Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Стиль


/

Вкус – это понятие расплывчатое, в которое каждый вкладывает свое. Мало того, что дать точное определение вкусу затруднительно, так надо еще и попытаться объяснить разницу между хорошим и плохим вкусом. Нет, без специальных знаний здесь никак не обойтись.
Мы обратились за разъяснениями к Фредерику Годару, профессору французской бизнес-школы INSEAD в Фонтенбло, в чей круг научных интересов входит исследование моды, стиля, люкса и креативного процесса как социальных феноменов, а также изучение поведения покупателей люксовых товаров в различных странах.

фото

- Фредерик, какое определение вкусу дают исследователи?

- В понимании социологов вкус – это социальная компетенция, которая формируется и развивается во время различных процессов социализации: в семье, в школе, на работе, во время общения с друзьями и коллегами. В определенной степени вкус связан с социальной группой или классом, к которому вы принадлежите.

- Вы написали главу "Как история, культура и демография повышают потребление люксовых товаров в России" в книге "Люксовые бренды в странах с растущей экономикой". И вы объясняете популярность "гламура" у российских женщин (с которыми у нас много общего) демографическими причинами. В книге приведены данные, согласно которым, в России мужчин на 11 миллионов меньше, чем женщин, и они живут на 10-15 лет меньше, чем женщины. Это приводит к конкуренции за мужское внимание среди женщин и к желанию быть заметной. Как вы считаете, эта сумасшедшая любовь к "гламуру" когда-нибудь пройдет?

фото

- Любовь россиян к гламуру завораживает. В какой-то степени это уже стало отличительной чертой русского стиля в глазах остального мира. Но понадобится немного времени и мало-помалу появится стиль, противопоставляющий себя гламуру. Так произошло и в Китае, и на Ближнем Востоке. Случай Китая очень интересен и чем-то похож на российскую историю: курс на обезличивание, установленный Мао, привел к тому, что традиционный китайский стиль и народные промыслы практически исчезли. Это открыло беспрепятственный путь западной моде, особенно французским и итальянским брендам, которые очень легко и быстро укрепились на этом рынке. Сегодня с ростом среднего класса гламур уступает место современному китайскому стилю. Обычно мода и стиль противопоставляются традициям, но могут и соединяться в единое целое, как это случилось в Китае. К сожалению, я не очень хорошо знаком с Беларусью, иначе я бы дал более детальный комментарий…

фото

- Как можно развить вкус?

- Что значит развить вкус? Это значит изменить его таким образом, чтобы он соответствовал вкусу определенной референтной социальной группы (например, группе модных дизайнеров). Следовательно, развить свой вкус можно, но это подразумевает отказ от своей предыдущей социальной идентичности. Вы должны расстаться с вашими прошлыми вкусовыми предпочтениями и заново начать процесс социализации, чтобы сформировать новую социальную идентичность.
Я вижу здесь два основных условия. Во-первых, необходим гид (коуч, учитель), который будет мотивировать человека пытаться развить вкус. Во-вторых, нужно все время искать новые возможности общения с интересными людьми, у которых вы могли бы поучиться. Это условие может оказаться непростым: как установить контакт с другими людьми, обладающими хорошим вкусом? Коуч может, конечно, помочь, но для некоторых финансовые затраты на него могут оказаться важнее внутренней мотивации. Небольшое замечание: коуч совсем необязательно должен быть профессионалом. Это может быть кто-то из ваших близких или приятель.

фото

 - А у вас есть коуч, к рекомендациям которого вы прислушиваетесь?

- Моими учителями являются члены моей семьи, которые хорошо разбираются в моде и имеют "наметанный глаз". Иногда я советуюсь с моими друзьями из мира моды…

- Как связаны между собой мода и вкус?

- Вкус и мода тесно связаны между собой, но это разные вещи. Вкус – это способность интерпретировать и подстраивать под себя различные модные тенденции. Таким образом, следовать моде не означает иметь хороший вкус: нужно еще уметь правильно комбинировать вещи, красиво их носить и дополнять аксессуарами. Мода проходит, вкус остается.

фото

- Другими словами, то, что модно сегодня, может стать плохим вкусом завтра?

- Да, мода не связана с биологической или экономической необходимостью: мы меняем одежду на более модную, потому что другие так делают. По определению, мода – это такой процесс, который ведет к быстрой смене стилей: то, что было ужасно вчера, может стать прекрасным завтра. То, что считается красивым сегодня, может стать безобразным завтра, но, возможно, снова вернется в моду послезавтра.

Итак, социологи и антропологи научно подтверждают то, что мы и сами интуитивно понимаем: вкус тесно связан с социальной структурой общества, а хороший вкус всегда задавался (и сейчас задается) представителями высшего социального класса данного общества. Раньше моду и правила хорошего вкуса диктовали аристократы и дворяне, но после революций у нас этот класс оказался полностью стертым.

фото

А необходимость в примере для подражания осталась. Поскольку свято место пусто не бывает, то роль арбитров вкуса взяли на себя (не без нашего молчаливого согласия) второсортные певички из группы "Поющие трусы" или нувориши, сделавшие состояние на быстрых деньгах. И те, и другие, как правило, далеки от того, чтобы на них равняться. Сейчас мы наблюдаем, как постепенно зарождается креативный класс, появляются интересные персонажи с собственным стилем, развивается модная журналистика. Мы узнаем о талантливых молодых дизайнерах, мы видим, как мало-помалу в лучшую сторону меняется стиль толпы на улицах. Именно творчество дизайнеров является важнейшим фактором развития хорошего вкуса в обществе. Чем больше их будет, чем острее будет конкуренция за внимание клиента между ними, тем быстрее будет развиваться мода, тем больше у нас будет возможностей для самовыражения и тем шире будет выбор примеров хорошего вкуса.

Да, последние лет 100 нам было не до моды. Но мы найдем себя, вспомним свое культурное наследие, прибавим к нему лучшие достижения мировых подиумов, пропустим все это через призму сегодняшнего дня и придем от беспощадного гламура к хорошему вкусу.