Екатерина Гордеева /

Громко и открыто говорить про успехи в нашей стране не принято: слушатели примут вас за хвастунишку. В минуты, когда нужно донести информацию о своей крутизне без слов, на помощь приходит имидж — эффективное и довольно опасное в неумелых руках оружие.

В этой колонке на примере публичных людей стилист Екатерина Гордеева расскажет о стратегиях, которые помогли звездам добиться успеха, и ошибках, повторять которые не стоит.

Об авторе:

Стилист, эксперт по имиджу и протоколу Екатерина Гордеева

— Благодаря этим знаниям, вы сможете приручить свой имидж и начать управлять им осознанно, повышая свои шансы на успех и признание. Ведь имидж — это действенное средство манипуляции. Всегда. Нравится это вам или нет.

Начнем разговор о стиле с девушки, чей образ и творчество часто становится поводом для шуток. Итак, Ольга Бузова — ведущая «Дома-2», блогер, писательница, а также исполнительница хита «Мало половин» и других песен с очень странной лирикой вроде:

«В моей Вселенной ты был господин —

И никого вокруг, только ты один».

Ольга — одна из самых высокооплачиваемых блогеров и телеведущих. Как ни печально и неприятно было это признавать, она все же олицетворение духа времени и зеркало своей аудитории, а значит — большинства из нас. Поэтому вполне ожидаемо, что разговор мы начнем с вульгарности — частого явления в образах многих российских женщин. В Беларуси, кстати, тоже есть девушка с похожей проблемой — ее стиль я разберу в конце этой статьи.

Мимикрия Бузовой или «девушка из народа». Почему «плохо» иногда хорошо?

За пятнадцатилетнюю карьеру Ольги Бузовой на TV ее модные промахи не обсудил только ленивый, а выражение «как Бузова» стало нарицательным, содержащим оскорбительный оттенок. Почему же звезда шоу-бизнеса, которой фанаты дарят на именины часы Graff стоимостью $ 183 000, не может нормально одеться? Давайте разбираться.

Сразу скажу: стиль Ольги бесконечно далек от того, что принято считать хорошим вкусом. Так плохо одеться нужно уметь — и вот тут мы переходим к сути: запоминающийся образ — не значит красивый.

Ольга отличный стратег, у которой в плане управления впечатлением есть чему поучиться. Например, мимикрии под ожидания своей аудитории.

Секрет ее популярности — видение реальной картины происходящего. Бузова не строит из себя профи и не преподносит себя как опытную телеведущую или талантливую певицу. Она мимикрирует под идеальную реальность своего слушателя, и мы, процитировав одну из песен Ольги, понимаем возраст и культурный уровень ее аудитории:

«Если хочешь, давай, себя на всех раздавай —
Если ты не мужчина, а Wi-Fi.
Но со мной тебе точно ничего не словить —
Ты все знаешь о сексе, но не о любви».

Своим видом она показывает: «Я — такая, какая есть, девушка из провинции, добившаяся успехов в Москве. На моем месте вы оделись бы так же». Этот честный посыл откликается в сердцах миллионов. Потому что есть такой тип русской мечты: смотреть на богатых и грезить, что когда-нибудь позволишь себе все это. И даже больше.

Поэтому все, что мечтает надеть среднестатистическая девушка-подросток из Саратова, обязательно отыщется в гардеробе Бузовой. Плюшевые костюмы — пожалуйста. Сексуальное платье в пайетках — конечно, и даже в разных фасонах. Комфортный пуховичок-аляска — куда же без него в очереди за картошкой в Саратове, поэтому вот и он! Аналогичный подход к уходу за лицом и make-up: все трендовые косметологические ноу-хау типа сделанных губ и скул тут опробованы Ольгой и показаны общественности.

Безусловно, Ольга делает ставку на нарочитую сексуальность. Поэтому не только ее сценические, но и повседневные наряды оставляют столько же простора для фантазии, сколько и стихи ее песен. Например, этой:

«Поплачу о тебе, я обещаю.
Присядь, успокойся, не паникуй.
Ведь я, как ты, в любовь не играю —
Меня ты хочешь, а получишь…»

Упадок культуры? Безусловно. Но давайте попробуем снять белое пальто, чтобы разобраться, почему это работает.

Как менялась Ольга Бузова

Я все же с долей симпатии отношусь к Бузовой из-за ее честности и того, как прямо человек «зеркалит» западные тренды. И делает это, как большинство девушек нашего региона: в лоб и без поправок на контекст. Любопытно, что такой подход Бузова использует давно.

Вспомним, например, 2010 год. Запускается Instagram, самой обсуждаемой зарубежной персоной становится Пэрис Хилтон, в моде красивая жизнь, блондинки и маленькие собачки. Безусловно, девочки-подростки пытаются копировать это, и делают шик из подручных средств и доступных возможностей: массово перекрашиваются в блондинок, носят в школу сумки, предназначенные для ручной клади, и совершают другие стилистические безумства.

Ольга в это время выглядит так:

Фото: PersonaStars, 2010 год.

Да, это дурновкусие. Но в России большинство одевается вот так. И Ольга, ведя «Дом-2», не замахивается на интеллектуальные элиты, а выглядит так, как этого хочет ее зритель.

К слову, избавиться от образа «российского аналога Пэрис» Бузова пыталась. Например, в 2015 году, когда Париж и другие мировые столицы моды признали творчество дизайнера Ульяны Сергеенко. Модная Москва носила женственные платья в мелкий цветочек и восхищалась преображением Собчак. Ольга также предприняла попытку изменить стиль, но потерпела фиаско.

Фото: PersonaStars, 2015 год.

Ее целевая аудитория не воспринимает элегантность. Подростки из обычных российских семей не хотят сдержанной женственности — им нужен ориентир на те вещи, которые девочки обязательно себе купят с летней подработки или накопив с карманных денег. А в закрытом платье в цветок и на дискотеке, и в российской школе ты будешь серой мышью или аутсайдером.

Тут наступает 2016 год — и популярность Бузовой взлетает: она выжимает 200% выгоды из своего развода. Книга, альбом, новый образ и последовавшая за этим ошеломляющая поддержка фанатов — неплохие бонусы к званию самой завидной холостячки ТНТ.

Новый образ «сильной и самодостаточной» отлично продается. Он откликается и у школьниц с грустным опытом первой любви, и у их мам, многие из которых тоже пережили развод. Все они сочувствуют Ольге и, перенимая ее стиль, думают: «Вот теперь-то бывший точно будет локти кусать». И, честно говоря, это не худшая ролевая модель для женщин: лучше быть успешной и самодостаточной, чем застревать в образе жертвы, как большинство певиц, чья карьера закончилась после получения штампа о разводе. А вкус… вкус дело наживное и, как мы видим, нужен он далеко не всем.

Чему поучиться у Ольги Бузовой?

Главный урок от Бузовой — внимательно слушайте свою аудиторию. Формируя образ, подумайте, чья оценка вам важнее: широких масс или узкой группы своих знакомых интеллектуалов-эстетов. Понравиться всем нереально, хоть и очень хочется. Поэтому выбрать необходимо.

Замахиваясь на имидж «иконы стиля», подумайте дважды. Есть масса плюсов в образе «своей девчонки», которым пользуется Ольга: люди более открыты с теми, чей стиль им понятен, с такими охотнее идут на контакт, им больше сопереживают.

И то, что непростительно иконе стиля, сойдет с рук «честной девочке из соседнего двора». Потому что язык не повернется плохо говорить о тех, кого считаешь своим или с кем себя ассоциируешь.

Одним словом, будьте проще. Спуститесь к тем, кому вы «продаете» образ, послушайте, что они хотят видеть, и — действуйте.

Инструмент «Мимикрия Бузовой» отлично подойдет тем, кто ведет лайфстайл-блоги в инстаграме и помнит, что эта сеть принадлежит подросткам.

Когда не надо «быть, как Бузова»?

На белорусском TV есть ведущая, чей стиль сопоставим со стилем Бузовой. Люция Геращенко — девушка, без сомнения, очень симпатичная. Создавая образ, она, как и Ольга, делает акцент на отличной физической форме, а в кадре старается показать понятный аудитории look. Но почему в случае Бузовой все работает, а в случае с Люцией — нет?

Посмотрим на повседневные образы ведущей:

Что мы видим? Красивая, сексапильная и очень горячая девушка. А теперь посмотрим на экранные комплекты:

В отличие от Ольги, Люция никак не может выбрать между сексуальностью и сдержанностью; повседневные образы смотрятся вульгарно, а экранные — скучно. Поэтому ощущение целостности имиджа разваливается. Зритель не понимает, какой образ закрепить за ведущей.

Такая ошибка может стать фатальной для работников консервативных сфер, к которой, кстати, относится и работа на национальном телевидении. Если с экрана на зрителя смотрит романтичная скромная барышня, а со страниц соцсетей — раскрепощенная тусовщица, аудитории сложно понять, какой образ считать основным.

В результате — два вероятных сценария. Памяти не за что зацепиться, и тогда ваша персона проходит у человека, как белый шум. Либо второй вариант — у публики включается неосознанная агрессия, ведь если ты так меняешь личины, тебе точно есть что скрывать и чего стыдиться. Но для хайпа не хватает резонансных деталей и триггера. В результате — унылое брюзжание зрителей без возможности использовать их недовольство на благо своей популярности.

Стоит ли говорить, что оба этих варианта взаимодействия с аудиторией нельзя считать удачными для ведущей? Поэтому пожелаем Люции скорее определиться со своим имиджем.

Я же прощаюсь с вами. В следующем материале мы поговорим о шоковых инструментах в стилистике, этикете и уместности.

Оставляйте хештег #гордеевазацени в социальных сетях — и предлагайте интересных вам героев для новых разборов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

-30%
-20%
-10%
-35%
-55%
-25%
-10%
-10%
-21%
-16%