• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Блог Саши Варламова


Мое личное знакомство с Вячеславом Захаринским произошло где-то во второй половине 90-х годов прошлого века, когда я практически отчаялся найти достойное визуальное изображение – синоним слову "супермодель". Перепробованы были самые невероятные варианты: и скульптурная космическая пластика, и стеклянные композиции, не осталось практически ничего, чтобы я не рассматривал в роли супермодели. И все тщетно!

И вот однажды мне в руки попал каталог картин Вячеслава Захаринского, которые в то время экспонировались в одном из залов Минска. Наспех пролистав его, я наконец увидел то, что так долго и безнадежно искал – передо мной было удивительно стильное изображение современной женщины, даже, скорее, женщины вне времени, одетой в цвет. Она была без одежды, но полностью одета в цвет.

Осталось только испросить разрешения у ее автора на использование его работы в моем проекте.

Когда я все же дозвонился до Вячеслава, то его выставку уже демонтировали, и увидеть его картины воочию мне не удалось. Но моей радости не было предела, когда во время нашей первой личной встречи с ним он совершенно запросто, без всякого "набивания цены" себе и своим работам, не только разрешил пользоваться изображением своей картины, но и высказал свое восхищение моим проектом, и даже подписал мне на память свой каталог.

Вячеслав Захаринский

В то время такая поддержка великого мастера была необходима. Денег на проект не было, работать приходилось практически на пустом месте, а в необходимости этой работы приходилось убеждать каждого ведомственного и неведомственного чиновника.

Вот так, с "Женщины, одетой в цвет", которая стала символом супермодели Беларуси, и началась моя дружба с этим удивительным мастером, художником мирового уровня – Вячеславом Захаринским.

Позже я часами рассматривал иллюстрации из его каталога, пытаясь понять, почувствовать всю глубину его творчества. Я говорил себе: "Пусть я не видел Микеланджело, Рафаэля, Ван Гога и других великих художников. Но мне посчастливилось встретиться с Вячеславом Захаринским, видеть его картины, беседовать с ним. Этим стоит гордиться!"

Я думаю, что все участники проекта "Супермодель Беларуси", проводимого во второй половине 90-х годов прошлого века, так же, как и я, могут гордиться тем, что в качестве приза победителям вручались стеклянные стелы и каталоги с изображением "Женщины, одетой в цвет" Вячеслава Захаринского.

"Это крысы мыслей, крысы фальшивых идей. Но больше все-таки они вызывают сочувствие: ведь и мы – это они.

Это нас грызут фальшивые идеи, это нас опустошает фальшивый мир.

Тема этих картин – не сфера материи, а Духа, не сфера описания, а Идеи.

Моральный смысл в творчестве художника Захаринского – это окончательный, наиважнейший фактор".

Доктор Мацей Гутовский (Польша).

Большая часть человечества находится или в мире зла, или на распутье

- Вячеслав, по-твоему, мир в основе своей состоит из добра или из зла? По-твоему, добро и зло в мире неразделимы, или это как-то иначе? Или вот тебе зло и вот тебе добро, и они вдруг перемешиваются в какой-то момент, или разделяются еще больше? Или это одно и то же, но проявляется по-разному: вот тут мир добр, а вот тут он повернулся и внезапно стал злым? Это две разные субстанции или это одно и то же, но как-то странно соединенное вместе?

Вячеслав Захаринский. Автопортрет  

– Саша, я думаю, что когда мы говорим о добре и зле, то я понимаю, что в жизни у человека всегда есть два выбора, и перед человеком всегда стоят два пути. Один – путь добра, второй – путь зла. Человек не может одновременно стоять одной ногой в добре, а другой находиться во зле. Человек всегда вправе сам выбирать, что ему ближе и на чьей стороне его симпатии. Это задумано как естественное испытание для каждого.

Получив земное воплощение, каждый человек оказывается перед выбором, и он должен сам определить свое направление и свои симпатии. Наблюдая за жизнью, мы наблюдаем за собой и за другими. Это не просто слова. Это все имеет реальное подтверждение.

Когда человек в детстве начинает познавать этот необъятный мир, в его невероятном многообразии, тогда он и начинает приобретать опыт. Мой опыт начался в родном Глуске, когда я, будучи еще ребенком, ходил в школу во вторую смену. Рядом с нашей школой находилась Богоявленская церковь. В один "черный" день, подходя к школе, я увидел совершенно драматическую картину, когда толпа людей пыталась защитить свою родную церквушку от уничтожения. "Большие дяди" с помощью тракторов пытались сорвать купол церкви. Рядом, в куче, лежала церковная утварь: иконы, кресты…. У меня, наверное, это был самый первый и самый большой в жизни шок. Я тогда очень испугался. Я не понимал, что происходит. Я не понимал, что делают эти люди. Ведь церковь никому не мешала!

Мы, дети, всегда видели, как на великие праздники в церковь идут красиво и чистенько одетые люди. Наша церковь олицетворяла собой состояние душевного праздника. Мы все к этому привыкли и не представляли, что будет без нашей церкви. Таким был мой первый жизненный урок.

Поэтому путь добра и путь зла – это естественное состояние, в котором мы живем. А вот что мы выбираем – зависит от каждого из нас.

– Если согласиться, что выбор – за человеком, тогда выходит, что Творец, когда создавал этот мир и нас, дал нам возможность выбора. Но и в злом человеке есть Бог, и в добром человеке есть Бог! И что происходит с Богом в человеке, когда он вдруг начинает делать зло?

Твоя выставка начинается с "Крыс". Крысы – это зло, которое живет в нас, или зло, которое мы можем сделать? Это то зло, которое нас съедает? Это то зло, которое в нас заложено от рождения? Для чего оно изначально находится в нас? Кто его туда заложил? Ведь мы же бессильны! Мы изначально бессильны. Мы сами по себе беспомощны в борьбе с самими же собой!

– Здесь важно проявление не столько физической силы, сколько право на самоопределение. Творец из большой любви к нам, дал нам право самим выбирать, с кем быть: с Богом или дьяволом. Я не могу однозначно утверждать, я могу только предполагать, что этим выбором мы определяем свое отношение к Богу. Или мы принадлежим миру Бога, или мы принадлежим к миру дьявола. Я имею в виду, что мир дьявола, это мир страшных поступков, агрессивных эмоций, это мир, где происходит зло, где проливается кровь, где оскорбляется личность, где унижается достоинство.

Естественно, что человек должен сдать этот экзамен на собственную зрелость, на свое отношение к Богу. Когда Иисус был распят, рядом с ним были распяты и другие, настоящие преступники. И тот, что покаялся, был прощен. Поэтому у человека всегда есть право выбора.

Первые мои картины посвящены темам нравственности и морали. Мои первые циклы "XX век" и "Авария" как-то очень быстро разошлись, и поэтому их никто в моей стране не видел. Тогда я жил за рубежом, и, естественно, контакты с родиной были ограничены, и видеть эти работы было физически невозможно. Они приобрели своих хозяев, и информации о них у меня нет. Они быстро появились и быстро ушли. Поэтому "Крысы", "Фарисеи" и "Грешники" появились не спонтанно. Они появились не из какого-то литературного источника вдохновения: где-то прочитал, где-то услышал, где-то посмотрел…. Этот материал накапливался по маленьким частицам из реальной жизни. Но самой большой основой для возникновения этих мыслей и чувств было отношение к религии.

Меня всегда возмущало, как строилось отношение государства к религии. Атеизм был воинствующим. Он разрушал душу человека, не спрашивая у самого человека, надо ему это или нет, хочет он этого или нет. Все происходило в приказном порядке.

Вход в церковь для людей комсомольского возраста был запрещен. Велась статистика, велось наблюдение, кто из молодых людей посещает церковь. Не дай Бог, если человек собирался жениться или выходить замуж и, естественно, венчаться в церкви! Это было нереально!

Крестить ребенка было очень опасно. Составлялись специальные списки, велся журнал…. А потом проводилась определенная работа с людьми из этих списков. Одним словом, атеизм во всех направлениях делал свое черное дело. Я уже не говорю о том, что взрывались, рушились храмы. Много священников отправили в тюрьмы, на каторги, на расстрел.

Сейчас об этом трудно говорить, но когда-нибудь будет проведено общенародное порицание этого исторического факта. Но это же годы-годы-годы!

Сегодня, когда смотришь на картины, то кажется, что все легко: красочку взял, кисточки, похулиганил, помодничал, пококетничал, попытался кого-то чем-то расстроить или обрадовать…

Эти мои работы очень мало показывались. В Беларуси это во второй раз. В первый раз они выставлялись в 1996 году. Работы из Польши друзья помогли перевезти в Беларусь. Я тогда с большой радостью их показывал.

Я очень люблю белорусскую землю. Я сам белорус: и родился, и вырос здесь. Я вернулся сюда, я тут живу. Но все свои проблемы со здоровьем я получил тут. Казалось бы, любимая страна, любимая земля, а боли я больше всего испытал здесь.

- "Крысы", "Фарисеи" и "Грешники" - это своего рода путь, который заканчивается ликами святых. Ликом Христа открывается следующая тема. Можно ли назвать эту часть твоей экспозиции дорогой от "крысы" к правде, к чистоте? Правда ли, что у каждого человека-грешника есть возможность повернуть лицо к Богу? Бог примет такого?

– Естественно. Бесспорно. У человека всегда есть этот шанс. Человек, который пришел к Богу, уже не может вернуться обратно в мир зла, в черный мир. Не может, потому что путь к Богу, это не простой путь. Непросто открыть Бога в себе.

Большая часть человечества находится или в мире зла, или на распутье. Отыскать дорогу к Богу не просто. Хотя, казалось бы, ну что здесь сложного? И даже те, кто в своей жизни совершает больше зла, чем добра, они ведь в стрессовых ситуациях непроизвольно произносят "О, Господи! О, Боже!" Они не задумываются об этом. Они произносят эти слова, потому что в душе у них живет Бог. Он постоянно напоминает человеку о себе и зовет его.

Ангел-хранитель всегда указывает каждому человеку путь к свету, к Богу. Светлая частица живет в нас, но мрак зла и агрессии – сатанинская власть, простирается над миром, и она очень крепко уцепилась за человека, и никак не хочет отпустить его. Она довлеет, она зажала жизнь человеческую своими черными костлявыми руками, и человеку не так-то просто освободиться.

Вячеслав Адамович Захаринский родился в 1950 году в г.п. Глуск Могилевской области. Окончив Минское художественное училище им. А.К. Глебова (1971г.), поступил в Белорусский театрально-художественный институт (1972-1978 гг.). Еще будучи студентом, с 1974 года, становится участником республиканских и международных выставок. Его произведения обратили на себя внимание в 80-ые годы 20-го века в связи с необычным толкованием автором тематических сюжетов.

Вячеслава Захаринского можно называть "многословным": любая тема разрабатывается в десятках вариантов, поэтому появились целые живописные циклы.

Циклы "Крысы" (1984-1989гг.), "Фарисеи" (1989-1990гг.), "Грешники" (1990г.) и "Святые" (1990-1991гг.) тяготеют к размышлению и дают представление о черно" и "белом".

Позже родились циклы "Времен связующая нить" 1997-2005гг.), "Леди" (с 2004г.). Некоторое сходство с реставрационными процессами раскрытия живописных слоев можно увидеть в цикле "Времен связующая нить". Задачи предопределяют и композиционный строй, динамичный, беглый, пренебрегающий деталями в цикле "Леди". Портретная живопись в большинстве случаев – это собирательный образ. Художник свободно обращается с моделью, исходя из собственного идеала – "Незнакомая знакомка" (2010г.), "Рожденная красотой (2011г.).

Творчество Вячеслава Захаринского находится в процессе развития и дает представление о некоторых концепциях белорусской живописи на рубеже XX – XXI веков. 

Продолжение разговора читайте на следующей неделе  

Нужные услуги в нужный момент
-15%
-20%
-33%
-25%
-10%
-25%
-60%
-30%
-20%
-30%
-30%
0056673