Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Стиль


Кажется, что они не просто разбросаны по ткани, а радостно скачут по ней, эти аккуратные круглые горошинки, тем самым ненавязчиво напоминая, что недаром английское название этого узора, "polka dot", связано с веселым танцем "полька".

Да, ткань в горошек многие воспринимают как слишком по-детски наивную или же слишком "в стиле ретро". Но, во-первых, ничего плохого ни в том, ни в другом нет, а во-вторых, все гораздо сложнее... И интереснее.

Да и сам горошек отнюдь не так прост.

Прошли те времена, когда он просто, без особых изысков, покрывал пышные юбки и платья, купальники и платки, шарфы и галстуки. Теперь в одном наряде могут сочетаться горошек крупный и мелкий, на плотной ткани и прозрачной; он коварно, подобно горошку душистому и вьющемуся, может проникнуть в самые неожиданные места, в том числе и в зимнюю одежду.

А на модных сейчас силуэтах даже сам "старый добрый" горох тоже будет смотреться весьма современно. Впрочем, он еще довольно молод! Мода на горошек, с одной стороны, возникла куда раньше, чем нам кажется (например, середина XX века, когда этот узор пользовался огромной популярностью), с другой – и не так давно.

Это сейчас он кажется нам радостным и энергичным, а некогда пятнышки в западной культуре ассоциировались с вещами неприятными – пятна на коже от болезней, брызги крови и тому подобное.

Но шли годы, и вот уже дамы добровольно стали украшать лица темными пятнышками, искусственными родинками, так называемыми "мушками", которые были призваны оттенить белизну кожи. А оттуда, как оказалось, было уже и рукой подать до пятнышек на ткани. Так узор "горошек" начал свой путь в моде, пусть этот путь оказался и не более легким, чем у узора "полоска", тоже поначалу ни с чем хорошим не ассоциировавшимся.

В конце XVIII века на смену стилю рококо приходит ампир, кажущийся по сравнению со своим предшественником куда более воздушным и легким.

Светлые тонкие материи, мелкий изящный рисунок – теперь, в эпоху, когда ткани делаются с помощью машин, стало куда проще равномерно распределить рисунок по их поверхности.

Хотя поначалу и без машин могли обойтись.

В середине XVIII века в Швейцарии начали делать материю, название которой так и можно перевести – "швейцарский горошек". Поначалу это был тончайший, полупрозрачный батист в очень мелкую крапинку, и когда в моду вошли платья с завышенной талией, непременно светлые и легкие, та ткань подошла для них как нельзя лучше. С годами "швейцарский горошек" будет меняться, и горошинки могут быть вышитыми, вытканными, сделанными с помощью ворсопечати, одноцветными, разноцветными, словом, разными (так, что ткань можно даже датировать, опираясь на узор!), но общий принцип – тонкая светлая ткань и мелкий горошек – останутся теми же.

И вот одна из героинь Джейн Остен "не засыпала целых десять минут, не зная, какому платью отдать предпочтение – вышитому или в крапинку".

Этот рисунок одобрили и мужчины – даже сам Джордж Браммел, знаменитый денди, задававший тон в мужской моде в первой трети XIX века, нашел горошек достаточно изысканным для того, чтобы включить его в свой гардероб, и носил соответствующие галстуки. Так что герой одного дамского романа, описывающего ту эпоху, будучи франтом, ему явно подражает: "А вокруг шеи был потрясающий галстук из белого муслина в черный горошек". Заметим, что такая расцветка мужских галстуков и поныне является классической – привет "красавчику Браммелу"! Да и другой британский джентльмен, Уинстон Черчилль, тоже будет к ним благосклонен.

Ну а в середине XIX века внезапно слились сразу два мотива, в музыке и в узорах. В 1840-х годах началось и несколько десятилетий продолжалось бурное увлечение полькой. Этот танец беззаботно проскакал, немного изменившись по дороге, из деревни в город, прямо в бальные залы. А те, в ком сильна была деловая жилка, умело извлекали выгоду, подсовывая публике что угодно, главное, названное в честь новомодного увлечения – от аксессуаров до лакомств. Шляпка-полька, пудинг-полька, и вот, наконец, "точка-полька" – так на английском стали называть расцветку "в горошек".

Когда точно возникло подобное название, неизвестно. Одни говорят, что "polka dots" впервые были упомянуты в самом популярном дамском модном журнале "Godey's Lady's Book" в 1873 году – речь там шла о старомодном узоре в виде белого горошка, который всегда выглядит мило и аккуратно (там же указывалось, что пятнышки могут быть разного размера, от горошинки до целого дюйма в диаметре).

Другие указывают на "Нью-Йорк Таймс" от 21 сентября 1866, где упоминалась отделка с белыми или черными горошинками.

Как бы там ни было, термин устоялся. Ну а самому горошку, надо полагать, все равно, как его называют!

Платья и юбки, их отделка, даже купальные костюмы – он пробрался всюду. И если теперь нам обычно советуют надевать не более одной вещи с этим узором, то в 1884 году журнал "Harper's Bazar" предлагал наряд для купания (а они тогда были основательны, закрывая женщину с ног до головы), в котором и сам костюм, и пояс, и шляпка, и даже отделка на панталонах были в горошек!

Да, горошек был не только очарователен, но и нахален...

И разноцветен.

Так, ткань с расцветкой в виде алого мелкого горошка на зеленом фоне получила название "Долли Варден", в честь кокетливой, очаровательной и цветущей юной девицы из романа Диккенса "Барнеби Радж" (ах, умели когда-то давать названия с выдумкой!); а в одном из романов о жизни в английской провинции некая леди едва не делает дерзкий выбор: "И она наклонилась над сиреневым шелком в желтый горошек, а я пододвинула к ней штуку спокойного желтовато-зеленого цвета, который несколько терялся среди этой яркой пестроты".

Горошек оставался в моде почти до конца века, а потом исчез, чтобы вернуться несколько десятилетий спустя, в конце 1920-х. Светлый или белый на темном или ярком фоне или наоборот, темный на светлом, горошек вновь стал популярен. Например, в мае 1929 года модницам предлагали белый костюм, в котором галстучек, юбка и отвороты жакета были в темно-синий горошек.

Фильм "Stand Up and Cheer!" не был первым в карьере маленькой Ширли Темпл, но именно с него начался ее путь к славе кинозвезды.

И тогда, в 1934 году, шестилетняя Ширли появилась на экране в пышнейшем платьице, белом в красный горох, хорошенькая, как куколка. Именно как куколка – ее образ в этом фильме стал настолько популярен, что начали выпускать соответствующих кукол.

Да и тысячи девочек по всей стране мечтали о таком платье.

Кстати, еще в 1928 появился персонаж, который охотно красовался в горошке. И это... Минни-Маус!

Говорят, Уолт Дисней долго раздумывал над тем, во что бы нарядить подругу Микки-Мауса, ведь, например, ткань в клетку рисовать в большом количестве кадров было бы довольно сложно. И тут капля чернил сорвалась с пера и упала на бумагу. Вот так и появилась знаменитая красная юбочка в белый горошек.

Впрочем, горошек с удовольствием носили и взрослые – так, говорят, именно такую ткань зачастую выбирала для своих нарядов первая леди Америки Элеонора Рузвельт.

Горошек стал настолько популярен, что в 1936 году одна дама, дизайнер обуви, подала на другого дизайнера в суд за то, что тот воспользовался узорами в виде горошка (и в виде маргариток), которые она сочла слишком похожими на свои.

Дело она проиграла – ну как запатентуешь горошек?..

В 1940-х ткани с этим узором были уже не столько модными, сколько прочно в этой моде осевшими. Постепенно горошек становится классикой. Как тогда писали, "он хорош издали и вблизи, он подходит любому типу фигуры", "его могут носить все и почти в любой ситуации".

А вот в 1950-ые горошек вновь в моде, причем настолько, что и много лет спустя будет ассоциироваться прежде всего с этим десятилетием. Его носили все, от кинозвезды до домохозяек, он был везде – от купальников до шляп.

Он проник в высокую моду, и великие кутюрье, такие, как Кристиан Диор или Жак Фат, создавали из ткани с этой расцветкой роскошные бальные и вечерние наряды.

Он был полон веселого задора, беззаботности и оптимизма.

И это ощущение плавно перетекло в 1960-е. Горох в костюмах от молодых Руди Гернрайха и Мэри Квант (да-да, той самой, что считается создательницей мини-юбки) ярок, энергичен и смел. Он уж не напоминает милый горошек предыдущих десятилетий, но ведь недаром шестидесятые годы называют "новаторскими"!

А в последующие десятилетия мода начинает в очередной раз оглядываться назад и обнаруживает там помимо прочего все тот же горошек.

Кто только к нему не обращался... Ив Сен-Лоран, Вивьен Вествуд, Каролина Эррера и многие другие. Ведь ткань в горошек так обманчиво проста, что так и тянет сыграть с ней в какую-нибудь очередную модную игру – а вдруг сыграешь и обыграешь так, как никто до тебя?

К нему так и тянет вернуться. Кто-то ищет в горошке прелесть прошлого, а кто-то пытается добиться от него настоящего и даже будущего. Что вы выберете?

Крупный или мелкий? На шарфе или на платье? А если на платье, то каком? Кстати, помните платье, с помощью которого героиня Джулии Робертс в фильме "Красотка" превращается в респектабельную леди? Оно в горошек. Белый на черном? Черный на белом? На красном? Такой, как на костюмах танцовщиц, исполняющих фламенко?

Ну а если вы скажете, что вам и без горошка вполне хорошо, то на это можно ответить – а с горошком будет лучше. Знаете почему? Потому что он улучшает настроение. Сами посудите – как можно грустить, если на вас веселый горошек?