102 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  2. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  3. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  4. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  5. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  6. В Минске продолжают судить врача БСМП и журналистку TUT.BY. Приговор огласят сегодня — в 16.00
  7. Экс-президента Франции Саркози признали виновным в коррупции и приговорили к тюремному заключению
  8. Как простуда может отразиться на остроте слуха? Врач отвечает на популярные вопросы
  9. С 2 марта снова дорожает автомобильное топливо
  10. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  11. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  12. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
  13. «Думал, что это простуда. Оказалось, нужна пересадка сердца». История Вячеслава, пережившего трансплантацию
  14. Суд по делу «ноль промилле», планы по экстрадиции Тихановской. Что происходит в Беларуси 2 марта
  15. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  16. Минское «Динамо» начинает первый за четыре года плей-офф. Чего ждать от «зубров»
  17. Минчанка из списка Forbes отсидела 20 суток и рассказала о «консервативном патриархате» в Жодино
  18. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  19. Водители жаловались, что после поездки по М10 не могут отмыть машины. Вот что рассказали дорожники
  20. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  21. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  22. Прививать всех желающих от COVID-19 начнут в апреле. Вакцина будет от белорусского предприятия
  23. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  24. Получающих зарплату «в конвертах» планируют привлекать по «административке»
  25. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  26. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  27. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  28. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  29. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц
  30. «Тут мы ощущаем жизнь». Как семья горожан обрела счастье в глухой деревне и открыла там бизнес


/

17 марта 1969 года в ничем не выдающейся лондонской семье таксиста родился мальчик, которого назвали Ли Александр. Среднестатистические биографии так и начинаются – с даты рождения – и заканчиваются датой смерти, уместив между собой еще пару памятных, но тривиальных событий: женитьба, выпуск из университета, первый кредит в банке…

Кажется, именно такой биографии можно было бы ожидать от Ли (отец мечтал, что сын станет электриком), но в возрасте трех лет мальчик нарисовал платье на стене отчего дома, что стало его самым ранним воспоминанием. Будущие электрики обычно не рисуют платья. Ли не смог оправдать отцовских ожиданий – он стал величайшим модельером миллениума Александром Маккуином, оставив свое детское имя Ли только для самых близких друзей и родственников.

Шить платья Ли Александр стал в возрасте 15 лет. Его первыми клиентками были сестры: семья в то время испытывала финансовые затруднения, и Ли как мог старался выручить родных. В освоении портновских навыков он преуспел, и уже после окончания школы в 1985 смог устроиться на работу ассистента-стажера в одно из ателье на Cэвил-Роу. Ли учился кроить, изучал типы исторических костюмов, их особенности и даже создавал театральные костюмы.

В 1990 Ли попытался устроиться на работу в Central Saint Martins, но вместо этого с помощью восхищенного его умениями директора и небольшой финансовой помощи родственников стал… студентом.

1992 год стал важной вехой в профессиональной жизни Александра Маккуина. Когда он представлял свою дипломную коллекцию под замысловатым названием "Джек Потрошитель крадется за своими жертвами", в его жизнь в прямом и переносном смысле ворвалась легендарная Изабелла Блоу. Позже он вспоминал, что она, впечатлившись работой молодого человека, прознала его номер телефона и таким образом познакомилась с матерью Александра Джойс. Дамы подружились на всю оставшуюся жизнь. Несмотря на то, что Александр в шутку назвал Блоу "своим личным кошмаром", между ними навсегда установилась очень крепкая дружеская связь, невероятное ментальное принятие и понимание друг друга.

dailymail.co.uk
Фото: David Lachapelle

В 1995 году конформистский модный Лондон был ошарашен коллекцией молодого дизайнера Александра Маккуина. Она называлась Highland Rape, и шотландская фамилия автора плюс тартан и окровавленные одежды не давали усомниться: пришел дизайнер, способный говорить о том, что обычно замалчивается как нечто непристойное или неудобное. Это была коллекция вовсе не об изнасиловании женщины, как поверхностно восприняла ее пресса, – Маккуин говорил об историческом изнасиловании Шотландии.

metmuseum.org

Он был гением моды и гением пиара. Не пиара того рода, который лжет, лицемерит и прикрывает неприглядное или создает предмет обсуждения из пустышки. Маккуину действительно было что пиарить, и, совмещая свой сумасшедший крой и силуэты с сильной и порой жесткой смысловой нагрузкой коллекции, он делал из нее достойный информационный повод. Журналистам на его шоу не приходилось высасывать текст из пальца и забивать его пустыми эпитетами. Все было четко, жестко и почти страшно.

Страшно, потому что Маккуин не боялся жизни. И потому что он был великим режиссером моды, а хорошая режиссура – всегда правдива.

В октябре 1996-го молодой дизайнер был назначен главным дизайнером Дома Givenchy. Будем откровенны: в Доме Givenchy Александру Маккуину делать было нечего. Он создавал блистательные коллекции для детища Юбера, но их эстетики, находящиеся на разных полюсах понимания рациональности и уместности, не могли существовать мирно и равноправно. Бернар Арно, чрезвычайно скандализированный, называл его шпаной в благородном Доме, и разве в этом есть хоть толика неправды? Ему ничего не стоило использовать странное сочетание кожи пони с тончайшим кружевом или вышивку человеческими волосами. На грани? За гранью? Нет! Вне границ – их просто не было.



Маккуин для Givenchy, кутюрная коллекция, весна-лето 1997
Маккуин для Givenchy, кутюрная коллекция, осень-зима 1998/1999

Весна-лето 1999 года, коллекция "№13": дурацкие роботы поливают краской белое платье заламывающей руки балерины. Перфоманс для почтенной публики? Да. Демонстрация внутренней кухни моды? Тоже да. И заодно – пугающая метафора того, как машина сегодня заменяет человека. (Забавно, именно такое платье – простого, но скульптурного кроя мог бы создать Юбер де Живанши, но у Маккуина оно проявилось "наоборот": этот силуэт он надел задом наперед… Хрупкость и благородство форм при этом сохранились.)

В этой же коллекции Маккуин демонстрирует корсет: не облегающий, не обтягивающий, а вылепленный, повторяющий с беспощадной анатомической точностью рельеф женской груди. Этот прием он впоследствии нередко повторял, рисуя не просто образ женщины – новую женщину. Маккуин создавал не просто нетипичные подиумные истории (а уж сказать, что он создавал одежду – преступно неточно) – он выступал в роли творца новых жизненных форм. В этом же шоу участвовала Эйми Маллинз – актриса, спортсменка, участница Паралимпийских игр 1996 года. У нее были ампутированы обе ноги, и Маккуин самостоятельно сконструировал ей странные деревянные протезы, изукрашенные резьбой. Сара Бертон, в то время его ассистент, говорила, что в каждом его шоу было столько идей, что хватило бы на десяток показов любого другого дизайнера. И это была правда.

AlexanderMcqueen, №13, выход для Эйми Маллинз, metmuseum.org

Хулиганская и яркая личность Маккуина вырывалась на передний план, и самым естественным выходом из этого было основать свой собственный Дом, в котором можно было устраивать какие угодно выходки и как угодно выказывать свое презрение к клишированной моде, живущей на топливе прошлых достижений. Что он и сделал в 2001 году, начав создавать свои миры в Доме Alexander Mcqueen, на паях с Gucci Group, и разница была в том, что в данном случае никто не ограничивал его буйную эстетику в угоду отцу-основателю (при всем уважении!).

Сегодняшняя коммерческая мода избегает провокаций и тяжелых метафор: продается исключительно dolce vita, и только она. Нельзя взвинтить продажи, используя тревожные темы и образы. В этом тесном и пыльном мирке с застоявшимся воздухом царит дух конформизма и лицемерное непоколебимое "жизнь всегда прекрасна". Маккуин посмел рассуждать о священных коровах без должного пиетета, посмел спорить с авторитетами, посмел говорить на неудобные темы. Порой казалось, что он просто обнаглел.

Портрет Маккуина, фотограф Nick Knight, 1998

Удивительный и макабрический мир фантастических существ, фантасмагории и мифологемы, театральные излишества – все это приходило к нему из снов, о чем он неоднократно говорил в интервью. Это не сегодняшний модный фастфуд приличных изумрудных или коралловых оттенков: это деликатесы. И дизайнер прекрасно осознавал, что его одежда понятна интеллектуалам, о чем говорил открыто.

Он конструировал миры с такой легкостью, с какой его коллеги кроили платья-футляры. Часто это были вселенные отталкивающие, часто не имеющие никакого отношения к реальной жизни, часто – будто выплывшие из наркотических галлюцинаций, но всегда это было ново. Тяжелая, но филигранная работа демиурга. Он одинаково свободно чувствовал себя в обращении и с цветом, и с силуэтом, и с фактурой, и с концепцией. Он все это смешивал, взбалтывал, сталкивал, заставлял играть в гармонии или конфликтовать – в общем, все его шоу, вся одежда, созданная им, напоминала сумбурный, алогичный, душный, но очень яркий и запоминающийся сон. Любой дизайнер может нанести на ткань рисунок среза древесины – но только Маккуин может проявить на этой текстуре пугающее лицо выдуманного существа.

Маккуин любил мотивы из мира животных: перья, рыбью чешую, крылья бабочек. Будто в порыве вдохновенного отчаяния, сумасшедший изобретатель стремился создать новое, совершенное, лишенное человеческих пороков и наделенное сверхспособностями существо. К перьям он питал особую слабость (в детстве Ли посещал орнитологический кружок и мог часами наблюдать за полетами птиц).



Коллекция "Вдовы Каллодена", осень-зима 2006/2007

В 2003 году Елизавета II наградила модельера Орденом Командора Британской Империи. Позже в интервью, которое проводила приглашенный редактор газеты Guardian его мать Джойс, он вспоминал, что вообще не хотел идти в Букингемский дворец, и единственной причиной, по которой он, убежденный анархист и антироялист, это сделал, было то, что мать очень хотела увидеть дворец и королеву. Любящий сын пошел на поводу Джойс, и позже говорил, что в тот момент, когда их взгляды с королевой встретились, он почувствовал сострадание и жалость из-за того, что говорил о ней раньше.

Александр Маккуин и Джойс Маккуин (guardian.co.uk); Александр Маккуин на вручении Ордена Командора Британской Империи (nypost.com)

Когда в марте 2006 Александр представил коллекцию "Вдовы Каллодена" (осень-зима 2006/2007), публика в очередной раз была потрясена постановкой шоу: голограмма парящей Кейт Мосс поныне считается одной из самых значительных и прекрасных иллюстраций современной моды. Но помимо зрелищной составляющей, Маккуин опять предложил неудобную концепцию, то, о чем в процветающих империях, коей, без сомнения, является Британия, принято забывать. Полузабытая история о сражении при Каллодене, когда в 1746 году во время Второго Якобитского восстания шотландское войско было разгромлено правительственными британскими войсками. Забыть о корнях ему не давала Джойс: она тщательно изучала родословную Маккуинов, что не раз вдохновляло ее сына на очередной шедевр.





washingtonpost.com

Александр Маккуин – убедительная иллюстрация полярности человека. Он перемещался по постулатам добра и зла так же непринужденно, как дети играют в классики. Не зря одной из знаковых коллекций Маккуина критики признают It’s Only a Game, "Это только игра" (весна-лето 2005), потрясающее по своей хореографии шахматное шоу на доске, созданной светом и тенью.





Но и темная, и светлая его стороны всегда стояли на крепком фундаменте мистицизма и веры в волшебство окружающего мира – и это выливалось то в светлую историю о девушке, которая жила в дереве, то в душераздирающие сцены из психиатрической лечебницы или реминисценции на тему ведьмовства. Коллекция сезона осень-зима 2007-2008 была как раз о втором. Причем, по уверениям самого дизайнера, источником вдохновения для создания этого темного полотна послужила салемская истерия, один из самых громких и нелепых процессов против ведьм. В прессе тогда обсуждали "наживку", которую ловко скормил ей Маккуин: якобы он – потомок (по материнской линии) Элизабет Хоу, одной из приговоренных и казненных. Правда или нет – ведомо только пыльным архивариусам, но достаточно увидеть все символы женской магии, собранные в одну историю, чтобы понять: ментальное родство у Маккуина там было безупречное, бесспорное.





Изабелла Блоу, его вечный лучший друг, отравилась в 2007 году. Для Маккуина это было ударом, но тогда он смог побороть страх и депрессию. В интервью W Magazine он говорил: "Я многое понял после ее смерти. Понял многое о себе. Понял, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Я борюсь против системы. Она любила моду, и я люблю моду – просто в какой-то момент я был в полном отрицании". В этом же интервью он рассказал, что видел сон, в котором мертвая Блоу пришла за костюмами. "Что ты делаешь здесь?" – спросил дизайнер во сне. "Мне прислали бесплатную одежду, я несу ее к портному, чтобы подогнать", – ответила подруга. "Представляете, – говорил Маккуин интервьюеру, – ей продолжают присылать бесплатную одежду!" Путешествие в Индию, месяц, проведенный практически в отшельничестве, вероятно, подарил отчаявшемуся дизайнеру возможность очистить восприятие – и следующая его коллекция, эльфийская "Девушка, которая жила в дереве", сразила всех своей кристальной, звенящей чистотой. Это было невероятное возрождение, луч света, вырвавшийся из праха.







Туфли… Невозможно не упомянуть о туфлях, которые Дафна Гиннесс и леди Гага сделали настоящим фетишем. Чудовищные извилистые платформы коллекции осени-зимы 2009-2010 "Рог изобилия" плавно перетекли в следующий сезон: последняя прижизненная коллекция Маккуина запомнилась не только обувью странной формы, но и премьерой песенки Bad Romance.







Странные формы туфель, которые напоминают то ли о морских чудовищах, то ли о богомолах, он подсмотрел в работах Гигера: фантастический реализм, в русле которого последовательно работал швейцарец, можно было бы назвать самым точным определением дизайнерского наследия Маккуина.

Незадолго до смерти Маккуин был полон планов и хотел, чтобы его модный Дом стал легендарным и через 150 лет оставался законодателем стиля. Он купил дом, в котором жил Оскар Уайльд (или Пелем Грэнвил Вудхаус – СМИ до сих пор так и не определились). На тот момент импульс работать дальше был таким сильным, но…





Съемка Alexander The Great, Стивен Майзел для Vogue USA, май 2011 года

Самоубийство Ли поставило точку в 2010. Дизайнер и друг Маккуин мог справиться с любой бедой, пока у него была любимая работа. Но любящий сын Ли не смог пережить потери матери. В том самом интервью для Guardian в 2004 году Джойс спросила, чего он боится больше всего в жизни. "Умереть раньше тебя", – ответил Александр, смутно осознавая, как тяжело матери перенести потерю ребенка. Самый большой его страх не воплотился в жизнь, но заведомо проигрышная карта была разыграна.

Фото: Tim Walker

Половину своей жизни Ли Александр Маккуин посвятил тому, чтобы создать то, что многим кажется фантастическим, неправдоподобным и макабрическим; в его понимании это был поиск нового человека. Двадцать лет стремления к совершенству и усовершенствованию человеческой натуры. Заслуженный, заработанный титул гения при жизни. И та красота, которую современники назвали дикой.

Последнее шоу Александра Маккуина
-15%
-10%
-10%
-33%
-20%
-40%
-50%
-15%
-10%
-20%
-5%