподавал Иван Демидович Клименко, благодаря ему, я поняла, как можно выражать пластику женского тела, которая по сути-то и является основой профессии дизайнера моды.

– Никто из других дизайнеров не употребляет этот термин – пластика женского тела. Насколько именно это знание важно при создании женской одежды?

– Я считаю это более чем важным. Бывают разные типы женской фигуры, а нюансов в их выражении просто не сосчитать. Нужно учитывать все это при моделировании, нужно знать, что подчеркнуть, что преподнести, а что завуалировать и скрыть. Это очень тонкий момент, и далеко не каждая женщина знает все плюсы своей фигуры и может умело и грамотно их подчеркнуть. Из-за этого незнания себя и невозможности взглянуть на себя со стороны она старается иногда закрыть что-то, на чем иной раз и нужно акцентировать внимание, и можно хорошо сыграть.

– Можешь ли ты назвать особенности и различия пластики женского и мужского образа? В чем заключаются различия в их эстетике?

– Как правило, в основе эстетики мужской фигуры акценты расставляются на плечевом поясе: широкие плечи – эталон мужественности, в этом мужская стать, осанка, выправка. Именно на этом строится мужской образ.

Однако, увы! Современная мода констатирует изменения в эстетике мужского образа, и теперь часто образ модного молодого мужчины предстает более женственным, нежели это было раньше. Общая тенденция идет к тому, что чисто мужские качества визуально нивелируются.

– Неожиданный поворот разговора! Эта тенденция, о которой ты сейчас рассказала, это сознательный выбор мужчин или это диктат модельеров-женщин?

– Я считаю, что это в том числе и диктат модельеров-женщин, которые просто не могут исполнить в ткани мужской образ, и решают его, используя чисто женские приемы моделирования и конструирования. Я знаю многих мужчин в возрасте до 30 лет, которые категорически отказываются носить одежду, которая активно предлагается в дизайнерских магазинах. Они не понимают, почему должны быть настолько зауженными брюки, настолько узкими и некомфортными пиджаки?!

– В прошлом веке, о котором я знаю не понаслышке, считалось, что мастера именно мужской, а не женской одежды, владеют мастерством самого высшего пилотажа в конструировании. И закройщиками мужской одежды были именно мужчины, а не женщины. А женскую одежду тогда умели шить практически все женщины без исключения, они учились этому дома у своих мам и бабушек. И моим первым закройщиком и портным была моя мама, она шила мне одежду до 22 лет.

Так вот, ни одному мужчине-закройщику даже в голову не могло прийти, чтобы визуально заузить плечи и расширить бедра своему клиенту! Плечи сознательно увеличивались. Придумывались ватные стеганые плечевые накладки из бортовки! Приставлялись к груди накладки из конского волоса под полочками костюма, чтобы создать впечатление "груди колесом"! Делали все что угодно, лишь бы визуально придать мужественности образу!

А что сегодня? Дизайнеры сознательно убирают внимание с мужских плеч и акцентируют внимание на бедрах?

– Именно так.

– Ты говорила, что отчасти это связано с тем, что в последнее время мужскую одежду разрабатывают в основном женщины-модельеры? Дизайнеров-мужчин практически не осталось?

– Я не совсем согласна с тем, что феминизация мужского образа вызвана только неумением женщин-дизайнеров моделировать и конструировать мужскую одежду. Хотя мужчин в моде почти не осталось.

– Чем же тогда вызван этот процесс? Ведь за феминизацией образа следует и изменение роли. Ролевые тенденции мужского образа изменятся, уже изменились(!), в сторону подчиненности, зависимости, безответственности, кукольности что ли. Многие мужчины теперь только играют мужчин, а по сути ими не являются.

– Скорее всего, основная суть, причина и идея теперешнего мужского образа состоит в том, что женщины начинают выравнивать свои социальные роли по отношению к мужчинам – и в семье, и в обществе. Женщина становится такой же сильной и самостоятельной, каким раньше был мужчина. Она старается и быть наравне с мужчиной. Но сейчас разговор идет только лишь о тенденции выравнивания женщиной своей социальной роли по отношению к мужчине. Эта тенденция говорит только лишь о начале пути, на который стала женщина. Как будут развиваться события дальше – не стоит прогнозировать, потому что прогнозы, как правило, не сбываются.

– Да, прогнозировать не стоит. В среде хиппи в 60-70 годах прошлого века, к примеру, не было никакой дискриминации женщин, скорее, даже наоборот. Однако у хиппарей мужчины не превратились в женщин, и наоборот.

Как сказывается выравнивание этих ролей на моде? В женском образе линия плеч визуально расширилась?

– Нет, в моде такая прямая зависимость одного от другого проявляется не всегда. Мода циклична, и периодически приходят времена, когда у женщин подчеркиваются плечи или, наоборот, зона бедер. Это отличает именно женскую моду.

Нельзя говорить, что только расширением или сужением плечевого пояса женщины стараются уравнять свои права с мужчинами.

Продолжение интервью читайте на следующей неделе

Автор благодарит Светлану Гурину за помощь в подготовке материала 

 

 

-50%
-50%
-10%
-10%
-10%
-40%
-26%
-40%
-90%