Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Стиль


Из первой части материала о белорусской модной журналистике мы узнали, что модные блогеры думают о fashion-журналистике и какие задачи они перед собой ставят. Во второй части мы спросили у отечественных дизайнеров, чего им не хватает в модных обзорах и какое значение они придают отзывам модных журналистов и блогеров. А также попросили опытных и известных fashion-журналистов дать пару рекомендаций, как писать хорошие модные рецензии.

Что ожидают дизайнеры?

Большинство дизайнеров интересуются отзывами о своих коллекциях в СМИ и в модных блогах. Например, Ольга Кучеренко читает модные отчеты, чтобы составить общую картину того, как воспринимается ее труд:

Фото Ольги Скрундь
Фото Ольги Скрундь

"Блогер – это то самое звено между обычным человеком и журналистом. В отличие от журналиста у блогера более свободный стиль письма и соответствующее восприятие коллекции. Но он все же более профессионально оценивает показ, посыл коллекции и саму коллекцию, чем обычный человек. Самых активных fashion-блогеров я приглашаю на свои показы в первый ряд, чтобы они могли детально рассмотреть мои коллекции, как и журналисты, освещающие показы на Неделе моды. Есть несколько блогеров, к чьему мнению я прислушиваюсь. И если они не написали пост о моем показе, то я могу сама спросить при личной встрече, что они думают.

Для меня главное, чтобы отзыв был написан человеком, который понимает то, о чем он говорит. Я только за конструктивную критику. Я бы даже сказала, что я люблю ее читать. В модных обзорах (как в прессе, в глянце, так и в постах модных блогеров) мне бы хотелось видеть большего освещения ситуации fashion-среды в Беларуси, а не только мировой моды, тенденций и показов в Париже или Милане. Я считаю, что если ты журналист или блогер, который живет, работает и "болеет" за развитие этой сферы в нашей стране, то каждый должен делать что-то для этого самого развития".

Дизайнер Татьяна Тур также старается читать отзывы и критику о своих коллекциях и поддерживает связь как с начинающими, так и узнаваемыми авторами:

Фото со страницы Тани Тур в социальной сети
Фото со страницы Тани Тур в социальной сети 

"По итогам Недели моды выходит много материалов. Но бывает, мне не хватает профессионализма в определении плюсов и минусов. Я считаю, что не каждый способен качественно преподнести свой материал. Порой встречается более любительский подход. К здоровой критике нужно и важно относиться с пониманием: научиться выносить из этого пользу и устранять ошибки.

В модных обзорах мне не хватает проведения параллелей. Недостаточно просто показать снимки с показов. Нужно найти источник, сравнить с уже существующими работами. Скажем так, копать поглубже, попытаться разобрать в построении коллекции, ее философии".

Дизайнер Анастасия Миронович выбрала блогера Люсю Назаренко лицом своей осенне-зимней коллекции, хотя прямых клиентов из блогосферы это не привело:

Фото со страницы Анастасии Миронович "ВКонтакте"
Фото со страницы Анастасии Миронович "ВКонтакте" 

"Мне кажется, что область модного блогинга у нас только развивается. Но, безусловно, у нас есть ряд референтных личностей, к мнению которых прислушиваются остальные. Блогер больше говорит о своих предпочтениях, пропускает показ или коллекцию через себя. Журналист же дает более общую описательную характеристику представленному. Хотелось бы, чтобы, к примеру, после Недели моды можно было увидеть посты от fashion-блогеров с собственными фотографиями. А то каждый из них приходит со своей камерой, а впоследствии на просторах интернета видишь кадры одного-двух авторов".

Однако не все дизайнеры следят за комментариями о своих коллекциях и справедливо замечают, что к критике от непрофессионалов нельзя относиться серьезно. Например, Татьяна Аржанова, чьи работы оценил сам маэстро Александр Васильев, отзывается так: "Я никогда не буду серьезно воспринимать девочек без модного образования, пишущих о моде. К критике я никак не отношусь и всегда говорю: "Сделай лучше!". Таня не только делает свое дело хорошо, она еще и учит других, как сделать лучше: недавно дизайнер открыла школу конструирования и моделирования SEW FASHIONABLE SCHOOL.

Фото со страницы Татьяны Аржановой в социальной сети, где Александр Васильев поставил отметку "нравится".
Фото со страницы Татьяны Аржановой в социальной сети, где Александр Васильев поставил отметку "нравится". 

Людмила Лабкова предпочитает общаться с теми, кто тратит свое время на реальную работу, а не на создание своего имиджа:

ludmilalabkova.com

"Я уважаю и восхищаюсь журналистами, которые всегда в курсе событий и не домысливают ситуацию, а дают объективную оценку происходящему. Во всем мире модные критики и эксперты – это мастера слова и тонкие ценители искусства, это люди, находящиеся в центре происходящего и активно участвующие в общем движении под названием "модная индустрия". Они не сторонние наблюдатели. У нас это не так. Работая много лет в белорусской моде, могу сказать, что журналисты, понимающие и знающие мир моды, судить не берутся, а лишь подают информацию на суд зрителя. Те же, кто хочет привлечь к себе внимание, устраивают конкурсы мнений и гонят волну негатива, потому что скандал – это лучший пиар. Я не против конструктивной критики. Я счастлива услышать мнение знающего человека: это школа, это движение вперед. Но реагировать на критику людей, которые просто решили пописать о том, что я так или не так сделала, я не могу, потому что не воспринимаю их всерьез. В нашей стране явление модной критики так ново, что я не вижу четкого разделения на журналистов и блогеров. Мне хотелось бы читать отзывы о своих коллекциях от таких профессионалов, как Эвелина Хромченко или Александр Васильев, например. Мне не хватает авторитетов и их мнений, я не знаю модных критиков в Беларуси. Надеюсь, что это мое упущение и в скором будущем у нас появится ряд уважаемых профессионалов".

Что думают журналисты?

Найти спикеров среди fashion-журналистов оказалось непросто. Дело не в том, что мало людей, пишущих о моде. Дело в том, что мало настоящих профессионалов – тех, чье мнение действительно интересно, важно и весомо.

Ирина Жукова, журналист и автор ироничных текстов о моде (и не только), рассказывает, как написать качественную модную рецензию:

"Сложно сказать, как именно должен выглядеть профессиональный обзор модной коллекции: это зависит от того, в каком жанре автору удается работать наиболее ярко, от того, что допустимо или, напротив, не приветствуется редакционной политикой. На мой взгляд, нужно бежать равно как от тривиального описания очевидных вещей, как-то: перечисление оттенков (если, конечно, "драматургия" вашей рецензии не выстроена вокруг цвета и из гаммы коллекции вы выводите некие новые смыслы), и от излишнего погружения в профессиональные тонкости кроя, технологии тканей и проч. Здорово, если вы в них разбираетесь (и, в общем-то, должны!), но даже музыкальная рецензия, состоящая из конструкций наподобие "Для мелодий характерны изысканные хроматизмы, задержания при ясной мажорной или минорной ладовой основе и простоте гармонических функций" будет интересна только трем с половиной читателям.

Надо умело балансировать между двумя крайностями – легкостью текста и в то же время его глубиной. Но готового рецепта здесь, разумеется, нет, и наивно полагать, что формулы Сьюзи Менкес или Кэти Хорин будут работать для всех одинаково. Хотя присмотреться к их приемам – композиционными и стилистическим – стоит. Равно как и читать, все время читать! Обширная культурологическая база будет отличным цементом для любой рецензии: и это, на самом деле, очень интересная игра, в которой в процессе работы память внезапно подсовывает неожиданные сравнения и аналогии.

Как правильно высказывать критику и кто должен ее высказывать вообще? На этот вопрос у меня нет однозначного ответа, но зато, со своей стороны, у меня есть вопрос к редакторам, которые утверждают тексты сомнительной ценности. Беда не в том, что девочка написала чушь, именуя это критическим видением того или иного явления. Беда в том, что редактор (в погоне за трафиком? из слабого владения темой? от отсутствия других материалов в рубрику?) ставит этот текст. За ним последнее слово в генерировании контента, а не за этими девочками. У девочек, творческий зуд которых не унять, в конце концов всегда остаются блоги, а тут и спрос другой.

Разница между модным блогером и журналистом вовсе не в уровне владения темой, как думают некоторые. И не в объективности – мы же говорим не о новостной журналистике, а о модной, а она, как и все в сфере чувственного, субъективна и полемична (что нормально). Есть чудовищные журналисты, и есть прекрасные блогеры; бывает и наоборот. Разница только в том, что журналист всегда менее свободен априори. Он скован определенными редакционными конвенциями. Он раб формата той или иной редакции. Блогер может ругнуться матом. И, кстати, обсценная лексика порой только украшает рецензию".

Статьи Алены Поповой когда-нибудь войдут в первый отечественный сборник "50 образцовых текстов о моде". Алена Попова, доктор филологических наук, лингвист, специалист в сфере fashion-PR, байер бутиковой сети (1995-2004), научный редактор сборника "Fashion-бизнес: теория, практика, феномен" под редакцией Николы Уайт и Йена Гриффитса и других учебных материалов в области моды и коммуникации, поделилась рефлексией о fashion-журналистике вообще:

Фото Андрея Щукина
Фото Андрея Щукина

"О блогерах и журналистах, в принципе, очень точно сказал Владимир Владимирович Познер. И если к его словам добавить – блогеры и журналисты, пишущие на тему fashion, – то, собственно, и получится то, что совпадает с моими ощущениями.

Fashion-журналистика – это экспертная журналистика. Поэтому по сути организации содержания она ничем не отличается от финансово-экономической, спортивной или политической журналистики.

Высокий стандарт профессии задан итальянками Франкой Соццани, Патрицией Гатти, Изабеллой Паницца-Катлер, британкой Сьюзи Менкес. Если пройти по указанной ссылке, то становится понятен профессиональный путь грамотного fashion-журналиста. В русскоязычном пространстве лично я отдаю предпочтение Андрею Аболенкину и Галине Истоминой. Аболенкина трудно назвать при этом журналистом. Он блестящий аналитик моды, обладающий уникальным литературным даром, от его текстов получаешь многократное удовольствие: великолепный русский язык, точные формулировки, ювелирно расставленные акценты. В этом ряду обязательно нужно упомянуть блистательную Юну Завельскую – главного редактора российского журнала "Pro-fashion".

Сегодня тема моды в медиапространстве живет на всех его этажах, но если мы говорим о fashion-журналистике, то каждый, кто претендует на попадание в этот узкий круг, должен понимать на экспертном уровне fashion-индустрию как таковую, знать точно ее механизмы, обладать различными компетенциями, принятыми в экспертных медиа в качестве основных, т.е. знать правила игры. Этому нужно учиться, в этом нужно работать – очень, очень, очень много работать, в том числе над собой. На постсоветском пространстве сложнее постигать эту профессию, потому что слабо развита база – фундамент индустрии – производство. Но ведь мир открыт, возможностей миллион. Главное – понять, что fashion – это твое, что это серьезный бизнес и что придется работать все время – без выходных, без нормированного рабочего дня и очень часто – без денег. По крайней мере на первых порах. И учиться. В том числе терпеливости и вежливости.

И в заключение хочу добавить: за последние десять лет в Беларуси (не говоря уже о России, Украине, Прибалтике) появились классные фотографы, стилисты, иллюстраторы. Качественные fashion-журналисты тоже появятся – уже есть минимум двое с отличным потенциалом".

Отечественная fashion-журналистика переживает сейчас увлекательную стадию. У читателя просыпается огромный интерес к моде, а статьи о стиле обгоняют по популярности некоторые политические новости. СМИ испытывают нехватку авторов, пишущих о моде просто, профессионально и интересно. Писать о моде начинают многие, но останутся "служить" в модной индустрии только те, кто будет делать качественный и конкурентоспособный медиапродукт. А для этого нужно попасть в среду профессионалов и много-много учиться.

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-11%
-50%
-35%
-10%
-65%
-10%
-10%
-10%
-10%