Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Стиль


/

Передо мной в музей моды во Дворце Гальера на выставку Жанны Ланвен шла молодая мама с дочкой лет семи. Она держала ее за руку и объясняла, чем отличается высокая мода (haute couture) от готовой одежды (prêt-à-porter). Мне хотелось ускорить шаг, чтобы услышать, как говорят о моде с маленькими француженками, но тут я почувствовала чей-то укоризненный взгляд. Это была мадам, возраст которой определить невозможно: серебряные гладкие волосы, стрижка каре, сухие тонкие запястья и массивная бижутерия цвета белого золота. Ей с одинаковым успехом может быть и 75, и 95 лет. Ее поддерживает под руку дочь с такими же серебряными волосами. Они тоже идут на эту выставку, медленно и осторожно поднимаясь по красивой лестнице музея Гальера в похожих черных замшевых туфельках на крохотных каблучках.

Оказавшись внутри и оглядевшись вокруг, я поняла, что большинство посетительниц – это мамы с дочерьми всех возрастов: от полугода до 90 лет. Почему же они все пришли именно на выставку Jeanne Lanvin? Давайте подслушаем, о чем они говорят, и вместе с ними рассмотрим экспонаты выставки.



Каждой французской (и не только французской) моднице известен логотип дома Lanvin: мама и дочь в развевающихся платьях и кейпах держат друг друга за руки и, кажется, вот-вот начнут кружиться. Знаменитый логотип был нарисован художником Полем Ирибом в 1924 году и отражает всю суть модного дома: тесную связь между Жанной и ее обожаемой дочерью Маргаритой. Жанна Ланвен была старшей из 11 детей и уже в 13 лет стала ученицей модистки. В 22 появляется ее первый шляпный бутик, а еще через 4 года – дом Lanvin переезжает на престижную улицу Фобур-Сент-Оноре. Чуть позже она открывает бутики в Довилле, Биаррице, Каннах, Барселоне, Буэнос-Айресе, завоевывает весь мир и становится кавалером ордена Почетного легиона. Параллельно с этим она успевает выйти замуж, родить дочь Маргариту, развестись и снова выйти замуж. Именно дочь становится для нее тем человеком, ради которого она не переставала творить.

Жанна Ланвен © Laure Albin Guillot / Roger-Viollet
Жанна Ланвен © Laure Albin Guillot / Roger-Viollet

"Regarde, видишь, как отражается в зеркале бантик на платье?" – говорит мама своей дочери. Я тоже смотрю туда, куда она указывает, и вижу, как в тройном зеркале со всех сторон отражается платье, маленькая девочка и ее мама. И мгновенно отмечаю, как же они похожи: в этом волшебном зеркале маленькая девочка может увидеть, как будет выглядеть лет через 25. Кураторы выставки Оливье Сайяр и креативный директор дома Lanvin Альбер Эльбаз не случайно везде спрятали зеркала, и не только с той целью, чтобы дать нам возможность получше рассмотреть платья. Зеркала удваивают и утраивают красоту выставленных туалетов, усиливают сияние вышитых кристаллов и добавляют в пространство музея немного колдовства.



На эскизах Жанны Ланвен модель не изображена одна – она держит за руку свою маленькую копию, чье платье не уступает в элегантности платью мамы. В миниатюрные платья с шелковой лентой, завязанной пышным бантом, хочется наряжать маленьких принцесс. Бант для Жанны – это не просто декор, это символ связи с дочерью, та самая неразрывная нить, которая их соединяет.

Colombine, 1924-25 © Katerina Jebb
Colombine, 1924-25 © Katerina Jebb
Эскиз платья Les petites filles modèles, 1925 © Patrimoine Lanvin
Эскиз платья Les petites filles modèles, 1925 © Patrimoine Lanvin
Платье Les petites filles modèles, 1925 © Katerina Jebb
Платье Les petites filles modèles, 1925 © Katerina Jebb

"Chérie, какой из этих оттенков синего тебе нравится?" – спрашивает одна подружка у другой. Хороший вопрос! Ланвеновский синий насчитывает десятки оттенков: лазурь, небесно-голубой, лаванда, индиго, цвет ночного неба, сапфир, королевский синий. Жанна полюбила синий цвет, разглядывая росписи Фра Анжелико и витражи готических церквей.



Эскиз платья La Diva, 1935-36 © Patrimoine Lanvin
Эскиз платья La Diva, 1935-36 © Patrimoine Lanvin
Платье La Diva, 1935-36 © Katerina Jebb
Платье La Diva, 1935-36 © Katerina Jebb

Впрочем, на этом религиозные отсылки в творчестве Ланвен не заканчиваются. Жанне было близко строгое сочетание черного и белого в одеянии католического духовенства, а в ее вечерних платьях можно увидеть намек на сутану и монашескую рясу.





"C’est magnifique!". Что же там такого прекрасного, думаю я и прохожу в следующий зал, где выставлены платья Ланвен с Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств 1925 года. Эта выставка была решающей для французской модной индустрии, потому что мода была включена в разряд декоративных искусств, а модным кутюрье был отведен целый павильон, в котором значительное место занимали платья Жанны Ланвен: Lesbos, La Duse, Mille et Une Nuits, Prélude и La Cavallini. Невозможно оторвать взгляд от серебряного ламе на сатиновом шелке цвета абсента, жемчужной вышивки, аппликаций из кристаллов Swarovski, совсем не потускневших за 90 лет, и узоров из бирюзовых бусин на шелковом крепе цвета морской волны. Мы уже знаем, какое значение вкладывала Жанна в огромный вышитый кристаллами бант на черной тафте вечернего платья La Cavallini.

Эскиз платья Lesbos, 1925 © Patrimoine Lanvin
Эскиз платья Lesbos, 1925 © Patrimoine Lanvin
Платье Lesbos, 1925 © Katerina Jebb
Платье Lesbos, 1925 © Katerina Jebb


Эскиз платья La Cavallini, 1925 © Patrimone Lanvin
Эскиз платья La Cavallini, 1925 © Patrimone Lanvin
Платье La Cavallini, 1925 © Katerina Jebb
Платье La Cavallini, 1925 © Katerina Jebb

Жанна Ланвен вновь принимает участие в Международной выставке в 1937 году, но настроение у ее платьев уже совсем другое. Париж отказывается верить в неизбежность войны и стремится забыться в развлечениях, кабаре, ресторанах и балах. Для haute couture наступила золотая пора: клиентки хотели красоты и блеска, как будто чувствовали, что будут лишены этого многие годы. В мастерских Lanvin продолжают расшивать вручную подол, рукава и пояса, но цвета становятся намного темнее, а силуэты – более закрытыми. Последнее творение Жанны Ланвен представляет собой вечернее манто из темно-синей тафты с пышными рукавами и совсем без декора. Простотой и минимализмом оно напоминает монашеское одеяние.





Манто, 1937 © Katerina Jebb
Манто, 1937 © Katerina Jebb
Эскиз платья Scintillante, 1939 © Patrimoine Lanvin
Эскиз платья Scintillante, 1939 © Patrimoine Lanvin
Платье Scintillante, 1939 © Katerina Jebb
Платье Scintillante, 1939 © Katerina Jebb

Покидая выставку, мамы и дочки улыбались. Потому что нельзя не улыбаться, когда ты только что прикоснулся к чему-то прекрасному. А благодаря многочисленным зеркалам прекрасное на этой выставке множилось и множилось: ты вглядывался во все эти отражения, пытаясь запомнить все эмоции, чтобы унести их с собой и потом поделиться ими с мамой. Чтобы она тоже улыбнулась.

Нужные услуги в нужный момент
-90%
-10%
-25%
-10%
-10%
-30%
-15%
-40%
-50%