Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Стиль


1920-е. На Западе и в США гремит джаз, заглушая травматические воспоминания о Первой мировой и тревожные новости с востока, покрытого маревом гражданской войны, диковинного военного коммунизма, страшной народной стихии. Ревущие 20-е, эпоха джаза, золотое десятилетие – как только не называют эту блистательную декаду. Передышка, обернувшаяся бесконечной вечеринкой, между двумя потрясениями – большой войной и Великой депрессией.

Lucien Lelong models

Мы романтизируем ушедшие века и десятилетия: тоска о том, чего человек никогда не знал, только маскирует невозможность найти место в современном мире. Поэтому сто лет назад – все краше и чувственнее. Мода, музыка, искусство!.. Засыпая медоточивыми похвалами прошлое, мы уж, конечно, наверняка не думаем о том, что в 20-е Шанель казалась многим такой же эпатирующей пустышкой, как и сегодняшние конъюнктурщики от моды.

Тогда платья длиной до (а порой и выше) колена с заниженной талией, чересчур свободные на худеньких фигурках своих обладательниц, многим казались вызывающими и бросающими вызов общественной морали, негармоничными и неженственными, сегодня же в них видится изящество и хрупкая женственность. Все это лишь странные игры восприятия эпох.

Peggy Fish in print dress designed by Louise Boulanger; and felt cloche designed by Reboux, 1928 © Conde Nast Archive/Corbis; Sonia Delaunay models
Carole Lombard model; Madeleine Vionnet, summer collection, 1922, Les Arts Décoratifs collection

Скорее всего, девушки 20-х оскорбились бы, услышав такие характеристики: они видели себя социально активными, смелыми, раскрепощенными и сексуальными. Им нужна была свобода – они презирали корсеты и носили болтающийся на андрогинных фигурах силуэт платья-футляра с популярным V-образным вырезом. Они любили танцевать, и танцевать очень динамичные и даже чуть непристойные танцы – как нельзя более кстати приходилась смелая длина, чуть прикрывающая колени, а бахрома и нити только подчеркивали вихрь, сумасшедший темп танца и… современной жизни.

Sonia Delaunay
Девушки, танцующие чарльстон, 1926. © Scherl / Sueddeutsche Zeitung Photo

Неверно было бы говорить, что именно джаз стал причиной изменений в моде. Он очень хорошо вписался в эпоху – благодаря своей неправильной, неровной красоте. Причиной революционных сдвигов в моде стала прежде всего Первая мировая война: здесь и определенная свобода молодых девушек, которые были в каком-то смысле предоставлены сами себе и привыкли быть самостоятельными; эта война разделила мир на "до" и "после", и всем стало совершенно очевидно, что больше никогда не будет так, как было "до". Шок, желание получить все, чего лишила война, плюс оптимизм и вера в то, что человечество должно – и может – измениться.

Douglas Pollard, Woman in felt skullcap by Reboux and dress by Vionnet, 1929,; Douglas Pollard, Woman in felt skullcap by Reboux and dress by Vionnet, 1929, (с) Condé Nast Archive Corbis

Постепенный отказ от корсета начался еще в прошлой декаде – и в 20-х стал всеобщей тенденцией. Плюс к тому женщины стали носить брюки – точечно, с вызовом и неумело, но начало было положено именно в 1920-х. Самый яркий образ 1920-х – flapper-girl – стал хрестоматийным в истории моды. Во Франции их называли garçonne – "парень", только с суффиксом, обозначающим женский род.

Madeleine Vionnet, in la Gazette du Bon Ton, 1922
Madeleine Vionnet, in la Gazette du Bon Ton, 1923

Нежная греза 1910-х сменилась на бескомпромиссность эмансипе: яркий макияж перестал быть приметой "работающих" девушек, замысловатые прически из длинных волос трансформировались в прическу боб (увенчивала которую такая же аскетичная шляпка клош), право водить автомобиль, курить, пить алкоголь в барах и работать было не то чтобы отвоевано – просто без спросу позаимствовано у мужчин.

Флапперы – не суфражистки, плакатами не махали, они просто брали от жизни все, и плевать на неодобрение общества. И жили они полноценно и без оглядки, позволяя себе все, что было запрещено или считалось дурным тоном раньше. Загар теперь не был признаком низкого социального статуса: спорту и активному образу жизни девушки 20-х уделяли не меньше времени, чем нарядам.

Кадр из фильма "Ночь нежна"
Madeleine Vionnet, in la Gazette du Bon Ton, 1923

Сам термин flapper использовался в прессе еще в начале века и обозначал то проститутку, то просто легкомысленную девчушку, слишком юную, чтобы делать высокие прически. Имидж flapper в сегодняшнем понимании впервые появился в одноименном фильме 1920-го с актрисой Оливией Томас в главной роли, и дальше его развивали Клара Боу, Луиза Брукс и Джоан Кроуфорд.

Модель Жюли Андре в платье Vionnet и шляпке Reboux, 1927; Платье и пальто Molyneux, 1928 © Condé Nast Archive Corbis

К слову, законодателей и влияний в том десятилетии было хоть отбавляй: развитие воздухоплавания? Да. Конвейерное производство? Да, в какой-то мере, оно тоже повлияло на упрощение силуэта. И, конечно, внедрение в производство все новых и новых синтетических материалов – нейлона и вискозы: прощайте, бабушкины чулки, неудобные и тоскливые – короткие платья требуют красивых ног в тонких чулках.

Edward Steichen, Comtesse Gerard de Moustier in Hat by Reboux, 1927; Edward Steichen, Dinar-zade in sleeveless dress by Molyneux, 1924 © Condé Nast Archive Corbis

Маленькое черное платье Шанель – тоже родом из 20-х, и вся ее эстетика филигранно совпадает с требованиями эпохи, как кусочки картонного пазла: комфорт, сексуальность и простота. С другой стороны – избыточность декора одежды и украшений скрывали в себе возросший интерес к экзотическому Востоку (в 1920-х – новый бум археологических изысканий) и не менее загадочной России, откуда хлынул поток эмигрантов "из бывших". Многие из них работали теперь в модных домах. Дягилев и его "Русские сезоны" все десятилетие продолжали интриговать мировую общественность широкой и непонятой русской душой – и балетные костюмы труппы авторства Бакста тоже оставили зарубку в истории моды 1920-х.

Edward Molyneux, Eveningdress 1926-27; Edward Molyneux, Evening jacket, 1926, The Metropoltain Museum of Art collection, New York
Madeleine Vionnet, in la Gazette du Bon Ton, 1923

Хаос 20-х, динамика всех сфер не могли не отразиться на моде, поэтому в 20-х гармонично уживались такие непохожие Поль Пуаре, Эльза Скиапарелии и Коко Шанель. Несколько генеральных модных линий сплетались в невероятную музыку эпохи. Все в 1920-х напоминает джаз с сотнями оттенков модуляций и рваной мелодикой. Влияния, перекрывающие друг друга, могут показаться какофонией для неподготовленного изыскателя, точно таким же поначалу казался и джаз. Только вслушавшись, можно заметить невероятную гармонию.

Не зря моду 1920-х так плотно ассоциируют именно с джазовой музыкой, хотя это был далеко не единственный (да и не самый главный, будем откровенны) ее двигатель: кричащая безвкусица в мгновение ока оборачивается вечной классикой. Певцом джаза, который навсегда стал фоном для 1920-х, в литературе был Френсис Скотт Фицжеральд, и сегодня для экранизации "Великого Гэтсби" костюмы делает Миуччиа Прада: не реконструкция в строгом смысле, но стилистическая подстройка ее старых коллекций под дух времени.



Кадры из фильма "Великий Гэтсби", 1974, kinopoisk.ru
Эскизы костюмов к фильму "Великий Гэтсби", Миуччиа Прада, 2013, vogue.uk.com

Невероятная динамика событий и явлений 1920-х, среди которых стоит упомянуть и первый в мире конкурс красоты, и сухой закон, и ар-деко, и сюрреализм, требовала от общества максимальной открытости и прогрессивного восприятия. Именно тогда мода впервые попыталась пойти навстречу социальным явлениям и чутко отозваться на то, что нужно людям. Теперь flapper-girl думала прежде всего о комфортной красоте, а не о красоте ограничивающей и диктующей. Это именно она придумала платье для танца, а не танец для платья – спасибо джазу. И да, именно джаз сегодня стал единым знаменателем, который характеризует моду 1920-х, эта ассоциативная связь прочно засела в массовом сознании. Характерная картинка из головы среднестатистического потребителя современной моды: чарльстон в коротких юбочках, звенят длинные бусы, на сцене грохочет джаз-бэнд, чад и угар.



Какой была модница 1920-х, flapper-girl? Она исповедовала свободную любовь, курила, плясала до упаду и слушала джаз. И она вполне могла быть вашей бабушкой.

Понравилась статья? Пусть и другие порадуются – жми на кнопку любимой соцсети и делись интересными новостями с друзьями! А мы напоминаем, что будем счастливы видеть тебя в наших группах, где каждый день публикуем не только полезное, но и смешное. Присоединяйся: мы Вконтакте, сети Facebook и Twitter.