102 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  2. Минчанка из списка Forbes отсидела 20 суток и рассказала о «консервативном патриархате» в Жодино
  3. С 2 марта снова дорожает автомобильное топливо
  4. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  5. Тихановский о приговорах журналистам и активистам: Ложь и несправедливость порождают озлобленность
  6. Приход весны, борьба с частниками и акции солидарности. Что происходило в Беларуси 1 марта
  7. Один из главных претендентов на «Оскар» и еще пять премьер марта. Что идет в кино в этом месяце?
  8. МВД добилось своего: свидетели по административным делам могут настаивать на закрытых судах
  9. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  10. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  11. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  12. Виктор Лукашенко стал генерал-майором запаса
  13. «Жесточайшим образом останавливать». Чиновники взялись за аптеки, которые подняли цены из-за НДС
  14. Суды над журналистами, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  15. Витеблянину с онкозаболеванием за насилие над милиционерами дали 3,5 года колонии
  16. С 1 марта заработал обновленный КоАП. Новшества затронут почти всех белорусов
  17. «Личная инфляция»: лекарства и отдельные продукты в феврале подешевели, но в целом цены растут
  18. «Желающих помочь белорусам в их „хлопотном дельце“ много». Чем заняты «Народные посольства» за границей
  19. Экс-президента Франции Саркози признали виновным в коррупции и приговорили к тюремному заключению
  20. Лукашенко — главе КГК: Необходимо ввести ответственность и для тех, кто берет в конвертах деньги
  21. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  22. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  23. «Думал, что это простуда. Оказалось, нужна пересадка сердца». История Вячеслава, пережившего трансплантацию
  24. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
  25. «Тут мы ощущаем жизнь». Как семья горожан обрела счастье в глухой деревне и открыла там бизнес
  26. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  27. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  28. Читаете канал «Советская Белоруссия»? Говорим с его автором (нет, это не то же самое, что газета)
  29. В Новогрудке кто-то расстрелял из пневматики собаку. Пес умер, волонтеры обратились в милицию
  30. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят


/

Отправляемся на выставку Ива Сен Лорана, чтобы узнать, что могло вызвать  модный скандал в 1971 году.

Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent Фото Sophie Carre
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent Фото Sophie Carre
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent Фото Sophie Carre

И тут я испытала приступ зеленой зависти. Вызвал его широкоплечий охранник в черном костюме и черной рубашке, проверявший билеты на выставку скандальной коллекции весна-лето 1971 года Ива Сен Лорана. Точнее, не он сам, а значок на лацкане его пиджака – три переплетенные золотистые буквы YSL. Три буквы, за которыми прячется история кутюрье, разрешившего женщинам носить брюки и изменившего представления о женской одежде.

Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent

В январе 1971 года Ив Сен Лоран представил модной публике коллекцию "Освобождение", вдохновленную эстетикой 40-х годов: широкие квадратные плечи, танкетки, цветные колготки, красная помада и уложенные крупными локонами волосы моделей. Сегодня мы считаем моду 40-х годов элегантной и находим стилизации послевоенной эпохи в фильмах, журнальных съемках и коллекциях современных дизайнеров. А тогда журналисты и критики глубоко обиделись, увидев на подиуме модного дома на улице Спонтини напоминание о годах оккупации. Это казалось им безвкусным, уродливым и просто отвратительным. Пресса назвала коллекцию китчем и плохим вкусом. Газетные заголовки только и кричали о том, что Ив Сен Лоран оскорбил моду. Подумать только! Что бы они сказали о сегодняшних показах? Вообще, эта выставка поднимает одну из очень важных тем – тему отношений между творцом и критиками, творцом и аудиторией. Есть ли смысл писать негативные отзывы о коллекциях? Если дизайнер глуп, то даже самая справедливая критика ему не поможет. Если дизайнер умен, то он и сам прекрасно знает, что и где в коллекции он не доработал.

Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Вырезки из газет 1971 года © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Вырезки из газет 1971 года © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent

Но мы отвлеклись от выставки. На одну из стен зала проецируется видео, снятое больше 40 лет назад во время первого показа этой коллекции. На черно-белой пленке виден тесно набитый зал, приглашенные сидят в 4 ряда, некоторые стоят на винтовой лестнице, ведущей куда-то на второй этаж, они держат в руках блокноты и карандаши, но почти ничего не записывают. Пресса недовольна, журналистки поджимают губы, фыркают и презрительно ухмыляются, а один из гостей в первом ряду просто заснул.

Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent Фото Sophie Carre
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent Фото Sophie Carre
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent Фото Sophie Carre
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent Фото Sophie Carre

В интервью журналу Elle Ив Сен Лоран потом скажет, что он польщен такой реакцией. Ведь даже "Олимпия" Мане была принята похожим образом: публика считала картину позором и насмешкой и только потом признала ее шедевром. Что-то подобное случилось и с этой коллекцией: ее полюбила улица. Улица подхватила переосмысленный Сен Лораном ретростиль, облачилась в придуманные им костюмы, в жакеты с квадратным плечами, в легкие шелковые блузы с бантом, в расклешенные брюки и туфли на платформе. И не снимала с себя все это почти четверть века до середины 90-х годов, пока на подиум не вышли минимализм и андрогинность. Последнее, кстати, тоже появилось в моде с легкой руки Ива Сен Лорана. Самое интересное, что эта коллекция продолжает влиять на моду и сегодня: в недавней нашумевшей "бесполой" коллекции Алессандро Микеле для Gucci мы можем увидеть отсылку к силуэтам, мотивам и сочетаниям 1971 года. Правда, в 2015 году возмущение и интернет-баталии спровоцировала не тема ретро, а размытые гендерные границы одежды: эти костюмы могут носить как мужчины, так и женщины. И это в начале XXI века вызвало шок.

Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Gucci осень-зима 2015-2016, фото с сайта style.com (Yannis Vlamos)
Gucci осень-зима 2015-2016, фото с сайта style.com (Yannis Vlamos)

Выставка выстроена так, чтобы даже самый далекий от моды посетитель смог узнать обо всех этапах подготовки коллекции. Вы увидите нарисованные Ивом эскизы – то, с чего начинается любая коллекция –  и узнаете, что дизайнер предпочитал бумагу определенного формата – 12,4 на 32 см (этому он научился в ателье Кристиана Диора). К каждому эскизу прикреплен кусочек ткани. Принтами для этой коллекции занимался дом Abraham: Сен Лорану высылали на утверждение несколько образцов тканей, которые поступали в производство только после его одобрения. Вы можете сравнить эскиз с готовым платьем и рассмотреть все его детали. Одежда выставлена без стекла и витрин, без всякого барьера можно увидеть фактуру ткани, складки, швы и пуговицы, вышивку и аппликации. И там, среди всех этих платьев, архивных документов, фотографий, эскизов и старых журналов, вы можете представить себя на месте модных критиков в 1971 году и попытаться понять, что же вызвало их возмущение.

© Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
© Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
© Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
© Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent

"Перед тем как поменять одежду, нужно поменять образ мыслей". Это высказывание Сен Лорана актуально и сегодня. Скандальная коллекция, которая стерла границы между haute couture и prêt-à-porter, показала, что дизайнер как настоящий художник видит немного больше и заглядывает немного дальше, чем все остальные. Задача критиков и критиканов – дотянуться до его уровня, чтобы суметь понять его творчество. Вместо того чтобы отрицать все непривычное, стоит попытаться расширить свои представления о мире и выйти за рамки своих установок о прекрасном. В конце концов время покажет, кто был прав: недовольные критики или талантливый автор.

-5%
-20%
-50%
-25%
-10%
-10%
-10%
-10%
-33%
-50%
-50%