Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Стиль


21 января – дата в истории моды почти мистическая. Именно в этот день появились на свет два знаковых кутюрье – Кристобаль Баленсиага (1895) и Кристиан Диор (1905). Величие и новаторство, мода, ставшая искусством, с одной стороны, и идейное противостояние в эстетических подходах к украшению женской фигуры – с другой. Именно их пресса и историки моды развели по разные стороны баррикад, назначив одной из самых значимых и ярких противоборствующих пар в мире моды.

Слева направо: Кристобаль Баленсиага и Кристиан Диор

По убеждениям модных критиков, именно такие противостояния двигают моду, сталкивая взгляды и концепции и не давая погрязнуть в собственных находках, которые со временем становятся клише. Что ж, пока Кристобаль и Кристиан творили, мода была действительно живой.

Музей Кристина Диора, Гранвиль, wikipedia.org
Музей Кристобаля Баленсиаги, Гетария, spainisculture.com

Забавно, оба они родились у моря: Кристиан Диор появился на свет в нормандском Гранвиле (берег Ла-Манша), Кристобаль Баленсиага – в баскском городке Гетария на берегу Бискайского залива. Семьи будущих гениев стояли на разных ступеньках социальной лестницы: мать Кристобаля была портнихой, вдовой. Семья же Кристиана была достаточно состоятельной, чтобы дать сыну образование и мечтать о его будущей дипломатической карьере. Тем не менее оба они пришли в моду, и если у Баленсиаги это получилось очень просто, с детства, при помощи и наблюдении за работой мамы, то Диор пришел к этому позже, но тоже в какой-то мере от нужды: после банкротства отца, спонсировавшего его галерею искусств (не задалось у Диора с постижением тонкостей дипломатии межвоенной Европы), он стал продавать свои наброски одежды и шляп...

Кристиан Диор для Vogue, фото: Henry Clarke, 1955 г.
Диор в мастерской, фото: Loomis Dean

Самая растиражированная история из биографии Кристобаля Баленсиаги – это встреча в детстве с графиней де Каса-Торрес. Тогда малыш Кристобаль, увидев элегантно одетую женщину, сказал, что, если бы у него были такие дорогие материалы, он сшил бы ничуть не хуже. Это позабавило графиню, ткань была куплена – и с тех пор графиня де Каса-Торрес стала покровительницей будущего гения. Такая поэтическая история, совсем в духе средневековых сказок о доброй крестной, у Баленсиага; и как прозаическая насмешка судьбы – тот крепкий денежный фундамент, который обеспечивал и детство, и юношеские метания Диора от дипломатии к изучению искусства, был залит… органическими удобрениями, которыми старший Диор успешно торговал.

Кристиан Диор среди моделей, фото: Loomis Dean

Кристобаль нашел себя сразу, с самого детства – помогла и "добрая крестная". Вот он уже открывает три магазина в Испании, затем – в Париже… Он очень прямо прокладывает путь собственной карьеры, конструирует собственную историю. У Диора случилось все иначе: фактически он прожигал жизнь, проводя время на маскарадах и вечеринках, ведя светскую жизнь и занимаясь своей галереей, которая, как мы уже знаем, прогорела во времена Великой депрессии. Так что пока Баленсиага в оккупированном Париже продолжал осторожно, но вполне прибыльно вести бизнес, создавая одежду вполне в духе военного времени, Диор в свои почти сорок был еще никем; а ведь разница между ними – всего-то десять лет!

Показ Кристиана Диора в Париже, 1954 г.

Говорят, что Кристиан Диор всю свою жизнь сохранял иррациональную детскую веру в силу и правдивость предсказаний. Такой ли иррациональной она была, если однажды "мудрая женщина" во время войны предсказала ему: "Ты сделаешь женщин счастливыми. Ты заработаешь очень много денег и будешь много путешествовать". И в 1946 Диор, наконец, встретил свою "фею-крестную". В ее роли выступал фабрикант Марсель Буссак, и его называли "Король Хлопок". Он хотел открыть в Париже модный Дом, чтобы придать своему прибыльному, но такому тривиальному бизнесу шик и престиж. Ему посоветовали Диора как человека, который, возможно, может генерировать идеи. Встретившись с магнатом, Кристиан Диор заявил, что его не интересует конвейер по производству одежды, а что нужно сделать – так это мастерскую, где соберут лучших представителей отрасли, салон, который станет воплощением роскоши и высочайших стандартов ручной работы. Это требовало больших вложений и было рискованно, но неожиданно Буссак согласился – и дал Диору 10 миллионов франков (потом увеличил инвестицию и вовсе до сотни миллионов). Так стало сбываться предсказание.

В 1947 году первая коллекция малоизвестного Кристиана Диора безоговорочно покорила всех. Он называл этот стиль – вызов военной и послевоенной нищете, разрухе и унынию – Corolla Line, но журналисты выдумали термин, который прочно закрепился за тем, что изобрел Кристиан Диор, – New Look. Подчеркнутая талия, женственные бедра и возвращение корсета – этим силуэтом Диор сказал жесткое "нет" всем ужасам, которые испытала Европа, и, надо полагать, что в пользу диоровского нью-лука сыграл не только талант, свежесть находки, но и ее своевременность. Диор хотел вернуть роскошь и беззаботность предвоенного времени и дать богатым людям почувствовать себя богатыми снова, но вместо этого он действительно сделал счастливыми всех женщин, невзирая на их социальный статус: забыть о войне и начать новую жизнь хотели все, от прачки до герцогини.

Вечернее платье Christian Dior 1947 г.; реконструкция юбки Christian Dior 1947 года, metmuseum.org
Платья Christian Dior 1949 г., metmuseum.org
Коллекция Christian Dior сезона осень-зима 1949-1950 гг., metmuseum.org
Коллекция Christian Dior сезона весна-лето 1951 г., metmuseum.org

Что до круга клиентов Баленсиаги, то это была знать, аристократия, высшее общество. Для кого только не шил Баленсиага в течение своей карьеры: герцогиня Кадисская, королева Испании Виктория Эухения, королева Бельгии Фабиола (между прочим, правнучка графини де Каса-Торрес), Кармен Пола (жена Франсиско Франко), принцесса Монако Грейс Келли – августейших и влиятельных клиенток у Баленсиаги всегда было хоть отбавляй.

Свадебное платье Balenciaga королевы Фабиолы; Мэрилин Монро в платье Christian Dior, musee-dior-granville.com
Марлен Дитрих в Christian Dior, musee-dior-granville.com
 
Свадебное платье Christian Dior для Сорайи Асфандияри Бахтиар, шахини Ирана

Неизвестно, что думал признанный кутюрье Баленсиага о неожиданно ворвавшемся в мир моды Диоре: он вообще не был склонен попусту говорить, с прессой не общался и на свои показы журналистов не звал, его считали замкнутым и нелюдимым. Саркастичная и скорая на расправу Коко Шанель Диора терпеть не могла, зато Баленсиагу, кажется, уважала. "Он единственный кутюрье среди нас", – говорила она о нем, и сравните с репликой в адрес Диора: "Диор? Он не одевает женщин, он их драпирует".

Кристобаль Баленсиага и Кармель Сноу (редактор Harper’s Bazaar, именно ей приписывают изобретение термина new look относительно дизайна Кристиана Диора)

Пол Джонсон, историк и писатель, приводит забавную историю, практически анекдот: однажды Кристобаль Баленсиага ужинал у мадам Гернон и ее мужа. Она была одной из его клиенток и одновременно поддерживала Диора. По случаю ужина она надела платье от Диора, которое застегивалось на пуговицы на спине. В тот день у горничной был выходной, и женщина не могла справиться с платьем сама. Она попросила мужа помочь, но он отказался: "Я не хочу иметь дело с этим абсурдным нарядом, попроси мсье Кристобаля, когда он придет, справиться с ним". К платью были пришиты 36 крошечных пуговок, обтянутых блестящим лионским шелком. Баленсиага с его чуткими пальцами прирожденного портного справился, но это потребовало некоторых усилий. И он сказал: "Двадцати четырех пуговиц хватило бы, чтобы это платье сидело так же идеально, как и сейчас. Но тридцать шесть! Он сумасшедший!"

У них были разные представления о женском силуэте, и об этом было говорено уже сотни раз. У них были и разные методы работы: в то время как Баленсиага отдавал создание эскизов на откуп своим ассистентам, Диор делал по сотне рисунков за пару дней, и, видимо, только в этом имел преимущество перед Баленсиагой. Баленсиага кроил и шил собственными руками, его мастерство просто поражало; Диор не всегда мог воплотить свои замыслы в жизнь, поскольку часто они были оторванными от реальности. В чем-то Диор был более избыточен и фантастичен, но и у Баленсиаги хватало изощренных форм.

Balenciaga 1951 г., 1955 г., cristobalbalenciagamuseoa.com
Balenciaga 1953 г., 1956 г., cristobalbalenciagamuseoa.com
Balenciaga 1957 г., cristobalbalenciagamuseoa.com
Balenciaga 1959 г., 1963 г., cristobalbalenciagamuseoa.com
Коллекция Christian Dior сезона осень-зима 1952-1953 гг., весна-лето 1953 г., metmuseum.org
Коллекция Christian Dior сезона осень-зима 1954-1955 гг., весна-лето 1955 г., осень-зима 1955-1956 гг., metmuseum.org
Коллекция Christian Dior сезона осень-зима 1956-1957 гг., осень-зима 1957-1958 гг., metmuseum.org

Пожалуй, они не считали друг друга соперниками – их пути лежали в разных плоскостях: в Баленсиаге было много духовного, музыки нездешних сфер; одежда Диора лучилась радостью земной женственности. А в ином их и сравнивать не стоит: они оба оказались вне времени, и их такие непохожие друг на друга представления о прекрасном сравнивать просто неправомерно. Нельзя сравнить солнечный и лунный свет и сказать, что солнечный прекраснее во сто крат, потому что он ярче. Мир прекрасен многообразием форм, и они не всегда складываются в красивую и удобную дихотомию – как бы того ни хотелось журналистам и иным фиксаторам реальности.

21 января. Запомните. И никакого противостояния не было. Был только полет, как у Ремарка в "Жизни взаймы": "А когда Лилиан окажется у себя в комнате, у нее за спиной вдруг вырастут два крыла и она выпорхнет на улицу; она полетит не к часовне Сен-Шапель, о которой сегодня рассказывала, а прямо в Вальпургиеву ночь, сидя на весьма элегантном помеле – изделии Баленсиаги или Диора".

Понравилась статья? Пусть и другие порадуются – жми на кнопку любимой соцсети и делись интересными новостями с друзьями! А мы напоминаем, что будем счастливы видеть тебя в наших группах, где каждый день публикуем не только полезное, но и смешное. Присоединяйся: мы Вконтакте, сети Facebook и Twitter.