Дарья Клюйко /

До него секс-символами в Советском союзе были только женщины. Парень с бездонными глазами и телом античного бога был настолько нетипичным героем советского кино, что даже удивительно, как его утвердили на эту роль. «Ихтиандр» мог выглядеть как угодно, но благодаря актеру Владимиру Кореневу уже никогда по-другому. Сегодня он отмечает свой 80-й день рождения! Поздравляем артиста и вспоминаем самые яркие моменты из его биографии.

По иронии судьбы, детство «Ихтиандра» прошло у моря, в городе Севастополе, где на военном флоте служил его отец. Впоследствии он станет контр-адмиралом, а семья сменит не один адрес прописки, в итоге осев в Таллине.

Именно там будущий актер увлечется театром и станет посещать драмкружок под руководством артиста Таллинского драматического театра Ивана Россомахина. Сыграв в первом же спектакле, Владимир понял, что любовь к театру — навсегда и начинает активно готовиться к поступлению в профильное учебное заведение. В 1957 году он с легкостью преодолевает огромный конкурсный отбор и поступает в ГИТИС в мастерскую учеников Станиславского и Немировича-Данченко.

Владимир учился на последнем курсе, когда к ним в ГИТИС приехала ассистент по актерам из Москвы. Женщина искала актера, которого бы никто не знал и который бы подошел на главную роль в фильме «Человек-амфибия».

«Увидела меня в спектакле, где я играл, это была комедия Гольдсмита „Ночь ошибок“. Я там играл героя, такой типичный персонаж английских анекдотов, знаете? Наивный до глупости молодой человек. А наивность и глупость очень похожи, только наивность очень симпатична, а глупость не очень. Она подумала, что если я могу играть такого человека, то, может быть, смогу и сыграть чистого, наивного, искреннего Ихтиандра. Пригласили на пробы, и в первый же день меня утвердили».

Почти во всех сценах Коренев снимался без дублеров. И несколько раз чуть было не погиб на съемках. В первый раз на 20-метровой глубине отказала техника: воздух из акваланга перестал поступать. Спасла быстрая реакция страхующего подводника: он сбросил свой баллон и отдал его актеру. А сам поднялся на одном вдохе, без специальных остановок, на поверхность. Обошлось кессонной болезнью водолаза, хотя все могло быть гораздо трагичнее. Второе происшествие было не менее драматичным.

«Помните сцену, где Ихтиандра, привязанного железной цепью, бросают в море искать жемчуг? Я играл сам, без каскадеров, и бросали в воду меня. Вдруг матрос, державший второй конец цепи (чтобы быстро вытащить меня из воды), зазевался и выпустил цепь из рук. Я камнем ушел в воду, железо тянуло на дно, а глубина там о-го-го. Мое падение увидел оператор, быстро сориентировался, ринулся за мной. И вытащил меня, уже успевшего нахлебаться соленой морской водички».

Однако несмотря на всю фантастическую сложность проекта, такого успеха в прокате не ожидал никто из команды его создателей. Совсем скоро число зрителей перевалило за 100 миллионов.

«Ну, во-первых, фильм снят по замечательному роману. Я считаю, это лучший фантастический роман не только у Беляева, а из тех, что я читал. Он же очень добрый, рассказывает о том, как наивное существо, выросшее в естественной природе, попадает в человеческую среду, цивилизацию. И это существо обречено… И потом, он снят замечательно, там роскошный оператор Эдуард Розовский, один из лучших операторов в стране. Он снял 85 полнометражных фильмов, „Белое солнце пустыни“ снимал. Там был композитор Андрей Петров! Там снимался Симонов, великий русский актер, Миша Козаков, который был в зените своей популярности, Настя Вертинская, вообще актриса очаровательная…»

Критики писали: «Ихтиандр? Какой там Ихтиандр! Тарзан с жабрами!» Или: «Вместо живой стихии океана, повелителем и пленником которой был Ихтиандр, — этакая немыслимая красота моря, где плавают Ихтиандр и Гуттиэре, облаченные в эффектные костюмы, напоминающие серебряные обертки от шоколадных конфет». Но зрители были глухи к их словам. Наоборот: мужчины стремились быть похожими на героя Коренева: носили удлиненные стрижки и белые костюмы. Ну, а женщины просто грезили о спутнике жизни, похожем на Ихтиандра. К слову, во время выхода фильма Владимир Коренев был уже женат на однокурснице. И, к большому разочарованию фанаток, не оставлял им никакой надежды. Хотя внимание девушек, безусловно, льстило ему.

«Я с ужасом иногда думаю, какое было бы несчастье, если бы она не обратила на меня внимания, а прошла мимо. Нас очень много на Земле, несколько миллиардов, и когда среди этих миллиардов случайно встретятся те, кому всю жизнь будет хорошо друг с другом, это редкое везение, и я благодарю за него Бога. А то, что мы с Аллой вместе работаем, тоже хорошо: у нас одна профессия, один театр, одни заботы, нам есть о чем говорить и думать каждый день».

Но, как это всегда бывает, на смену бесконечному празднику жизни пришли будни. И актеру пришлось немало потрудиться, чтобы навечно не застрять в образе романтического героя:

«Так получилось, что в следующем фильме я снимался у Ивана Пырьева. Мы с ним познакомились, потому что он был женат на моей однокурснице Лионеле. И ко мне он очень хорошо относился. Пырьев мне сказал: „Заканчивай играть героев-любовников, теперь только характерные роли, возрастные“. Я с ним был абсолютно согласен, понимал: только попади в это прокрустово ложе одного амплуа — и потом никогда не выберешься. Ну, хорошо, пока ты еще молодой, но наступает время, заканчивается молодость и надо уже становиться мастером, надо научиться работать. Поэтому с тех пор я больше ни одной такой роли не играл. Сознательно, ни в театре, ни в кино».

За свою карьеру после «Человека-амфибии» Коренев снялся в полусотне картин. Но вот главные роли можно пересчитать по пальцам одной руки. Он был слишком красив для советского мира, и поэтому его нечасто звали на кинопробы. Правда, сам актер убеждает, что и сам часто отказывался от неподходящих, с его точки зрения, предложений:

«Прежде всего пытался искать приличных режиссеров и достойный материал. А то, что мне нравилось, очень редко попадалось. И я для себя понял: если ты работаешь в театре, стоит ли распыляться? Костлявая рука голода не толкала меня на кинематографическую панель. Я как-то мог жить в театре, зарабатывал нормально. У меня не было такой необходимости в чем попало сниматься. Есть актеры, которые снялись в сотне фильмов, а зритель не может вспомнить, где!.. Хорошо, когда хоть что-то остается после тебя. Я вообще считаю, что наша профессия достаточно эфемерна, чтобы всерьез думать о твоем вкладе в искусство. Нет — в ней возможно только получать удовольствие для себя, и я счастлив, что мне на протяжении всей моей творческой биографии это удавалось».

В театре Владимир Коренев действительно настоящая звезда. В 1961 году его пригласили в труппу Московского драматического театра имени К. С. Станиславского (современный «Электротеатр Станиславский»). И здесь он служит вот уже скоро как 60 лет.

«Я окончил ГИТИС, а в театре уже работала моя жена. Но мы еще тогда женаты не были. Когда худрук узнал, что у нее есть человек, который ей нравится, спросил, кто он. Она сказала, и он решил меня посмотреть. Пошел на спектакль в учебный театр и после этого пригласил меня в театр. Это был замечательный театр, лучший театр в Москве. По составу труппы, по репертуару. Как-то недавно я слушал одно из последних интервью Петра Фоменко. Он рассказывал о своих первых впечатлениях о Москве. И самые сильные чувства вызвал у него именно театр Станиславского. Он был на спектакле „Грибоедов“, на „Днях Турбиных“, и это стало для него чем-то незабываемым. А Петру Наумовичу стоит доверять. Там еще были живы ученики Станиславского, та часть, из которой составилась труппа поначалу. Потом к ним присоединились другие актеры. Они выучены были прекрасно, школа была, я почти всех их застал».

На сцене театра вместе с супругой более полувека

В театре ему везло с ролями: «Собачье сердце», «Стакан воды», «Сирано де Бержерак», «Робин Гуд», «Дни Турбиных», «Синяя птица», «Таланты и поклонники», «Коварство и любовь», «Мещанин-дворянин», «Хлестаков» — вот лишь малая толика известнейших пьес, в которых ему довелось сыграть центральных персонажей. И сегодня во многих постановках компанию Владимиру составляет не только его супруга, но и их дочь Ирина, которая также стала замечательной актрисой.

«Наверное, семья — это самое приятное, что есть в нашей жизни. Человек — как птица, у него тоже есть генетическая обязанность „свить гнездо“. Птица вьет гнездо, потому что природой предназначена снести яйца, вывести птенцов, научить их летать, отвести их в Африку, потом вернуть обратно сюда, на наш холодный Север… Вот так и у человека — он должен создать свое продолжение. Дети смиряют нас с нашим уходом из жизни, тогда ты уходишь спокойно. А когда я смотрю на людей, у кого нет ни семьи, ни детей, ни, тем более, внуков и правнуков — вижу, что у них грустные глаза. Не случилось у них то важное, что они должны были сделать как представители человеческого рода».

-20%
-7%
-30%
-20%
-20%
-10%
-40%
-25%