• Тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Звезды
  • Вдохновение
  • Еда
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Дарья Клюйко /

Ее голос слушатели полюбили задолго до того, как узнали его обладательницу. Лариса Долина не была популярнейшей эстрадной певицей, но спела десятки песен для популярных советских фильмов. Благодаря ее харизматичному и невероятно красивому голосу эти композиции становились народными уже на следующий день после выхода картин в прокат. А потом стала народной и их исполнительница. О пути к славе, жизненных перипетиях и важных фактах биографии артистки вспоминаем сегодня, в ее юбилейный день рождения.

Лариса Кудельман появилась на свет 10 сентября 1955 года в Баку. Но уже через три года родители малышки — Александр Маркович и Галина Израилевна — переехали вместе с дочкой в Одессу. Здесь отец работал стекольщиком на стройке, а мать служила машинисткой. К детскому увлечению дочери музыкой относились спокойно — вполне подходящее для девочки занятие. Лариса училась игре на виолончели, но однажды взяла в руки микрофон, спела со сцены и поняла, что вот она — ее судьба.

— Мне было 12. И с тех пор я не могу представить себя непоющей. А выступила я, как сейчас помню, в пионерском лагере «Юный романтик». Тогда наш музыкальный руководитель Ильюшин Байрон привез в лагерь свой вокально-инструментальный ансамбль «Магелланы» и захотел, чтобы я спела с ним. О, как же я волновалась! Не спала всю ночь. Подумать только: мне предстояло впервые в жизни выступить на сцене, да еще и в сопровождении настоящих музыкантов с электрогитарами и саксофонами! Да, выступление прошло на ура, после чего ребята предложили мне по вечерам работать с ними на танцах. Я согласилась. Немного времени спустя начала петь и в ресторане, правда уже с другим коллективом. Днем училась в школе, а по вечерам два раза в неделю выступала.

Вечерние выступления дочери родители приняли в штыки. В их сознании не укладывалось, как такое вообще можно позволить юной девочке. Семья была на грани грандиозной ссоры, но вмешательство извне спасло ситуацию.

— Они категорически были против того, чтобы я пела. Моя мама была убеждена, что любая артистка — падшая женщина. На переубеждение родителей ушло очень много времени и нервов. Благо мой преподаватель по классу виолончели Жанна Михайловна Герасименко вступилась. Она выросла с моим папой в одном дворе. Именно ей каким-то чудом удалось повлиять на моих родителей. Хотя, впрочем, если бы не она, я бы, наверное, все равно что-то придумала ради того, чтобы петь. Это была уже не мечта, а предназначение, судьба. Мне было все равно, что я пою, лишь бы находиться на сцене.

Лариса успешно оканчивает «музыкалку» и заболевает джазом. Как позже окажется — навсегда. Но пока она вместе с музыкантами-одесситами делает свои первые шаги на этом пути.

— Джазу вообще невозможно научиться ни в одном вузе, ни в одной консерватории. Мне повезло: я с этим родилась. У меня диапазон около трех октав. Не всякая певица просто вытянет по тесситуре. Я не знаю, откуда это. Мама не знала, что такое джаз, папа — тем более…

Уже почти выпускница, она выдерживает большой конкурс и попадает на работу в Одесскую филармонию. Лариса становится солисткой вокального секстета «Волна» при эстрадном оркестре «Мы — одесситы». Она берет девичью фамилию матери (Долина) в качестве творческого псевдонима. Певица никогда не скрывала свою национальность, просто сочетание Лариса Долина показалась ей более звучным и ярким для сцены, нежели Лариса Кудельман.

— В шестнадцать лет у меня была ставка — четыре пятьдесят за концерт. Моя судьба — за все платить и всего добиваться своими силами. Но я не жалуюсь. Помню, со своей первой зарплаты я купила себе джинсы и маленький магнитофончик. Включала Джеро и училась на его песнях импровизировать. Кстати, спустя много лет мы познакомились и даже спели вместе. Я осталась в восторге от него, а он от меня.

Следующее десятилетие Лариса Долина сотрудничает с популярнейшими коллективами Советского Союза. Это государственные эстрадные оркестры Армении и Азербайджана (последний под руководством легендарного Полада Бюль-Бюль оглы, а также в оркестре «Современник», где вместе с руководителем Анатолием Кроллом подготовила «Антологию джазовой музыки»).

— Мы с ним придумали хитрую вещь: легализовали джаз, выдав его за «музыку угнетенных негров». Таким образом, с программой «Мы из джаза» нам удалось довольно успешно объездить весь Советский Союз.

А еще записывает свои первые композиции для кино. В 1978 году в прокат выходит картина Марка Захарова «Обыкновенное чудо», в которой Долиной доверили партию героини Эмилии.

Однако настоящий суперхит у Долиной появился в 1982-м — знаменитая песня для фильма «Чародеи» — «Три белых коня».

Карьера артистки идет в гору. Но каким-то удивительным образом ее хватает на всё, и даже больше. Певица продолжает свою учебу: сначала в Московском музыкальном училище имени Гнесиных — эстрадное отделение по классу вокала, а потом Гнесинский музыкально-педагогический институт. А еще Лариса выходит замуж. Ее избранником стал второй дирижер оркестра «Современник» Анатолий Миончинский. У супругов в 1983 родилась дочь Ангелина. Только вот семейное счастье все равно не сложилось, и пара рассталась. Всему виной стало пристрастие супруга к алкоголю.

После расставания папа Ангелины не стал принимать участия в ее воспитании. Лариса тянула все на себе: работала за двоих, чтобы обеспечить малышке красивую жизнь, при любой возможности, чтобы не расставаться с дочкой надолго, брала ее с собой на гастроли.

— Лина ревновала, очень сердилась, злилась, даже могла двери передо мной закрыть, не пустить меня домой, когда я возвращалась. Я никогда не избавлюсь от этого щемящего чувства вины перед ней… Но каждый раз, когда я спрашивала Линочку: скажи мне, только честно, тебе не хватает отца? Она говорила — ты мне и папа, и мама. Много лет я возила Лину с собой на гастроли. Кстати, она очень хорошо поет, но пошла по другому пути. Не захотела быть второй. Сказала, что не выдержит всех этих концертов, гастролей… Что не сможет, как ее мать, несмотря на недосып, хроническую усталость и болезни, выходить на сцену и улыбаться.

Вскоре Лариса встретила новую любовь — бас-гитариста и продюсера Виктора Митязова. Он стал отчимом для Лины и настоящей опорой для певицы. 80-е стали кинодесятилетием в ее творчестве. В это время она записывает красивейшие композиции для картин «Принцесса цирка», «Зимний вечер в Гаграх», «Самая обаятельная и привлекательная», «Человек с бульвара Капуцинов», «Убить дракона» и многих других. А в культовой ленте «Мы из джаза» ей даже досталась небольшая роль — негритянской певицы Клементины Фернандес.

https://www.youtube.com/watch?v=Tn6HOJ1yq_g

В какой-то момент певица понимает, что ей стало немного тесно в привычном амплуа, и она записывает целый ряд рок- и даже поп-композиций. Продуктивным оказалось и ее сотрудничество с композитором Виктором Резниковым. Вместе они создали несколько концертных программ, с которыми Лариса Долина (вместе со своим собственным музыкальным коллективом «Эскорт») объехала всю страну. А 1988 году в концертном зале «Россия» состоялась премьера рок-оперы «Джордано», главные роли в которой исполнили Валерий Леонтьев и Лариса Долина.

— Уже все знают, что у Долиной есть голос. Я голосом никого не удивлю. А мне нужно экспериментировать. Поэтому выбираю каждый раз новые формы, меняю имидж. Стать однообразной? Никогда себе этого не позволю!

 

Мюзиклы в творческой жизни Долиной определенно занимают почетное место. Певица не раз признавалась, что обожает участвовать в проектах этого жанра. Критики и зрители тепло принимают Долину на театральных музыкальных подмостках. Когда Долина предстала в образе матроны мамы Мортон в знаменитом бродвейском мюзикле «Чикаго», поставленном в Москве, пресса написала про «не просто совершенную игру певицы, а сверхпрофессиональную, учитывая идеальные вокальные данные и откровенный актерский талант». Удачным было и участие в мюзикле «Любовь и шпионаж»: вместе с Дмитрием Харатьяном играет главные роли…

— К сожалению, у нас, в России, жанр мюзикла пока приживается с большим трудом. Поэтому «Любовь и шпионаж» сделали русским мюзиклом, он написан в наших музыкальных традициях. Там есть моменты, где зрители будут надрываться от смеха, а есть очень драматичные, которые доведут людей до слез. Во время спектакля я пою душещипательные песни. А как без них? Ведь наш русский народ так любит поплакать! Даже если страдания его надуманы им же самим.

Не осталось незамеченным и появление Ларисы Долиной в телевизионной музыкальной трилогии Первого канала — «Старые песни о главном». А ее музыкальный номер с кавером на песню из кинофильма «31 июня» моментально стал суперхитом и долго крутился на всевозможных радиостанциях.

Но особенно часто в 90-х и даже нулевых звучала песня Долиной «Погода в доме».

— «Погода в доме» стала моим счастливым билетом! Эта песня дала мне возможность заниматься сегодня тем, что я хочу, тем, чем я занимаюсь сегодня, то есть петь джаз. Подумайте, ведь невозможно представить трехнедельный тур с джазовой программой во времена кризиса! А с «Погодой» были аншлаги и переаншлаги. Этой песне уже столько лет, но ее до сих пор продолжают требовать в конце каждого концерта.

В доме самой артистки погода была разной. Она расходится с супругом, но считает эту перемену к лучшему. Лариса снова влюблена, и эта любовь взаимна. Ее новый супруг — музыкант Илья Спицын — моложе, но это ее нисколько не смущало. В жизни начался новый период, который продлился 20 лет.

— Певица полюбила музыканта. И это был самый переломный момент в моей жизни. До этого я много лет существовала, а не жила. Просто ходила по земле… А когда появился Илья, я ожила, воскресла, он вытащил из меня весь мой потенциал, он сделал из меня совершенно другого человека. Я вдруг впервые посмотрела на себя со стороны — 82 кг и глаза такие серые-серые, тоскливые. И решила, что больше никогда такой не буду.

И вправду, рядом с молодым супругом Лариса и сама как будто помолодела. Она как никогда энергична: создает новые шоу, гастролирует по стране и за рубежом. С легкостью откликается на всякого рода творческие эксперименты или даже инициирует их самостоятельно. Когда представители Первого канала пригласили ее стать членом жюри шоу «Универсальный артист», Долина сказала, что сама не прочь стать участницей шоу. В итоге она стала победительницей проекта. А буквально минувшей весной она стала участницей проекта «Маска». По условиям творческого соревнования знаменитости появлялись на сцене, скрытые под маской и костюмом. Лариса Долина выступала в образе благородного оленя и заняла третье место.

— Видите, не жизнь у меня теперь, а сплошное веселье. Бывали разные годы — и лучше, и хуже. Но теперь я действительно чувствую себя расправившей плечи. У меня сейчас, по-моему, подростковый период!

У актрисы подрастает внучка, в воспитании которой бабушка принимает самое живое участие.

— Да, более того, могу вам сказать, что мне это очень нравится. Знаете, некоторые женщины, считающие, что они стали бабушками слишком рано, заставляют внуков называть их по имени. Я этого не понимаю. Как только я беру внучку Сашеньку на руки, у меня просто ком к горлу подкатывает… Ощущения, доселе неведомые! Знаете, я всю жизнь прожила с ощущением, что чего-то недодала своей дочери. Наверное, эта не истраченная в свое время нежность выплеснется на внучку…

— Мама для меня пример во всем! — вторит дочь Ларисы Лина. И в воспитании дочки тоже. Правда, в какие-то моменты она становилась диктатором… Но это было, наверное, необходимо, когда я начала курить, что-то скрывать… А потом мы стали настоящими подругами. Я ничего не скрываю от мамы.

 

Свой юбилей Лариса Долина отметит в том числе и на сцене: совсем скоро ей предстоят выступления на музыкальном форуме Игоря Бутмана Sochi Jazz Festival. Она снова одна, три года назад разошлась с супругом. Помогает воспитывать внучку, занимается со студентами: уже четвертый год Лариса Долина возглавляет кафедру эстрадно-джазового пения Московского государственного института культуры и, конечно же, несмотря ни на что, поет.

— Я благодарна Богу за свой голос. Голос — это все, что у меня есть. Для меня петь — это как для птиц летать, для рыб плавать. Я больше не умею ничего хорошо делать. Если только любить.

-80%
-25%
-20%
-10%
-10%
-40%
-50%
-20%
-50%
-10%
0071926