• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Стиль


фото bfw.by

24-29 апреля в Минске пройдет главное профессиональное мероприятие в мире белорусской моды — четвертый сезон Belarus Fashion Week by Marko. Свои коллекции сезона осень-зима 2012/2013 представят ведущие белорусские дизайнеры. О развитии белорусской моды, о том, какие проблемы возникают у молодых дизайнеров и почему отечественные предприятия неохотно берут их на работу в интервью с организатором и руководителем Belarus Fashion Week Яниной Гончаровой.

— Янина, на днях в Минске пройдет главное профессиональное мероприятие в мире белорусской моды — четвертый выпуск Belarus Fashion Week. Главный административный успех предстоящего мероприятия — у Недели появилась приставка by Marko. Почему спонсором выступило именно обувное предприятие?

У нас был генеральный партнер на первой Неделе моды, второй и третий сезон прошли без партнёра. В этом сезоне мы получили сильную поддержку в лице генерального директора предприятия "Марко" (крупнейшего производителя высококачественной мужской, женской и детской обуви) — Николая Васильевича Мартынова.

Мы и раньше сотрудничали с компанией: в рекламных проектах, различных показах, соревнованиях "Бег на каблуках" и т.д. Поэтому не удивительно, что предприятие предложило свою помощь в организации и проведении Belarus Fashion Week. Это сотрудничество подтолкнуло и к новым проектам: в рамках конкурса молодых дизайнеров New Names BFW совместно с "Марко" будет представлена новая номинация "Дизайн обуви и аксессуаров". Победитель получит возможность работать для новой коллекции компании.

— Трудно было найти партнера в мире моды? Есть ли в нашей стране предприятия и компании уровня Mercedes Benz, которые могут на постоянной основе поддерживать модную индустрию, как, например в России Mercedes-Benz или Volvо?

— Пожалуй, в Беларуси нет компании, к которой мы не обращались с предложением о сотрудничестве. Я очень активный и коммуникабельный человек, знаю многих директоров успешных компаний, но очень редко что-то двигается дальше разговоров.

Поэтому когда появляется партнёр, мы это очень ценим. Мода — это такой же бизнес, как любой другой, который надо развивать и двигаться дальше. Абсолютно уверена, что к осени многие посмотрят на наше сотрудничество с "Марко" и скажут: "Мы тоже хотим". Когда ты становишься успешным, ярким, блестящим — рядом захотят быть многие.

— А государственные структуры поддерживают вас?

— К огромному моему сожалению, нет. Мы уже перестали проявлять активность в качестве просителей на оказание поддержки и внимания к проекту, каждый раз рассказывая о значимости и важности проекта для имиджа страны в целом. Надоело играть в пинг-понг между Министерством культуры и Министерством торговли, нужно работать, а не просить или упорно разъяснять очевидные вещи. Правда, справедливости ради, скажу, что мы получаем поддержку со стороны дипломатических представительств: как нашей страны, так и тех стран, откуда к нам едут гости (Польша, Литва, Франция, Великобритания, Италия). Мы благодарны посольствам, которые помогают нам решить визовые вопросы.

А ведь в некоторых европейских странах подобные мероприятия получают статус культурного проекта, государство оказывает поддержку на разных уровнях: от предоставления площадки до информационной поддержки (ТВ, радио, наружная реклама). Я уже не говорю о том, что у них существуют государственные программы помощи дизайнерам, малому бизнесу — такие программы есть во Франции, Италии, Бельгии, Японии и многих других странах. А мы только в марте этого года оплатили задолженность по аренде "Белэкспо" за прошлый сезон, а три месяца назад погасили долги по второму сезону. Зато накануне предстоящего мероприятия из различных государственных ведомств звонят и просят по 10-20 пригласительных билетов.

Получается, мода нужна?! Сегодня, пройдя через все круги ада, я отлично понимаю, почему раньше никто не проводил Недели моды в Беларуси — это очень трудное и затратное мероприятие. Например, к первому сезону мы готовились два года.

— А как пришла в голову эта идея?

— В 15-16 лет я уже знала, что буду делать Fashion Week! Работала, училась, развивалась и не сомневалась. Идея лежала на поверхности: ее надо было просто вовремя подхватить и воплотить.

— Как вы думаете, эта идея была вовремя подхвачена?

— Абсолютно. Если бы раньше — белорусская мода не созрела для этого, позже — она опустилась бы на уровень клубных показов, ярмарок и корпоративных вечеринок.

— А на кого ориентируетесь, у кого учитесь? Какие модные мероприятия считаете самыми достойными?

— По организации всего процесса, это, конечно же, Недели моды в Лондоне, России, Польше. Я имею контакт со многими европейскими и американскими оргкомитетами Fashion Week. С кем-то сложились тесные, даже дружеские, отношения, с кем-то пока исключительно деловые. По возможности, я посещаю многие модные события в Европе. Вот недавно мы посетили Ukrainian Fashion Week в Киеве, Mercedes-Benz Fashion Week Russia и выставку CPM в Москве, Польскую неделю моды. Но уверяю вас, что наша Belarus Fashion Week ничем не хуже. Конечно, говоря об этом, я имею в виду, прежде всего, уровень наших дизайнеров. Например, в Москве на выставке CPM с успехом были приняты коллекции Людмилы Таракановой (бренд Tarakanova), Ирины Бойтик (Boitsik). От торговых брендов Беларусь представляли известные швейные предприятия — BURVIN, NELVA, NICOLE&NICOLE, MOZART, ROMGIL, PAPILLIO-kids и др. Они показали высокий уровень презентации и качества представляемой одежды, что ещё раз подтвердило известный факт, что Беларусь — страна с развитой швейной промышленностью и хорошей дизайнерской школой.

фото Коллекция Марины Давыдовой

— Вы действительно так думаете? Почему же мы не ходим в дизайнерской одежде, не знаем модных авторов, а молодежь одевается все больше в "Mango" и "Terra nova"?

— Дайте немного времени. Требовать уровня и статуса моды в обществе, который сложился во многих странах за десятки лет, как минимум не объективно. Давайте подождем. Белорусской fashion-индустрии, можно сказать, всего два года. Но и за это время уже появились магазины дизайнерской одежды, в Интернете можно купить продукцию белорусских модельеров. Мода становится доступней. Конечно, конкурировать с западными домами, которым по 150 лет, чрезвычайно трудно. Но у нас есть людские ресурсы и много талантов — мы можем сами одевать нашу страну, принося деньги в казну Беларуси, развивая ее. Уверена, что через несколько лет наши предприятия станут очень успешными, ведь у нас есть главное — хорошее качество и добросовестная работа. Сейчас предприятия активно занимаются переоборудованием. Например, производители ткани — "Камволь", "Сукно", "Оршанский льнокомбинат" — начинают больше ориентироваться на дизайнеров-предпринимателей, малые швейные компании, предоставляя возможность покупать небольшие партии сырья, работают по индивидуальному заказу. Дизайнеры торговых марок DAVIDOVA, BOITSIK, NASTYA MAKKEY, HISTORIA NATURALIS отлично работают и делают коллекции с использованием тканей белорусских предприятий – производителей.

А вообще, я — абсолютный патриот своей страны и всего того, что мы производим. Возможно, это звучит забавно для многих. Но, часто бывая за границей и видя, как там хвалят все, что сами делают, с каким достоинством преподносят свое, я понимаю — нам тоже надо научиться ценить белорусское. Например, та же обувь "Марко", ее в Беларуси почему-то не так ценят, как в России. Когда мы участвуем в выставках, мне говорят: "Ваша обувь вне конкуренции, вы — лидеры. Цена маленькая, а качество восхитительное". Да, страдает дизайн, но это дело времени. Думаю, с приходом молодых дизайнеров модели станут более модными и востребованными.

— Готовы ли сегодня белорусские или западные предприятия принять вчерашних студентов, молодых дизайнеров?

— С одной стороны, эта готовность есть. И тому есть хорошие подтверждения. Например, испанская компания по производству женской одежды для создания первой коллекции пригласили Тамару Горидовец и Татьяну Ефремову. Совместно с нами они провели кастинг среди тех, кто им подходит по стилю, в итоге выбрали этот белорусский дизайнерский дуэт. Работа с крупными компаниями — это очень хорошая школа для молодых. Успешный пример — Иван Айплатов, который имеет свой раскрученный бренд. Он показал молодым пример того, что в моде можно серьезно работать и зарабатывать.

Правда, есть и другая сторона. Ко мне часто обращаются представители предприятий с просьбой порекомендовать молодых дизайнеров. Я им говорю: "А какая проблема? Делайте заявку в Витебский технологический институт". Они отвечают: "Янина, там же космонавты, а не дизайнеры. Они далеки, оторваны от производственных процессов, не понимают и не хотят их понимать". Действительно, дизайнеры — люди творческие, часто амбиции стоят выше рационального. Важно понимать, что ты работаешь для клиента.

Поэтому работа на предприятии — важное условие дальнейшего успеха. Например, Евгений Иванчик, который выиграл прошлый конкурс "Новые имена", сейчас работает на трикотажной фабрике "Аришка". Это самый правильный путь формирования хорошего дизайнера: учеба – конкурс – работа на предприятии – собственный бренд.

Какие имена в белорусской моде открыла Belarus Fashion Week?

— Я горжусь, что причастна к формированию творческого дуэта Татьяны Ефремовой и Тамары Горидовец. Первый раз они выступили на сезонных показах моды "Открытый подиум" в Гомеле. С тех пор они неразлучны. Людмила Тараканова говорит, что благодаря Неделям моды стала настоящим дизайнером, каждый сезон готовит новые коллекции.

фото TARAKANOVA, фото: bfw.by

— А что отличает белорусскую моду?

— Мне очень нравится, что в Беларуси формируется отношение к моде как к бизнесу, а не как к пиару или клубному развлечению. Правда, при этом нашим дизайнерам очень не хватает элементарных знаний по менеджменту и маркетингу. Важно понимать, что в одиночку модный бизнес не построишь: нужны специалисты, которые закупят ткани, фурнитуру, проанализируют, какая "мода" будет продаваться, pr - специалисты и т.д. Это серьезный бизнес, который производит товар, продает, платит налоги, дает работу людям. Белорусской модной индустрии крайне необходим умелый менеджмент. И мы на Belarus Fashion Week стараемся сделать так, чтобы та мода, которая показывается на подиуме, потом продавалась. Для этого формируем публику из профессионалов: баеров, директоров предприятий-производителей, из людей, которые занимаются ритейлом одежды, прессы. Неделя моды — это полугодовалый отчет и задел на будущее, дизайнеры показывают, что будет продаваться следующие полгода. Именно так и должно быть в моде.

— Кто наиболее заинтересован в сотрудничестве с белорусскими дизайнерами: отечественные предприятия или зарубежные?

— В меньшей степени это белорусские предприятия. Баерами выступают в основном российские компании, например, на прошлой Неделе было около 20 представителей магазинов из Калининграда, Санкт-Петербурга, Москвы, Иваново, Ростова-на-Дону, из Казахстана.

— Это связано со схожестью менталитета или таможенными проблемами?

— География обусловлена, конечно, отсутствием границ. Например, Украина близка по менталитету, но возникает проблема с таможней и налогами. Меня многие спрашивают: почему не приглашаешь баеров из Европы? Я, конечно, могу пригласить, да мы и приглашаем закупщиков из Германии, Литвы, Италии, Лондона, но давайте посчитаем: логистика, налоги, ценовая политика. И получается, что платьице должно стоить 1000 долларов. Кто его купит? Нужно не летать в облаках, а все экономически просчитывать!

фото Коллекция Елены Цоколенко, фото: bfw.by

— Если говорить о белорусском стиле: есть ли у наших дизайнеров свое лицо?

— Нас отличает простота. Белорусские дизайнеры не такие искушенные в разнообразии тканей и фурнитуры, как, например, российские, поэтому они более творческие, больше думают над самим фасоном. Мне нравится, как работают Марина Давыдова, Татьяна Ефремова, Ирина Бойтик, Людмила Лабкова. Это дизайнеры, у которых уже все налажено, есть свой сегмент, своя целевая аудитория. Каждый раз, когда я смотрю коллекции наших белорусских мастеров, я ловлю себя на мысли, что формирую гардероб на каждый день. Конечно, у меня есть свои предпочтения среди дизайнеров, например, Елена Цоколенко, Ольга Самощенко, Людмила Тараканова. У Лены Цоколенко ткани простые, цвета лаконичные и приглушенные, но посмотрите, как она выворачивает этот шелк, какие замечательные у нее линии. Все лаконично, сдержанно, но так шикарно и романтично.

— Кто-то из белорусских дизайнеров уже готов выставляться на европейских неделях моды?

— На сегодняшний день в Европе можно смело представлять Людмилу Тараканову. Это готовый бренд для скандинавского региона: Стокгольма, Копенгагена, Осло, можно пробовать и Лондонскую неделю. Надо отдавать себе отчет, что каждый бренд подходит под свою Неделю моды — будет это СНГ, Азия, Европа или Америка. Та же Тараканова может не получить успех на Парижской неделе моды, потому что не та стилистика, не тот покупатель, не та Неделя моды.

— А есть ли в планах участвовать в подобных мероприятиях?

— Да, в июле мы собираемся в Париж на Международную промышленно-торговую дизайнерскую выставку WHO`S NEXT. В сентябре наши белорусские компании примут участие в Collection Premiere Moscow (CPM) и в Неделе моды в Стамбуле.

— Янина, а что такое, по-вашему, мода? И как уберечь белорусов от безвкусия, которое заполоняет наши улицы?

— Надо понимать, что мода — это не только платье или галстук. Многие боятся моды, говорят: я — строитель или бизнесмен, мне некогда думать об одежде. Но ведь мода — это, прежде всего, стиль жизни. Сегодня модный человек ездит на велосипеде, занимается спортом, имеет одно или несколько высших образований, хорошо работает, к чему-то стремится. И мне кажется, если он модный в одежде, он будет модным и успешным во многом.

Нам надо просто работать, двигаться, внедрять, бороться. А людям, работающим в моде, надо переболеть, пережить критику, не обращать на нее внимания, держаться вместе и гнуть свою линию.

Да, сегодня мы видим, что специалисты уезжают из страны, например, в Европу. Говорят: "У нас все плохо, а там все хорошо". Мое мнение такое: вы сделайте хорошо, покажите пример. Давайте все разъедемся, что будет со страной? Нужно, чтобы в каждом направлении — в моде, в спорте, в промышленности — были люди, болеющие за дело, с возможностями: как профессиональными, так и материальными.

Я тоже могла уехать и сделать отличную карьеру на Западе, я достаточно медийная персона в Европе и желанный гость на многих светских мероприятиях. Но мне нравится работать в моей стране, я не бегаю за славой, я хочу результата, движения, каких-то достижений. Помните, как у Андрея Макаревича: не стоит прогибаться под изменчивый мир, однажды он прогнется под нас. И я верю в это. Я очень уважаю и ценю всех, кто сегодня, не смотря на трудности, развивает и создаёт белорусскую моду.



Стильная женская одежда представлена в Каталоге TUT.BY.
20170619