• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Стиль


/

"J'adore votre sac". "Мне нравится ваша сумка", – сказала мне мадам в черных укороченных брючках и черном смокинговом жакете. Мадам очень удивилась, когда узнала, что сумка от белорусского дизайнера. Наверное, ее удивили две вещи: то, что есть страна Беларусь, и то, что в этой стране есть модные дизайнеры. Мы стояли рядом в очереди в музей Гран Пале в Париже, чтобы попасть на выставку, посвященную творчеству известного французского кутюрье Жан-Поля Готье, которая продлится до 3 августа.

Это было 8 мая, Елисейские поля перекрыты из-за праздничных мероприятий и нужно выйти из метро чуть раньше и пройти одну остановку до музея пешком. Главный парижский проспект украшен триколорами, вокруг полно зевак, туристов и полицейских в парадной форме. Я говорю мадам спасибо и делаю ответный комплимент ее двуцветным балеткам Chanel. Завязывается обычный разговор ни о чем и обо всем. Я узнаю, что мою собеседницу зовут Надин, она приехала в Париж на праздничные выходные вместе со своей дочкой Мари из маленького городка в часе езды от столицы и что они очень хотят попасть на выставку Готье. Очередь между тем двигается медленно, сотрудник музея подошел к нашему концу очереди и объявил, что стоять придется около трех с половиной часов. Я спрашиваю у Надин и Мари, готовы ли они ждать так долго. Naturellement. Естественно. И тут я задумалась, что такого важного может быть в творчестве дизайнера, если люди приезжают специально из других городов, чтобы отстоять длинную очередь и увидеть его платья. Вот вы готовы стоять три часа, чтобы посмотреть на одежду? А французы готовы. Чтобы узнать почему, нужно попасть на эту выставку.

В первом зале зрителей встречают вещи, на первый взгляд никак друг с другом не связанные: комплект из юбки-пачки и косухи с шипами, платье из мусорного мешка, сумочка из консервной банки и украшения из металлических губок для чистки сковородок. Речь идет о первом показе Готье, для которого он искал ткани на блошином рынке: в ход пошли коврики, скатерти и салфетки. Культурная революция 70-х требовала новой моды: свободной от условностей, бунтующей и шокирующей. Эту моду и стал делать Готье, одним из первых уловивший дух времени. Кого сегодня удивишь сочетанием косухи и воздушного платья? Клетчатой рубашки и шелковой юбки? Грубых мотоциклетных ботинок и кружевного наряда? А тогда это было свежо и необычно. Готье прожил некоторое время в Лондоне и привез оттуда любовь к панк-культуре, ирокезам, тату, пирсингу и британскому флагу. Всем сегодняшним гранжем, сочетанием несочетаемого и небрежностью мы обязаны Готье. Осмелься выразить себя, играй и будь свободным – к этому призывает дизайнер.

Стенд выставки Jean Paul Gaultier, © Rmn-Grand Palais / photo François Tomasi
Стенд выставки Jean Paul Gaultier, © Rmn-Grand Palais / photo François Tomasi

Следующий зал застает врасплох. Кажется, что на подиуме стоят живые модели: они скучают, зевают, улыбаются, поджимают губы, ухмыляются, вздыхают, смотрят тебе прямо в глаза и поют. Через несколько мгновений ты понимаешь, что на лица манекенов проецируется видео. Проекторы подвешены к потолку и ты не сразу их замечаешь. В одном из манекенов можно узнать самого Готье. Он приветствует публику, рассказывает о выставке, своих музах, любви к тельняшкам и корсетам.

Emil Larsson. Nana, 2013, © Emil Larsson
Emil Larsson. Nana, 2013, © Emil Larsson

Первый корсет маленький Жан-Поль пытался смастерить из газеты для своего плюшевого медвежонка по имени Нана. Потом этот конусообразный корсет не раз будет повторяться в коллекциях дизайнера, а всемирную известность ему принесет Мадонна, для гастрольного тура которой Жан-Поль разрабатывал костюмы. Сам Готье признается, что у них с Мадонной очень много общего, а именно – чувство юмора, ирония, смелость и стремление смешивать в одном образе мужское и женское.

Стенд выставки Jean Paul Gaultier, © Rmn-Grand Palais / photo François Tomasi
Стенд выставки Jean Paul Gaultier, © Rmn-Grand Palais / photo François Tomasi

Вообще такая популярная сейчас тема гендерного смешения очень громко звучит у Готье уже лет 40. Готье борется с табу и предрассудками, высмеивает тех, кто требует от женщин быть "сексуальными дурочками", а от мужчин – "мачо", понимает, что в каждом человеке есть мужское и женское начало, и любит это подчеркивать. Женщин он показывает сильными амазонками, а мужчинам предлагает не бояться демонстрировать свою слабость. Готье заново создает мужчину и одевает его в костюм. В костюм с юбкой. Мужчина в юбке от Готье не выглядит смешно, как не выглядят смешно шотландцы в килтах. Наоборот, в этом жесте и даже поступке очень много уважения к женщине. Ведь мужчина, который надевает юбку, не просто эпатирует прохожих, он еще и демонстрирует, что относится к женщине как к равной, раз не считает ниже своего достоинства позаимствовать вещь из ее гардероба.

Стенд выставки Jean Paul Gaultier, © Rmn-Grand Palais / photo François Tomasi
Стенд выставки Jean Paul Gaultier, © Rmn-Grand Palais / photo François Tomasi

В последнем зале публика задерживается надолго: здесь представлены вещи из кутюрных коллекций. Без витрин и без стекла. Когда еще можно так близко рассмотреть все детали ручной работы? Например, сапоги-ботфорты, словно сплетенные из нескольких сотен… перьев. Или маленькая сумочка с серебряной пряжкой в виде головы быка, которая крепится к поясу с помощью застежки в форме дамского запястья. Или наряд из крокодиловой кожи, где тончайшие кожаные полоски нашиты на прозрачную основу. И невероятные футуристичные свадебные платья. Если юный Готье применял материалы, найденные на барахолке, чтобы встряхнуть социальные устои, то зрелый Готье пользуется более рафинированным и сложным языком – языком высокой моды.

Стенд выставки Jean Paul Gaultier, © Rmn-Grand Palais / photo François Tomasi
Стенд выставки Jean Paul Gaultier, © Rmn-Grand Palais / photo François Tomasi

Проходя из зала в зал, замечаю, как много вокруг людей в тельняшках. И это неслучайно. Жан-Поль вместе с Коко Шанель и Пикасссо был одним из тех, кто популяризовал тельняшку и превратил ее в модную униформу. В прошлом году модный "enfant terrible" заявил, что покидает мир prêt-à-porter, чтобы сосредоточиться на haute couture. Может, одной из причин этого решения было то, о чем модельер не сказал: мода стала слишком предсказуемой, коммерческой и серьезной. В ней сегодня мало бунтарства и протеста. И в ней не хватает нового смельчака Готье.

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-35%
-25%
-20%
-30%
-30%
-40%
-25%
-10%
-30%
20170626