Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Стиль


фото bfw.by

24-29 апреля в Минске пройдет главное профессиональное мероприятие в мире белорусской моды — четвертый сезон Belarus Fashion Week by Marko. Свои коллекции сезона осень-зима 2012/2013 представят ведущие белорусские дизайнеры. О развитии белорусской моды, о том, какие проблемы возникают у молодых дизайнеров и почему отечественные предприятия неохотно берут их на работу в интервью с организатором и руководителем Belarus Fashion Week Яниной Гончаровой.

— Янина, на днях в Минске пройдет главное профессиональное мероприятие в мире белорусской моды — четвертый выпуск Belarus Fashion Week. Главный административный успех предстоящего мероприятия — у Недели появилась приставка by Marko. Почему спонсором выступило именно обувное предприятие?

У нас был генеральный партнер на первой Неделе моды, второй и третий сезон прошли без партнёра. В этом сезоне мы получили сильную поддержку в лице генерального директора предприятия "Марко" (крупнейшего производителя высококачественной мужской, женской и детской обуви) — Николая Васильевича Мартынова.

Мы и раньше сотрудничали с компанией: в рекламных проектах, различных показах, соревнованиях "Бег на каблуках" и т.д. Поэтому не удивительно, что предприятие предложило свою помощь в организации и проведении Belarus Fashion Week. Это сотрудничество подтолкнуло и к новым проектам: в рамках конкурса молодых дизайнеров New Names BFW совместно с "Марко" будет представлена новая номинация "Дизайн обуви и аксессуаров". Победитель получит возможность работать для новой коллекции компании.

— Трудно было найти партнера в мире моды? Есть ли в нашей стране предприятия и компании уровня Mercedes Benz, которые могут на постоянной основе поддерживать модную индустрию, как, например в России Mercedes-Benz или Volvо?

— Пожалуй, в Беларуси нет компании, к которой мы не обращались с предложением о сотрудничестве. Я очень активный и коммуникабельный человек, знаю многих директоров успешных компаний, но очень редко что-то двигается дальше разговоров.

Поэтому когда появляется партнёр, мы это очень ценим. Мода — это такой же бизнес, как любой другой, который надо развивать и двигаться дальше. Абсолютно уверена, что к осени многие посмотрят на наше сотрудничество с "Марко" и скажут: "Мы тоже хотим". Когда ты становишься успешным, ярким, блестящим — рядом захотят быть многие.

— А государственные структуры поддерживают вас?

— К огромному моему сожалению, нет. Мы уже перестали проявлять активность в качестве просителей на оказание поддержки и внимания к проекту, каждый раз рассказывая о значимости и важности проекта для имиджа страны в целом. Надоело играть в пинг-понг между Министерством культуры и Министерством торговли, нужно работать, а не просить или упорно разъяснять очевидные вещи. Правда, справедливости ради, скажу, что мы получаем поддержку со стороны дипломатических представительств: как нашей страны, так и тех стран, откуда к нам едут гости (Польша, Литва, Франция, Великобритания, Италия). Мы благодарны посольствам, которые помогают нам решить визовые вопросы.

А ведь в некоторых европейских странах подобные мероприятия получают статус культурного проекта, государство оказывает поддержку на разных уровнях: от предоставления площадки до информационной поддержки (ТВ, радио, наружная реклама). Я уже не говорю о том, что у них существуют государственные программы помощи дизайнерам, малому бизнесу — такие программы есть во Франции, Италии, Бельгии, Японии и многих других странах. А мы только в марте этого года оплатили задолженность по аренде "Белэкспо" за прошлый сезон, а три месяца назад погасили долги по второму сезону. Зато накануне предстоящего мероприятия из различных государственных ведомств звонят и просят по 10-20 пригласительных билетов.

Получается, мода нужна?! Сегодня, пройдя через все круги ада, я отлично понимаю, почему раньше никто не проводил Недели моды в Беларуси — это очень трудное и затратное мероприятие. Например, к первому сезону мы готовились два года.

— А как пришла в голову эта идея?

— В 15-16 лет я уже знала, что буду делать Fashion Week! Работала, училась, развивалась и не сомневалась. Идея лежала на поверхности: ее надо было просто вовремя подхватить и воплотить.

— Как вы думаете, эта идея была вовремя подхвачена?

— Абсолютно. Если бы раньше — белорусская мода не созрела для этого, позже — она опустилась бы на уровень клубных показов, ярмарок и корпоративных вечеринок.

— А на кого ориентируетесь, у кого учитесь? Какие модные мероприятия считаете самыми достойными?

— По организации всего процесса, это, конечно же, Недели моды в Лондоне, России, Польше. Я имею контакт со многими европейскими и американскими оргкомитетами Fashion Week. С кем-то сложились тесные, даже дружеские, отношения, с кем-то пока исключительно деловые. По возможности, я посещаю многие модные события в Европе. Вот недавно мы посетили Ukrainian Fashion Week в Киеве, Mercedes-Benz Fashion Week Russia и выставку CPM в Москве, Польскую неделю моды. Но уверяю вас, что наша Belarus Fashion Week ничем не хуже. Конечно, говоря об этом, я имею в виду, прежде всего, уровень наших дизайнеров. Например, в Москве на выставке CPM с успехом были приняты коллекции Людмилы Таракановой (бренд Tarakanova), Ирины Бойтик (Boitsik). От торговых брендов Беларусь представляли известные швейные предприятия — BURVIN, NELVA, NICOLE&NICOLE, MOZART, ROMGIL, PAPILLIO-kids и др. Они показали высокий уровень презентации и качества представляемой одежды, что ещё раз подтвердило известный факт, что Беларусь — страна с развитой швейной промышленностью и хорошей дизайнерской школой.

фото Коллекция Марины Давыдовой

— Вы действительно так думаете? Почему же мы не ходим в дизайнерской одежде, не знаем модных авторов, а молодежь одевается все больше в "Mango" и "Terra nova"?

— Дайте немного времени. Требовать уровня и статуса моды в обществе, который сложился во многих странах за десятки лет, как минимум не объективно. Давайте подождем. Белорусской fashion-индустрии, можно сказать, всего два года. Но и за это время уже появились магазины дизайнерской одежды, в Интернете можно купить продукцию белорусских модельеров. Мода становится доступней. Конечно, конкурировать с западными домами, которым по 150 лет, чрезвычайно трудно. Но у нас есть людские ресурсы и много талантов — мы можем сами одевать нашу страну, принося деньги в казну Беларуси, развивая ее. Уверена, что через несколько лет наши предприятия станут очень успешными, ведь у нас есть главное — хорошее качество и добросовестная работа. Сейчас предприятия активно занимаются переоборудованием. Например, производители ткани — "Камволь", "Сукно", "Оршанский льнокомбинат" — начинают больше ориентироваться на дизайнеров-предпринимателей, малые швейные компании, предоставляя возможность покупать небольшие партии сырья, работают по индивидуальному заказу. Дизайнеры торговых марок DAVIDOVA, BOITSIK, NASTYA MAKKEY, HISTORIA NATURALIS отлично работают и делают коллекции с использованием тканей белорусских предприятий – производителей.

А вообще, я — абсолютный патриот своей страны и всего того, что мы производим. Возможно, это звучит забавно для многих. Но, часто бывая за границей и видя, как там хвалят все, что сами делают, с каким достоинством преподносят свое, я понимаю — нам тоже надо научиться ценить белорусское. Например, та же обувь "Марко", ее в Беларуси почему-то не так ценят, как в России. Когда мы участвуем в выставках, мне говорят: "Ваша обувь вне конкуренции, вы — лидеры. Цена маленькая, а качество восхитительное". Да, страдает дизайн, но это дело времени. Думаю, с приходом молодых дизайнеров модели станут более модными и востребованными.

— Готовы ли сегодня белорусские или западные предприятия принять вчерашних студентов, молодых дизайнеров?

— С одной стороны, эта готовность есть. И тому есть хорошие подтверждения. Например, испанская компания по производству женской одежды для создания первой коллекции пригласили Тамару Горидовец и Татьяну Ефремову. Совместно с нами они провели кастинг среди тех, кто им подходит по стилю, в итоге выбрали этот белорусский дизайнерский дуэт. Работа с крупными компаниями — это очень хорошая школа для молодых. Успешный пример — Иван Айплатов, который имеет свой раскрученный бренд. Он показал молодым пример того, что в моде можно серьезно работать и зарабатывать.

Правда, есть и другая сторона. Ко мне часто обращаются представители предприятий с просьбой порекомендовать молодых дизайнеров. Я им говорю: "А какая проблема? Делайте заявку в Витебский технологический институт". Они отвечают: "Янина, там же космонавты, а не дизайнеры. Они далеки, оторваны от производственных процессов, не понимают и не хотят их понимать". Действительно, дизайнеры — люди творческие, часто амбиции стоят выше рационального. Важно понимать, что ты работаешь для клиента.

Поэтому работа на предприятии — важное условие дальнейшего успеха. Например, Евгений Иванчик, который выиграл прошлый конкурс "Новые имена", сейчас работает на трикотажной фабрике "Аришка". Это самый правильный путь формирования хорошего дизайнера: учеба – конкурс – работа на предприятии – собственный бренд.

Какие имена в белорусской моде открыла Belarus Fashion Week?

— Я горжусь, что причастна к формированию творческого дуэта Татьяны Ефремовой и Тамары Горидовец. Первый раз они выступили на сезонных показах моды "Открытый подиум" в Гомеле. С тех пор они неразлучны. Людмила Тараканова говорит, что благодаря Неделям моды стала настоящим дизайнером, каждый сезон готовит новые коллекции.

фото TARAKANOVA, фото: bfw.by

— А что отличает белорусскую моду?

— Мне очень нравится, что в Беларуси формируется отношение к моде как к бизнесу, а не как к пиару или клубному развлечению. Правда, при этом нашим дизайнерам очень не хватает элементарных знаний по менеджменту и маркетингу. Важно понимать, что в одиночку модный бизнес не построишь: нужны специалисты, которые закупят ткани, фурнитуру, проанализируют, какая "мода" будет продаваться, pr - специалисты и т.д. Это серьезный бизнес, который производит товар, продает, платит налоги, дает работу людям. Белорусской модной индустрии крайне необходим умелый менеджмент. И мы на Belarus Fashion Week стараемся сделать так, чтобы та мода, которая показывается на подиуме, потом продавалась. Для этого формируем публику из профессионалов: баеров, директоров предприятий-производителей, из людей, которые занимаются ритейлом одежды, прессы. Неделя моды — это полугодовалый отчет и задел на будущее, дизайнеры показывают, что будет продаваться следующие полгода. Именно так и должно быть в моде.

— Кто наиболее заинтересован в сотрудничестве с белорусскими дизайнерами: отечественные предприятия или зарубежные?

— В меньшей степени это белорусские предприятия. Баерами выступают в основном российские компании, например, на прошлой Неделе было около 20 представителей магазинов из Калининграда, Санкт-Петербурга, Москвы, Иваново, Ростова-на-Дону, из Казахстана.

— Это связано со схожестью менталитета или таможенными проблемами?

— География обусловлена, конечно, отсутствием границ. Например, Украина близка по менталитету, но возникает проблема с таможней и налогами. Меня многие спрашивают: почему не приглашаешь баеров из Европы? Я, конечно, могу пригласить, да мы и приглашаем закупщиков из Германии, Литвы, Италии, Лондона, но давайте посчитаем: логистика, налоги, ценовая политика. И получается, что платьице должно стоить 1000 долларов. Кто его купит? Нужно не летать в облаках, а все экономически просчитывать!

фото Коллекция Елены Цоколенко, фото: bfw.by

— Если говорить о белорусском стиле: есть ли у наших дизайнеров свое лицо?

— Нас отличает простота. Белорусские дизайнеры не такие искушенные в разнообразии тканей и фурнитуры, как, например, российские, поэтому они более творческие, больше думают над самим фасоном. Мне нравится, как работают Марина Давыдова, Татьяна Ефремова, Ирина Бойтик, Людмила Лабкова. Это дизайнеры, у которых уже все налажено, есть свой сегмент, своя целевая аудитория. Каждый раз, когда я смотрю коллекции наших белорусских мастеров, я ловлю себя на мысли, что формирую гардероб на каждый день. Конечно, у меня есть свои предпочтения среди дизайнеров, например, Елена Цоколенко, Ольга Самощенко, Людмила Тараканова. У Лены Цоколенко ткани простые, цвета лаконичные и приглушенные, но посмотрите, как она выворачивает этот шелк, какие замечательные у нее линии. Все лаконично, сдержанно, но так шикарно и романтично.

— Кто-то из белорусских дизайнеров уже готов выставляться на европейских неделях моды?

— На сегодняшний день в Европе можно смело представлять Людмилу Тараканову. Это готовый бренд для скандинавского региона: Стокгольма, Копенгагена, Осло, можно пробовать и Лондонскую неделю. Надо отдавать себе отчет, что каждый бренд подходит под свою Неделю моды — будет это СНГ, Азия, Европа или Америка. Та же Тараканова может не получить успех на Парижской неделе моды, потому что не та стилистика, не тот покупатель, не та Неделя моды.

— А есть ли в планах участвовать в подобных мероприятиях?

— Да, в июле мы собираемся в Париж на Международную промышленно-торговую дизайнерскую выставку WHO`S NEXT. В сентябре наши белорусские компании примут участие в Collection Premiere Moscow (CPM) и в Неделе моды в Стамбуле.

— Янина, а что такое, по-вашему, мода? И как уберечь белорусов от безвкусия, которое заполоняет наши улицы?

— Надо понимать, что мода — это не только платье или галстук. Многие боятся моды, говорят: я — строитель или бизнесмен, мне некогда думать об одежде. Но ведь мода — это, прежде всего, стиль жизни. Сегодня модный человек ездит на велосипеде, занимается спортом, имеет одно или несколько высших образований, хорошо работает, к чему-то стремится. И мне кажется, если он модный в одежде, он будет модным и успешным во многом.

Нам надо просто работать, двигаться, внедрять, бороться. А людям, работающим в моде, надо переболеть, пережить критику, не обращать на нее внимания, держаться вместе и гнуть свою линию.

Да, сегодня мы видим, что специалисты уезжают из страны, например, в Европу. Говорят: "У нас все плохо, а там все хорошо". Мое мнение такое: вы сделайте хорошо, покажите пример. Давайте все разъедемся, что будет со страной? Нужно, чтобы в каждом направлении — в моде, в спорте, в промышленности — были люди, болеющие за дело, с возможностями: как профессиональными, так и материальными.

Я тоже могла уехать и сделать отличную карьеру на Западе, я достаточно медийная персона в Европе и желанный гость на многих светских мероприятиях. Но мне нравится работать в моей стране, я не бегаю за славой, я хочу результата, движения, каких-то достижений. Помните, как у Андрея Макаревича: не стоит прогибаться под изменчивый мир, однажды он прогнется под нас. И я верю в это. Я очень уважаю и ценю всех, кто сегодня, не смотря на трудности, развивает и создаёт белорусскую моду.



Стильная женская одежда представлена в Каталоге TUT.BY.