Дарья Клюйко /

В эпоху сталинского кинематографа на экранном олимпе безраздельно царствовали и соперничали две женщины: Любовь Орлова и наша сегодняшняя героиня — Марина Ладынина. Обе — жены режиссеров, прекрасные актрисы и любимицы миллионов. Правда, карьеры одной и другой завершились так же стремительно, как и начались. И если Орлова стала заложницей собственного образа, то Ладынину погубило вмешательство извне. В день рождения известнейшей советской артистки разбираемся в перипетиях ее непростой биографии.

Марина Ладынина родилась в простой крестьянской семье в селе с непоэтичным названием Скотинино, что в Смоленской области. У отца было всего три класса образования, а мама — и вовсе безграмотная. На старшей дочери — Марине — лежали все заботы о младших сестрах и брате, а также стирка, уборка и готовка. Вместо каникул — работа дояркой на ферме.

Старательная и трудолюбивая девочка ловко управлялась с домашними делами и, покончив с заботами, бежала читать. А потом пересказывала любимые книжки своим друзьям, причем невероятно талантливо: эмоционально и в лицах. Вскоре ее стали приглашать суфлером в самодеятельный театр, а позже — актрисой, на замену заболевшим служителям Мельпомены.

В 16 лет Марина оканчивает школу и остается работать там учительницей. Но счастливый случай поставил крест на ее педагогической карьере. С гастролями в село приехал артист московского театра Всеволода Мейерхольда Сергей Фадеев. Он был тронут талантом девушки и посоветовал непременно поступать в ГИТИС. Марина сочла это знаком судьбы и в 1929 году уехала в Москву, где поступила в тот самый ГИТИС с первой попытки. После завершения учебы Марину принимают в труппу МХАТа. Молодой актрисе довелось играть на одних подмостках с Ольгой Книппер-Чеховой, Владимиром Немировичем-Данченко, Константином Станиславским, Ольгой Андровской. Рядом с такими мастерами сцены талант Ладыниной расцвел всеми красками. Не зря сам Максим Горький восхищался ее игрой. Но главные творческие удачи и роли были еще впереди.

В 1934 году на съемках «Вражьих троп» Марина Ладынина знакомится с режиссером Иваном Пырьевым. Он убеждает актрису сосредоточиться исключительно на кинокарьере, ведь театр, по его мнению, — пережитки прошлого. А еще — признается в любви и просит остаться вместе с ним. Марина соглашается: и с первым пунктом, и со вторым.

Пырьев берет ее на главную роль в своем новом фильме «Богатая невеста». Зрители встретили ленту неоднозначно: многим показалось, что в картине специально издеваются над украинским языком. Но главному критику в стране — Иосифу Сталину — фильм понравился. Причем настолько, что и актриса, и режиссер получили по ордену Ленина. Покровительство Иосифа Сталина Ладынина испытает на себе еще не раз: он искренне симпатизировал красивой и талантливой артистке.

«Для каждого режиссера, и для Пырьева, было самое важное, чтобы Сталину понравилось. Каждый действовал так, чтобы не прогневить НКВД. Расскажу про „Сказание о земле Сибирской“. Писатель Фадеев был членом коллегии худсовета. На показе Сталину этой картины Фадеев выступил против меня и сказал, что я уже стара для этой роли, хотя я была еще молодая, просто ему не нравилась. Мало ли что каждому человеку может не нравиться… какие актер или актриса, особенно актриса. А Сталин сказал: „Нет, я с вами не согласен, мне нравится эта актриса, она с каждой картиной растет“. Боже мой, это была разорвавшаяся немецкая бомба».

После съемок «Богатой невесты» в личной жизни режиссера и актрисы наступили непростые дни. Пырьев принимает решение вернуться к предыдущей спутнице жизни. И это при том, что Ладынина была беременна от него. После рождения сына Андрея Марина переезжает из Москвы в Одессу. Внезапно Пырьев начинает бомбардировать ее телеграммами: «Если Вам дорога жизнь Ивана Александровича, то Вы должны вернуться».

Оказалось, что он готовится к съемкам новой картины «Трактористы» и никого не хочет видеть в главной роли, кроме вновь обожаемой Ладыниной. Спустя какое-то время женщина сдается. И возвращается к мужу.

Символ примирения звездной четы — «Трактористы» — прошел в прокате с огромным успехом. А правительство оценило картину двумя Сталинскими премиями: по одной для Ладыниной и Пырьева. Правда, Марине эта награда далась очень непросто: Пырьев просто измучил ее на съемках, выжимая из актрисы всё по максимуму:

«Суровый он был человек. Однажды я села за стол. Перерывчик маленький. Гримерша рядом. Смотрюсь в зеркало и вижу, что все мутновато. Я начинаю его протирать и опять не вижу себя в зеркале. Гримерша это заметила и тут же меня уложила, и я потеряла в какой-то степени сознание, но в полный обморок не упала. Прибежал доктор, который всегда бывает в съемочной группе. Сниматься я не могла, мне дали лекарство, и вдруг, когда я очнулась, подходит Иван Александрович и спрашивает: „Машенька, как ты?“ Я отвечаю: „Зачем ты меня спрашиваешь, если ты съемку не отменил?“ Тогда он как закричит… И все равно начал снимать после такого обморока».

Пожалуй, самым громким триумфом Ладыниной стало участие в музыкальной комедии «Свинарка и пастух». Романтическая история любви свинарки Глаши из Вологды и красавца чабана Мусаиба из Дагестана прогремела на весь Союз. Примечательно, что съемки картины начались до войны, а завершались уже после.

«Многие члены съемочной группы подали заявления о вступлении в ряды армии, получил повестку в военкомат и я», — позже будет вспоминать режиссер Иван Пырьев. «Поставив об этом в известность директора студии, я на другой день утром уже был на сборном пункте. Однако, когда нас, „запасных“ осмотрели, зарегистрировали и построили, чтобы отвезти в казармы, во двор въехала легковая машина студии. Меня тут же „извлекли“ из строя, посадили в машину и увезли на студию. Оказывается, было получено указание — съемки „Свинарки“ во что бы то ни стало продолжить, а меня на время съемок забронировать. Четыре месяца, в период вражеских налетов на Москву, мы снимали наш фильм».

После выхода ленты в прокат стало понятно, что «Свинарка и пастух» составили серьезную конкуренцию бессмертному к тому времени советскому кинохиту «Веселые ребята». За роль свинарки Ладыниной дают очередную Сталинскую премию. А Любови Орловой пришлось потесниться на киноолимпе.

«Пырьев с Александровым были соперниками. Картины Александрова с Орловой такой имели успех, что нельзя рассказать. Когда Орлова приезжала в какой-нибудь город, то все были на крыше… Такая собиралась толпа, останавливались машины, пробки делались из-за толпы. Она нравилась всем. Она была первая, знаменитейшая, красивая, интересная женщина, потрясающая личность. Иван Александрович завидовал и сделал героиню, противоположную Орловой. Орлову снимали под заграницу. А я играла деревенских баб и девчонок».

Справедливости ради нужно отметить, что Марине Ладыниной доводилось играть не только веселые роли сельских простушек. Следующей ее работой после «Свинарки и пастуха» стала работа в душещипательной мелодраме «В шесть часов вечера после войны».

«Приближалась победа, но все еще умирали люди, а мы играли такую слабую картину, там так много пения. Я считаю, что только творческая смелость режиссера могла допустить такой вокальный характер картины. А мы очень в этом сомневались», — скажет позже Ладынина.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Olga Lebedeva (@scorpiolga) 9 Май 2018 в 10:51 PDT

Картина вопреки всем опасениям получилась превосходной. Как и последовавшие за ней «Кубанские казаки», в которых Ладынина сыграла роль председателя колхоза. И там же впервые исполнила нестареющий и сегодня хит «Каким ты был — таким ты и остался».

Говорят, что после выхода картины Ладынина взлетела так высоко, что на улице Горького в Москве повесили два портрета. На одном был изображен Сталин, а на другом — актриса Марина Ладынина.

Семья Ладыниных-Пырьевых становится одной из самых знаменитых в Советском союзе. Поездки на международные фестивали, жизнь в элитной высотке на Котельнической набережной, деньги, слава, успех. «Несколько лет назад я наблюдала по телевизору, как встречали у нас Веронику Кастро, и улыбалась: ей и не снились те приемы, которые устраивали нам зрители! Когда я сидела в машине, люди подхватывали ее и несли на руках…» — вспомнит в 1990-х о прежних временах Марина Ладынина.

Казалось, что эта сказка если и должна закончиться, то лишь пресловутым «и жили они долго и счастливо». Но в 1954 году Пырьев снимает пророческий для их пары фильм «Испытание верности». И если в финале картины героиня Ладыниной прощала неверного супруга и они воссоединялись, то в жизни все вышло по-другому. Артистка не стала разводиться с Пырьевым из-за интрижки с молодой девушкой. Но написала на него жалобу в ЦК КПСС, в которой назвала супруга развратником. Иван вспылил. «Я с тобой разведусь так, что тебе и во сне не приснится…» — пообещал он Ладыниной. После чего публично облил грязью жену и унизил, обвинив в несуществующих изменах.

«Из зала суда она вышла с абсолютно белым лицом. Мы доехали до дома, там сели обедать. Разговаривали, даже смеялись. Ни нервного срыва, ни слез, ни горьких жалоб. Только через несколько часов Марина сказала: „Ты видела, как я держалась? А ведь они меня оклеветали“. Были случаи, когда, чувствуя себя перед Мариной виноватым, Иван Александрович в раскаянии полз за ней на коленях, целовал туфельку. Столько лет Марину на руках носил — и вдруг бросил оземь. Как ей было смириться? Как поверить, что ничего не изменишь? То злополучное письмо в ЦК было отчаянной попыткой удержать уходящую любовь», — рассказывала подруга актрисы.

 
 
 
 
 
 

 

 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 

Публикация от @belyislon 13 Май 2020 в 1:19 PDT

Из чувства мести Пырьев закрывает Ладыниной дорогу в кино: его связи позволяли ему так поступить. Отныне максимум Марины Ладыниной — это творческие вечера «Товарищ кино» по линии Театра киноактера.

«В истории кинематографа Пырьев останется как замечательный художник. Его фильмы пробуждали добрые чувства. Но при таком таланте быть таким завистливым! Когда появился Бондарчук, он готов был его в порошок стереть! Пырьев и Союз кинематографистов создал, чтобы быть главным в кинематографе, чтобы все от него зависели. Я как чувствовала, спорила, не соглашалась с тем, как он распоряжался судьбами людей», — горько скажет Ладынина.

«Сначала отлучили от театра, потом — от кино… У меня было 5 сталинских премий! И что? Меня не снимали десятилетиями… Как-то сидела в ресторане ВТО, к моему столику подошел незнакомый мужчина и сказал: «Вы перед всеми нами, зрителями, виноваты. Почему так долго не снимаетесь?» А я ответила: «Я же без вины виноватая!»

На самом деле после смерти мстительного мужа ей неоднократно предлагали сниматься, но она всякий раз отказывалась, так как не хотела играть возрастные роли. Предпочитала быть затворницей, а не звездой. Лишь изредка выходила в свет и давала интервью.

Марина Ладынина дожила до 96 лет. И, возможно, отпраздновала бы свой вековой юбилей, если бы не поскользнулась и не упала в ванной. Она пролежала без сознания весь день, пока ее не обнаружила домработница. Врачи пытались спасти легенду ушедшей эпохи, но не смогли. 10 марта 2003 года Марина Ладынина умерла. В одной из своих последних бесед с журналистами актриса призналась, что чувствует себя человеком, прожившим хорошую и счастливую жизнь. И несмотря на преклонный возраст, наслаждается каждым днем.

«Я счастливая мама и бабушка. Раньше, когда слышала от людей, что в каждом возрасте есть свои плюсы, я считала это страусиной политикой. А потом поняла, что и в старом возрасте есть свои прелести. Старость хороша тем, что на многие вопросы, которые ставит перед тобой жизнь, ты знаешь ответ… Даже на тот, почему ты себя неважно чувствуешь… И люблю до сих пор решать: что такое красота, любовь, зло, добро, зависть… Познание жизни бесконечно. Смерти никто не хочет…»

-80%
-30%
-15%
-80%
-25%
-15%
-10%
-20%
-25%