21 января – дата в истории моды почти мистическая. Именно в этот день появились на свет два знаковых кутюрье – Кристобаль Баленсиага (1895) и Кристиан Диор (1905). Величие и новаторство, мода, ставшая искусством, с одной стороны, и идейное противостояние в эстетических подходах к украшению женской фигуры – с другой. Именно их пресса и историки моды развели по разные стороны баррикад, назначив одной из самых значимых и ярких противоборствующих пар в мире моды.
![]() |
Слева направо: Кристобаль Баленсиага и Кристиан Диор |
По убеждениям модных критиков, именно такие противостояния двигают моду, сталкивая взгляды и концепции и не давая погрязнуть в собственных находках, которые со временем становятся клише. Что ж, пока Кристобаль и Кристиан творили, мода была действительно живой.
![]() |
Музей Кристина Диора, Гранвиль, wikipedia.org |
![]() |
Музей Кристобаля Баленсиаги, Гетария, spainisculture.com |
Забавно, оба они родились у моря: Кристиан Диор появился на свет в нормандском Гранвиле (берег Ла-Манша), Кристобаль Баленсиага – в баскском городке Гетария на берегу Бискайского залива. Семьи будущих гениев стояли на разных ступеньках социальной лестницы: мать Кристобаля была портнихой, вдовой. Семья же Кристиана была достаточно состоятельной, чтобы дать сыну образование и мечтать о его будущей дипломатической карьере. Тем не менее оба они пришли в моду, и если у Баленсиаги это получилось очень просто, с детства, при помощи и наблюдении за работой мамы, то Диор пришел к этому позже, но тоже в какой-то мере от нужды: после банкротства отца, спонсировавшего его галерею искусств (не задалось у Диора с постижением тонкостей дипломатии межвоенной Европы), он стал продавать свои наброски одежды и шляп...
![]() |
Кристиан Диор для Vogue, фото: Henry Clarke, 1955 г. |
![]() |
Диор в мастерской, фото: Loomis Dean |
Самая растиражированная история из биографии Кристобаля Баленсиаги – это встреча в детстве с графиней де Каса-Торрес. Тогда малыш Кристобаль, увидев элегантно одетую женщину, сказал, что, если бы у него были такие дорогие материалы, он сшил бы ничуть не хуже. Это позабавило графиню, ткань была куплена – и с тех пор графиня де Каса-Торрес стала покровительницей будущего гения. Такая поэтическая история, совсем в духе средневековых сказок о доброй крестной, у Баленсиага; и как прозаическая насмешка судьбы – тот крепкий денежный фундамент, который обеспечивал и детство, и юношеские метания Диора от дипломатии к изучению искусства, был залит… органическими удобрениями, которыми старший Диор успешно торговал.
![]() |
Кристиан Диор среди моделей, фото: Loomis Dean |
Кристобаль нашел себя сразу, с самого детства – помогла и "добрая крестная". Вот он уже открывает три магазина в Испании, затем – в Париже… Он очень прямо прокладывает путь собственной карьеры, конструирует собственную историю. У Диора случилось все иначе: фактически он прожигал жизнь, проводя время на маскарадах и вечеринках, ведя светскую жизнь и занимаясь своей галереей, которая, как мы уже знаем, прогорела во времена Великой депрессии. Так что пока Баленсиага в оккупированном Париже продолжал осторожно, но вполне прибыльно вести бизнес, создавая одежду вполне в духе военного времени, Диор в свои почти сорок был еще никем; а ведь разница между ними – всего-то десять лет!
![]() |
Показ Кристиана Диора в Париже, 1954 г. |
Говорят, что Кристиан Диор всю свою жизнь сохранял иррациональную детскую веру в силу и правдивость предсказаний. Такой ли иррациональной она была, если однажды "мудрая женщина" во время войны предсказала ему: "Ты сделаешь женщин счастливыми. Ты заработаешь очень много денег и будешь много путешествовать". И в 1946 Диор, наконец, встретил свою "фею-крестную". В ее роли выступал фабрикант Марсель Буссак, и его называли "Король Хлопок". Он хотел открыть в Париже модный Дом, чтобы придать своему прибыльному, но такому тривиальному бизнесу шик и престиж. Ему посоветовали Диора как человека, который, возможно, может генерировать идеи. Встретившись с магнатом, Кристиан Диор заявил, что его не интересует конвейер по производству одежды, а что нужно сделать – так это мастерскую, где соберут лучших представителей отрасли, салон, который станет воплощением роскоши и высочайших стандартов ручной работы. Это требовало больших вложений и было рискованно, но неожиданно Буссак согласился – и дал Диору 10 миллионов франков (потом увеличил инвестицию и вовсе до сотни миллионов). Так стало сбываться предсказание.
В 1947 году первая коллекция малоизвестного Кристиана Диора безоговорочно покорила всех. Он называл этот стиль – вызов военной и послевоенной нищете, разрухе и унынию – Corolla Line, но журналисты выдумали термин, который прочно закрепился за тем, что изобрел Кристиан Диор, – New Look. Подчеркнутая талия, женственные бедра и возвращение корсета – этим силуэтом Диор сказал жесткое "нет" всем ужасам, которые испытала Европа, и, надо полагать, что в пользу диоровского нью-лука сыграл не только талант, свежесть находки, но и ее своевременность. Диор хотел вернуть роскошь и беззаботность предвоенного времени и дать богатым людям почувствовать себя богатыми снова, но вместо этого он действительно сделал счастливыми всех женщин, невзирая на их социальный статус: забыть о войне и начать новую жизнь хотели все, от прачки до герцогини.
![]() |
Вечернее платье Christian Dior 1947 г.; реконструкция юбки Christian Dior 1947 года, metmuseum.org |
![]() |
Платья Christian Dior 1949 г., metmuseum.org |
![]() |
Коллекция Christian Dior сезона осень-зима 1949-1950 гг., metmuseum.org |
![]() |
Коллекция Christian Dior сезона весна-лето 1951 г., metmuseum.org |
Что до круга клиентов Баленсиаги, то это была знать, аристократия, высшее общество. Для кого только не шил Баленсиага в течение своей карьеры: герцогиня Кадисская, королева Испании Виктория Эухения, королева Бельгии Фабиола (между прочим, правнучка графини де Каса-Торрес), Кармен Пола (жена Франсиско Франко), принцесса Монако Грейс Келли – августейших и влиятельных клиенток у Баленсиаги всегда было хоть отбавляй.
![]() |
Свадебное платье Balenciaga королевы Фабиолы; Мэрилин Монро в платье Christian Dior, musee-dior-granville.com |
![]() |
Марлен Дитрих в Christian Dior, musee-dior-granville.com |
![]() |
![]() |
Свадебное платье Christian Dior для Сорайи Асфандияри Бахтиар, шахини Ирана |
Неизвестно, что думал признанный кутюрье Баленсиага о неожиданно ворвавшемся в мир моды Диоре: он вообще не был склонен попусту говорить, с прессой не общался и на свои показы журналистов не звал, его считали замкнутым и нелюдимым. Саркастичная и скорая на расправу Коко Шанель Диора терпеть не могла, зато Баленсиагу, кажется, уважала. "Он единственный кутюрье среди нас", – говорила она о нем, и сравните с репликой в адрес Диора: "Диор? Он не одевает женщин, он их драпирует".
![]() |
Кристобаль Баленсиага и Кармель Сноу (редактор Harper’s Bazaar, именно ей приписывают изобретение термина new look относительно дизайна Кристиана Диора) |
Пол Джонсон, историк и писатель, приводит забавную историю, практически анекдот: однажды Кристобаль Баленсиага ужинал у мадам Гернон и ее мужа. Она была одной из его клиенток и одновременно поддерживала Диора. По случаю ужина она надела платье от Диора, которое застегивалось на пуговицы на спине. В тот день у горничной был выходной, и женщина не могла справиться с платьем сама. Она попросила мужа помочь, но он отказался: "Я не хочу иметь дело с этим абсурдным нарядом, попроси мсье Кристобаля, когда он придет, справиться с ним". К платью были пришиты 36 крошечных пуговок, обтянутых блестящим лионским шелком. Баленсиага с его чуткими пальцами прирожденного портного справился, но это потребовало некоторых усилий. И он сказал: "Двадцати четырех пуговиц хватило бы, чтобы это платье сидело так же идеально, как и сейчас. Но тридцать шесть! Он сумасшедший!"

У них были разные представления о женском силуэте, и об этом было говорено уже сотни раз. У них были и разные методы работы: в то время как Баленсиага отдавал создание эскизов на откуп своим ассистентам, Диор делал по сотне рисунков за пару дней, и, видимо, только в этом имел преимущество перед Баленсиагой. Баленсиага кроил и шил собственными руками, его мастерство просто поражало; Диор не всегда мог воплотить свои замыслы в жизнь, поскольку часто они были оторванными от реальности. В чем-то Диор был более избыточен и фантастичен, но и у Баленсиаги хватало изощренных форм.
![]() |
Balenciaga 1951 г., 1955 г., cristobalbalenciagamuseoa.com |
![]() |
Balenciaga 1953 г., 1956 г., cristobalbalenciagamuseoa.com |
![]() |
Balenciaga 1957 г., cristobalbalenciagamuseoa.com |
![]() |
Balenciaga 1959 г., 1963 г., cristobalbalenciagamuseoa.com |
![]() |
Коллекция Christian Dior сезона осень-зима 1952-1953 гг., весна-лето 1953 г., metmuseum.org |
![]() |
Коллекция Christian Dior сезона осень-зима 1954-1955 гг., весна-лето 1955 г., осень-зима 1955-1956 гг., metmuseum.org |
![]() |
Коллекция Christian Dior сезона осень-зима 1956-1957 гг., осень-зима 1957-1958 гг., metmuseum.org |
Пожалуй, они не считали друг друга соперниками – их пути лежали в разных плоскостях: в Баленсиаге было много духовного, музыки нездешних сфер; одежда Диора лучилась радостью земной женственности. А в ином их и сравнивать не стоит: они оба оказались вне времени, и их такие непохожие друг на друга представления о прекрасном сравнивать просто неправомерно. Нельзя сравнить солнечный и лунный свет и сказать, что солнечный прекраснее во сто крат, потому что он ярче. Мир прекрасен многообразием форм, и они не всегда складываются в красивую и удобную дихотомию – как бы того ни хотелось журналистам и иным фиксаторам реальности.
21 января. Запомните. И никакого противостояния не было. Был только полет, как у Ремарка в "Жизни взаймы": "А когда Лилиан окажется у себя в комнате, у нее за спиной вдруг вырастут два крыла и она выпорхнет на улицу; она полетит не к часовне Сен-Шапель, о которой сегодня рассказывала, а прямо в Вальпургиеву ночь, сидя на весьма элегантном помеле – изделии Баленсиаги или Диора".
Понравилась статья? Пусть и другие порадуются – жми на кнопку любимой соцсети и делись интересными новостями с друзьями! А мы напоминаем, что будем счастливы видеть тебя в наших группах, где каждый день публикуем не только полезное, но и смешное. Присоединяйся: мы Вконтакте, сети Facebook и Twitter.