Стиль


velcom /

Белорусский модельер Иван Айплатов, даже став известным, не выпускает из рук ножницы и ткани. Большую часть коллекций шьет для белорусов, но успевает поработать и на зарубежных модников. Известный дизайнер оказался «В зоне комфорта» — проект, в котором мы рассказываем о людях, создающих уют вокруг себя, и о том, как им в этом помогают 3G-тарифы «Комфорт» от velcom. Кутюрье рассказал нам о ценах на авторские вещи, белорусских фотомоделях, розовом кастете и принтах-кирпичах с надписью «Мир».

«Создаем коллекции за полгода до начала сезона»

Под панорамными окнами Национальной школы красоты зияет котлован метро и грохочет строительная техника. Несмотря на шум и дождливую погоду, Айплатов пребывает в хорошем настроении и как бы в доказательство предлагает заглянуть в столичные магазины одежды.

— Там уже вовсю продается наша весенняя коллекция. Пастельные оттенки, золотистый, фиалковый, сиреневый тона — такое можно носить и в пасмурный день. Хотя в фэшн-индустрии приходится постоянно забегать на полгода вперед. Так, сейчас мы закончили летнюю коллекцию и полным ходом работаем над тем, что будут носить в осенне-зимний сезон, — признается модельер.

Иван со своей командой стараются делать всё сами: придумывают, шьют и продвигают. Даже ткани используют собственные, с оригинальными принтами. Конечно, изготовить их вручную довольно сложно, поэтому дизайнер сотрудничает с белорусскими производителями.

Коллекция Весна-лето 2018

«Никакого мистицизма: просто берешь и кроишь»

В целом нельзя точно сказать, сколько времени уходит на создание одной коллекции — слишком много факторов влияет на ее выход. Это и вдохновение дизайнера, и технические сложности, и дружная работа всей команды, которую бывает непросто удержать в жестких рамках бренда или заказчика. Однако Иван Айплатов знает, как с этим бороться:

— Берешь ножницы, ткань, — и начинаешь кроить. И дело набирает обороты. Только руками все можно сдвинуть с мертвой точки. Никакие гениальные замыслы так не действуют. Разумеется, это движение должна поддерживать вся команда.

Со стороны может показаться, что всё зависит от дизайнера. Но это далеко не так: причина успеха или провала — в том, насколько люди умеют работать в команде.

— Жаль, что этим навыкам не обучают людей творческих специальностей. Ведь сегодня художник-одиночка, создающий шедевры, закрывшись в мастерской, — далеко не самый успешный путь для творца, — вздыхает Иван.

Во время работы смартфон модельера не замолкает — постоянно кто-то звонит, пишет, шлет фотографии. Чтобы не переживать за расходы, Иван пользуется тарифом «Комфорт» от velcom. Безлимитные звонки и обилие интернета позволяют круглые сутки быть в курсе событий и при этом не переплачивать.

«Неудачные работы прячу подальше в мастерской»

Частью команды во время показов становятся и профессиональные модели. Отбирать девушек Айплатов предпочитает вместе с режиссером, при этом обычно отталкивается от тематики коллекции. По его мнению, белорусские манекенщицы мало чем уступают европейским.

И хотя большая часть коллекций остается в Беларуси, Айплатов не ограничивает себя масштабами страны. Поэтому охотно берется за интересные заказы из-за рубежа. В один год их много, в другой совсем чуть-чуть — мода часто капризна и непредсказуема.

— Разумеется, не все, даже я бы сказал, большинство коллекций на момент показа меня уже не устраивает. Я вижу, что можно было бы улучшить, исправить, переделать. Неудачные работы могу спрятать подальше в мастерской, — признается кутюрье.

Но, как ни удивительно, и на «неидеальные» вещи тоже находятся покупатели. Более того, они готовы защищать изначальные задумки модельера.

— А бывает, что коллекции, по всем критериям успешные на стадиях разработки, в результате не так активно раскупаются. И ни авторитет бренда, для которого они создавались, ни усилия команды профессионалов не обеспечивают успех. Что ж, такова мода, — вздыхает Иван.

«Авторские вещи стоят от 100 рублей, за рубежом дороже»

— Для тех, кто не видит необходимости в вещах уникальных, — а такая потребность есть не у всех, — уважительно замечает Айплатов, — сегодня широко представлен масс-маркет, премиальный сегмент. Все варианты могут быть интересными и заслуживающими внимания. Но к искусству дизайна, авторского бренда эта мода не имеет отношения.

По его словам, стоимость оригинальной вещи от молодого дизайнера сегодня начинается от 100 рублей. Авторское платье, например, обойдется в среднем в 200 рублей, а пальто — в 500. Цены на работы известных дизайнеров, конечно, выше, но при этом спрос на них довольно высокий.

Коллекция Весна-лето 2018

— В сравнении с зарубежными брендами, где эксклюзивные наряды стоят в десятки раз дороже, авторская мода у нас доступна и, как следствие, востребована. Причем вещи белорусских дизайнеров ценятся за границей, — признает Айплатов.

Неслучайно в Беларуси около тысячи предприятий занимаются выпуском изделий, так или иначе имеющих отношение к миру моды.

— Среди них появляются крупные бренды, которые двигают фэшн-рынок и определяют стоимость вещей. Вместе с талантливыми белорусскими дизайнерами они могут успешно развиваться в мировой индустрии моды, — считает кутюрье.

«Непризнанных гениев» хватает и в Италии»

Однако далеко не все начинающие модельеры способны мыслить реалистично и сдержать творческий перфекционизм.

— Многие не понимают, что мода — это прежде всего расчет затрат, рисков и условий реализации. Начинающие дизайнеры часто жалуются: мол, покупатель прижимистый, не хочет тратить деньги, — поясняет собеседник. — Такое можно услышать не только в Беларуси, но и в Италии или во Франции. Это общие проблемы «непризнанных гениев», которым хотелось бы заниматься только творчеством, забыв про требования реальности. Хотя талант дизайнера — это не только умение рисовать и работать с тканью. Нужно в первую очередь понимать своего покупателя.

Интересуемся, как завоевать благосклонность белорусов. Но Иван лишь пожимает плечами.

— Кто же знает! Но уж точно не низкой ценой. Стоимость предметов коллекции включает и расходы на материалы, и затраты на производство, и интеллектуальную составляющую. И лишь последнее можно скорректировать… в сторону увеличения, — улыбается дизайнер.

«Противостою мировой агрессии розовым кастетом и кирпичом»

Время от времени Иван Айплатов прибегает к дерзким вызовам, чтобы лучше донести свои идеи. Например, мастер придал игрушечному медвежонку форму боксерской перчатки и изготовил из пластика розовый кастет — тут вам и бижутерия, и символ борьбы с насилием.

Дизайнер находит современное общество излишне агрессивным. И потому вносит свой вклад в его «разоружение», превращая оружие в забавные предметы декора. «Ведь розовым пластмассовым кастетом нельзя причинить боль», — объясняет модельер.

Среди множества принтов Айплатова можно встретить многозначное изображение — кирпич с надписью «Мир». За ним стоит реальный брусок — один из тех, что образует стены Мирского замка. Он и вдохновил Ивана на создание арт-модели.

— Это ответ на события в странах-соседях, общую ситуацию в мире — хотелось таким способом выразить отношение к происходящему, и не только мое, но и белорусов в целом. Получилось символично: мода против мировой агрессии, — признается кутюрье.

По его словам, в Беларуси вполне комфортно жить и творить:

— Творческие люди могут создать здесь уют для себя и своих близких своими руками. Хотя, конечно, вкусы у всех разные, а главной трудностью в творчестве остается недопонимание. Но все эти проблемы преодолимы, пока рядом с нами те, ради кого стоит делать этот мир лучше.

***

Партнер материала:
Герой материала советует всем тарифы «Комфорт» и «Комфорт+» от velcom. В их пользу говорят безлимитные звонки и интернет-трафик, а также абонплата за полцены для новичков. Интернет, звонки и цены еще никогда не были настолько комфортными!

Материал подготовлен при поддержке velcom.

-35%
-15%
-50%
-23%
-20%
-10%
-20%
-15%
-10%
-20%
-28%
-50%