Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Стиль


/

Отправляемся на выставку Ива Сен Лорана, чтобы узнать, что могло вызвать  модный скандал в 1971 году.

Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent Фото Sophie Carre
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent Фото Sophie Carre
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent Фото Sophie Carre

И тут я испытала приступ зеленой зависти. Вызвал его широкоплечий охранник в черном костюме и черной рубашке, проверявший билеты на выставку скандальной коллекции весна-лето 1971 года Ива Сен Лорана. Точнее, не он сам, а значок на лацкане его пиджака – три переплетенные золотистые буквы YSL. Три буквы, за которыми прячется история кутюрье, разрешившего женщинам носить брюки и изменившего представления о женской одежде.

Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent

В январе 1971 года Ив Сен Лоран представил модной публике коллекцию "Освобождение", вдохновленную эстетикой 40-х годов: широкие квадратные плечи, танкетки, цветные колготки, красная помада и уложенные крупными локонами волосы моделей. Сегодня мы считаем моду 40-х годов элегантной и находим стилизации послевоенной эпохи в фильмах, журнальных съемках и коллекциях современных дизайнеров. А тогда журналисты и критики глубоко обиделись, увидев на подиуме модного дома на улице Спонтини напоминание о годах оккупации. Это казалось им безвкусным, уродливым и просто отвратительным. Пресса назвала коллекцию китчем и плохим вкусом. Газетные заголовки только и кричали о том, что Ив Сен Лоран оскорбил моду. Подумать только! Что бы они сказали о сегодняшних показах? Вообще, эта выставка поднимает одну из очень важных тем – тему отношений между творцом и критиками, творцом и аудиторией. Есть ли смысл писать негативные отзывы о коллекциях? Если дизайнер глуп, то даже самая справедливая критика ему не поможет. Если дизайнер умен, то он и сам прекрасно знает, что и где в коллекции он не доработал.

Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Вырезки из газет 1971 года © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Вырезки из газет 1971 года © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent

Но мы отвлеклись от выставки. На одну из стен зала проецируется видео, снятое больше 40 лет назад во время первого показа этой коллекции. На черно-белой пленке виден тесно набитый зал, приглашенные сидят в 4 ряда, некоторые стоят на винтовой лестнице, ведущей куда-то на второй этаж, они держат в руках блокноты и карандаши, но почти ничего не записывают. Пресса недовольна, журналистки поджимают губы, фыркают и презрительно ухмыляются, а один из гостей в первом ряду просто заснул.

Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent Фото Sophie Carre
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent Фото Sophie Carre
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent Фото Sophie Carre
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent Фото Sophie Carre

В интервью журналу Elle Ив Сен Лоран потом скажет, что он польщен такой реакцией. Ведь даже "Олимпия" Мане была принята похожим образом: публика считала картину позором и насмешкой и только потом признала ее шедевром. Что-то подобное случилось и с этой коллекцией: ее полюбила улица. Улица подхватила переосмысленный Сен Лораном ретростиль, облачилась в придуманные им костюмы, в жакеты с квадратным плечами, в легкие шелковые блузы с бантом, в расклешенные брюки и туфли на платформе. И не снимала с себя все это почти четверть века до середины 90-х годов, пока на подиум не вышли минимализм и андрогинность. Последнее, кстати, тоже появилось в моде с легкой руки Ива Сен Лорана. Самое интересное, что эта коллекция продолжает влиять на моду и сегодня: в недавней нашумевшей "бесполой" коллекции Алессандро Микеле для Gucci мы можем увидеть отсылку к силуэтам, мотивам и сочетаниям 1971 года. Правда, в 2015 году возмущение и интернет-баталии спровоцировала не тема ретро, а размытые гендерные границы одежды: эти костюмы могут носить как мужчины, так и женщины. И это в начале XXI века вызвало шок.

Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Yves Saint Laurent весна-лето 1971 haute couture © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
Gucci осень-зима 2015-2016, фото с сайта style.com (Yannis Vlamos)
Gucci осень-зима 2015-2016, фото с сайта style.com (Yannis Vlamos)

Выставка выстроена так, чтобы даже самый далекий от моды посетитель смог узнать обо всех этапах подготовки коллекции. Вы увидите нарисованные Ивом эскизы – то, с чего начинается любая коллекция –  и узнаете, что дизайнер предпочитал бумагу определенного формата – 12,4 на 32 см (этому он научился в ателье Кристиана Диора). К каждому эскизу прикреплен кусочек ткани. Принтами для этой коллекции занимался дом Abraham: Сен Лорану высылали на утверждение несколько образцов тканей, которые поступали в производство только после его одобрения. Вы можете сравнить эскиз с готовым платьем и рассмотреть все его детали. Одежда выставлена без стекла и витрин, без всякого барьера можно увидеть фактуру ткани, складки, швы и пуговицы, вышивку и аппликации. И там, среди всех этих платьев, архивных документов, фотографий, эскизов и старых журналов, вы можете представить себя на месте модных критиков в 1971 году и попытаться понять, что же вызвало их возмущение.

© Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
© Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
© Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent
© Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent

"Перед тем как поменять одежду, нужно поменять образ мыслей". Это высказывание Сен Лорана актуально и сегодня. Скандальная коллекция, которая стерла границы между haute couture и prêt-à-porter, показала, что дизайнер как настоящий художник видит немного больше и заглядывает немного дальше, чем все остальные. Задача критиков и критиканов – дотянуться до его уровня, чтобы суметь понять его творчество. Вместо того чтобы отрицать все непривычное, стоит попытаться расширить свои представления о мире и выйти за рамки своих установок о прекрасном. В конце концов время покажет, кто был прав: недовольные критики или талантливый автор.

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-12%
-25%
-20%
-15%
-30%
-20%
-10%
-30%